Некоторые факты из жизни и деятельности Толе би
За годы независимости республики, благодаря усилиям исследователей Казахстана, были заново открыты и восстановлены прежде вырванные и искаженные страницы национальной истории. Вместе с тем, еще сохранилось немало сложных вопросов и пробелов, требующих современного переосмысления и концептуальной переоценки с точки зрения новых данных. Среди этих вопросов актуальными выступают исследования жизни и творчества людей, чья патриотическая деятельность на благо народа, вызывает у нынешнего поколения чувство гордости и стимулирует их на патриотические поступки.
К таким людям относится и Толе би – выдающийся политический деятель казахского ханства конца XVII - начала XVIII вв, знаменитый бий Тауке хана, один из создателей казахского кодекса “Жеті-жарғы”, внесший значительный вклад в укреплении казахской государственности. Свидетельством вышесказанных слов является письмо академика А.Х.Маргулана, написанное собственной рукой крупному исследователю археологических памятников Центральной Азии М.Е.Массону. Ниже это письмо приводится в полном объеме.
“Дорогой и глубокоуважаемый Михаил Евгеньевич!
Я и Раушан Абикеевна шлем Вам и Галине Анатольевне сердечные приветы и поздравления в связи с наступающим великим праздником первого мая, хочется также пожелать Вам доброго здоровья, благополучия и чудесных успехов в творческом труде. В связи с историей 250-летия присоединения Казахстана к России возникла идея о публикации некоторых важных памятников, представляющих общественный интерес. К ним в частности относится старинные мавзолеи, где хранятся останки выдающихся деятелей Казахстана. Ими особенно отличаются древние пантеоны Ташкента. Академик В.В.Бартольд отметил, что Ташкент и многие города Средней и Нижней Сырдарьи на протяжении значительного времени находились во владении казахского ханства. По описанию А.Дженкинсона Ташкентом владел казахский хан Хакназар, сын Касым хана и его потомки. В XVII в важнейшую роль в Ташкенте сыграл казахский хан Турсын с катаганами, XVIIIв знаменитый бий Тауке хана Толе би, один из создателей казахского кодекса “Жеты-жаргы”. Останки мавзолея Толе бия находится в пантеоне Шайхантаур. Старые ташкентские жители (узбеки, казахи) это хорошо знали. Было бы замечательно, если Вы написали небольшую заметку о Толе би для публикации в казахстанской печати [1].
С глубоким уважением А.Х.Маргулан.
20 апреля, 1982.
Таким образом, из выше приведенного письма академика А.Х. Маргулана вытекает вывод, что действительно Ташкентом и его окрестностями на протяжении значительного времени владели казахи. Более того, согласно первоисточникам вплоть до 1798 года Ташкент входил в состав Казахского ханства. На наш взгляд очень объективно оценена роль и вклад в укреплении казахской государственности известного казахского государственного и общественного деятеля конца XVII- начала XVIII вв. Толе бия. Над его могилой был сооружен величественный мавзолей, который является местом паломничества мусульман.
Как отмечал доктор исторических наук, профессор Мамбет Койгельдиев “Толе би был высокообразованным человеком, обладал недюжинным умом, был прекрасным оратором. В своих действиях он руководствовался стремлением к единению народа, защите от посягательств внешних врагов. Толе би сыграл выдающуюся роль в укреплении и становлении казахского ханства. В тоже время он придерживался принципа мирного сосуществования с соседними государствами. Толе би всячески способствовал развитию торговли и дружеским отношениям с Россией, Китаем и другими государствами” [2].
Мы полностью разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора Мамбета Койгельдиева относительно роли и вклада Толе би в укреплении Казахской государственности. Благодаря своим блестящим ораторским способностям, уму, справедливым решениям, великий Толе би заслужил любовь и доверие своего народа.
Как он вел себя в среде народных масс, в кругу друзей, среди врагов, в семье и вообще как он выглядел духовно и нравственно вне политической и трудовой деятельности? Этот вопрос пока, к сожалению, остается открытым для научной общественности. Нашему поколению очень трудно восстановить политический портрет Толе бия, так как в исторических источниках о нем скудно дан материал.
Доктор исторических наук, профессор Саттар Мажитов в своей статье “Феномен Толе би” отмечает: “Мегазвезда крупного государственного и общественного деятеля, мыслителя, правоведа, дипломата, получившего еще при жизни звание “отца биев”, Толе Алибекулы взошла на небосклоне истории казахского народа три с половиной столетия тому назад. В исторической сокровищнице казахов духовное наследие Толе би является бесценным алмaзoм мудрости и жизнестойкости, примера верности избранному пути справедливости и миролюбия. Трудно найти в казахской истории личность, сравнимую с Толе би, который сыграл поистине историческую роль на стыке двух веков, наполненных судьбоносными для народа событиями. Один период его жизни был связан с эпохой хана Тауке, когда мир и покой царили в казахстанском обществе. Другая, более значительная, часть жизни Толе би пришлось на трудное время, когда над полутора миллионами казахов нависла угроза существования. Угрозу представляли джунгарская агрессия и соседство с сильными государствами. Феномен Толе би состоит в том, что пример его жизни и его наследие продолжают оставаться актуальными и сегодня” [3].
На наш взгляд, оценки С.Ф. Мажитова убедительны и объективны. Несмотря на сложную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку в Казахском ханстве, благодаря мудрой и взвешенной политике трех выдающихся сынов казахского народа Толе би, Казыбек би и Айтеке би удалось сохранить территориальную целостность казахского государства, единство народа, не допустить раздоров и грабежей внутри страны, установить мир и спокойствие в Казахской степи. И в этом на наш взгляд заключается их историческая заслуга перед своим Отечеством. Их имена и деяния навеки останутся в памяти народа.
Как отмечает доктор исторических наук, профессор Ж.О.Артыкбаев: “Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII- начала XVIII вв. связана деятельность выдающихся биев – Толе би, Казыбека и Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствуют, например, казахские съезды, которые состоялись в 1726-1729 годах в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Бадам. Вышеназванные бии в эпоху Тауке-хана входили в высший законодательный совет “Жеті–жарғы”. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Аблай-ханом выpaбатывает каноны внешней политики, благоприятные для существования казахского народа в дальнейшем” [4].
Мы разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора Ж.О.Артыкбаева относительно того, что роль выдающихся сынов казахского народа Толе би, Казыбека и Айтеке в годы нашествия джунгар на территорию Казахстана огромна.
В Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан нами было найдено документ, датированный 9 июня 1982г. Это ответное письмо М.Е.Массона к А.Х.Маргулану.
“Глубокоуважаемый Алькей Хаканович!
Я очень продвинулся в годах и отдаю им дань. Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, полученное в самом конце апреля. Сам написать заметку предложенной Вами темой не мог, так как даже из дома выходить за два квартала не мог две-три недели. А до Шайхантаура далеко ездить. Мне все страшно. Ташкентом занимается моя ученица – известный археолог М.И. Филанович. Она сотрудник института археологии АН УЗССР, находящегося в г.Самарканде. Наконец убедил ее заняться предложенной Вами темой. При этом сам ей буду помогать. У нас есть еще связи со старыми обитателями Шайхантаура. Пошлите мой привет Раушан Абикеевне. Жду ответ. Всегда Вас тепло вспоминающий М.Е.Массон [5].
Судя по содержанию письма, крупный исследователь археологических памятников народов Центральной Азии М.Е.Массон ввиду своей занятости поручил заняться разработкой данной проблемы своей ученице М.И.Филанович, которая является крупным исследователем средневекого города Ташкента.
В своей статье “Төле би қашан бақилық болған?”, опубликованной на казахском языке в газете “Рейтинг” известный исследователь Мухитхан Миразов опираясь на китайские источники считает, что Толе би родился в 1675 году и умер в возрасте 88 лет, то есть в 1763 году. В вышеуказанном источнике отмечено, что “В 1758 году преследуя остатки отступающих джунгар цинские войска достигли территории казахов Старшего жуза. В то время верховным главнокомaндующим казахов Старшего жуза был – Абульфеис, который имел 3 батыров. Один из них – был Толе би, второй – Койгелды и третий – Сасыкбай. Абульфеис в тот период находился в городе Ташкенте, который передал бразды правления в руки Толеби. В следующем источнике отмечено, что “в октябре 1758 года Толе би направил своего сына Жолана и Басармана в качестве послов в государство Цин” [6].
В своем историческом очерке “Ташкент” известный российский исследователь А.И.Добромыслов обращается к жизни и деятельности таких известных исторических личностей как Жолбарыс хан и Толе би. Так, например, он пишет: “Хан Большой киргиз-кайсацкой орды Жолбарыс, наблюдая за Абулхаиром и его приспешниками, не мог не coблaзниться получить те же подарки, какими наше правительство щедро наделяло новых мнимых подданных, а потому в 1738 году просил его принять в русское подданство, обещая склонить к тому же и соседние народы, если будут помогать их торговле в Оренбурге. Вследствие этого начальнику Оренбургской экспедиции В.Н.Татищеву была послана грамота от 17 июля 1739 года, для вручения Жолбарысу, но он вскоре кончил свои дни зарезан сартами в Ташкенте в мечети во время молитвы 5 апреля 1740 года. Похоронен в Туркестане, а потому грамота осталась в делах Пограничной администрации. Наши подданные жители Вятской провинции Шубай Арасланов и Мансур Юсупов, возвратившиеся из Ташкента в Оренбург в 1742 году сообщили, что при хане Жолбарысе в Ташкенте находился влиятельный старшина Толе би и что они собирали с города подать, но вскоре был лишен власти Кусекбеком наместником зюнгарского владельца” [7].
В своей работе “Сыны Великого Турана” крупный государственный и общественный деятель Казахстана Асанбай Аскаров справедливо отмечал: “Толе би был одним из выдающихся политических и государственных деятелей конца XVI – начала XVIII вв. С 15-летнего возраста он был вовлечен в круговорот политической жизни. Толе би принимал активное участие в народной дипломатии. Некоторые наши современники считают дипломатию новым явлением для казахов. Это заблуждение. Дипломатия в Степи явление не новое. Другое дело, что дипломатия того времени существенно отличалась от дипломатии дня сегодняшнего, что естественно. Он был современником и советником не только Тауке-хана. Позднее он был советником Абулхаир-хана, а также советником Аблай-хана. В течение жизни ему довелось встречаться со многими видными деятелями того времени. Он был свидетелем и непосредственным участником многих событий имевших место в XVII–XVIII вв. У казахов есть замечательная пословица: “Джигита убивает совесть, а зайца – шорох”. Толе би считал, что совесть должна быть, прежде всего, в ком нет совести, в том нет чести и достоинства. Идеи великого Толе би современны и сегодня. Сквозь толщу веков дошло до нас наследие Толе би. Многие поколения передавали друг другу воспоминания о нем” [8].
Как отмечают Б.Тогусбаев и А. Сужикова: “Толе би был талантливым, грамотным человеком, с детства впитавшим в себя традиции ораторского, поэтического искусства своего народа. С 15-20 лет он участвовал в собраниях судей, где его стали признавать из-за его искусства красноречия и чувства справедливости. Толе би, возглавлявший Старший жуз, попал на некоторое время в зависимость от джунгарских завоевателей. Несмотря на то, что он платил им дань, политическое правление он взял в свои руки. Он сыграл важнейшую роль в объединении казахов, в освобождении их от джунгарских оков” [9].
Весьма значительный интерес вызывает у нас статья известного российского исследователя Н.Оглоблина “Путешествие русских купцов в Ташкент”, опубликованная в журнале “Русский архив”, где автор приводит интересные нам сведения о жизни и деятельности Толе би. Торговые связи Казахстана с Россией усиливаются в середине XVIII в. В тоже время начинают двигаться в Центральную Азию и русские караваны. Как отмечает автор: “в 1741 году из Орска в Ташкент вышел караван Вятского татарина Шубая Арасланова и Казанского татарина Мансура Юсупова. Их маршрут проходил через город Туркестан. С горем пополам с приключениями кое-как они достигли Туркестана. Оставался самый опасный отрезок пути от Туркестана до Ташкента, где бесчинствовали разбойники. Чтобы обезопасить свой дальнейший путь от охотников легкой наживы, Шубай и Мансур по совету туркестанцев отправили гонца к соседнему киргизскому хану Толе бию, кочевавшему со своим улусом под Ташкентом. Они много слышали о честности и справедливости Толе бия и решили просить его покровительствовать над ними. Толе би приняв их просьбу, прислал к ним в Туркестан двух сыновей для сопровождения их каравана до Ташкента. Русский караван в сопровождении детей Толе бия, ночью выехал из города в направлении Ташкента. Дорогою они заехали к Толе бию поблагодарить за покровительство. У него они гостили два дня. Толе би принял их изрядно как желанных гостей, каждый день присылал им по бapaну, а третьего бapaна дал на дорогу. Шубай и Мансур в благодарность за все это поднесли Толе бию несколько подарков из своих товаров” [10].
Далее автор пишет: “В обратный путь в Туркестан Арасланов отправился в сопровождении семи братьев Толе бия ехавшие туда для торга. Первые три дня в пути провожал русский караван сам Толе би, а дальше до Туркестана один из его сыновей. Прежде Ташкентом владел Юлбарс (Жолбарыс хан А.А.) из киргиз-кайсацкой орды вместе с Толе бием у которого есть дом в Ташкенте, откуда и жена его родом. Тогда Ташкент был подчинен Большой киргиз-кайсацкой орде, Толе би со своими старшинами брал с Ташкента ежегодную дань в 40 тысяч тенек. Несколько лет тому назад Юлбарса (Жолбарыс хана А.А..) не стало, не знаем убит ли, или выгнан вон от здешних сартов. В этом темном деле главную роль играл Кусекбек, который завладел Ташкентом. Хотя Кусекбек выжил Толе бия из города, но не мог лишить его прежних прав на Ташкентское ханство, так что Толе би и старшины Большой орды по-прежнему получают с Ташкента дань” [11].
Таким образом, вышесказанное не требует комментария. Поступок Толе бия на фоне Кусекбека, тогда же правителя Ташкента, который взял у русских купцов товар на сумму более двух тысяч тенек и не расплатился, выглядит очень прилично и гуманно. Толе би проявил себя как дальновидный политик и как порядочный человек. Именно такими правителями должен гордиться казахский народ.
Литература
- ЦГАРУз Ф-2773. Опись 1. Дело 741. Л. 17-18.
- М. Қойгелдиев. Ұлттық саяси элита қызметі мен тағдыры (XVIII–XX ғғ.) Алматы, 2004. 55 бет.
- С.Ф.Мажитов. Феномен Толе би // Южный Казахстан № 90 31 июля 2013. С.9.
- Ж.О. Артыкбаев. История Казахстана. Учебное пособие. Костанай, 2007. С. 202.
- ЦГАРУз Ф-2773. Опись 1. Дело 741. Л. 20.
- М. Мыразов. Төле би қашан бақилық болған ? // Рейтинг № 45 (40) 24 қараша 2011. Б.11.
- А.И. Добромыслов. Ташкент. Исторический очерк // Туркестанский сборник Том 520. Ташкент, 1909. С. 28.
- А.Аскаров. Сыны Великого Турана “Нурлы Алем” Алматы, 1998. С. 320.
- Б. Тогусбаев, А. Сужикова. Исторические личности. Алматы, 2007. С. 124-125.
- Н.Оглоблин. Путешествие русских купцов в Ташкент // Русский архив № 8. Москва, 1888. С.406.
- Там же. С. 411.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
05 11 2024 23:13:15
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
04 11 2024 4:32:44
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
03 11 2024 6:10:28
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
02 11 2024 23:27:27
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
01 11 2024 2:50:13
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
31 10 2024 20:56:39
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
30 10 2024 14:28:47
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
29 10 2024 6:37:15
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
28 10 2024 4:40:32
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
27 10 2024 16:58:42
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
26 10 2024 4:14:18
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
25 10 2024 8:23:39
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
24 10 2024 14:15:28
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
23 10 2024 13:39:44
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
22 10 2024 21:50:27
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
21 10 2024 3:38:53
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
20 10 2024 15:55:19
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
19 10 2024 15:22:13
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
18 10 2024 6:52:54
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
17 10 2024 12:17:10
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
16 10 2024 17:28:15
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
15 10 2024 10:15:48
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
14 10 2024 6:30:14
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
13 10 2024 6:34:29
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
12 10 2024 14:57:55
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
11 10 2024 21:50:55
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
10 10 2024 6:54:25
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
09 10 2024 23:56:15
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
08 10 2024 20:50:46
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
07 10 2024 14:44:57
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
06 10 2024 1:58:39
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
05 10 2024 13:47:18
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
04 10 2024 21:45:28
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
03 10 2024 20:49:26
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
02 10 2024 12:26:54
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
01 10 2024 11:26:29
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
30 09 2024 18:55:29
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
29 09 2024 16:22:13
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
28 09 2024 2:26:53
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
27 09 2024 8:11:58
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
26 09 2024 15:51:16
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
25 09 2024 12:14:17
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
24 09 2024 11:15:11
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
23 09 2024 5:40:30
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
22 09 2024 17:21:39
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
21 09 2024 11:11:31
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
20 09 2024 20:28:15
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
19 09 2024 3:48:29
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
18 09 2024 5:49:59
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
17 09 2024 9:19:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::