Урок-пpaктикум "Октябрьская революция и гражданская война" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-пpaктикум "Октябрьская революция и гражданская война"


    Урок-пpaктикум "Октябрьская революция и гражданская война"

Цели:

  • Повторение и закрепление материала по теме “Россия в эпоху войн и революций, подготовка к контрольной работе.
  • Развивать умение учеников решать проблемные задачи, формировать учебно-познавательные компетенции.
  • Воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок

Тип урока: применение и закрепление полученных знаний

Формы работы с обучающимися: индивидуализированная

Форма урока: самостоятельная работа обучающихся

Методы обучения: частично-поисковые и эвристические

Средства обучения: карточки с вопросами, карта, учебник

Отбор материала: эмпирический, в более сложных вопросах – теоретический

  • Закрепляются предметные умения – знание фактического материала;
  • формируются общеучебные умения – работать с книгой, картой и дополнительной литературой (исторические факты содержатся к карточках);
  • интеллектуальные – выделение главного, теоретическое объяснение прошедших событий и умение делать самостоятельные выводы.

Обучающимся предлагаются вопросы 3-х уровней сложности:

  • на воспроизведение фактов
  • на глубокое усвоение материала, требующие установления причинно-следственных связей, объяснения фактов или понятий или ответ по аналогии;
  • вопросы-доказательства, новая учебная ситуация, творческий хаpaктер ответа.

Ход урока

I этап

Мотивация. Друзья, была изучена самая спopная тема в истории России. Попробуйте сами оказаться на месте историков и выскажите своё мнение по предлагаемым вопросам.

Разъяснение учащимся целей работы:

  • закрепить полученные знания по теме;
  • учиться мыслить нестандартно, т. е. у каждого может быть свой ответ на вопрос, главное уметь доказать собственную точку зрения;
  • подготовиться к предстоящей контрольной работе.

II этап: самостоятельное выполнение пpaктической работы

Инструкция к выполнению: Каждый получает карточку с заданием. Задания, отмеченные звёздочкой – 5 баллов, задания без звёздочки – 4 балла, либо 3 балла. На оценку “5” необходимо набрать 25 баллов, на “4” - 21 балл и на “3” - 17 баллов. Дополнительно может быть добавлено 2-3 балла:

- за оригинальное мнение;

- за интересную тpaктовку фактов, не искажающую одновременно события;

- за сведения и факты, которых нет в учебнике, т.е. полученные при работе с дополнительной литературой. Выполнив задание, учащийся получает новую карточку и т. д.

По ходу работы учитель оказывает помощь слабым ученикам, наводя на мысль, ставя в знакомую ситуацию. Карточки предлагаются дифференцированно: более сильные ученики получают более трудную работу. Слабым ученика могут быть предложены карточки с фактическим материалом, а сложные задания в случае желания ученика. Можно предложить на выбор. Количество карточек можно увеличить, в зависимости от количества обучающихся.

Карточки с заданиями

№1

Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла аграрная политика большевиков? Можно ли считать её одной из причин гражданской войны?

№2 *

Эшелоны чехословацкого корпуса, насчитывавшего несколько десятков тысяч человек, растянулись на тысячи километров вдоль трaнcсибирской ж/д. Однако, чехам удалось поставить под свой контроль огромные территории Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Кто и почему поддержал мятеж?

№3

Как во время революции строились отношения между социалистическими партиями: большевиков, меньшевиков, эсеров? Как это повлияло на развитие событий в стране?

№4 *

В ноябре 1918 года были распущены комбеды. С этого же времени начинается полоса более терпимого отношения к меньшевикам и эсерам. В конце 1918 – начале 1919 г. была предпринята неудавшаяся попытка уменьшить влияние ВЧК. Наконец, на VIII съезде РКП (б) была принята резолюция об отношении к среднему крестьянству, в которой провозглашался переход от политики нейтрализации середняка к прочному союзу с ним. Чем были вызваны такие шаги советской власти? Каков их результат?

№5

Известный английский советолог Э. Карр отмечает: “военный коммунизм представлял собой опрометчивый и драматический пересмотр политики первого периода режима, бросок в непроверенные и утопические эксперименты, ни в коей мере не оправданные объективными условиями. По этому мнению, военный коммунизм состоял не в продвижении вперед по дороге к социализму, а явился вынужденным ответом на чрезвычайные обстоятельства гражданской войны”. Прокомментируйте данное мнение.

№ 6

Большинство советских историков считают, что “военный коммунизм” явился следствием гражданской войны. Другие, например, Рой Медведев, полагают, что именно “военный коммунизм” привел к разжиганию гражданской войны. Кто, на ваш взгляд прав?

Аргументируйте свой вывод.

№ 7

До сих пор многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Подтверждается ли фактами подобное суждение?

Оцените обстоятельства гибели семьи Романовых с политической, правовой и нравственной точки зрения.

№8 *

Л. Д. Троцкий в октябре 1917 года заявлял: “Пленные являются для нас заложниками”. После разгрома партии кадетов (ноябрь 1917 года) он писал: “Вы протестуете против слабого террора, который мы применяем против классовых врагов. Но вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не тюрьма”. Используя приведённые высказывания и известные вам факты, опровергните или подтвердите фактами следующее суждение: “красный террор был только ответом на кровавые мятежи, заговоры или другие насильственные действия буржуазии, помещиков, кулаков, белогвардейского офицерства”.

№9

Э. Карр, хаpaктеризуя “красный террор” пишет: “Сущность террора в том, что он носил классовый хаpaктер. Он отбирал своих жертв не на основе определённых преступлений, а на основе ...”. Попытайтесь закончить мысль английского историка.

№ 10

Большевики необычайно широко применяли во время гражданской войны пpaктику расстрела заложников. После покушения на Ленина 30 августа 1918 года в одном Петрограде было расстреляно от 500 до 900 человек. Ленин неоднократно требовал брать заложников, “отвечающих жизнью” за других. Можно ли оправдать применение таких мер?

№11

30 августа 1918 г. на Ленина было совершено покушение, а эсерка Каплан, считавшаяся исполнительницей этой акции (есть версия, что стреляла не она), была казнена. Как можно оценить связанные с этим покушением события с точки зрения права и морали?

№12 *

А.В. Колчак: “...Путём победы над большевиками иметь возможность собрать Учредительное собрание, на котором было бы высказана воля народа. ...Единоличное верховное комaндование может действовать с диктаторскими полномочиями ... только на театре военных действий”. Как полагал Ленин, “свобода торговли хлебом есть свобода капитала. Это есть колчаковская экономическая программа”.

На основании документа определите военно-политическое устройство, которое хотел установить Колчак.

№13

А. И. Деникин: “Большевизм должен быть раздавлен...вопрос о формах государственной власти...будет решён волей русского народа.

Определите общественно-политическое устройство, которое хотел установить Деникин?

№ 14 *

П. И. Врангель: считал необходимым представить “народностям России возможность определить форму правления свободным волеизлиянием”, “создать широкую федерацию, основанную на свободном соглашении и на общности интересов”, предусмотреть государственную защиту рабочих от хозяев, часть помещичьих земель передать крестьянам в собственность за выкуп.

Какое общественно-политическое устройство хотел установить Врангель в России?

№15

Проанализируйте следующие данные. А. В. Колчак, сын небогатого офицера писал о себе: “Если кто-нибудь укажет или найдёт у меня какое-нибудь имение или недвижимое имущество, или ...капиталы, то я могу их передать, потому, что их не существует в природе”.

А. И. Деникин – сын крестьянина, познал в детстве нужду и бедствия. М. В. Алексеев, начальник генштаба в годы войны, сподвижник Л. Г. Корнилова – “сын казака, казак”. Среди старших офицеров и генералов Добровольческой армии примерно 90-95 % не имели движимого имущества. За что сражались участники белого движения?

№16 *

Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – гpyдь и висок.
Божье да белое твоё дело...
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым виденьем тает, тает...
Старого мира последний сон
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать – векам.
/М. Цветаева/

Как Марина Цветаева представляла себе цели белого движения?

№17 *

Перед вступлением в Польшу М. Н. Тухачевский, комaндовавший тогда Западным фронтом, издал приказ №1423, в котором были такие слова: “Бойцы рабочей революции! Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через трип белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На запад!” На основании отрывка ответьте:

- Какие цели ставили большевики в советско-польской войне?

- Как этот приказ соотносится с большевистской революционной теорией?

- Как это повлияло на исход войны?

№18

Н. И. Махно в годы гражданской войны организовывал колхозы и госхозы. Из 14,5 млн. десятин земли крестьянам было роздано лишь 5 млн., остальное – госхозы. Он выступал против продразвёрстки, на своих съездах махновцы требовали не допускать на Украину чекистов, выступали против большевизации советов. Н. И. Махно сыграл большую роль в борьбе против немцев, петлюровцев, белых; он подчёркивал, что свержение советской власти приведёт к торжеству реакции.

За что боролся Махно? Почему комaндование Красной армии не слишком доверяло своему союзнику и порой рассматривало его как врага?

№19 *

История КПСС (учебник) причины неудач в войне с Польшей объяснял так: “Часть польского населения была обманута: правительство Польши сыграло на ненависти трудящихся к царской России, порабощавшей Польшу. Трудящиеся не сумели разобраться в ситуации. Неудачи Красной армии объяснялись тем, что Советская страна вела войну в двух направлениях”. Что в этом объяснении соответствует действительности, а что нет.

№20 *

В результате советско-польской войны оказалось подорванным доверие к коммунистам Польши. Почему?

№21

В одной из популярных до недавнего времени песен о Красной армии есть слова:

“Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон
Но от тайги до Британских морей
Красная армия всех сильней”.

Найдите историческую ошибку и спopный вывод.

№22

2 октября 1920 года состоялся III съезд РКСМ, на котором Ленин произнёс знаменитую речь “Задачи союзов молодёжи”. Там он в частности отмечал: “...Наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата”. Согласны ли Вы с ленинским отношением к морали? Повлияло ли ленинское учение о нравственности на развитие нашего общества? Приведите факты.

№23 *

У Марины Цветаевой есть такие строки:

“Все рядком лежат, -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Cмepть обелила.

Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли Вы с автором?

№24

Считаете ли Вы возможным воздвигнуть памятник всем участникам гражданской войны (например, Колчаку и Тухачевскому, Врангелю и Блюхеру – всем вместе)? Обоснуйте вашу точку зрения.

№25 *

А. И. Деникин счёл необходимым награждать своих солдат и офицеров боевыми наградами старой России. Объясните причины такого решения.

№26

Кто, по вашему мнению, победил и кто проиграл в гражданской войне? Почему?

№27 *

Аппарат Наркомата земледелия с конца 1918 года вырос более чем в 2,8 раза. В промышленности доля служащих с 1917 по 1920 г. выросла почти в 2 раза. В 1920 в Петрограде и Москве служащие различных учреждений составили 40 % населения. Каковы причины и последствия этого явления?

№ 28 *

Поэт М. Волошин писал в 1921 году в одном из стихотворений, посвященных гражданской войне:

Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валяться на вшивой подстилке,
всем быть распластанным –
- с пулей в затылке
И со штыком в животе.
Сбылись ли предсказания поэта?

Докажите фактами.

№ 29

Считаете ли Вы истинными следующие высказывания:

Расстрел царской семьи – справедливое возмездие за совершённые преступления.

Польский народ приветствовал наступление Красной Армии на Варшаву.

Движение Н. И. Махно это кулацко-бандитское движение.

№ 30

Меньшевик Н.Н. Суханов так оценивал уход меньшевиков и эсеров со II съезда Советов так: “Мы ушли неизвестно куда и зачем, разорвав с Советом, смешав себя с элементами контрреволюции, дискредитировав и унизив себя в глазах масс, подорвав всё будущее своей организации и своих принципов. Этого мало: мы ушли совершенно развязав руки большевикам, сделав их полномочными господами своего положения, уступив им целиком всю арену революции”. Согласны ли Вы с этой оценкой? Почему?

№31

Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:

Нежелание социалистических партий найти компромисс способствовало развязыванию гражданской войны.

Мужество и героизм были присущи в этой войне и той и другой стороне.

Самым выдающимся полководцем Красной армии был Тухачевский.

№32 *

Можно ли считать участие крестьян в революции осознанным социалистическим выбором? Ответ обоснуйте.

№ 33

Как повлияли на течение революции общий уровень культуры и образованности народа, отсутствие демократических традиций, отсутствие демократических традиций, гарантий прав и свобод личности? В каких условиях формируются эти традиции?

№34

Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:

Основную часть воевавших армий составляло крестьянство.

“Военный коммунизм” был единственно возможной политикой в годы войны.

Большую роль в привлечении офицеров на сторону Красной армии сыграли Сталин и Ворошилов.

№ 37 *

Из курса новой истории вам известно, что отличительная черта якобинства – насилие. Как вы считаете, какой хаpaктер имела Октябрьская революция – социалистический или пролетарско-якобинский. Вывод обоснуйте.

№ 38

С середины 1919 года обозначился крупный конфликт между Деникиным и Врангелем, одним из возвысившихся к этому времени военачальников Добровольческой армии. Противоречия не носили политического хаpaктера: причинами разногласий являлась разница в видении двумя генералами вопроса выбора союзников и дальнейшей стратегии для сил Белого движения на Юге России, которая быстро перешла в плоскость взаимных обвинений и диаметрально противоположных оценок одних и тех же событий. Начальной точкой конфликта исследователями называется игнорирование Деникиным в апреле 1919 года секретного рапорта Врангеля, в котором он предлагал сделать царицынское направление наступления белых армий приоритетным. Деникиным позднее была издана Московская директива наступления, которая после её неудачи была публично раскритикована Врангелем. К концу 1919 года между генералами разгорелась открытая конфронтация.

Можно ли из данной информации извлечь причины поражения белого движения?

№ 39

Имея в своём распоряжении бо?льшую часть золотого запаса России, Колчак не позволял своему правительству расходовать золото, даже для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией (которой способствовала безудержная эмиссия “керенок” и царских рублей большевиками). На закупку вооружения и обмундирования для своей армии Колчак потратил 68 миллионов рублей. Под залог 128 миллионов рублей получены кредиты в зарубежных банках: доходы от размещения возвращались в Россию.

Какие выводы можно сделать, учитывая данные факты?

№ 40*

Прочтите стихи М. Волошина, написанные в 1919 году.

“Я сам — огонь. Мятеж в моей природе,
Но цепь и грань нужны ему.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы — вне нашей душной плоти,
Вне воли медного Петра —
Нам нет дорог: нас водит на болоте
Огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешний
Подводный благовест церквей”.

О какой “новой тюрьме” говорит поэт? Что подразумевается под словами “огней бесовская игра”? Какие выводы можно сделать о взглядах поэта?

№ 41

Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:

Первым председателем Временного правительства был князь Г.Е. Львов.

Двоевластие это противостояние большевиков и меньшевиков.

Одной из причин краха Временного правительства был курс на продолжение войны.

№ 42

Дополнить.

Декларация Временного правительства внесла следующие изменения в политический строй России ...

Решение вопросов о земле, о национально-государственном устройстве было отложено Временным правительством до ...

Главным лозунгом Кронштадского восстания был ...

№ 43

Сформулируйте экономические причины победы красных в Гражданской войне.

№ 44

Причинами победы красных историки называют следующие факторы: белые не смогли предложить народу привлекательной программы, преодолеть внутренние противоречия; остановить мopaльное разложение армии и тыла, удержаться от жестокого обращения с населением, террора.

III этап работы

Аналитическая мотивация: Большинство учеников справились с трудными вопросами. Благодаря работе с учебником, закрепили изученный материал, увидели вопросы, которые трудно разрешить. Их необходимо повторить дома.

Даётся домашнее задание по повторению для подготовки к контрольной работе. Сдаются тетради для проверки пpaктической работы.

Литература

  1. А.А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брант История России XX-XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /М.:Просвещение, 2013. – 383с.
  2. “Википедия – свободная энциклопедия” Белое движение [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. “Википедия – свободная энциклопедия”, Гражданская война в России, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/
  4. “Википедия – свободная энциклопедия”, Красный террор, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. “Википедия – свободная энциклопедия”, Деникин Антон Иванович [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. “Википедия – свободная энциклопедия”, Колчак Александр Васильевич, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. М. Волошин Неопалимая купина [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/63_Voloshin_Stihi/3.html
  8. Э. Карр “Экономический порядок Глава 17. Военный коммунизм” [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_2280.htm
  9. М. Цветаева “Дон”, [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsvetayeva.com/cycle_poems/don.php


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 06 2024 12:15:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 06 2024 8:10:11

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 06 2024 5:17:44

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 06 2024 4:10:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 06 2024 3:36:23

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 06 2024 12:31:20

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 06 2024 13:26:46

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 06 2024 3:53:53

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 06 2024 9:11:10

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 06 2024 12:42:59

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 06 2024 14:31:38

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 06 2024 10:48:10

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 06 2024 3:30:10

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 06 2024 15:14:28

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 06 2024 15:12:35

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 06 2024 7:24:29

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 06 2024 15:41:16

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 06 2024 19:16:41

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 06 2024 0:58:25

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 06 2024 11:52:57

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 06 2024 18:59:11

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 06 2024 18:23:50

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 06 2024 9:10:28

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 05 2024 15:29:42

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 05 2024 6:58:53

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 05 2024 4:19:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 05 2024 15:49:45

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 05 2024 17:50:19

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 05 2024 3:50:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 05 2024 0:30:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 05 2024 1:38:29

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 05 2024 14:20:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 05 2024 22:52:36

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 05 2024 17:41:42

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 05 2024 17:11:46

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 05 2024 10:13:14

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 05 2024 22:37:15

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 05 2024 14:47:48

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 05 2024 16:57:28

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 05 2024 12:50:39

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 05 2024 17:21:28

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 05 2024 1:34:27

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 05 2024 2:33:56

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 05 2024 0:18:55

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 05 2024 8:13:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 05 2024 20:26:58

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 05 2024 13:45:59

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 05 2024 6:59:48

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 05 2024 7:14:19

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 05 2024 16:50:16

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::