Урок-пpaктикум "Октябрьская революция и гражданская война"
Цели:
- Повторение и закрепление материала по теме “Россия в эпоху войн и революций, подготовка к контрольной работе.
- Развивать умение учеников решать проблемные задачи, формировать учебно-познавательные компетенции.
- Воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок
Тип урока: применение и закрепление полученных знаний
Формы работы с обучающимися: индивидуализированная
Форма урока: самостоятельная работа обучающихся
Методы обучения: частично-поисковые и эвристические
Средства обучения: карточки с вопросами, карта, учебник
Отбор материала: эмпирический, в более сложных вопросах – теоретический
- Закрепляются предметные умения – знание фактического материала;
- формируются общеучебные умения – работать с книгой, картой и дополнительной литературой (исторические факты содержатся к карточках);
- интеллектуальные – выделение главного, теоретическое объяснение прошедших событий и умение делать самостоятельные выводы.
Обучающимся предлагаются вопросы 3-х уровней сложности:
- на воспроизведение фактов
- на глубокое усвоение материала, требующие установления причинно-следственных связей, объяснения фактов или понятий или ответ по аналогии;
- вопросы-доказательства, новая учебная ситуация, творческий хаpaктер ответа.
Ход урока
I этап
Мотивация. Друзья, была изучена самая спopная тема в истории России. Попробуйте сами оказаться на месте историков и выскажите своё мнение по предлагаемым вопросам.
Разъяснение учащимся целей работы:
- закрепить полученные знания по теме;
- учиться мыслить нестандартно, т. е. у каждого может быть свой ответ на вопрос, главное уметь доказать собственную точку зрения;
- подготовиться к предстоящей контрольной работе.
II этап: самостоятельное выполнение пpaктической работы
Инструкция к выполнению: Каждый получает карточку с заданием. Задания, отмеченные звёздочкой – 5 баллов, задания без звёздочки – 4 балла, либо 3 балла. На оценку “5” необходимо набрать 25 баллов, на “4” - 21 балл и на “3” - 17 баллов. Дополнительно может быть добавлено 2-3 балла:
- за оригинальное мнение;
- за интересную тpaктовку фактов, не искажающую одновременно события;
- за сведения и факты, которых нет в учебнике, т.е. полученные при работе с дополнительной литературой. Выполнив задание, учащийся получает новую карточку и т. д.
По ходу работы учитель оказывает помощь слабым ученикам, наводя на мысль, ставя в знакомую ситуацию. Карточки предлагаются дифференцированно: более сильные ученики получают более трудную работу. Слабым ученика могут быть предложены карточки с фактическим материалом, а сложные задания в случае желания ученика. Можно предложить на выбор. Количество карточек можно увеличить, в зависимости от количества обучающихся.
Карточки с заданиями
№1
Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла аграрная политика большевиков? Можно ли считать её одной из причин гражданской войны?
№2 *
Эшелоны чехословацкого корпуса, насчитывавшего несколько десятков тысяч человек, растянулись на тысячи километров вдоль трaнcсибирской ж/д. Однако, чехам удалось поставить под свой контроль огромные территории Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Кто и почему поддержал мятеж?
№3
Как во время революции строились отношения между социалистическими партиями: большевиков, меньшевиков, эсеров? Как это повлияло на развитие событий в стране?
№4 *
В ноябре 1918 года были распущены комбеды. С этого же времени начинается полоса более терпимого отношения к меньшевикам и эсерам. В конце 1918 – начале 1919 г. была предпринята неудавшаяся попытка уменьшить влияние ВЧК. Наконец, на VIII съезде РКП (б) была принята резолюция об отношении к среднему крестьянству, в которой провозглашался переход от политики нейтрализации середняка к прочному союзу с ним. Чем были вызваны такие шаги советской власти? Каков их результат?
№5
Известный английский советолог Э. Карр отмечает: “военный коммунизм представлял собой опрометчивый и драматический пересмотр политики первого периода режима, бросок в непроверенные и утопические эксперименты, ни в коей мере не оправданные объективными условиями. По этому мнению, военный коммунизм состоял не в продвижении вперед по дороге к социализму, а явился вынужденным ответом на чрезвычайные обстоятельства гражданской войны”. Прокомментируйте данное мнение.
№ 6
Большинство советских историков считают, что “военный коммунизм” явился следствием гражданской войны. Другие, например, Рой Медведев, полагают, что именно “военный коммунизм” привел к разжиганию гражданской войны. Кто, на ваш взгляд прав?
Аргументируйте свой вывод.
№ 7
До сих пор многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Подтверждается ли фактами подобное суждение?
Оцените обстоятельства гибели семьи Романовых с политической, правовой и нравственной точки зрения.
№8 *
Л. Д. Троцкий в октябре 1917 года заявлял: “Пленные являются для нас заложниками”. После разгрома партии кадетов (ноябрь 1917 года) он писал: “Вы протестуете против слабого террора, который мы применяем против классовых врагов. Но вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не тюрьма”. Используя приведённые высказывания и известные вам факты, опровергните или подтвердите фактами следующее суждение: “красный террор был только ответом на кровавые мятежи, заговоры или другие насильственные действия буржуазии, помещиков, кулаков, белогвардейского офицерства”.
№9
Э. Карр, хаpaктеризуя “красный террор” пишет: “Сущность террора в том, что он носил классовый хаpaктер. Он отбирал своих жертв не на основе определённых преступлений, а на основе ...”. Попытайтесь закончить мысль английского историка.
№ 10
Большевики необычайно широко применяли во время гражданской войны пpaктику расстрела заложников. После покушения на Ленина 30 августа 1918 года в одном Петрограде было расстреляно от 500 до 900 человек. Ленин неоднократно требовал брать заложников, “отвечающих жизнью” за других. Можно ли оправдать применение таких мер?
№11
30 августа 1918 г. на Ленина было совершено покушение, а эсерка Каплан, считавшаяся исполнительницей этой акции (есть версия, что стреляла не она), была казнена. Как можно оценить связанные с этим покушением события с точки зрения права и морали?
№12 *
А.В. Колчак: “...Путём победы над большевиками иметь возможность собрать Учредительное собрание, на котором было бы высказана воля народа. ...Единоличное верховное комaндование может действовать с диктаторскими полномочиями ... только на театре военных действий”. Как полагал Ленин, “свобода торговли хлебом есть свобода капитала. Это есть колчаковская экономическая программа”.
На основании документа определите военно-политическое устройство, которое хотел установить Колчак.
№13
А. И. Деникин: “Большевизм должен быть раздавлен...вопрос о формах государственной власти...будет решён волей русского народа.
Определите общественно-политическое устройство, которое хотел установить Деникин?
№ 14 *
П. И. Врангель: считал необходимым представить “народностям России возможность определить форму правления свободным волеизлиянием”, “создать широкую федерацию, основанную на свободном соглашении и на общности интересов”, предусмотреть государственную защиту рабочих от хозяев, часть помещичьих земель передать крестьянам в собственность за выкуп.
Какое общественно-политическое устройство хотел установить Врангель в России?
№15
Проанализируйте следующие данные. А. В. Колчак, сын небогатого офицера писал о себе: “Если кто-нибудь укажет или найдёт у меня какое-нибудь имение или недвижимое имущество, или ...капиталы, то я могу их передать, потому, что их не существует в природе”.
А. И. Деникин – сын крестьянина, познал в детстве нужду и бедствия. М. В. Алексеев, начальник генштаба в годы войны, сподвижник Л. Г. Корнилова – “сын казака, казак”. Среди старших офицеров и генералов Добровольческой армии примерно 90-95 % не имели движимого имущества. За что сражались участники белого движения?
№16 *
Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – гpyдь и висок.
Божье да белое твоё дело...
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым виденьем тает, тает...
Старого мира последний сон
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать – векам.
/М. Цветаева/
Как Марина Цветаева представляла себе цели белого движения?
№17 *
Перед вступлением в Польшу М. Н. Тухачевский, комaндовавший тогда Западным фронтом, издал приказ №1423, в котором были такие слова: “Бойцы рабочей революции! Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через трип белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На запад!” На основании отрывка ответьте:
- Какие цели ставили большевики в советско-польской войне?
- Как этот приказ соотносится с большевистской революционной теорией?
- Как это повлияло на исход войны?
№18
Н. И. Махно в годы гражданской войны организовывал колхозы и госхозы. Из 14,5 млн. десятин земли крестьянам было роздано лишь 5 млн., остальное – госхозы. Он выступал против продразвёрстки, на своих съездах махновцы требовали не допускать на Украину чекистов, выступали против большевизации советов. Н. И. Махно сыграл большую роль в борьбе против немцев, петлюровцев, белых; он подчёркивал, что свержение советской власти приведёт к торжеству реакции.
За что боролся Махно? Почему комaндование Красной армии не слишком доверяло своему союзнику и порой рассматривало его как врага?
№19 *
История КПСС (учебник) причины неудач в войне с Польшей объяснял так: “Часть польского населения была обманута: правительство Польши сыграло на ненависти трудящихся к царской России, порабощавшей Польшу. Трудящиеся не сумели разобраться в ситуации. Неудачи Красной армии объяснялись тем, что Советская страна вела войну в двух направлениях”. Что в этом объяснении соответствует действительности, а что нет.
№20 *
В результате советско-польской войны оказалось подорванным доверие к коммунистам Польши. Почему?
№21
В одной из популярных до недавнего времени песен о Красной армии есть слова:
“Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон
Но от тайги до Британских морей
Красная армия всех сильней”.Найдите историческую ошибку и спopный вывод.
№22
2 октября 1920 года состоялся III съезд РКСМ, на котором Ленин произнёс знаменитую речь “Задачи союзов молодёжи”. Там он в частности отмечал: “...Наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата”. Согласны ли Вы с ленинским отношением к морали? Повлияло ли ленинское учение о нравственности на развитие нашего общества? Приведите факты.
№23 *
У Марины Цветаевой есть такие строки:
“Все рядком лежат, -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Cмepть обелила.Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли Вы с автором?
№24
Считаете ли Вы возможным воздвигнуть памятник всем участникам гражданской войны (например, Колчаку и Тухачевскому, Врангелю и Блюхеру – всем вместе)? Обоснуйте вашу точку зрения.
№25 *
А. И. Деникин счёл необходимым награждать своих солдат и офицеров боевыми наградами старой России. Объясните причины такого решения.
№26
Кто, по вашему мнению, победил и кто проиграл в гражданской войне? Почему?
№27 *
Аппарат Наркомата земледелия с конца 1918 года вырос более чем в 2,8 раза. В промышленности доля служащих с 1917 по 1920 г. выросла почти в 2 раза. В 1920 в Петрограде и Москве служащие различных учреждений составили 40 % населения. Каковы причины и последствия этого явления?
№ 28 *
Поэт М. Волошин писал в 1921 году в одном из стихотворений, посвященных гражданской войне:
Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валяться на вшивой подстилке,
всем быть распластанным –
- с пулей в затылке
И со штыком в животе.
Сбылись ли предсказания поэта?Докажите фактами.
№ 29
Считаете ли Вы истинными следующие высказывания:
Расстрел царской семьи – справедливое возмездие за совершённые преступления.
Польский народ приветствовал наступление Красной Армии на Варшаву.
Движение Н. И. Махно это кулацко-бандитское движение.
№ 30
Меньшевик Н.Н. Суханов так оценивал уход меньшевиков и эсеров со II съезда Советов так: “Мы ушли неизвестно куда и зачем, разорвав с Советом, смешав себя с элементами контрреволюции, дискредитировав и унизив себя в глазах масс, подорвав всё будущее своей организации и своих принципов. Этого мало: мы ушли совершенно развязав руки большевикам, сделав их полномочными господами своего положения, уступив им целиком всю арену революции”. Согласны ли Вы с этой оценкой? Почему?
№31
Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:
Нежелание социалистических партий найти компромисс способствовало развязыванию гражданской войны.
Мужество и героизм были присущи в этой войне и той и другой стороне.
Самым выдающимся полководцем Красной армии был Тухачевский.
№32 *
Можно ли считать участие крестьян в революции осознанным социалистическим выбором? Ответ обоснуйте.
№ 33
Как повлияли на течение революции общий уровень культуры и образованности народа, отсутствие демократических традиций, отсутствие демократических традиций, гарантий прав и свобод личности? В каких условиях формируются эти традиции?
№34
Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:
Основную часть воевавших армий составляло крестьянство.
“Военный коммунизм” был единственно возможной политикой в годы войны.
Большую роль в привлечении офицеров на сторону Красной армии сыграли Сталин и Ворошилов.
№ 37 *
Из курса новой истории вам известно, что отличительная черта якобинства – насилие. Как вы считаете, какой хаpaктер имела Октябрьская революция – социалистический или пролетарско-якобинский. Вывод обоснуйте.
№ 38
С середины 1919 года обозначился крупный конфликт между Деникиным и Врангелем, одним из возвысившихся к этому времени военачальников Добровольческой армии. Противоречия не носили политического хаpaктера: причинами разногласий являлась разница в видении двумя генералами вопроса выбора союзников и дальнейшей стратегии для сил Белого движения на Юге России, которая быстро перешла в плоскость взаимных обвинений и диаметрально противоположных оценок одних и тех же событий. Начальной точкой конфликта исследователями называется игнорирование Деникиным в апреле 1919 года секретного рапорта Врангеля, в котором он предлагал сделать царицынское направление наступления белых армий приоритетным. Деникиным позднее была издана Московская директива наступления, которая после её неудачи была публично раскритикована Врангелем. К концу 1919 года между генералами разгорелась открытая конфронтация.
Можно ли из данной информации извлечь причины поражения белого движения?
№ 39
Имея в своём распоряжении бо?льшую часть золотого запаса России, Колчак не позволял своему правительству расходовать золото, даже для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией (которой способствовала безудержная эмиссия “керенок” и царских рублей большевиками). На закупку вооружения и обмундирования для своей армии Колчак потратил 68 миллионов рублей. Под залог 128 миллионов рублей получены кредиты в зарубежных банках: доходы от размещения возвращались в Россию.
Какие выводы можно сделать, учитывая данные факты?
№ 40*
Прочтите стихи М. Волошина, написанные в 1919 году.
“Я сам — огонь. Мятеж в моей природе,
Но цепь и грань нужны ему.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы — вне нашей душной плоти,
Вне воли медного Петра —
Нам нет дорог: нас водит на болоте
Огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешний
Подводный благовест церквей”.
О какой “новой тюрьме” говорит поэт? Что подразумевается под словами “огней бесовская игра”? Какие выводы можно сделать о взглядах поэта?
№ 41
Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:
Первым председателем Временного правительства был князь Г.Е. Львов.
Двоевластие это противостояние большевиков и меньшевиков.
Одной из причин краха Временного правительства был курс на продолжение войны.
№ 42
Дополнить.
Декларация Временного правительства внесла следующие изменения в политический строй России ...
Решение вопросов о земле, о национально-государственном устройстве было отложено Временным правительством до ...
Главным лозунгом Кронштадского восстания был ...
№ 43
Сформулируйте экономические причины победы красных в Гражданской войне.
№ 44
Причинами победы красных историки называют следующие факторы: белые не смогли предложить народу привлекательной программы, преодолеть внутренние противоречия; остановить мopaльное разложение армии и тыла, удержаться от жестокого обращения с населением, террора.
III этап работы
Аналитическая мотивация: Большинство учеников справились с трудными вопросами. Благодаря работе с учебником, закрепили изученный материал, увидели вопросы, которые трудно разрешить. Их необходимо повторить дома.
Даётся домашнее задание по повторению для подготовки к контрольной работе. Сдаются тетради для проверки пpaктической работы.
Литература
- А.А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брант История России XX-XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /М.:Просвещение, 2013. – 383с.
- “Википедия – свободная энциклопедия” Белое движение [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Гражданская война в России, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Красный террор, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Деникин Антон Иванович [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Колчак Александр Васильевич, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- М. Волошин Неопалимая купина [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/63_Voloshin_Stihi/3.html
- Э. Карр “Экономический порядок Глава 17. Военный коммунизм” [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_2280.htm
- М. Цветаева “Дон”, [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsvetayeva.com/cycle_poems/don.php
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
18 03 2024 16:39:15
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
17 03 2024 20:51:16
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
16 03 2024 8:44:31
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны. ...
15 03 2024 10:18:31
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
14 03 2024 13:40:59
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
13 03 2024 1:14:50
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
12 03 2024 14:25:45
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
11 03 2024 5:52:11
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
10 03 2024 17:18:40
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...
09 03 2024 3:24:56
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
08 03 2024 0:53:36
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
07 03 2024 22:44:50
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
06 03 2024 6:25:25
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
05 03 2024 14:38:51
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
04 03 2024 15:20:11
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
03 03 2024 23:41:43
Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
02 03 2024 9:12:39
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
01 03 2024 22:21:18
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
29 02 2024 8:50:41
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
28 02 2024 19:22:40
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
27 02 2024 10:19:21
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
26 02 2024 4:16:28
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
25 02 2024 15:35:44
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
24 02 2024 11:12:42
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...
23 02 2024 5:31:14
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
22 02 2024 1:34:21
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
21 02 2024 18:36:11
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
20 02 2024 20:19:56
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
19 02 2024 21:35:59
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...
18 02 2024 14:38:52
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
17 02 2024 7:13:11
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
16 02 2024 15:46:27
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
15 02 2024 22:12:20
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
14 02 2024 3:58:33
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
13 02 2024 10:58:48
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
12 02 2024 5:38:10
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
11 02 2024 5:50:30
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...
10 02 2024 14:21:35
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
09 02 2024 14:58:29
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
08 02 2024 7:18:50
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...
07 02 2024 14:55:17
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
06 02 2024 12:39:38
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
05 02 2024 18:26:21
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
04 02 2024 23:25:57
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
03 02 2024 14:57:15
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
02 02 2024 5:26:10
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
01 02 2024 10:59:51
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
31 01 2024 9:45:36
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
30 01 2024 6:49:33
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
29 01 2024 18:36:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::