Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права
Тип урока: комбинированный (комплексного применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний)
Групповая работа. Тема работы в малых группах: В России создаются условия для развития малого и среднего бизнеса. Анализ документов по итогам работы международных экономических форумов.
Предварительная работа: определялась тема для изучения, интересная и актуальная для старшеклассников.
- Ставилась общая цель: выяснить, какие перспективы развития существуют в малом бизнесе; какие условия для развития малого бизнеса существуют в нашем регионе (городе)
- Определение заданий и публичная защита
- На доске в виде тезисов выстраивается ДОМ – НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ развития малого бизнеса как фактор экономического роста страны
- Для слаженной и продуктивной работы над заданием распределяются роли в группе: организатор работы, протоколист, докладчик, оформитель
- Методика: “градусник” - в отдельную группу вошли учащиеся, которые считают, что в России не созданы условия для развития малого бизнеса; “подводим итоги”, “общая награда”
- Экскурсия в бизнес – инкубатор го Краснотурьинск. Проблемы, особенности и перспективы развития малого бизнеса в нашем городе. Есть ли будущее у молодежи…
Количество групп и задания:
- 1 группа - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
- 2 группа - Саммит "Группа Двадцати" (G20)
- 3 группа - Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)
- 4 группа - Гайдаровский форум. “Русский ДАВОС”
- 5 группа - Программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
Данная форма работы позволяет в течение 2-х уроков проанализировать большое количество документов, обобщить, выявить общие тенденции развития, вовлечь в работу всех учеников в классе, лично заинтересовать каждого.
Развивались следующие интеллектуальные и коммуникативные навыки:
- Более глубокие знания по вопросу развития малого предпринимательства, развития России в условиях мирового экономического прострaнcтва
- Умение анализировать, обобщать материал, выявлять причинно- следственные связи
- Умения слушать друг друга, доверять, задавать вопросы друг другу
- Умения пользоваться “обратной связью”, разрешать споры, приходить к согласию
- Умение работать в комaнде
Предварительное задание: ознакомиться с историей появления развития заданного экономического форума. Все материалы заранее готовятся учителем в отдельные папки, т.к. все документы за 2013 г
Расстановка мебели менялась, каждая группа имела своё рабочее место с табличкой на столе и названием задания
Ход урока
I. Организационный.
Ставится проблемный вопрос: “В июне 2013 г. на экономическом форуме в С-Петербурге провели анкетирование среди участников по вопросу создания условий для развития малого и среднего бизнеса, результат данного анкетирования удивил не только меня, оказывается Россия занимает 1 место”.
Наша задача, выяснить, действительно ли такие условия создаются, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России? У нас работает группа учащихся – провокаторов, которые не верят в то, что в России создаются условия для развития малого бизнеса.
II. Группы приступили к работе:
- Изучение материала, обсуждение (по записям протоколиста), оформление и подготовка к докладу – в течение 40 мин.
- Представление результатов работы (докладчик) и обобщение оформленного материала в виде кирпичей для ДОМА на доске
- Общие выводы по работе групп (анализ) проводится учениками в классе, затем анализирует работу учитель
- Используя методику “Подводим итоги”, ребята кратко записывают в рабочих тетрадях ответы на 2 вопроса: чему я научился сегодня (что нового узнал?); какие вопросы у меня остались?
- Учащиеся объединяются в 3 группы по принципу “жребия” (цветовые карточки) – коллегиально выбирают самые интересные вопросы, которые зачитываются классу. Если времени нет, то вопросы идут как домашнее задание
- Учитель отмечает активность и слаженность работы групп, метод “Общая награда”
- Учитывая результаты экскурсии, работа над проблемным вопросом продолжается на следующем уроке
III. Выводы: малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса.
В России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.
Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, бизнес – инкубаторы и учебные центры.
Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
IV. Подводим итоги.
- Цель достигнута. Ребята изучили условия развития, особенности малого бизнеса. Данная тема имеет профориентационное значение, т.к. для ребят важно знать какие перспективы существуют на рынке профессий и рабочей силы.
- Изучить, за ограниченной учебное время, большое количество документов по проблеме, позволяет организация групповой работы в малых группах. Но уроки с использованием такой формы работы часто проводить не следует. И темы необходимо подбирать, содержащие проблемный вопрос, обсуждение которого может вызвать дискуссию.
- Как себя вели дети: при условии четко организованной работы и ограниченности во времени, активность высокая, организаторы в группах работали четко. В старших классах проводить уроки с использованием групповой формы организации проще и достаточно эффективно
- После уроков для учащихся организуется экскурсия в бизнес- инкубатор го Краснотурьинск
- На следующем уроке - творческая работа по проблемному вопросу (метод “Общая награда”)
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
08 08 2022 5:39:13
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
07 08 2022 8:50:33
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
06 08 2022 22:42:19
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
05 08 2022 14:15:18
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения.
...
04 08 2022 7:28:27
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
03 08 2022 23:14:18
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
02 08 2022 11:52:46
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
01 08 2022 15:51:59
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
31 07 2022 15:41:20
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
30 07 2022 6:59:15
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
29 07 2022 1:38:42
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
28 07 2022 8:39:35
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
27 07 2022 18:39:55
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
26 07 2022 2:55:10
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
25 07 2022 10:19:57
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
24 07 2022 9:17:47

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
23 07 2022 2:17:11
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
22 07 2022 5:32:58
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
21 07 2022 14:10:42
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
20 07 2022 18:37:44
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
19 07 2022 0:53:48

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
18 07 2022 22:28:55
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
17 07 2022 5:47:54
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
16 07 2022 7:11:19
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
15 07 2022 11:46:27
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
14 07 2022 11:50:16
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
13 07 2022 12:26:55
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
12 07 2022 0:18:42
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
11 07 2022 6:18:48
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
10 07 2022 19:14:24
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
09 07 2022 20:20:38
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
08 07 2022 23:24:28
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
07 07 2022 7:42:16
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
06 07 2022 14:19:39
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
05 07 2022 6:32:47
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
04 07 2022 13:12:30
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
03 07 2022 10:14:48
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
02 07 2022 6:12:38
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
01 07 2022 9:20:54
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
30 06 2022 6:55:40
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
29 06 2022 20:38:21
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
28 06 2022 13:59:32
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
27 06 2022 22:42:30
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
26 06 2022 8:10:12
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
25 06 2022 17:11:28
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
24 06 2022 18:57:16
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
23 06 2022 6:28:13
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
22 06 2022 17:32:55
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
21 06 2022 22:28:34
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
20 06 2022 16:22:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::