Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»
Для проверки знаний учащихся были использованы задания в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Часть А предполагает использование тестов с одним правильным ответом. Часть В – задания повышенного уровня сложности: вставить пропущенный термин, вписать дату или имя, задания на соответствие и т.п. Часть С – работа с первоисточниками и ответы на вопросы по предложенным текстам. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме.
ЧАСТЬ А
№ п/п | Вопросы | Варианты ответов |
1 | В какой форме передавались из поколения в поколение мифы русского народа в древности: | а) в устной форме б) через летописи в) с помощью миниатюр |
2 | Что является главным отличием славянского язычества от античного или скандинавского: | а) жертвоприношения б) жрецы – посредники между богом и человеком в) отсутствие главного бога среди других |
3 | Как славяне называли бога Солнца: | а) Велес б) Стрибог в) Перун |
4 | Что послужило предпосылкой принятия христианства на Руси: | а) стремление европейских государств
расширить своё влияние на русских землях б) волхвы объявили волю богов в) стремление русского князя объединить славянские племена |
5 | Какое событие произошло в 980 г.: | а) отменено полюдье б) объявление Перуна главным богом всех славян в) принятие христианства на Руси |
6 | Принятию христианства Русью предшествовал поход князя Владимира: | а) в Хазарию б) в Волжскую Булгарию в) в Херсон (Херсонес) |
7 | Принятие христианства киевским князем Владимиром как государственной религии произошло: | а) в 980 г. б) в 988 г. в) в 996 г. |
8 | Согласно русским летописям, причина выбора Владимиром христианства по византийскому образцу была связана: | а) с влиянием Византии на русских князей б) с крещением княгини Ольги в) с красотой богослужения |
9 | Русь приняла православие из: | а) Польши б) Византии в) Болгарии |
10 | К направлениям деятельности князя Владимира не относятся: | а) принятие христианства б) строительство оборонительной линии для защиты от набегов кочевников в) уравнение в правах язычников и христиан |
11 | Прозвище Красное Солнышко носил киевский князь: | а) Владимир Всеволодович Мономах б)Ярослав Владимирович Мудрый в) Владимир Святославич |
12 | Князь Владимир и его дружина приняли обряд крещения в городе: | а) Константинополе б) Новгороде в) Херсоне (Корсуни) |
13 | Первым каменным храмом Руси после принятия христианства стал: | а) Софийский собор б) церковь Успения Богородицы в) Успенский собор |
14 | Последствием принятия христианства на Руси НЕ БЫЛО: | а) укрепление государства и власти
князя б) приобщение Руси к византийской культуре в) изоляция Византии от европейского сообщества |
15 | Принятие Русью христианства по византийскому образцу способствовало: | а) сближение с Западной Европой б) развитие связей с арабским миром в) прекращению связей с Европой |
16 | Церковь Успения Богородицы называли Десятинной церковью потому, что: | а) князь Владимир дал на её содержание
десятую часть своих доходов – десятину б) церковь имела 10 куполов в) для церкви выделили 10 гектар земли |
ЧАСТЬ В
1. Укажите предпосылки принятия Русью христианства: | а) многобожие препятствовало
объединению племён б) соседние европейские страны были христианскими в) формировался путь «из варяг в греки» г) усиливающееся неравенство в Древней Руси требовало освящения и укрепления существующего порядка д) Русь соперничала с Византией за Дунайские княжества |
2. Верны ли следующие утверждения: а)
Складывание единого государства требовало
отказа от многобожия. |
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба утверждения 4. Оба утверждения не верны |
3. Прочитайте отрывок из летописи: «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди…И, притащив, кинули его в Днепр». Автор описывает: |
а) принятие христианств княгиней Ольгой б) крещение киевлян князем Владимиром в) поход князя Владимира на Херсон (Корсунь) г) поездка княгини Ольги в Константинополь |
4. Верны ли следующие утверждения: а)
Церковь содействовала распространению
византийской культуры и образованности среди
славян. |
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба утверждения 4. Оба утверждения не верны |
5. Верны ли следующие утверждения: а)
Христианство обещало вечное спасение и
блаженство в загробной жизни |
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба утверждения 4. Оба утверждения не верны |
6. Найдите соответствие:
Изречение: | Событие: |
а) «Когда повадится волк к овцам, то всё стадо перетаскает». | 1) Принятие христианства. |
б) «Крестил Путята мечом, а Добрыня – огнём». | 2) Попытка Святослава перенести столицу Древней Руси. |
в) «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володети нами». | 3) Восстание древлян. |
г) «Откуда есть пошла Русская земля». | 4) Призвание варягов на Русь. |
д) «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага…». | 5) Создание «Повести временных лет». |
7. Заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках:
Князь_________________, внук ______________, сын_______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________. Тогда же им была пожалована церкви ___________своих доходов на постройку первого ____________ храма на Руси – церкви _____________, названной_______________. Народные____________называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «_____________________» – линию оборонительных пунктов против __________________________________.
Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 986, княгиня Ольга.
8.Напишите правильно исторические термины:
1) Р…лигия – вера в
сверхъестественные существа, обожествление сил
природы и поклонение им.
2) Хр…ст…анство – мировая религия,
ставшая государственной на Руси.
3) Св…ще…..ики – служители церкви.
4) Кр…щ…ние – обряд принятия
христианства.
5) М…н…теи…м – система религиозных
верований, основанная на представлении о едином
боге.
9. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало:
Божество | Занятия, которым это божество покровительствовало |
1. Перун | а) Бог ветра и повелитель вихрей. |
2. Хорс | б) Божество, связанное с персидским Симургом – вещей птицей |
3. Даждьбог | в) Бог грозы, бог – воин,, отражающий злые силы, перед ним клялись на оружии |
4. Стрибог | г) Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество |
5. Симаргл | д) Бог солнца |
6. Мокошь | е) Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу |
10. Выпишите причины и последствия принятия христианства:
Причины | Последствия |
- Расширение и укрепление международных связей и повышение международного авторитета Древнерусского государства.
- В обществе утверждалось неравенство, которое требовало объяснения.
- Строительство церквей, появление монастырей.
- Европейский мир принял христианство, а Древнерусское государство оставалось языческой окраиной.
- Борьба с язычеством.
- Приобщение к христианству означало приобщение к развитой культуре.
- Христианская религия развивала и укрепляла нравственные устои общества.
- Процесс развития государственности, укрепления единства государства.
- Сохранение двоеверия на длительное время.
- Отрицательное отношение к созданию скульптурных изображений.
- Появление церковной иерархии.
11. Двухвариантные тесты (ответьте «да» или «нет»):
а) Князь Владимир крестился, как и его бабка,
княгиня Ольга, в Константинополе (да – нет)
б) Принятие Русью христианства означало переход
Руси в политическую зависимость от Византии (да
– нет)
в) Первую религиозную реформу князь Владимир
пытался провести в 896 году, включив шесть
языческих богов в государственный пантеон и
сделав главным бога Перуна (да – нет)
г) Киевляне воспротивились реформе язычества и
потребовали введения христианства (да – нет)
д) В русских былинах князя Владимира называют
Владимир Красное Солнышко (да – нет)
12. Разгадайте пyтaницу (переставьте буквы, и у вас получится слово):
а) Киевский князь, получивший прозвища «Святой»
и «Красное Солнышко» («ЛИВИМРАД»)
б) Мировая религия, ставшая государственной на
Руси («ТРОВСИНИТСАХ») –
в) Языческое культовое сооружение, где
приносились жертвы богам («ПЕЩАКИ») –
г) Христианское вероучение оформившееся на
востоке Римской империи в течение первого
тысячелетия н.э. («СИВАРОПЕВАЛ») –
д) Ныне не существующая река, правый приток
Днепра, в месте её впадения в Днепр в 988 г. было
проведено крещение Руси («АНПАЙОЧ») –
е) Название древнегреческого города на
юго-западном побережье Крыма, где был крещён
Владимир Святой («СЕХРОСЕН») –
ж) Славянский бог грома и молний, покровитель
княжеской дружины («НЕРУП») –
з) Имя полученное князем Владимир при крещении
(«ЛАЙВИИС»)–
и) Система религиозных верований, основанная на
представлении о едином боге («ЗОТОМЕМИН) –
13. Выберите из словосочетаний те, которые отмечают значение принятия Русью христианства:
А) расцвет материальной культуры
Б) развитие международной торговли
В) рост имущественного неравенства
Г) изменение нравов и морали
Д) укрепление княжеской власти
Е) развитие производительных сил
Ж) распространение грамотности
З) появление славянской письменности
И) сплочение восточнославянских племён в единую
древнерусскую народность
К) укрепление международного положения Руси
Л) образование государства Древняя Русь
4. Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.
1) _________________________ – это
________________________________________
(основанная, о едином, религиозных, боге,
верований, на представлении, система).
2) _________________________ – это ________________________________________
(вероучение, на востоке, империи, первого,
тысячелетия н.э., в течение, оформившееся,
христианское, Римской).
3) _________________________ – это ________________________________________
(за власть, правителями, борьба, родами, между).
4) _________________________ – это ________________________________________
(где, богам, культовое, приносились, языческое,
жертвы, сооружение).
5) _________________________ – это ________________________________________
(вождь, титул, государственного, правитель,
позднее, или, племени, дворянский, образования,
государства).
15. Составить чайнворд «Язычество древних славян». Последняя буква слова является первой буквой следующего слова:
- Древние верования славян (Язычество).
- Славянский бог веселья, блаженства и пиров, спутник богини Лады (Ослад)
- Об этом боге напоминают слова «диво», «удивление» (Див).
- Чародей, колдун, знахарь у славян (Волхв).
- Покровитель домашних животных и бог богатства (Велес).
- Верховный владыка вселенной (Сварог).
- Дух, живший в овине или на гумне, наблюдал за порядком, оберегал от пожара (Гуменник).
- Недобрый дух, сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, туловище не толще соломинки (Кикимора).
- Чудесная птица, жительница славянского рая (Алконост).
- Языческий обряд жертвоприношения (Треба).
- Предмет с магическим действием, охраняет от бедствий (Амулет).
- Один из главных богов балтийских славян (Триглав).
- Человек-оборотень, способен превращаться в волка, при затмении съедает луну или солнце, после cмepти становится упырём (Волколак).
- Богиня весны и плодородия (Кострома).
- Крылатая змея, которую нельзя поразить стрелой, а можно только сжечь (Аспид).
- Бесплотное, сверхъестественное существо (Дух).
- Солнечное божество славян, идол которого был поставлен князем Владимиром на холме среди главных идолов, память о котором сохранилась в слове «хороший» (Хорс).
- Божество – воплощение огня, зажигающего сердца воинов храбростью (Симаргл).
- Бог дружбы, согласия, искренности, имя которого созвучно слову «ладонь» (Лад).
- Богиня, покровительствующая рождению ребёнка и воспитанию младенцев (Дидилия).
16. Даны 5 подсказок. Угадайте, о ком идёт речь:
– Мифы представляли его кузнецом и пахарем,
статным, высокого роста, с чёрными волосами и
длинной золотой бородой;
– По свидетельству летописца, его деревянное
изображение имело на серебряной голове золотые
усы;
– Его жена покровительствовала бpaку и
семейному счастью, хотя её имя дословно
переводится как «мать наполненных корзин»;
– По преданию, его стрелы возвращались на
поверхность земли лишь через три или семь лет;
– В отличие от своих близнецов в других странах
его никогда не назначали самым старшим.
17. Выполнить задание:
После крещения Руси языческие верования
частично слились с христианством. Сам
древнерусский человек и не подозревал, что в его
вере есть что-то языческое. Он считал себя
настоящим православным. Зато византийские послы
сразу же замечали языческие вкрапления и
говорили о двоеверии славян. Даже в «Слове о
полку Игореве» – памятнике литературы XII века –
очень много языческого. Из него мы узнаём, что
ветры – внуки Стрибога; движущееся по небу
солнце – это Хорс; певец Боян назван внуком
Велеса; Дажьбог – защитником Руси. Не только в
литературе, но и в быту языческие боги были живы.
Определите, каких языческих богов и божеств
могли изображать на следующих памятниках
материальной культуры: кровля избы; диадема
княгини; резьба на лавке; височные кольца;
навершие жезла; резьба фасада избы; полотенца;
колты (подвески).
ЧАСТЬ С
1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы:
«И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы, – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых».
Вопросы:
- Сформулируйте основную идею прочитанного.
- Как вы оцениваете отношение Владимира к языческим богам?
- Каково отношение к языческим богам у людей?
- Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии людей и древнерусского общества?
- Почему храмы стали ставить на месте кумиров?
Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси?
2. Прочитайте отрывок из «Ипатьевской летописи» и ответьте на вопросы:
«996 год. После освящения церкви святой
Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал:
«даю церкви сей от имени моего и от городов моих
десятую часть», и написал клятву, положил ее в
церкви со словами: «Если кто нарушит, да будет
проклят».
А в церковном Уставе князь Владимир написал: «И
с княжения в соборную церковь от всякого княжа
суда десятую векшу, а от торгу десятую неделю, а
из домов на всякое лето десятое от всякого стада
и от всякого жита».
Вопросы:
- Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам?
- Какую обязанность населения по отношению к церкви ввёл князь?
- Как могло повлиять такое нововведение на положение различных слоёв общества Древней Руси?
- Как введённые обязанности могли сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?
Список использованной литературы:
1. Данилов А. История России с древнейших
времён до конца XVI века: 6 кл.: Поурочные
разработки: Пособие для учителя. М., 2007.
2. Дмитриева Е. Россия: рабочая тетрадь. СПБ,
2002.
3. Драхлер А. Отечественная история с
древнейших времён до наших дней. М.,2001. Игры и
занимательные задания по истории. Авторы-сост.
М.Субботина и др. М., 2003.
4. Кишенкова О., Иоффе А. Тестовые задания по
истории России: Часть 1. 10. кл. М., 2009.
5. Коваль Т. История России с древнейших
времён до конца XVI века: Задания, задачи. М., 2004.
6. Набатова О. Конспекты уроков для учителя
истории: История России с древнейших времён до
начала XVI века. 6 – 7 классы.: Методическое пособие.
М., 2003.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. ОРКСЭ. Книга для учителя. 4 – 5 классы:
справочные материалы: под ред. В.Тишкова,
Т.Шапошниковой. М., 2012.
8. Пазин Р. История. 10-11 кл. Тематические тесты
для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня
сложности (С4 – С5): Учебно-методическое пособие.
Ростов-на-Дону. 2013.
9. Румянцев В. Задания и вопросы по истории
России с древности по XVIII век. М., 2002.
10. Саплина Е., Саплин А. Основы
духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл.
Рабочая тетрадь. М., 2013.
11. Симонова Е. История России. 6 кл. 36
диагностических вариантов. М., 2012.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
27 04 2024 18:44:35
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
26 04 2024 19:24:21
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
25 04 2024 22:40:11
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
24 04 2024 19:38:31
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
23 04 2024 12:35:43
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
22 04 2024 7:14:41
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
21 04 2024 10:47:14
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
20 04 2024 2:51:14
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
19 04 2024 17:26:59
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
18 04 2024 2:30:51
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
17 04 2024 0:36:42
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
16 04 2024 13:55:53
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
15 04 2024 22:58:22
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
14 04 2024 0:28:24
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
13 04 2024 9:32:35
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
12 04 2024 5:28:51
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
11 04 2024 2:42:29
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
10 04 2024 5:48:14
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
09 04 2024 4:54:47
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
08 04 2024 10:47:11
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
07 04 2024 20:16:21
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
06 04 2024 13:31:31
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
05 04 2024 1:45:37
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
04 04 2024 22:48:10
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
03 04 2024 12:50:13
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
02 04 2024 13:59:38
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
01 04 2024 9:58:50
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
31 03 2024 2:26:51
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
30 03 2024 19:50:20
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
29 03 2024 16:17:41
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
28 03 2024 21:26:48
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
27 03 2024 3:23:22
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
26 03 2024 12:29:28
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
25 03 2024 10:45:47
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
24 03 2024 10:34:19
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
23 03 2024 6:52:54
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
22 03 2024 17:31:15
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
21 03 2024 4:39:37
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
20 03 2024 8:18:45
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
19 03 2024 5:11:43
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
18 03 2024 2:49:17
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
17 03 2024 6:12:11
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
16 03 2024 3:55:27
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
15 03 2024 8:44:51
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
14 03 2024 12:28:24
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
13 03 2024 9:34:11
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
12 03 2024 9:44:15
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
11 03 2024 0:51:43
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
10 03 2024 10:28:50
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
09 03 2024 22:31:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::