Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"
Тип урока: урок-свидание.
Цели урока:
- ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта
- восстановление связи времен, оживление исторической памяти
- развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста
- пробуждение у учащихся стремление к творческой деятельности, к самосовершенствованию
- воспитание патриотизма, активной жизненной позиции
Методические приемы: лекция учителя, выступления обучающихся, выразительное чтение и анализ стихотворений.
МТО урока.
- ПортретФ.И. Тютчева (нарисован учащимися)
Фотографии по биографии Ф.И. Тютчева;осеннего и зимнего пейзажа, сосны, кедра, Гектора и Андромахи
Записи произведений Штрауса, русские классические романсы «Я помню время золотое…» в исп. Э. Хиля, «Я встретил Вас…» (муз.Л.Д. Малашкиной).
- Эпиграф: «Умом Россию не понять...»;
- план урока записан на доске:
1. Политическое мировоззрение Ф.И. Тютчева.
2. Жизнь в Германии.
3. Переводческая деятельность.
4. Поэтика фрагмента.
5. Пейзажная лирика.
6. Любовная лирика.
7. Конкурс на лучшего знатока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Звучит фонограмма.
Ф.И. Тютчев
Вступительное слово - учитель русской литературы.
«Сегодня мы с вами проведем необычный урок, урок новой формы, который называется интегрированным уроком. Проведем его втроем: я, учитель немецкого языка, учитель истории. Мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева, великого русского поэта, современника Жуковского\', Пушкина, Некрасова, Тургенева, Толстого. Эпиграфом к уроку взяли 4-стишие поэта:
«Умом Россию
не понять,
В Россию можно
только верить...»
В нем автор выражает, с одной стороны, свою горечь по поводу алогичности российской истории, с другой, - надежду и веру в то, что эти обстоятельства изменятся. Зачастую оно воспринимается как лозунг некоей мессианской роли России.
Мы постараемся рассмотреть его творчество в 2 аспектах: во-первых, как переводческое, благодаря которому, русскоязычному читателю были представлены произведения немецких поэтов; во-вторых, как с его ранним творчеством, связанным с пребыванием в Германии.
Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в стародворянской семье в усадьбе Овстуг /Орловской губернии Брянского уезда/. Детство провел здесь же. Он испытал сильное влияние матери Екатерины Львовны /урожденной Толстой/, женщины умной, впечатлительной. Рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к обучению. Получил хорошее домашнее обучение, которым руководил с 1813 г. Семен Егорович Раич, поэт- переводчик, литературный критик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Т. рано приобщился клитературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.
Одно из его подражаний - «ода «На новый 1816 год»- было прочитано Алексеем Федоровичем Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности (1818), и Т. был удостоен звания «сотрудника». В 1819 г. в «Трудах» Общества было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» - первое выступление Т. в печати.
Осенью 1819 г. Т. поступает на словесное отделение Московского университета, слушает лекции Мерзлякова Алекс.Федоровича, М.Т. Каченовского. Его университетским товарищем был Михаил Петрович Погодин, впоследствии известный историк, журналист, прозаик, драматург. В студенческие годы он много читает, участвует в литературной жизни университета.Очевиден ученический хаpaктер его ранних опытов: они рассудочны, выдержаны в духе поэзии 18 в. - классицизма и отчасти сентиментализма.
Окончив в конце 1821 г. университет кандидатом, Т. едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и вскоре - усилиями своего богатого и влиятельного родственника А.И. Остермана- Толстого - получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии 6 Баварии. В июле 1822 г. он отправляется в Мюнхен. За границей Т. предстоит провести 22 года.
Политическое мировоззрение Тютчева - рассказ учителя истории.
а) «За свою долгую жизнь Т. был свидетелем многих «роковых минут» истории:
- Отечественная война 12 г.,
- Восстание декабристов 1825 г.,
- Революционные события в Европе 1830-1848 гг.,
- польское восстание,
- Крымская война, крестьянская реформа 1816 г.,
- франко-прусская война,
- парижская коммуна...
Все эти события не могли не волновать Т. как поэта и как гражданина. Трагически ощущая своё время, кризисное состояние эпохи, мира, стоящего накануне исторических потрясений, Тютчев считал, что все это противоречит нравственным ощущениям человека, его духовным запросам:
Волны в борении
И стихии в прении
Жизнь в изменении -
Вечный поток.
В теме человеческой личности Т. отнёсся со страстью человека, испытывающего режим Аpaкчеева, а тот Николая 1. Он понимал, как мало жизни и движения в родной стране: «В России канцелярия и казарма; все движется около чина»,- говорил он. В зрелых годах Т. напишет стихотворение «14 декабря 1825 г.», посвященное восстанию декабристов».
б) «14 декабря 1825 г.» - Фёдоров Н, 10 кл.. (Краткий анализ, чтение наизусть.)
Учитель истории: «Стихотворение «Наш век» было написано в 1851 г. В нем поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек. Это стихотворение прочитает Симонов П.
в) «Наш век» - Фёдоров Н, 10 кл.
Учитель истории: «Тютчев чувствовал; величие революционных потрясений истории. Ещё в стихотворении «Цицерон», написанном в 1830 г., с которым хотелось бы ознакомить вас, он писал:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так! Но прощаясь с римской славой
С капиталийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды её кровавый!...
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые
Его призывали всeблагие
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель
Он в их совет допущен был и заживо, как небожитель,
Из чаши их бесcмepтье пил!
Счастье по Тютчеву, «В самих минутах роковых», в том, что подавленное и насильственно задерживающее в своем развитии выходит на волю.
В 40-50 г.г. поэзия Т. заметно обновляется. Он возвращается в Россию и приближается к русской жизни. Теперь поэт обращает больше внимания повседневности, быту и заботам человека. В стихотворении «Русской женщине» героиня - одна из многих женщин в России, страдающая от бесправия, от ужастей и бедности условий, от невозможности строить собственную судьбу.
«Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...
И жизнь твоя пройдет незрима
На незамеченной земле,
- Как исчезает облако дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...»
3. Жизнь Т. в Германии – рассказ учителя немецкого языка.
In 20- stenJahrenJahrhundertswurdeMuenchen das kulturzentmm der Europa.Tjutscew hat vieleGelehrte, Maler, Schrifstellerkennengelernt und Studierte deutsche Philosophie und Poesi.ZudieserZeitlernteer in demliterarichen Salon den deutschenDichter Heinrich Heine kennen. BeideDichtersprachenvielueber die Poesie und dieseGespraechenannte Heinrich Heine eine “OASE” des geistigenAustauschs. FjodorTjutschewschriebsehrvielelyrischeGedichte.In Muenchenverlibteersich in Ernestine. Dort hat ervieleuebersetzungen den deutschenDichterinsRussischeuebersetzt. Tjutschew war der ersteRusse der die Gedichte von Heinrich Heine insRussischeuebersetzt. Erhartemit Heine friedlicheBeziehungen. Der bekannterussischeDichterFjodorTjutschew war imJahre 1822 von demrussischenZarengesandt.HierarbeiteteeralsGesandterRusslands in der russischenGesandschaft.
«В Мюнхене, который с середины 20 года становится крупным центром европейской культуры, круг жизненных и умственных впечатлений Т. быстро расширяется. Т. входит в придворно-аристократические и дипломатические сферы, знакомится с учеными, Литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Там он продолжает много переводить. Известно, что здесь он дружески сходится с Г. Гeйне, который высоко оценил его как превосходного человека и увлекательного собеседника. Первым из русских поэтов Т. переводит стихи Гeйне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделавших имя автора столь популярным в Германии. С ним одно время его связывают дружескиеотношения. Самым ранним из переводов стихов Гeйне является перевод «EinFictenbaumstehteinsam». Впоследствии оно было переведено Лермонтовым, Майковым, Михайловым, Фетом и др. поэтами. Но только в тютчевском переводе сделана попытка передать метрическое своеобразие подлинника».
Мыреева Л., 10 кл.(рассказ):
«Как поэт Т. сложился к концу 20 гг. Еще ранее его стихи начинают появляться в печати _ главным образом в издаваемых Раичем альманахе «Северная лира» (1827) и в журнале «Галатея», однако, ни читатели, ни критики не обратили на них внимания. Значительным событием в литературной судьбе Т. стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике»(1836 г.№3 и 4) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т. Инициатор публикации И.С. Гагарин, друг и сослуживец Т., передал копии его стихов П.А. Вяземскому, который в свою очередь ознакомил с ними В.А. Жуковского. Оба маститых поэта высоко оценили стихи Т. и рекомендовали их Пушкину. Вопрос же об отношении к ним Пушкина остается спopным по сей день. С одной стороны, сам \'факт публикации сразу 24 стихотворений свидетельствует как будто о безусловном одобрении и даже «благословении» таланта Т. С другой стороны, Гагарин, извещая Т. об успехе затеянного им дела, весьма сдержанно говорит о реакции Пушкина. Показательно также, что в пушкинскую подборку не попали наиболее хаpaктерные , самые «тютчевские» стихи, даже такой -бесспopный шедевр, как «Тени сизые смеялись...». После публикации в «Современнике» (еще несколько стихотворений были напечатаны в последующих номерах журнала) на Т. обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным».
«Сосна» (1827 г.) на немецком языке читает Кусатова Тамара (9 кл.)
EinFichtenbaum
(vonH.Heine)
Ein Fichtenbaumstehteinsam
imNorden auf kahler Hoeh’.
Ihnschlaefert; mitweiserDecke
umhuellenihn Eis und Schnee.
Ertraeumt von einer Palme,
die fern im Morgenland
einsam und schweigentrauert
aufbrennender Felsenwand.
«С чужой стороны» - переводы Ф.И. Тютчева и М.Ю.Лермонтова читает Кусатова Тамара (9 кл.)
Сосна. М.Лермонтов.
На севере диком стоит одиноко
На гoлой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.В чужой стороне.
Ф.Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет.
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму всё снится ему,
Что в дальних пределах востока
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветёт одиноко.
4. Переводческая деятельность.
«В Германии он сближается со знаменитым философом Ф. Шеллингом. Тема ночи и хаоса, мысль о «ночной стороне» человеческой психики, её бессознательной природе связана с Шеллингом, но все тютчевские стихи рождаются в счастливой метафорической рубашке. От Горация, Ламартина, привлекавших его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и немецким романтикам.
А) Балладу Гете «DerSanger» читают Кусатова Л. (11 кл.), Захарова В.(10 кл.)
DERSANGER
«Was hoer’ ichdraussenvordem Tor,
Was auf der Brueckeschallen?
Lass den Gesangvorunserem Ohr
Im Saale widerhallen!»
Der Koenig sprach’s, der Page lif;
Der Knabekam, der Koenig rief:
Lasstmirhieren den Alten!»
«Gegruessetseinmir, edleHerrn,
Gegruesstihr, schoune Damen!
Welch reicher Himmel! Strnbei Stern!
Werkennetihre Namen?
ImSaalvoll Pracht und Herrlichkeit
Schlest, Augen, euch; hieristnicht Zeit,
Sichstaunendzuergoetzen».
DerSaengerdrueckt’ die Augenein
Und schlug in vollenToenen;
Die Ritter schautenmutigdrein,
Und in den Schoess die Schoenen.
Der Koenig, dem das Lied gefien,
Liess, ihnzuehrenfuersein Spiel,
Einegoldne Ketteholen.
«Die goldne Kettegibmirnicht,
Die Kettegib den Rittern,
Vorderenkuehnem Angesicht
Der Feinde Lanzensplittern.
Gibsiedem Kanzler, den du hast,
Und lassihnnoch die goldne Last
Zuandem Lastentragen!
Ich singe, wie der Vogel singt,
Der in den Zweigenwohnet;
Das Lied, das aus der Kehltedringt,
IstLohn, der reichlichlohnet.
Dochdarfich bitten, bitt’ icheins:
Lassmir den besten Becher Weins
In purem Goldereichen».
Б) «Певец» (1830) -перевод Т. читает Анахин Д., 9 кл. (Краткий анализ, чтение наизусть.)
В) «Певец» - Кугданов Г., 10 кл. читает перевод Светлова.
Г) «Переводы Ф. Шиллера, И.В. Гете, др. европейских поэтов, и это помогает ему обрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Огромное влияние на него оказало творчество Гете. Великий немецкий поэт знал, что этот светлый и дневной мир не есть первоначальное, что под ним скрыто совсем другое и страшное, но он не хотел останавливаться на этой мысли, чтобы не смущать своего олимпийского спокойствия. Но при таком одностороннем взгляде смысл Вселенной не может быть раскрыт во всей своей глубине и полноте. Т. одинаково чуток к обеим сторонам действительности; он никогда не забывает, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания. Вечное и высокие идеалы определяют нравственные критерии Т. Гордость и восхищение вызывают у него те люди, которые как Гёте сумели принять действенное участие в общей жизни человечества. Счастье для cмepтного человека, утверждал Т. видеть й понимать движение мировой истории и участвовать в нем.
Д)«На древе человечества высоком...»
- Фёдоров Н. (10 кл.) читает стихотворение, посвященное немецкому поэту, а также ознакомит Нас со своим самостоятельным переводом стихотворения Т.на немецкий язык, содержание которого не оставляет сомнений в том, что оно вызвано cмepтью Гете, последовавшего 22 марта 1832 г.
Auf demhohen Baum der Menscheit
Du warstseinbesseres Blatt
Eshsaugend die sauberste S tte
Erziehendsanffigen Sonnenstrall/
Mit Seiner grossen Siele Geleicklingelndzitterstdu .
Du sprachst prophetisch mit Gewitter
undspilteleistigmitdem Wind
Nichtspater Wirbelwind, nichtsturmi Regenguss
Risstdichauslieben Zwerg
War schoenste, und langsahrigite
Und fielselbst, wieausdem Kranz.
E) «Гектор и Андромаха» (1822 г.) - перевод стихотворения Ф.Шиллера читают по ролям Фёдоров Инн. (10 кл.), Мыреева Л. (10 кл.)
5. Поэтика фрагмента.
«Т., которого Тургенев ещё в конце 30-х годов поставил «решительно выше всех своих собратов», (он же назвал Т. «одним из самых значительных наших поэтов, как бы завещанных нам приветом и одобрением П.»), расширил , а точнее- сместил жанровые рамки русской лирики.»
А) Рассказ Евдокарова Влад. (11 кл.)
«Он попытался удержать в своих опытах монументальные формы «догматической поэмы» и «философского послания». Но так как эти формыразлагались уже в державинской поэзии, Т. пытается найти выход в малых жанрах - в послании пушкинского стиля (послание к А.В.Шереметеву, в песне в духе Раича), но недолго на этом задерживается: слишком силна в нем струя, идущая от монументального стиля 18 века. И Т.находит этот выход в художественной форме фрагмента. Т. закрепил поэтику фрагмента как полноценной художественной формы - не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь," Гeйне. более значительные лирические сочинения Т. поражают нас краткостью, образной концентрацией и непомерной смысловой нагрузкой на каждое, никогда не праздное, слово - образ, символ, метафору.
Философская мысль Т. - поэта, питавшаяся как идеями Шеллинга, так и постоянной связью - полемикой с доктринами славянофильства - как сказал бы сейчас, «из-за бугра», - всегда оплодотворена его личным, выстраданным чувством одиночества, невозможности противиться хаосу и неизбежности, приближающейся гибели. Таков его чувственный хаос.
Одной из важных его составляющих этой психофилософской структуры является и настойчивое ощущение Т. невозможности высказаться, быть изреченным и понятым, сказаться: "Молчи, скрывайся и таи... Мысль изреченная есть ложь...» Мотив этот варьируется и во многих иных вещах Тютчева.
«Silentium!» - Кусатова Л., 11 кл. (анализ и чтение наизусть).
«Поэзия его была полна осознанной мысли, а его мысли находили в себе только поэтическое, то есть одушевленное и законченное выражение»— так писал В. С.Соловьев о поэзии талантливого поэта - мыслителя Федора Ивановича Тютчева. Великий русский поэт Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 году в родовом имении Тютчевых в селе Овстуг Орловской губернии, Брянского уезда вторым сыном у дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны.Война и мирпрошли через его впечатлительное детское сердце. И все это зародило в душе поэта одну из сокровенных тем его творчества, нашедшую затем воплощение в стихотворениях «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять...» и~в других, посвященных России и ее судьбе.
Лирика Тютчева оценивалась Соловьевым в связи с философскими проблемами преодоления зла с помощью любви и красоты. А также великий русский поэт Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», с точностью сказал о поражающем дву единстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:
Здесь дух мощного господство.
Здесь утонченный жизни цвет...
Лирический мир Тютчева поражает каждого слиянием мощи духа и предельной утонченности души. Слияние это определяет незаменимость и абсолютную ценность Тютчева в мировой лирике. Стихи Тютчева носят философский хаpaктер. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого нет у Тютчева. Его стихи философичны только по проблематике, по глубине, по способности выйти к конечным вопросам бытия: жизнь и cмepть, вера и безверие, хаос и космос. Но мысли и чувства поэта лишены абстpaктности, их пробуждает только конкретная жизнь, и они высекаются со страшной силой, отзывалась захватывающим лирическим порывом. Его поэзия не информация о найденном, не провозглашение окончательных истин, не сообщение о итогах поиска, но сам неостановимый поиск. Этот поиск приводит прежде всего к благовейному преклонению перед жизнью природы.
«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык...» — говорит Тютчев о природе. Эту душу природы, этот язык и эту её свободы он стремится уловить, понять и объяснить во всех её проявлениях.
Переменчивый мир природы казался Тютчеву исполненным глубокого смысла и будил ответную мысль поэта. В этих строчках виден поэт особого философского склада. У него был дар не только пейзажиста, но и своя философия природы. Ум его бился над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Всё в природе Тютчева живо, всё говорит с ним «понятным сердцу языком» и не жалеет тех, при ком леса молчат, пред кем ночь нема, с кем в дружеской беседе не совещается гроза... Стихи поэта оприроде - почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку — любоваться многообразными проявлениями жизни природы.Именно Тютчеву был доступен «гул непостижимый», «роящийся хаосе ночном», «мир бестемный». «Сверкающие зарницы» в грозовом небе наводят поэта на мысль о Божественном начале Вселенной:
Не остывшая от зною
Ночь июльская блестала...
Инад тусклою землёю
Небо полное грозою,
Всёв зарницах трепетало...
Образ не простолирического стихотворения, а стихотворения философского Тютчев раскрыл в стихотворении «SILENTIUM!» — «Молчание».
Стихотворение «SILENTIUM» — одно из наиболее замкнутых у Тютчева. «SILENTIUM» не просто «молчание», а призыв к молчанию. Образ — призыв данного стихотворения — одна из граней мира всей поэзии Тютчева в целом образ отъединенного голоса, который звучит в душе отдельного человека и противостоит морю-хаосу звучаний вообще. Центральный образ молчания в стихотворении — частный образ отражения всей художественной - мировоззренческой системы тютчевских образов. Само латинское название несёт в себе двойственную образную тональность.
Восклицательным знаком и сразу же переходя и «взрываясь» в первых словах стихотворения: «Молчи, скрывайся и таи...» даёт ряд синонимичных слов. Эти синонимы дают на миг углублённую перспективу. Даже в таком призыве к тому, чтобы чувства и мечты вставали и заходили в душевной глубине, как звёзды в ночи, Тютчев делает ударение на слове «безмолвно», так как подгоняет к центральному образу стихотворения — молчанию.
Во второй строфе стихотворение повелительно — призывное получает иную форму и тональность. А так в первой половине находятся риторические вопросы: «Как сердцу высказать себя?», «Другому как понять тебя?», «Поймёт ли он, чем ты живёшь?» Здесь повелительный призыв к молчанию приглушён, а само накопление риторических вопросов создает цепь «доказательств», которые должны привести к выводу, что и раньше — «Молчи». Развивая образмолчания, Тютчев прибегает к системе логического объяснения своей мысли о необходимости молчания. Образ этот организующий мотив, - который пронизывает всё стихотворение, где сила художественной доказательности держится на том, что эти мысли — лишь опора, связанная с центральным мотивом, повторяющихся в произведении. В философском стихотворении Тютчева его риторические вопросы — доказательства являются и повторами, которые открывают центральный образ — молчание.
Фраза из стихотворения»Мысль изречение есть ложь» становится афоризмом, то есть отвлеченной мудростью. Эти слова - момент развертывания стихотворного образа. Иснова в конце третьей строфы понимаемая образность - «Дневные разгонят лучи», - «Внимай их пенью - и молчи!» - играет подсобную роль в развитии основного образа. В заключение, хочется сказать,что поэзия у Тютчева была психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет людской в виде поэтических произведений. У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль, мысль чувствующая и живая. Художественная форма Тютчева срослась с мыслью и сотворена вместе, одним процессом: это сама плоть мысли.
3) Захарова Венера (10 класс)
«Фрагмент, как художественная форма, был осознан на западе главным образом романтиками и канонизован Гeйне. Если сравнить некоторые произведения Уланда и Ю.Кернера с тютчевскими фрагментами, связь станет вполне ясна. В фрагменте сфера предмета сужена до минимума, и слова, теряющиеся в огромном прострaнcтве поэмы, приобретают необычайную значительность. Одна метафора, одно сравнение заполняют все стихотворение. (Вернее, стихотворение является одним сложным образом.) Фрагментарность ведет к усилению, динамизации. Вместе с тем фрагмент у Т. закончен.
Все современные критики отмечают краткость его стихотворений: «Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» (Некрасов); «Самые короткие стихи г. Т. почти всегда самые удачные.
Не только цивилизация, но и природа в её нынешних формах, вечная по сравнению с человеком и человечеством, выглядит у Т. чем-то неустойчивым, непрочным, обреченным на гибель. В глубине её, полагает поэт, скрыт «хаос» - некая первозданная темная стихия; а все сущее, видимое - лишь всплеск, временное порождение этой хаотической бездны. Неизбежна поэтому катастрофа, «когда пробьет последний час природы». Со стихотворением «Последний катаклизм» ознакомит вас Гильманова Е.
«Последний катаклизм» (1831) – читает наизусть Фёдоров И.(11 кл.).
6. Пейзажная лирика.
Рассказ Фёдорова Юрия (11 кл.):
«Творчески усвоивший философско-эстетические идеи немецких романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Т. глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема: «Дума за думой, волна за волной. Два проявленья стихии одной» писал поэт в стихотворении «Волна и дума» в 1851 г. Природа предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Природа в этих стихах запечатлена в её движении, смене явлений, «тютчевские пейзажи» проникнуты напряжением и драматизмом устремленности мысли поэта к тайнам мироздания и человеческого Я.
Т. особенно любил весеннюю и осеннюю природу - возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод... Здесь картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу осенней дивной поры.
«Есть в осени первоначальной...» - Анахина Л., 11 кл. (анализ и чтение наизусть); Толстой отметил это стихотворение буквой К! «Красота!»
«Чародейкою зимою...» - Захаров М., 11 кл. (анализ и чтение наизусть «Я люблю мир, преображенный поэзией Ф.И. Тютчева. С его стихами материальное вокруг как бы оживает, одухотворяется, становится ближе и роднее сердцу. Вообще я считаю, что Т. - поэт для узкого круга читателей. Т.Е для читателей тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Я бы добавил еще, и определенного душевного темперамента.
Природа у Т. изменчива, динамична, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Т. проникнута восторгом перед величием и красотой бесконечностью и многообразием природного царства. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил. Природа в стихах Т. очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна: «В ней есть душа/ в ней есть свобода, /В ней есть любовь, в ней есть язык».- убежден поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится», «лазурь небесная смеется», «полураздетый лес грустит», с небес глядят «чуткие звезды». Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Т. это непросто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи Т. проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни», ощущением целостного широкого бытия, некоего сплошного действия, непрерывной всемирной мистерии. Способность «узреть», под оболочкой зримой сокровенной сути природы, сопричастность ее тайнам, глубоко личное, иHTиMно-родственное переживание жизни божески всемирно, все это придает лирике Т. неповторимый колорит и философскую значительность.
«Чародейкою зимою...» - Кусатова Т., 9 кл. (на немецком языке);
«Imwunderschone Winter
Bezaubertsteht der Wald
Und der Schneefranse hinter
Glanzter in seiner Praht.Da stehtergansim Zauber
Nict tot und nictlebendig.
ErfasstmitschonemTraum
Umhulltmit Schneeflokenewig.Wenn die Wintersonne
IhreStrahlensendet,
Da zittertkeineTanne
Mitihrengruhnen Zweigen.»
7. Любовная лирика.
Рассказ Иннокентьева Свят. (11 кл. )
«Одной из центральных тем в творчестве стала тема любви. Т. - поэт возвышенной любви, он раскрывает её как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, и «блаженство», и «безнадёжность». Мюнхенский период:
пора светских успехов и сердечных увлечений Т. Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер). К концу 182Ф г. его любовь достигла высшего накала, что выразилось в написанном тогда стихотворении, которое многие исследователи вполне основательно считают обращением к 16-летней Амалии - «Твой милый взор, невинной страсти полный...»
А в 1833 г. Т., давно уже женатый на другой, написал одно из обаятельнейших стихотворений, которым, по-видимому, отметил (это было хаpaктерно для него) 10-ую годовщину своей влюбленности в Амалию, воссоздав поразившую его душу встречу с ней. В нем выразилось то, что было главным для него: его возлюбленная предстает как центр, как своего рода средоточие целого прекрасного мира.»
Стихотворение «Я помню время золотое..»Иннокентьев Св., 11 кл. на фоне записи романса в исполнении Э.Хиля.
Учитель немецкого языка: «Ihrderschoenen Nesstiisteszuverdanken, dassdieheutein Russlan dberuemte Liebeslyrik Tjutschewserhaltengebliebenist. Um die gedichteihres Marines im Original lesenzukoennen, lernte Nesti die russischeSprache. 1844 folgtsieihrem Mann nach Russland und bringtrund 400 Gedichtemit. “Ohne Ernestine” warensieverlorengewesen. Ihristeszuverdanken, dass Tjutschews Werkgesammelt und veroeffentlichtwurde, berichtetekuerzlicheindeutscher Dichter, der vieledieser Gedichte ins Deutsche uebersetzt hat. Zum 200 Geburtsjar des Dichterserinnert in Muencheneine Tafelan Fjodor Tjutschew. Der Moskauer BuergermeisterLuschkow hat siebeiseinemletzten Besuchan der Stelleerthuelt, woeinst die russische Gesandschaft stand. In Russlandist Tjutschew so beliebtwie Puschken und Tolstoi.
«Любовь у Т. похожа на мир природы своей возвышенностью, отрешённостью от быта. Часто эти темы переплетаются. В его творчестве преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил. Стихи Т. о любви носят психологический и философский хаpaктер, о чём, в частности, писал В. Гиппиус: « Т. поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
В Т. нас поражает непреходящая сила его любовных чувств. Огонь этого чувства горел в душе поэта до последних его дней на земле. В возрасте, для многих мужчин уже не обещающем страстность взлётов души, Т. после многолетней разлуки вновь влюбился с пылкостью юноши, и русская поэзия обогатилась прекрасным стихотворным признанием в любви: «Я встретил вас - и всё былое...» (1870г), ставшее популярным романсом.
Т. в любовной лирике словно купался душой в потоках волшебного света. Ясное и нежное чувство всегда присутствовало в его стихах.
Стихотворение «К.Б.» было написано в июле 1870 г. в Карлсбаде, где лечился Т. и куда прибыла на лечение Амалия с мужем. Оно обращено к конкретному лицу - любимой женщине поэта. Инициалы «К.Б.» в заглавии означают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюденер» (по свидетельству Я.П. Полонского). К этому времени прошло уже 6 лесть после cмepти Денисьевой. Наступила старость. Блаженство сменилосьбезнадежностью. И вдруг оклик юности. Пожелал «Времени золотому» не только напомнить о себе, но и повториться. Воспоминанье? Нет - очарованье. И главное - самое главное - «И та ж в душе моей любовь!...»
Несмотря на то, что «при всем умении поэта подыматься в своих художественных образах до общечеловеческих обобщений, при способности его проникать в сокровенные глубины переживаний человека эти стихи о любви в исключительной степени индивидуальны и субъективны, и они ни в коей мере не могут служить нравственной «нормой», какой, например, она выступает в стихотворениях П. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,...» и «Нет, не должен я, не смею, не могу...», даже те читатели, кто не знал его творческой истории, далекие от эпохи Т., получают наслаждение от чтения или прослушивания.
«Я встретил вас-и все былое...» - читает Кугданов Гр., 10 кл. на фоне записи романса (муз.Л.Д. Малашкина)..
8. Закрепление урока.
Конкурс между комaндами.
Вопросы 1-й комaнде:
1 .Какую профессию избрал Т. после окончания Московского университета?
2. Кому были посвящены «Стихотворения «Весь день она лежала в забытьи», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»?
3. Творчество какого русского поэта оказало значительное влияние на поэзию Ф.И. Тютчева?
4.Укажите, каких лирических жанров присутствуют в творчестве Ф.И. Тютчева?
Вопросы 2-й комaнде:
1. Назовите поэта, которому посвящены следующие строки Ф.И. Тютчева:
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет».
2. Какие чувства преобладают в любовной лирике Ф.И. Тютчева, посвященной Е.А. Денисьевой?
3. Назовите стихотворение Ф.И. Тютчева, ставшее известным романсом.
4. По отрывкам определите стихотворение:
а)«Мысль изреченная есть ложь».
б) «Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые-
Его призвали всeблагие,
Как собеседника на пир...»
в)
«Весне игоря мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала наперекор врагу»;
г)
«Ты скажешь: ветреная Геба
Кормя Зевесова орла,
Громкокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила».
9. Подведение итога урока - учитель русского языка и литературы.
«Время отбросило все случайное, субъективное и одностороннее в истолковании поэзии Тютчева и оправдало оценку, данную его творчеству Пушкиным, Некрасовым, Толстым, революционными демократами. Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать в тайны природы и души человеческой, получило широкое признание. И в полной мере подтвердились слова Некрасова, писавшего о том,что книгу стихов Т. «каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения».
С годами все расширяется, все углубляется наше знакомство с творчеством великого лирика-мыслителя, проникновенного выразителя человеческих чувств, вдохновенного певца природы... Нас влечет высокая красота и духовная неисчерпаемость поэзии Т., его эстетические, философские и политические воззрения. Растет интерес к биографии поэта, его внешне обыкновенной и внутренне столь драматической, сложной жизни.
Хочется закончить урок наш стихотворением Алексея Николаевича Апухтина «Памяти Тютчева» (1873 г.):
«Ни у домашнего простого камелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика,
С улыбкой едкою, с душою благосклонной!
Ленивой поступью прошел он жизни путь,
Но мыслью обнял все, что на пути заметил,
И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,
Он был как гoлyбь чист и как младенец светел.
Искусства, знания, событья наших дней, -
Все отклик верный в нем будило неизбежно,
И словом, брошенным на факты и людей,
Он клейма вечные накладывал небрежно...
В нем злобы не было. Когда ж он говорил,
Язвительно смеясь над жизнью или над веком,
То самый смех его нас с жизнью мирил,
А светлый лик его мирил нас с человеком».
Действительно, поэзия Т. - наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что" мы можем предъявить миру; это - наш патент на благородство».
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
18 03 2024 4:34:11
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
17 03 2024 7:51:10
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
16 03 2024 20:17:27
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
15 03 2024 18:41:24
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
14 03 2024 1:28:22
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
13 03 2024 2:45:27
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
12 03 2024 3:49:29
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
11 03 2024 13:30:56
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
10 03 2024 4:55:39
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
09 03 2024 23:39:54
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
08 03 2024 11:45:48
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
07 03 2024 0:41:30
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
06 03 2024 5:10:49
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
05 03 2024 5:56:32
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
04 03 2024 6:17:23
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...
03 03 2024 22:28:19
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
02 03 2024 1:33:44
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
01 03 2024 6:18:32
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
29 02 2024 2:52:33
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
28 02 2024 23:12:59
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
27 02 2024 19:33:48
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
26 02 2024 14:17:24
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
25 02 2024 17:45:33
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
24 02 2024 0:25:14
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
23 02 2024 8:31:43
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
22 02 2024 3:34:50
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
21 02 2024 11:26:51
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
20 02 2024 7:37:54
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
19 02 2024 10:41:41
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
18 02 2024 13:27:53
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
17 02 2024 16:34:54
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
16 02 2024 15:38:44
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
15 02 2024 2:46:29
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
14 02 2024 6:10:46
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
13 02 2024 18:49:10
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
12 02 2024 9:42:34
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
11 02 2024 11:35:57
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
10 02 2024 22:50:34
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
09 02 2024 1:47:40
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
08 02 2024 12:43:58
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
07 02 2024 9:47:21
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
06 02 2024 23:20:38
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
05 02 2024 16:43:43
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
04 02 2024 13:56:55
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
03 02 2024 17:30:26
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
02 02 2024 16:45:19
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
01 02 2024 1:52:58
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
31 01 2024 20:43:26
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
30 01 2024 5:11:57
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...
29 01 2024 9:53:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::