План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления» > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления»


    План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления»

1. Краткая история храма Христа Спасителя.

В 1812 году Россия пережила очередное испытание. В страну вторглись войска французского императора Наполеона, подчинившие себе до этого половину Европы. Армию Наполеона разбили и изгнали из пределов России, но эта победа досталась очень дорогой ценой: десятки тысяч воинов полегли на полях сражений. Пpaктически дотла была сожжена Москва – бывшая столица России, место коронации императоров и второй по величине город страны.

В декабре 1812 г. генерал армии М.А.Кикин вспомнил о традиции возводить храмы в честь великих побед и в память павших воинов. Он поделился своей идеей с приближённым к Александру I адмиралом А.С.Шишковым, а тот уже донёс её до императора. 25 декабря 1812 г. царь издал высочайший Манифест о построении в Москве церкви, признанной стать памятником героям Отечественной войны 1812 года.

Из Манифеста Александра I от 25 декабря 1812 года:

“В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время”.

В 1814 г. объявили конкурс на проект храма Христа Спасителя. В нём участвовали такие уважаемые архитекторы, как Д.Кваренги, А.Н.Воронихин и В.П.Стасов. Спустя год назвали победителя – им оказался 28-летний потомок выходцев из Швеции Карл Магнус Витберг, впоследствии принявший православие с именем Александр Лаврентьевич. Предполагалось, что новый храм будет готов к освящению через 10-12 лет.

Первоначально храм Христа Спасителя планировалось возвести на Воробьёвых горах, тогда не входивших в черту Москвы. Доводов для этого решения было несколько. Александр I считал, что храм должен располагаться за пределами Москвы, ибо “в городе нет достаточно места”. Воробьёвы горы к тому же располагались между Смоленской дорогой, по которой неприятель входил в Москву, и Калужской дорогой, по которой он покидал её.

В основе замысла А.Л.Витберга лежал философско-религиозный план “тройственного храма”, соединяющего в себе “храм тела, храм души и храм духа”. Символизировавшие его части должны были возвышаться друг над другом по вертикали.

Нижнюю часть, в честь Рождества Христова, следовало сделать в форме гроба и разместить под землёй. Там предполагалось высечь имена воинов, павших в войне 1812 года.

Средний храм, в честь Преображения Господня, символизировал бы смешение света и тьмы в человеческой душе. Его А.Л.Витберг видел в форме креста, по периметру которого он хотел поставить множество статуй. Наконец, верхний храм, в честь Воскресения Христова, зодчий замыслил сделать круглым.

При встрече с автором проекта царь сказал: “Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили мои мысли об этом храме...И вот я рассматривал до двадцати проектов, ...но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить”.

Общая высота собора, согласно проекту, достигала 237 метров от подножия горы до креста, а высота наземной части составляла 170 метров. Если бы этот храм был возведён, он стал бы самым высоким зданием своего времени в мире (например, высота собора святого Петра в Риме – 141,5 метра).

12 октября 1817 г. в присутствии Александра I торжественно заложили первый камень в основание храма. На возведение собора из казны выделили 16 миллионов рублей (кроме того, существовали ещё и народные пожертвования). Стройка шла 8 лет, однако за столь продолжительное время не удалось закончить даже нулевой цикл. Специальная комиссия выяснила, что растраты достигали миллиона рублей.

Едва в конце 1825 г. на престол взошёл Николай I, строительство храма остановили из-за недостатков почвы. Одновременно А.Л.Витберг и его комaнда были обвинены в растратах и отстранены от работ. В 1831 г. император объявил, что храм Христа Спасителя будет строиться по новому проекту, авторство которого принадлежало К.Тону.

Архитектор К.Тон смешивает монументальную классику с древнерусской самобытностью. Интересно, что когда он представил на конкурс свой проект храма Христа Спасителя в Москве, Академия художеств его отвергла, заявив, что храм следовало бы возвести в “классическом изящном стиле”. Но в дело вмешался сам император и поддержал проект К.Тона. Николай I особенно подчёркивал важность возведения храма только из отечественных материалов и только силами российских мастеров. В новом стиле Николай I увидел зримое воплощение триады “православие, самодержавие, народность”. Царь лично определил новое место для собора: улица Волхонка, в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Все постройки близ будущего храма подверглись безжалостному сносу. Подобная судьба постигла и основанный ещё в XVII веке Алексеевский женский монастырь, переведённый в Красное село.

В Москве народ говорил: горе работникам, которые коснутся Алексеевского монастыря – и что же? В первый день, при огромной толпе работник, снимая крест, сорвался и расшибся вдребезги! По Москве пошёл слух, что игуменья обители предрекла храму недолгий век на этом месте. Это пророчество многие вспоминали спустя 100 лет, когда храм разрушили. Но в эпоху Николая I Павловича, за свою суровость прозванного “Палкиным”, никто не смел ему перечить. И 26 августа 1837 г., в день 25-летия Бородинского сражения, состоялась торжественная закладка собора.

Возведение главного храма Москвы началось 10 сентября 1839 г. Его сооружение обошлось казне примерно в 15 миллионов рублей. В отличие от “храма Витберга”, “храм Тона” финансировался только из государственных средств. Строительство можно разделить на 3 этапа:

- на первом (примерно до 1850 г.) основное внимание уделялось фасадам.

- на втором (1846 – 1863 гг.) – украшавшим их скульптурам.

- на третьем (1860 – 1880 гг.) – росписи стен.

Размеры храма были огромны. Высота 103 м, площадь 6805 м?, диаметр центрального купола 25,5 м. До 10 000 молящихся вмещались в нём. А высота его настолько значительна, что под купол свободно поместилась бы колокольня Ивана Великого. Храм был виден с многих, даже отдалённых мест Москвы. Иногда на фоне неба совершенно неожиданно вырастали его мощные золотые купола.

Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны портал и образующий таким образом равноконечный крест. Фасад одинаков со всех четырёх сторон. Всё здание увенчано пятью главами, из которых средняя своими размерами превосходит все остальные и придаёт единство и полноту всему строению. Круглая стена этой главы лежит на 8-гранном основании и обведена, словно венцом, рядом красивых столбиков, соединённых арками, под которыми через одну пробиты окна. Всё же здание освещается шестнадцатью окнами в главном куполе и 36 над хорами. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание. От расположения этих столпов и порталов образуются двойные стены, а между ними – коридор, идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры.

Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора известными скульпторами. Все входные двери выполнены их бронзы и украшены изображениями святых. Паперти и каменные ступени выполнены из финляндского гранита тёмно-красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма.

Каменные и кирпичные работы длились до 1850 г. В 1849 г. был готов свод большого купола, спустя год – своды малых куполов. В 1853 г. завершили внешнюю облицовку здания и приступили к монтажу глав и металлических крыш. Параллельно шло изготовление горельефов для арок порталов и скульптурных композиций для установки в углах собора. Были изготовлены 12 дверей храма. В 1860 г. с храма сняли леса. Были подготовлены стены храма для росписей, авторами которых были В.И.Суриков, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин. К 1881 г. завершились работы по устройству набережной, отделка площади-террасы вокруг храма, установка наружных фонарей. Таким образом, строительство храма продолжалось почти полстолетия.

В 1880 г. император Александр II утвердил официальное название собора – кафедральный во имя Христа Спасителя собор. Престольным праздником храма было Рождество Христово, отсюда и второе его название – собор Рождества Христова.

К 1882 году храм был готов, но освящение его совершено в год коронации Александра III. 15 (27) мая 1883 г. в Москве прошла коронация императора. Спустя 11 дней, 26 мая (7 июня) 1883 г. в присутствии царя, императрицы Марии Фёдоровны и цесаревича Николая Александровича, других члeнов царствующего дома, иностранных принцев, дипломатического корпуса митрополит Московский Иоанникий (Руднев) освятил собор, после чего в нем отслужили первую литургию. Эта дата и считается официальным днём открытия храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя явился не только прекрасным произведением искусства, но и незаурядным примером применения передовой инженерной науки. Многие решения К.Тона были уникальными в строительной пpaктике того времени: и монолитный фундамент; и металлическая сетка, дававшая зазор между штукатуркой и стеной для циркуляции воздуха и защиты росписей; специальная система громоотводов; и первые в Москве лампы Яблочкова, поставленные перед храмом и возбуждавшие неописуемое удивление публики.

Замечательной чертой храма было и то, что он является не только церковью, но и мемориальным музеем, для которого была построена двухэтажная сводчатая галерея, шедшая по периметру всего здания. В галерее находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров.

На досках приводились даты и описания сражений, имена комaндующих войсками, названия воинских соединений и частей народного ополчения, перечень народных пожертвований. Были там также тексты главных документов Отечественной войны 1812 г. и войны в Европе 1813 г. Там же находились трофейные знамёна и ключи покорённых городов.

Храм был исключительно богато украшен внутри: изумительной красоты росписи, прекрасные иконы с уникальными окладами, мозаика пола затмевали внешнюю привлекательность храма. В храме был установлен необычный иконостас, не имевший аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и остававшийся единственным в своём роде – он был храмоподобным. Вместо многоярусного высокого иконостаса в этом храме иконостасу был придан вид шатрового храма, тип которого получил распространение на Руси в XVI в. – первой половине XVII века. В результате получился храм-часовня в этом соборе.

С восточной стороны храма был установлен памятник императору Александру III скульптора А.Опекушина. Идея памятника была – величие и сила самодержавия. Отсюда его громадность и тяжеловесность, количество и богатство материала, затраченного на его создание. Бронзовый император восседал на троне со всеми регалиями – скипетром и державой в руках, с короной и порфирой. Под ним располагался гранитный пьедестал и постамент. Рядом разместились четыре бронзовых двуглавых орла с коронами на головах и расправленными крыльями. На пьедестале красовалась надпись: “Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Александру Александровичу всея России. 1881 – 1894”. Монументу суждено было простоять всего шесть лет. После переезда в Москву советского правительства в 1918 г. памятник разрушили. На его месте собирались воздвигнуть статую во славу “освобождённого труда”, но в итоге от этой идеи отказались.

На площади, примыкавшей к храму, проектировались бронзовые бюcты героев Отечественной войны 1812 – 1814 гг., памятники императорам Николаю I и Александру I, князю М.И.Кутузову и Барклаю-де-Толли. У спуска к Москве-реке планировалась установка двух обелисков из трофейных орудий, захваченных в 1812 г. и в 1813 – 1814 гг. Кроме того, на площади храма планировалось построить две часовни, посвящённые иконам Смоленской и Владимирской Богоматери.

Собор играл значительную роль в жизни города и страны. Здесь отмечалось 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского (1892 г.), открытие памятника Н.В.Гоголю (1909 г.), Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени А.С.Пушкина, 1912 г.). Именно здесь праздновалось 100-летие победы в Отечественной войне 1812 г. и 300-летие дома Романовых (1913 г.). В храме был свой хор, который считался одним из лучших в городе. В стенах храма выступал Ф.И.Шаляпин. При соборе была открыта библиотека, в нём устраивались экскурсии.

Бурные события 1917 г. не обошли стороной и храм. 15 августа 1917 г. в нём открылось заседание Поместного собора, главным событием которого стало избрание Святейшего Патриарха, которого у Русской Православной Церкви не было 196 лет. Им стал митрополит Тихон (Беллавин). С огромными сложностями добились разрешения только на один день принести в храм Христа Спасителя, где происходили выборы – точнее, божественное определение личности патриарха, - икону Владимирской Божией Матери из Успенского Собора Московского Кремля.

25 октября (7 ноября) 1917 г. произошёл большевистский переворот, и уже в начале 1918 г. новые хозяева страны издали декрет “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”. Для сохранения храма по благословению патриарха Тихона было основано “Братство храма Христа Спасителя”, взявшее на себя все хлопоты по содержанию храма. В его уставе говорилось о целях Братства: “поддержание благолепия храма” и богослужений; “содействие плодотворному служению храма духовному преуспеянию православной России”. Над храмом видели лучи заходящего солнца, образующие крест. Это истолковали так: Россия приняла на себя крест величайшего в мире переворота и долго будет его нести, чтобы изжить во всём мире страдание, голод, эпидемии, духовный разврат.

Организация учредила библиотеки, церковные музеи, школы. В стенах храма читались лекции. Издатель И.Д.Сытин на свои средства выпустил книгу по истории собора. В храме вёл службы патриарх Тихон. В 1919 г. при выходе из него на патриарха было совершено покушение. Его спас кожаный пояс на подряснике под ризой, смягчивший удар ножа.

В 1922 г. контроль над храмом перешёл в руки обновленческого так называемого Высшего церковного управления, которое высказывалось за сотрудничество с богоборческой советской властью и низложение патриарха Тихона. Настоятелем собора стал один из лидеров обновленческого движения Александр Введенский. Бывшего настоятеля храма протопресвитера Н.В.Арсеньева, ключаря А.А.Ховицкого и ризничего протоиерея И.Зотикова расстреляли.

Весной 1922 г. в храме прошёл первый обновленческий собор. На нём “упразднили” патриаршество, объявленное “контрреволюционным способом руководства Церковью”, и ввели в обновленческой Церкви григорианский календарь. Так – волею судьбы – храм Христа Спасителя оказался в самом центре движения “соглашателей в рясе”. Патриарх Тихон решения Собора не признал и предал его участников анафеме. Происходило обворовывание собора. Так, только 9 апреля 1922 г. из храма Христа Спасителя изъяли более 552 кг золотых и серебряных изделий, 510 бриллиантов, жемчужную корону, 8 больших алмaзoв, много вещей с драгоценными камнями.

В октябре 1925 г. обновленцы провели в стенах храма свой второй Собор. Несмотря на постепенную потерю обновленцами своих позиций, в 1927 г. советская власть признала Патриаршую церковь во главе с местоблюстителем Сергием (Старгородским). Тем не менее, настоятелем храма остался Александр Введенский. Однако его лояльность руководству СССР не уберегла собор. В недрах ЦК ВКП (б) уже готовилось решение о сносе храма.

В 1929 г. по всему СССР загрохотали взрывы – большевики взрывали православные храмы. В 1930 – 1931 гг. прошли мощные кампании под лозунгом “За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню”. На этом фоне всё активнее обсуждался план сооружения на месте храма Христа Спасителя помпезного Дворца Советов. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 2 июня 1931 г. И.В.Сталин распорядился уничтожить храм. Спустя 2 недели Комитет по делам культов при Президиуме ВЦИК принял следующую резолюцию: “Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести”.

Отступление. История проекта Дворца Советов.

С предложением поставить в Москве “новый дворец рабочих и трудящихся крестьян” ещё в 1922 г выступил С.М.Киров. Спустя 2 года другой большевик, Л.Б.Красин, опубликовал статью, в которой призвал увековечить память В.И.Ленина рядом величественных монументов. Одним из таких памятников и должен был стать Дворец Советов, призванный “заменить” храм Христа Спасителя. 10 мая 1933 г. утвердили проект Дворца Советов, созданный Б.М.Иофаном. Б.Иофан получил образование в Одессе и Риме. В Москву приехал из Одессы.

Проект Дворца Советов напоминал изображение Вавилонской башни на иконах древности. Согласно проекту Б.Иофана, в высоту сооружение возносилось на 415 метров, т.е. било рекорды по высоте всех существовавших тогда в мире зданий. Его стальной каркас должен был быть в шесть с лишним раз тяжелее Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке. Профессионалы знали, что построить столь тяжёлую громадину в том месте нельзя. Грунт под храмом в период его строительства был залит большим количеством свинца, монолитность его отвердевшей массы была нарушена после взрыва храма. Венчала его по проекту гигантская статуя Ленина, подобная той, что стоит возле Финляндского вокзала в Петербурге. Её высота должна была составить 100 метров. К строительству Дворца Советов приступили в 1937 году.

Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы в планы. Из металлических конструкций будущего здания пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы. Позже из них строили мосты на железных дорогах страны. Фундамент постепенно разобрали. После войны Б.Иофан решил усовершенствовать проект, но он так и остался на бумаге. В 1960 году от идеи гигантского Дворца Советов окончательно отказались.

Что же в это время происходило с самим Храмом Христа Спасителя?

Подготовка “общественного мнения” к уничтожению храма началась в 1928 г. Разрушению храма предшествовало его ограбление. Неоднократно производилось изъятие ценностей их ризницы храма, Попытки музейных работников помешать этим акциям были обречены на неудачу. Священнослужители храма, противившиеся его ограблению, были расстреляны или сгинули в лагерях. Даже собранное верующими серебро для обмена на храмовые ценности, которым грозила переплавка, не спасло ситуацию. Сначала были изъяты и вывезены храмовые ценности, а затем и собранное серебро.

Решение взорвать храм было актом чудовищного вандализма. Храм был не только символом былого величия России, но и доказательством любви народа к своей Родине и его решимости отстаивать свободу и независимость своей Отчизне, памятником павшим в этой борьбе. Многие москвичи плакали, когда шла кампания подготовки храма к его разрушению, а поделать реально ничего не могли. Двух инженеров, которые отказались производить взрыв храма, расстреляли. Взрыв храма был произведён по настоянию и под руководством Лазаря Кагановича (1893–1991). В 1930–1931 гг. он был одним из активных участников “крестового похода” на православную церковь, в ходе которого в Москве были разграблены и уничтожены сотни православных храмов, монастырей, усыпальниц, в т.ч. несколько соборов Московского Кремля.

В августе 1931 г. начались работы по разборке храма. Впрочем, довести их до конца не получилось (ведь строили храм на века!), вследствие чего “в дело вступил” динамит. Ровно в полдень 5 декабря 1931 г. грянул первый взрыв, но святыня устояла. Лишь в результате целой серии взрывов к концу дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Работы по разборке храма проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, которые без всякого укрытия лежали под дождём и снегом. Сброшенный с храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола.

Мрамором разрушенного храма впоследствии отделали станции метро “Кропоткинская” (“Дворец Советов”) и “Проспект Маркса” (“Охотный ряд”), мраморными скамьями “облагородили” станцию метро “Новокузнецкая”, также взяли мрамор для отделки вестибюля Института органической химии АН СССР и некоторых других общественных зданий. Шесть скульптурных мраморных фризов удалось снять до взрыва, они находятся (вмурованы) в восточной стене Донского монастыря в Москве.

Главным храмом столицы на долгие годы стал Богоявленский Елоховский собор.

Обломки храма Христа Спасителя убирали в течение 1,5 лет. Затем долгие годы на этом месте зияла огромная дыра. Дворец Советов так и не был построен, и, наконец, в 1958 г. “дыру” заполнили водой – так появился открытый бассейн “Москва”, существовавший вплоть до 1994 г. Многие москвичи такое новшество на месте храма не приняли. По столице ходила следующая поговорка: “Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам”. Отношение просвещенной части общества к бассейну выразил художник В.Н.Балабанов в своей картине “Пловец” (1976-1986), на которой в воде в бассейне проявляется разрушенный храм. Впоследствии картина была подарена художником музею воссозданного собора.

В конце 1980-х годов, на фоне начатых реформ, в СССР стало меняться отношение к религии. Власти из врагов христианства стали превращаться в его “друзей”. Ослабление идеологического давления позволило верующим людям, по сути, выйти из “подполья” - началось возрождение православной жизни. На его волне возникло движение за воссоздание храма Христа Спасителя. В 1989 г. состоялась учредительная конференция по созданию Фонда восстановления храма Христа Спасителя. Тон в нём задавали такие уважаемые люди, как писатели В.Г.Распутин и В.А.Солоухин, композитор Г.В.Свиридов.

5 декабря 1990 г. на месте бывшего собора появился закладной камень храма-часовни в честь иконы Божией Матери “Державная” - “предтечи” храма Христа Спасителя. Архитекторы М.М.Посохин и А.А.Денисов представили рабочий проект, а в 1994 г. строители приступили к работе. Храм был восстановлен в его прежних формах, за исключением его видоизменённого стилобата. В стилобатной части храма разместился зал Соборов Русской Православной Церкви на 1200 мест, здесь же устроены храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов снесённого в XIX в. Алексеевского монастыря, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 г., зал заседаний Синода, административные помещения.

Работы по воссозданию собора продолжались, и постепенно ведущую роль в этом стал играть скульптор З.К.Церетели. Он отступил от первоначального плана, предполагавшего создание точной копии разрушенного в 1930-е годы храма, и в результате на стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Стены восстановленного храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мраморными плитами (прежде он являлся белокаменным). Главы возведены на основе металлического каркаса. К 1999 г. новый храм Христа Спасителя был готов. 31.декабря 1999 г. храм открыли для посещений. 7 января 2000 г. в нём состоялась первая рождественская служба. 19 августа 2000 г. прошло великое освящение собора. Таким образом, в XXI век Москва вступила с возрождённой святыней.

2. Методические приёмы проведения экскурсии.

Перед проведением экскурсии в действующий храм учащиеся 4 класса получают задание подготовить презентации. Примерные темы презентаций:

1) История создания храма Христа Спасителя архитектором А.Витбергом.

2) История создания храма Христа Спасителя архитектором К.Тоном.

3) Разрушение храма Христа Спасителя при Советской власти.

4) Восстановление храма Христа Спасителя.

Во время урока-презентации учитель дополняет сообщения учащихся. Во время рассказа используется иллюстративный материал (репродукции, фотографии, портреты персоналий, фрагменты видеофильма о храме Христа Спасителя).

Для закрепления материала урока проводится экскурсия в Храм Христа Спасителя, во время которой внимание учащихся обращается на архитектуру храма и особенности комплекса сооружений храма. После экскурсии учащиеся пишут эссе о своих впечатлениях.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова Т., Левандовский А., Олейников Д., Пономарева В. История России: XIX век. Мультимедийный учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. М., 2011.
  2. Глушкова В.Г. Православные святыни Москвы. М.,2007.
  3. Горелова Н., Поникарова Н. Лики Москвы. Программа и учебные материалы по москвоведению для старшеклассников. М., 1995.
  4. Зодчие Москвы. XV – XIX вв.. М., 1981.
  5. История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов. Т. III: Вторая столица Российской империи (конец XVII – начало ХХ в.) / Сост. Горинов М.М. М., 1997.
  6. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
  7. Кравченко Т.Ю. Русские художники, скульпторы, архитекторы. М.,2007.
  8. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 1-4. М., 2010.
  9. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 5-8. М., 2010.
  10. По старой Москве. Переработанное издание М. и С.Сабашниковых. М.,1997.
  11. Православные храмы. Путешествие по святым местам. № 9. 2012. В.Трухачев. Храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова). Москва.
  12. Храм Христа Спасителя в Москве: Составлено по книге М.С.Мостовского, издание 1918 г. М., 1993.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 20:47:33

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 9:19:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 8:48:42

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 23:39:15

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 17:10:21

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 23:58:15

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 19:22:47

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 1:31:11

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 0:30:58

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 20:20:47

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 13:52:30

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 7:42:57

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 3:56:27

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 5:37:28

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 11:17:14

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 4:21:33

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 7:53:26

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 19:27:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 3:43:33

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 5:58:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 11:12:35

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 21:44:13

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 13:26:32

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 1:50:57

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 17:22:45

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 4:20:35

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 4:25:54

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 1:37:27

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 10:17:19

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 12:36:32

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 19:28:58

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 21:36:11

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 19:34:34

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 4:54:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 20:41:15

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 11:46:36

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 23:46:43

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 23:19:57

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 10:57:46

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 19:11:58

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 10:32:37

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 6:33:58

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 6:29:15

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 16:28:38

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 22:52:54

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 17:31:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 20:57:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 10:33:22

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 23:27:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 21:56:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::