Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»
Для проверки знаний учащихся были использованы задания в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Часть А предполагает использование тестов с одним правильным ответом. Часть В – задания повышенного уровня сложности: вставить пропущенный термин, вписать дату или имя, задания на соответствие и т.п. Часть С – работа с первоисточниками и ответы на вопросы по предложенным текстам. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме.
ЧАСТЬ А
№ п/п | Вопросы | Варианты ответов |
1 | В какой форме передавались из поколения в поколение мифы русского народа в древности: | а) в устной форме б) через летописи в) с помощью миниатюр |
2 | Что является главным отличием славянского язычества от античного или скандинавского: | а) жертвоприношения б) жрецы – посредники между богом и человеком в) отсутствие главного бога среди других |
3 | Как славяне называли бога Солнца: | а) Велес б) Стрибог в) Перун |
4 | Что послужило предпосылкой принятия христианства на Руси: | а) стремление европейских государств
расширить своё влияние на русских землях б) волхвы объявили волю богов в) стремление русского князя объединить славянские племена |
5 | Какое событие произошло в 980 г.: | а) отменено полюдье б) объявление Перуна главным богом всех славян в) принятие христианства на Руси |
6 | Принятию христианства Русью предшествовал поход князя Владимира: | а) в Хазарию б) в Волжскую Булгарию в) в Херсон (Херсонес) |
7 | Принятие христианства киевским князем Владимиром как государственной религии произошло: | а) в 980 г. б) в 988 г. в) в 996 г. |
8 | Согласно русским летописям, причина выбора Владимиром христианства по византийскому образцу была связана: | а) с влиянием Византии на русских князей б) с крещением княгини Ольги в) с красотой богослужения |
9 | Русь приняла православие из: | а) Польши б) Византии в) Болгарии |
10 | К направлениям деятельности князя Владимира не относятся: | а) принятие христианства б) строительство оборонительной линии для защиты от набегов кочевников в) уравнение в правах язычников и христиан |
11 | Прозвище Красное Солнышко носил киевский князь: | а) Владимир Всеволодович Мономах б)Ярослав Владимирович Мудрый в) Владимир Святославич |
12 | Князь Владимир и его дружина приняли обряд крещения в городе: | а) Константинополе б) Новгороде в) Херсоне (Корсуни) |
13 | Первым каменным храмом Руси после принятия христианства стал: | а) Софийский собор б) церковь Успения Богородицы в) Успенский собор |
14 | Последствием принятия христианства на Руси НЕ БЫЛО: | а) укрепление государства и власти
князя б) приобщение Руси к византийской культуре в) изоляция Византии от европейского сообщества |
15 | Принятие Русью христианства по византийскому образцу способствовало: | а) сближение с Западной Европой б) развитие связей с арабским миром в) прекращению связей с Европой |
16 | Церковь Успения Богородицы называли Десятинной церковью потому, что: | а) князь Владимир дал на её содержание
десятую часть своих доходов – десятину б) церковь имела 10 куполов в) для церкви выделили 10 гектар земли |
ЧАСТЬ В
1. Укажите предпосылки принятия Русью христианства: | а) многобожие препятствовало
объединению племён б) соседние европейские страны были христианскими в) формировался путь «из варяг в греки» г) усиливающееся неравенство в Древней Руси требовало освящения и укрепления существующего порядка д) Русь соперничала с Византией за Дунайские княжества |
2. Верны ли следующие утверждения: а)
Складывание единого государства требовало
отказа от многобожия. |
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба утверждения 4. Оба утверждения не верны |
3. Прочитайте отрывок из летописи: «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди…И, притащив, кинули его в Днепр». Автор описывает: |
а) принятие христианств княгиней Ольгой б) крещение киевлян князем Владимиром в) поход князя Владимира на Херсон (Корсунь) г) поездка княгини Ольги в Константинополь |
4. Верны ли следующие утверждения: а)
Церковь содействовала распространению
византийской культуры и образованности среди
славян. |
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба утверждения 4. Оба утверждения не верны |
5. Верны ли следующие утверждения: а)
Христианство обещало вечное спасение и
блаженство в загробной жизни |
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба утверждения 4. Оба утверждения не верны |
6. Найдите соответствие:
Изречение: | Событие: |
а) «Когда повадится волк к овцам, то всё стадо перетаскает». | 1) Принятие христианства. |
б) «Крестил Путята мечом, а Добрыня – огнём». | 2) Попытка Святослава перенести столицу Древней Руси. |
в) «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володети нами». | 3) Восстание древлян. |
г) «Откуда есть пошла Русская земля». | 4) Призвание варягов на Русь. |
д) «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага…». | 5) Создание «Повести временных лет». |
7. Заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках:
Князь_________________, внук ______________, сын_______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________. Тогда же им была пожалована церкви ___________своих доходов на постройку первого ____________ храма на Руси – церкви _____________, названной_______________. Народные____________называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «_____________________» – линию оборонительных пунктов против __________________________________.
Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 986, княгиня Ольга.
8.Напишите правильно исторические термины:
1) Р…лигия – вера в
сверхъестественные существа, обожествление сил
природы и поклонение им.
2) Хр…ст…анство – мировая религия,
ставшая государственной на Руси.
3) Св…ще…..ики – служители церкви.
4) Кр…щ…ние – обряд принятия
христианства.
5) М…н…теи…м – система религиозных
верований, основанная на представлении о едином
боге.
9. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало:
Божество | Занятия, которым это божество покровительствовало |
1. Перун | а) Бог ветра и повелитель вихрей. |
2. Хорс | б) Божество, связанное с персидским Симургом – вещей птицей |
3. Даждьбог | в) Бог грозы, бог – воин,, отражающий злые силы, перед ним клялись на оружии |
4. Стрибог | г) Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество |
5. Симаргл | д) Бог солнца |
6. Мокошь | е) Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу |
10. Выпишите причины и последствия принятия христианства:
Причины | Последствия |
- Расширение и укрепление международных связей и повышение международного авторитета Древнерусского государства.
- В обществе утверждалось неравенство, которое требовало объяснения.
- Строительство церквей, появление монастырей.
- Европейский мир принял христианство, а Древнерусское государство оставалось языческой окраиной.
- Борьба с язычеством.
- Приобщение к христианству означало приобщение к развитой культуре.
- Христианская религия развивала и укрепляла нравственные устои общества.
- Процесс развития государственности, укрепления единства государства.
- Сохранение двоеверия на длительное время.
- Отрицательное отношение к созданию скульптурных изображений.
- Появление церковной иерархии.
11. Двухвариантные тесты (ответьте «да» или «нет»):
а) Князь Владимир крестился, как и его бабка,
княгиня Ольга, в Константинополе (да – нет)
б) Принятие Русью христианства означало переход
Руси в политическую зависимость от Византии (да
– нет)
в) Первую религиозную реформу князь Владимир
пытался провести в 896 году, включив шесть
языческих богов в государственный пантеон и
сделав главным бога Перуна (да – нет)
г) Киевляне воспротивились реформе язычества и
потребовали введения христианства (да – нет)
д) В русских былинах князя Владимира называют
Владимир Красное Солнышко (да – нет)
12. Разгадайте пyтaницу (переставьте буквы, и у вас получится слово):
а) Киевский князь, получивший прозвища «Святой»
и «Красное Солнышко» («ЛИВИМРАД»)
б) Мировая религия, ставшая государственной на
Руси («ТРОВСИНИТСАХ») –
в) Языческое культовое сооружение, где
приносились жертвы богам («ПЕЩАКИ») –
г) Христианское вероучение оформившееся на
востоке Римской империи в течение первого
тысячелетия н.э. («СИВАРОПЕВАЛ») –
д) Ныне не существующая река, правый приток
Днепра, в месте её впадения в Днепр в 988 г. было
проведено крещение Руси («АНПАЙОЧ») –
е) Название древнегреческого города на
юго-западном побережье Крыма, где был крещён
Владимир Святой («СЕХРОСЕН») –
ж) Славянский бог грома и молний, покровитель
княжеской дружины («НЕРУП») –
з) Имя полученное князем Владимир при крещении
(«ЛАЙВИИС»)–
и) Система религиозных верований, основанная на
представлении о едином боге («ЗОТОМЕМИН) –
13. Выберите из словосочетаний те, которые отмечают значение принятия Русью христианства:
А) расцвет материальной культуры
Б) развитие международной торговли
В) рост имущественного неравенства
Г) изменение нравов и морали
Д) укрепление княжеской власти
Е) развитие производительных сил
Ж) распространение грамотности
З) появление славянской письменности
И) сплочение восточнославянских племён в единую
древнерусскую народность
К) укрепление международного положения Руси
Л) образование государства Древняя Русь
4. Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.
1) _________________________ – это
________________________________________
(основанная, о едином, религиозных, боге,
верований, на представлении, система).
2) _________________________ – это ________________________________________
(вероучение, на востоке, империи, первого,
тысячелетия н.э., в течение, оформившееся,
христианское, Римской).
3) _________________________ – это ________________________________________
(за власть, правителями, борьба, родами, между).
4) _________________________ – это ________________________________________
(где, богам, культовое, приносились, языческое,
жертвы, сооружение).
5) _________________________ – это ________________________________________
(вождь, титул, государственного, правитель,
позднее, или, племени, дворянский, образования,
государства).
15. Составить чайнворд «Язычество древних славян». Последняя буква слова является первой буквой следующего слова:
- Древние верования славян (Язычество).
- Славянский бог веселья, блаженства и пиров, спутник богини Лады (Ослад)
- Об этом боге напоминают слова «диво», «удивление» (Див).
- Чародей, колдун, знахарь у славян (Волхв).
- Покровитель домашних животных и бог богатства (Велес).
- Верховный владыка вселенной (Сварог).
- Дух, живший в овине или на гумне, наблюдал за порядком, оберегал от пожара (Гуменник).
- Недобрый дух, сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, туловище не толще соломинки (Кикимора).
- Чудесная птица, жительница славянского рая (Алконост).
- Языческий обряд жертвоприношения (Треба).
- Предмет с магическим действием, охраняет от бедствий (Амулет).
- Один из главных богов балтийских славян (Триглав).
- Человек-оборотень, способен превращаться в волка, при затмении съедает луну или солнце, после cмepти становится упырём (Волколак).
- Богиня весны и плодородия (Кострома).
- Крылатая змея, которую нельзя поразить стрелой, а можно только сжечь (Аспид).
- Бесплотное, сверхъестественное существо (Дух).
- Солнечное божество славян, идол которого был поставлен князем Владимиром на холме среди главных идолов, память о котором сохранилась в слове «хороший» (Хорс).
- Божество – воплощение огня, зажигающего сердца воинов храбростью (Симаргл).
- Бог дружбы, согласия, искренности, имя которого созвучно слову «ладонь» (Лад).
- Богиня, покровительствующая рождению ребёнка и воспитанию младенцев (Дидилия).
16. Даны 5 подсказок. Угадайте, о ком идёт речь:
– Мифы представляли его кузнецом и пахарем,
статным, высокого роста, с чёрными волосами и
длинной золотой бородой;
– По свидетельству летописца, его деревянное
изображение имело на серебряной голове золотые
усы;
– Его жена покровительствовала бpaку и
семейному счастью, хотя её имя дословно
переводится как «мать наполненных корзин»;
– По преданию, его стрелы возвращались на
поверхность земли лишь через три или семь лет;
– В отличие от своих близнецов в других странах
его никогда не назначали самым старшим.
17. Выполнить задание:
После крещения Руси языческие верования
частично слились с христианством. Сам
древнерусский человек и не подозревал, что в его
вере есть что-то языческое. Он считал себя
настоящим православным. Зато византийские послы
сразу же замечали языческие вкрапления и
говорили о двоеверии славян. Даже в «Слове о
полку Игореве» – памятнике литературы XII века –
очень много языческого. Из него мы узнаём, что
ветры – внуки Стрибога; движущееся по небу
солнце – это Хорс; певец Боян назван внуком
Велеса; Дажьбог – защитником Руси. Не только в
литературе, но и в быту языческие боги были живы.
Определите, каких языческих богов и божеств
могли изображать на следующих памятниках
материальной культуры: кровля избы; диадема
княгини; резьба на лавке; височные кольца;
навершие жезла; резьба фасада избы; полотенца;
колты (подвески).
ЧАСТЬ С
1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы:
«И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы, – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых».
Вопросы:
- Сформулируйте основную идею прочитанного.
- Как вы оцениваете отношение Владимира к языческим богам?
- Каково отношение к языческим богам у людей?
- Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии людей и древнерусского общества?
- Почему храмы стали ставить на месте кумиров?
Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси?
2. Прочитайте отрывок из «Ипатьевской летописи» и ответьте на вопросы:
«996 год. После освящения церкви святой
Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал:
«даю церкви сей от имени моего и от городов моих
десятую часть», и написал клятву, положил ее в
церкви со словами: «Если кто нарушит, да будет
проклят».
А в церковном Уставе князь Владимир написал: «И
с княжения в соборную церковь от всякого княжа
суда десятую векшу, а от торгу десятую неделю, а
из домов на всякое лето десятое от всякого стада
и от всякого жита».
Вопросы:
- Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам?
- Какую обязанность населения по отношению к церкви ввёл князь?
- Как могло повлиять такое нововведение на положение различных слоёв общества Древней Руси?
- Как введённые обязанности могли сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?
Список использованной литературы:
1. Данилов А. История России с древнейших
времён до конца XVI века: 6 кл.: Поурочные
разработки: Пособие для учителя. М., 2007.
2. Дмитриева Е. Россия: рабочая тетрадь. СПБ,
2002.
3. Драхлер А. Отечественная история с
древнейших времён до наших дней. М.,2001. Игры и
занимательные задания по истории. Авторы-сост.
М.Субботина и др. М., 2003.
4. Кишенкова О., Иоффе А. Тестовые задания по
истории России: Часть 1. 10. кл. М., 2009.
5. Коваль Т. История России с древнейших
времён до конца XVI века: Задания, задачи. М., 2004.
6. Набатова О. Конспекты уроков для учителя
истории: История России с древнейших времён до
начала XVI века. 6 – 7 классы.: Методическое пособие.
М., 2003.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. ОРКСЭ. Книга для учителя. 4 – 5 классы:
справочные материалы: под ред. В.Тишкова,
Т.Шапошниковой. М., 2012.
8. Пазин Р. История. 10-11 кл. Тематические тесты
для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня
сложности (С4 – С5): Учебно-методическое пособие.
Ростов-на-Дону. 2013.
9. Румянцев В. Задания и вопросы по истории
России с древности по XVIII век. М., 2002.
10. Саплина Е., Саплин А. Основы
духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл.
Рабочая тетрадь. М., 2013.
11. Симонова Е. История России. 6 кл. 36
диагностических вариантов. М., 2012.
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
18 03 2024 19:58:46
При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
17 03 2024 18:42:20
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
16 03 2024 11:34:15
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
15 03 2024 23:18:23
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
14 03 2024 10:16:58
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
13 03 2024 7:52:53
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
12 03 2024 17:22:34
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
11 03 2024 11:57:22
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
10 03 2024 23:11:26
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
09 03 2024 0:40:37
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
08 03 2024 18:54:33
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
07 03 2024 12:32:27
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
06 03 2024 22:28:50
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
05 03 2024 9:20:29
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
04 03 2024 22:24:32
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
03 03 2024 15:12:39
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
02 03 2024 16:18:54
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...
01 03 2024 8:39:14
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
29 02 2024 8:48:55
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
28 02 2024 1:15:28
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
27 02 2024 14:43:25
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
26 02 2024 20:58:35
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
25 02 2024 13:20:26
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
24 02 2024 12:41:31
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
23 02 2024 13:57:30
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках. ...
22 02 2024 17:55:56
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
21 02 2024 4:34:55
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
20 02 2024 11:55:31
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
19 02 2024 9:16:46
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
18 02 2024 3:20:48
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
17 02 2024 9:53:18
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
16 02 2024 23:48:30
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
15 02 2024 11:56:16
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
14 02 2024 6:36:14
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
13 02 2024 14:13:17
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
12 02 2024 2:57:14
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
11 02 2024 5:56:28
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
10 02 2024 2:33:53
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
09 02 2024 15:22:22
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
08 02 2024 9:43:20
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
07 02 2024 16:18:26
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
06 02 2024 14:46:44
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
05 02 2024 15:23:26
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
04 02 2024 4:55:56
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
03 02 2024 14:15:14
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...
02 02 2024 8:11:44
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
01 02 2024 13:33:55
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
31 01 2024 23:25:57
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
30 01 2024 9:12:35
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
29 01 2024 20:48:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::