Некоторые факты из жизни и деятельности Толе би
За годы независимости республики, благодаря усилиям исследователей Казахстана, были заново открыты и восстановлены прежде вырванные и искаженные страницы национальной истории. Вместе с тем, еще сохранилось немало сложных вопросов и пробелов, требующих современного переосмысления и концептуальной переоценки с точки зрения новых данных. Среди этих вопросов актуальными выступают исследования жизни и творчества людей, чья патриотическая деятельность на благо народа, вызывает у нынешнего поколения чувство гордости и стимулирует их на патриотические поступки.
К таким людям относится и Толе би – выдающийся политический деятель казахского ханства конца XVII - начала XVIII вв, знаменитый бий Тауке хана, один из создателей казахского кодекса “Жеті-жарғы”, внесший значительный вклад в укреплении казахской государственности. Свидетельством вышесказанных слов является письмо академика А.Х.Маргулана, написанное собственной рукой крупному исследователю археологических памятников Центральной Азии М.Е.Массону. Ниже это письмо приводится в полном объеме.
“Дорогой и глубокоуважаемый Михаил Евгеньевич!
Я и Раушан Абикеевна шлем Вам и Галине Анатольевне сердечные приветы и поздравления в связи с наступающим великим праздником первого мая, хочется также пожелать Вам доброго здоровья, благополучия и чудесных успехов в творческом труде. В связи с историей 250-летия присоединения Казахстана к России возникла идея о публикации некоторых важных памятников, представляющих общественный интерес. К ним в частности относится старинные мавзолеи, где хранятся останки выдающихся деятелей Казахстана. Ими особенно отличаются древние пантеоны Ташкента. Академик В.В.Бартольд отметил, что Ташкент и многие города Средней и Нижней Сырдарьи на протяжении значительного времени находились во владении казахского ханства. По описанию А.Дженкинсона Ташкентом владел казахский хан Хакназар, сын Касым хана и его потомки. В XVII в важнейшую роль в Ташкенте сыграл казахский хан Турсын с катаганами, XVIIIв знаменитый бий Тауке хана Толе би, один из создателей казахского кодекса “Жеты-жаргы”. Останки мавзолея Толе бия находится в пантеоне Шайхантаур. Старые ташкентские жители (узбеки, казахи) это хорошо знали. Было бы замечательно, если Вы написали небольшую заметку о Толе би для публикации в казахстанской печати [1].
С глубоким уважением А.Х.Маргулан.
20 апреля, 1982.
Таким образом, из выше приведенного письма академика А.Х. Маргулана вытекает вывод, что действительно Ташкентом и его окрестностями на протяжении значительного времени владели казахи. Более того, согласно первоисточникам вплоть до 1798 года Ташкент входил в состав Казахского ханства. На наш взгляд очень объективно оценена роль и вклад в укреплении казахской государственности известного казахского государственного и общественного деятеля конца XVII- начала XVIII вв. Толе бия. Над его могилой был сооружен величественный мавзолей, который является местом паломничества мусульман.
Как отмечал доктор исторических наук, профессор Мамбет Койгельдиев “Толе би был высокообразованным человеком, обладал недюжинным умом, был прекрасным оратором. В своих действиях он руководствовался стремлением к единению народа, защите от посягательств внешних врагов. Толе би сыграл выдающуюся роль в укреплении и становлении казахского ханства. В тоже время он придерживался принципа мирного сосуществования с соседними государствами. Толе би всячески способствовал развитию торговли и дружеским отношениям с Россией, Китаем и другими государствами” [2].
Мы полностью разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора Мамбета Койгельдиева относительно роли и вклада Толе би в укреплении Казахской государственности. Благодаря своим блестящим ораторским способностям, уму, справедливым решениям, великий Толе би заслужил любовь и доверие своего народа.
Как он вел себя в среде народных масс, в кругу друзей, среди врагов, в семье и вообще как он выглядел духовно и нравственно вне политической и трудовой деятельности? Этот вопрос пока, к сожалению, остается открытым для научной общественности. Нашему поколению очень трудно восстановить политический портрет Толе бия, так как в исторических источниках о нем скудно дан материал.
Доктор исторических наук, профессор Саттар Мажитов в своей статье “Феномен Толе би” отмечает: “Мегазвезда крупного государственного и общественного деятеля, мыслителя, правоведа, дипломата, получившего еще при жизни звание “отца биев”, Толе Алибекулы взошла на небосклоне истории казахского народа три с половиной столетия тому назад. В исторической сокровищнице казахов духовное наследие Толе би является бесценным алмaзoм мудрости и жизнестойкости, примера верности избранному пути справедливости и миролюбия. Трудно найти в казахской истории личность, сравнимую с Толе би, который сыграл поистине историческую роль на стыке двух веков, наполненных судьбоносными для народа событиями. Один период его жизни был связан с эпохой хана Тауке, когда мир и покой царили в казахстанском обществе. Другая, более значительная, часть жизни Толе би пришлось на трудное время, когда над полутора миллионами казахов нависла угроза существования. Угрозу представляли джунгарская агрессия и соседство с сильными государствами. Феномен Толе би состоит в том, что пример его жизни и его наследие продолжают оставаться актуальными и сегодня” [3].
На наш взгляд, оценки С.Ф. Мажитова убедительны и объективны. Несмотря на сложную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку в Казахском ханстве, благодаря мудрой и взвешенной политике трех выдающихся сынов казахского народа Толе би, Казыбек би и Айтеке би удалось сохранить территориальную целостность казахского государства, единство народа, не допустить раздоров и грабежей внутри страны, установить мир и спокойствие в Казахской степи. И в этом на наш взгляд заключается их историческая заслуга перед своим Отечеством. Их имена и деяния навеки останутся в памяти народа.
Как отмечает доктор исторических наук, профессор Ж.О.Артыкбаев: “Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII- начала XVIII вв. связана деятельность выдающихся биев – Толе би, Казыбека и Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствуют, например, казахские съезды, которые состоялись в 1726-1729 годах в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Бадам. Вышеназванные бии в эпоху Тауке-хана входили в высший законодательный совет “Жеті–жарғы”. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Аблай-ханом выpaбатывает каноны внешней политики, благоприятные для существования казахского народа в дальнейшем” [4].
Мы разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора Ж.О.Артыкбаева относительно того, что роль выдающихся сынов казахского народа Толе би, Казыбека и Айтеке в годы нашествия джунгар на территорию Казахстана огромна.
В Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан нами было найдено документ, датированный 9 июня 1982г. Это ответное письмо М.Е.Массона к А.Х.Маргулану.
“Глубокоуважаемый Алькей Хаканович!
Я очень продвинулся в годах и отдаю им дань. Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, полученное в самом конце апреля. Сам написать заметку предложенной Вами темой не мог, так как даже из дома выходить за два квартала не мог две-три недели. А до Шайхантаура далеко ездить. Мне все страшно. Ташкентом занимается моя ученица – известный археолог М.И. Филанович. Она сотрудник института археологии АН УЗССР, находящегося в г.Самарканде. Наконец убедил ее заняться предложенной Вами темой. При этом сам ей буду помогать. У нас есть еще связи со старыми обитателями Шайхантаура. Пошлите мой привет Раушан Абикеевне. Жду ответ. Всегда Вас тепло вспоминающий М.Е.Массон [5].
Судя по содержанию письма, крупный исследователь археологических памятников народов Центральной Азии М.Е.Массон ввиду своей занятости поручил заняться разработкой данной проблемы своей ученице М.И.Филанович, которая является крупным исследователем средневекого города Ташкента.
В своей статье “Төле би қашан бақилық болған?”, опубликованной на казахском языке в газете “Рейтинг” известный исследователь Мухитхан Миразов опираясь на китайские источники считает, что Толе би родился в 1675 году и умер в возрасте 88 лет, то есть в 1763 году. В вышеуказанном источнике отмечено, что “В 1758 году преследуя остатки отступающих джунгар цинские войска достигли территории казахов Старшего жуза. В то время верховным главнокомaндующим казахов Старшего жуза был – Абульфеис, который имел 3 батыров. Один из них – был Толе би, второй – Койгелды и третий – Сасыкбай. Абульфеис в тот период находился в городе Ташкенте, который передал бразды правления в руки Толеби. В следующем источнике отмечено, что “в октябре 1758 года Толе би направил своего сына Жолана и Басармана в качестве послов в государство Цин” [6].
В своем историческом очерке “Ташкент” известный российский исследователь А.И.Добромыслов обращается к жизни и деятельности таких известных исторических личностей как Жолбарыс хан и Толе би. Так, например, он пишет: “Хан Большой киргиз-кайсацкой орды Жолбарыс, наблюдая за Абулхаиром и его приспешниками, не мог не coблaзниться получить те же подарки, какими наше правительство щедро наделяло новых мнимых подданных, а потому в 1738 году просил его принять в русское подданство, обещая склонить к тому же и соседние народы, если будут помогать их торговле в Оренбурге. Вследствие этого начальнику Оренбургской экспедиции В.Н.Татищеву была послана грамота от 17 июля 1739 года, для вручения Жолбарысу, но он вскоре кончил свои дни зарезан сартами в Ташкенте в мечети во время молитвы 5 апреля 1740 года. Похоронен в Туркестане, а потому грамота осталась в делах Пограничной администрации. Наши подданные жители Вятской провинции Шубай Арасланов и Мансур Юсупов, возвратившиеся из Ташкента в Оренбург в 1742 году сообщили, что при хане Жолбарысе в Ташкенте находился влиятельный старшина Толе би и что они собирали с города подать, но вскоре был лишен власти Кусекбеком наместником зюнгарского владельца” [7].
В своей работе “Сыны Великого Турана” крупный государственный и общественный деятель Казахстана Асанбай Аскаров справедливо отмечал: “Толе би был одним из выдающихся политических и государственных деятелей конца XVI – начала XVIII вв. С 15-летнего возраста он был вовлечен в круговорот политической жизни. Толе би принимал активное участие в народной дипломатии. Некоторые наши современники считают дипломатию новым явлением для казахов. Это заблуждение. Дипломатия в Степи явление не новое. Другое дело, что дипломатия того времени существенно отличалась от дипломатии дня сегодняшнего, что естественно. Он был современником и советником не только Тауке-хана. Позднее он был советником Абулхаир-хана, а также советником Аблай-хана. В течение жизни ему довелось встречаться со многими видными деятелями того времени. Он был свидетелем и непосредственным участником многих событий имевших место в XVII–XVIII вв. У казахов есть замечательная пословица: “Джигита убивает совесть, а зайца – шорох”. Толе би считал, что совесть должна быть, прежде всего, в ком нет совести, в том нет чести и достоинства. Идеи великого Толе би современны и сегодня. Сквозь толщу веков дошло до нас наследие Толе би. Многие поколения передавали друг другу воспоминания о нем” [8].
Как отмечают Б.Тогусбаев и А. Сужикова: “Толе би был талантливым, грамотным человеком, с детства впитавшим в себя традиции ораторского, поэтического искусства своего народа. С 15-20 лет он участвовал в собраниях судей, где его стали признавать из-за его искусства красноречия и чувства справедливости. Толе би, возглавлявший Старший жуз, попал на некоторое время в зависимость от джунгарских завоевателей. Несмотря на то, что он платил им дань, политическое правление он взял в свои руки. Он сыграл важнейшую роль в объединении казахов, в освобождении их от джунгарских оков” [9].
Весьма значительный интерес вызывает у нас статья известного российского исследователя Н.Оглоблина “Путешествие русских купцов в Ташкент”, опубликованная в журнале “Русский архив”, где автор приводит интересные нам сведения о жизни и деятельности Толе би. Торговые связи Казахстана с Россией усиливаются в середине XVIII в. В тоже время начинают двигаться в Центральную Азию и русские караваны. Как отмечает автор: “в 1741 году из Орска в Ташкент вышел караван Вятского татарина Шубая Арасланова и Казанского татарина Мансура Юсупова. Их маршрут проходил через город Туркестан. С горем пополам с приключениями кое-как они достигли Туркестана. Оставался самый опасный отрезок пути от Туркестана до Ташкента, где бесчинствовали разбойники. Чтобы обезопасить свой дальнейший путь от охотников легкой наживы, Шубай и Мансур по совету туркестанцев отправили гонца к соседнему киргизскому хану Толе бию, кочевавшему со своим улусом под Ташкентом. Они много слышали о честности и справедливости Толе бия и решили просить его покровительствовать над ними. Толе би приняв их просьбу, прислал к ним в Туркестан двух сыновей для сопровождения их каравана до Ташкента. Русский караван в сопровождении детей Толе бия, ночью выехал из города в направлении Ташкента. Дорогою они заехали к Толе бию поблагодарить за покровительство. У него они гостили два дня. Толе би принял их изрядно как желанных гостей, каждый день присылал им по бapaну, а третьего бapaна дал на дорогу. Шубай и Мансур в благодарность за все это поднесли Толе бию несколько подарков из своих товаров” [10].
Далее автор пишет: “В обратный путь в Туркестан Арасланов отправился в сопровождении семи братьев Толе бия ехавшие туда для торга. Первые три дня в пути провожал русский караван сам Толе би, а дальше до Туркестана один из его сыновей. Прежде Ташкентом владел Юлбарс (Жолбарыс хан А.А.) из киргиз-кайсацкой орды вместе с Толе бием у которого есть дом в Ташкенте, откуда и жена его родом. Тогда Ташкент был подчинен Большой киргиз-кайсацкой орде, Толе би со своими старшинами брал с Ташкента ежегодную дань в 40 тысяч тенек. Несколько лет тому назад Юлбарса (Жолбарыс хана А.А..) не стало, не знаем убит ли, или выгнан вон от здешних сартов. В этом темном деле главную роль играл Кусекбек, который завладел Ташкентом. Хотя Кусекбек выжил Толе бия из города, но не мог лишить его прежних прав на Ташкентское ханство, так что Толе би и старшины Большой орды по-прежнему получают с Ташкента дань” [11].
Таким образом, вышесказанное не требует комментария. Поступок Толе бия на фоне Кусекбека, тогда же правителя Ташкента, который взял у русских купцов товар на сумму более двух тысяч тенек и не расплатился, выглядит очень прилично и гуманно. Толе би проявил себя как дальновидный политик и как порядочный человек. Именно такими правителями должен гордиться казахский народ.
Литература
- ЦГАРУз Ф-2773. Опись 1. Дело 741. Л. 17-18.
- М. Қойгелдиев. Ұлттық саяси элита қызметі мен тағдыры (XVIII–XX ғғ.) Алматы, 2004. 55 бет.
- С.Ф.Мажитов. Феномен Толе би // Южный Казахстан № 90 31 июля 2013. С.9.
- Ж.О. Артыкбаев. История Казахстана. Учебное пособие. Костанай, 2007. С. 202.
- ЦГАРУз Ф-2773. Опись 1. Дело 741. Л. 20.
- М. Мыразов. Төле би қашан бақилық болған ? // Рейтинг № 45 (40) 24 қараша 2011. Б.11.
- А.И. Добромыслов. Ташкент. Исторический очерк // Туркестанский сборник Том 520. Ташкент, 1909. С. 28.
- А.Аскаров. Сыны Великого Турана “Нурлы Алем” Алматы, 1998. С. 320.
- Б. Тогусбаев, А. Сужикова. Исторические личности. Алматы, 2007. С. 124-125.
- Н.Оглоблин. Путешествие русских купцов в Ташкент // Русский архив № 8. Москва, 1888. С.406.
- Там же. С. 411.
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
08 12 2023 12:30:22
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
07 12 2023 3:10:10
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
06 12 2023 18:58:11
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
05 12 2023 16:14:39
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
04 12 2023 12:12:37
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
03 12 2023 6:10:11
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
02 12 2023 9:35:36
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
01 12 2023 6:33:39
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
30 11 2023 5:57:34
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
29 11 2023 13:11:10
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
28 11 2023 16:51:46
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
27 11 2023 20:18:50
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
26 11 2023 21:14:44
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
25 11 2023 5:24:11
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
24 11 2023 17:47:48
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы.
...
23 11 2023 22:56:19
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
22 11 2023 16:47:14
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
21 11 2023 15:53:30
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
20 11 2023 14:37:35
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
19 11 2023 20:10:40
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
18 11 2023 3:37:34
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
17 11 2023 12:10:34
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
16 11 2023 5:14:21

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
15 11 2023 9:44:10
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
14 11 2023 22:24:48
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
13 11 2023 5:34:52
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
12 11 2023 14:12:41
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
11 11 2023 9:59:37
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
10 11 2023 11:57:52
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
09 11 2023 0:54:33
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
08 11 2023 4:12:26

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
07 11 2023 21:34:40
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
06 11 2023 13:26:17
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
05 11 2023 19:41:35
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
04 11 2023 1:15:19
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций.
...
03 11 2023 14:12:45
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
02 11 2023 4:29:47
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
01 11 2023 22:56:34
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
31 10 2023 23:32:41
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
30 10 2023 5:42:30
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
29 10 2023 20:41:30
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
28 10 2023 23:47:10
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
27 10 2023 8:18:23
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
26 10 2023 19:40:43
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
25 10 2023 7:32:43
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
24 10 2023 10:34:23
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
23 10 2023 22:44:10
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
22 10 2023 16:55:55
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
21 10 2023 19:52:53
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
20 10 2023 5:49:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::