Триумф и трагедия российского реформатора
Цели урока.
Образовательная
- Проследить эволюцию политического и экономического курса, проводившегося в СССР Хрущёвым Н.С., проанализировать его успехи и поражения, подвести учащихся к пониманию значения экономических реформ в период “оттепели”.
- Раскрыть вопрос “СССР в период перестройки” - познакомить учащихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, с основными результатами экономических преобразований.
Развивающая
- Обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину периода правления Н.С. Хрущёва и периода правления М.С. Горбачёва.
- Формирование исторического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной информацией, историческими документами.
Воспитательная
- Формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник О.В. Волобуев, С.В. Куликов “История России”, учебник 11 класса М. Мнемозина 2007, карточки, презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы
I. Постсталинский период. Работа с учебником.
5 марта 1953 - ?
Выдели три периода постсталинского периода
II. Март 1953 – октябрь 1964 (Н.С. Хрущёв. Реформирование)
III. Октябрь 1964 – март 1985 (Л.И. Брежнев. Застой)
IV. Март 1985–1991 (М.С. Грачёв. Реформирование)
- Кто управлял государством в данный период?
- Чем хаpaктеризуется его этап правления?
- Кто проводил реформы?
- Какую цель урока мы сформулируем?
Сравнить реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва
- Назовите тему урока. Запишите её в тетрадь.
3. Изучение новой темы
1. Н.С. Хрущёв – исторический портрет на фоне XХ века.
- Коллаж.
- Учащийся зачитывает из воспоминаний Н.С. Хрущёва (пособие Игнатова А.В. к учебнику “Россия и мир. История ХХ века” стр.295).
- Как вы думаете, что нам надо выяснить, основываясь на данном документе и коллаже?
Проследить изменения, которые происходили в обществе при политике, проводимой Хрущёвым.
2. Смягчение в политике.
а) Рассказ учителя.
- Сентябрь 1953 – октябрь 1964 г. Период когда страной руководил Н.С. Хрущёв.
- Новое руководство страны предприняло шаги с целью ликвидировать негативные черты сталинского режима. В числе первых инициатив Хрущёвской администрации в политической сфере была реорганизация в апреле 1954 Министерства госбезопасности (МГБ) в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совмине СССР. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел часть руководителей карательных органов, введён прокурорский надзор за службой безопасности. В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессированных народов и восстанавливается государственность. Это не затронуло немцев Поволжья и крымских татар.
- В сентябре 1953 Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, “троек” НКВД и упразднённого к тому времени “особого совещания”. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС.
б) ХХ съезд КПСС и его историческое значение.
(Сообщение учащегося о работе съезда стр.549 учебное пособие “История” 9 и 11 класс М. Аст-Пресс. 2000)
- Схема В.В. Кириллов “Отечественная история в таблицах и схемах”. М.: Эксмо. 2007.
- Работа с учебником стр.229.
- Зачитайте слова современника.
- Как вы понимаете слова М.С. Горбачёва о политическом и психологическом шоке?
- Что подвигло Н.С. Хрущёва к критике культа личности Сталина?
- Что в этой критике тщательно скрывалось?
- Почему он это делал?
- Какому процессу положил начало ХХ съезд КПСС?
- Дайте определение десталинизация
- Охаpaктеризуйте раскол общества после ХХ съезда.
Раскол общества | ||
сталинисты ? |
шестидесятники | антисталинисты ? |
Д/з: эссе “Что такое поколение шестидесятников”?
- Охаpaктеризуйте процесс десталинизации: Какие противоречия этого процесса вы можете выделить?
Вывод. После ХХ съезда КПСС в обществе начался процесс десталинизации. Писатель И.Г. Эренбург назвал его белее поэтично “Оттепель” - обозначение перемен в жизни СССР. Какие новые черты в жизни общества позволили писателю сделать такое сравнение? (начавшийся процесс демократизации и реформирования)
4. Реформаторство в период хрущёвского десятилетия.
- Начертите таблицу.
Политическая сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
3,4,11,12,25,26 | 1,2,5,6,7,8,9,10 | 13,16,17,18,19,22,23,24 | 14,15,20,21 |
а) Даны наборы карточек, соотнести реформы к сферам реформирования.
б) Проверка работы.
Карточки
- 1953 г. – правительство списало все недоимки с личных крестьянских хозяйств, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок государству, расширило самостоятельность колхозов и совхозов.
- 1954 г. – взят курс на освоение целинных и замисных земель Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья.
- 1957 г. – замена централизованного отраслевого управления (министерств) территориальными (совнархозами) при сохранении централизованного управления.
- 1957-1958 гг. – создание госкомитетов при СМ СССР.
- 1958 г. – реорганизация МПС. Сельскохозяйственную технику стали продавать колхозам.
- 1959 г. – начало широкомасштабной компании по внедрению кукурузы.
- 1959 г. – решение о выкупе скота за 2-3 года у рабочих совхозов, рекомендация подобного для колхозов. Сокращение личных подсобных хозяйств.
- Середина 50-х г. – новый этап по укрупнению колхозов. Тысячи сёл и деревень признаны “неперспективными”.
- 1957 г. – поставлена задача: в кратчайшие сроки догнать и перегнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Стремление к увеличению заготовок мяса.
- 1961 г. – осуществление обмена денег на новые в соотношении 10:1
- 1962 г. – разделение партийных организаций областей на промышленные и сельскохозяйственные.
- 1963 г. – создание Высшего Совета народного хозяйства.
- Начало широкомасштабного жилищного строительства – решение жилищной политики.
- 1957 г. – первый искусственный спутник
- 1961 г. – полёт человека в космос
- Повышение зарплаты, введена денежная оплата труда колхозников.
- Снижение пенсионного возраста. Увеличение размера пенсий. Пенсии, паспорта колхозникам.
- Отмена обязательных государственных займов.
- Отмена налога на холостяков, одиноких и бездетных.
- 1959 г. – атомный ледокол “Ленин”. Открытие института ядерных исследований.
- 1958 г. – реформы образования.
- Установление 7-часового рабочего дня.
- Повышение розничных цен.
- Расширяется производство товаров народного потрeбления.
- ХХI съезд КПСС – принят семилетний план развития народного хозяйства.
- 1961 г. – XXII съезд КПСС – принята третья программа партии.
5. Кризис хрущёвского реформаторства
- Докажите кризис реформаторства. Какие реформы привели к нарастанию недовольства в обществе?
(Схема. Кириллов, стр. 269)
- В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от обязанностей 1 секретаря и члeна Президиума ЦК КПСС за субъективизм и волюнтаризм.
Волюнтаризм – произвольные политические решения, игнорирующие объективные законы, реальные условия и возможности.
Субъективизм – отношения к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами, отсутствием объективности.
- Какие мероприятия вы бы отнесли к волюнтаризму?
- В какой степени для политика хаpaктерны “Произвольные субъективные решения” и каковы их последствия для страны?
- Почему отставка Хрущёва Н.С. была принята всеми слоями советского общества с удовлетворением?
- В чём кризис реформаторства Н.С. Хрущёва?
- Прокомментируйте мнение учёного В.П. Данилова о вкладе Хрущёва:
“Чтобы не говорили о Н.С. Хрущёве, только перед одним этим великим делом меркнет негативные деяния генерального секретаря, в том числе и попытки сразу решить продовольственную проблему путём подъёма целины на юго-востоке, главным образом в Казахстане, бросив туда все силы и средства, и неудачные попытки повсеместного внедрения кукурузы, и нелепые попытки его окружения создать новый культ личности (“Дорогой наш Никита Сергеевич…”)…”.
- Н.С. Хрущёв был отстранён партийно-государственной бюрократией, на власть которой он поднял руку.
Заключительная часть. Итог урока.
Шестаков, стр. 285.
Стр. 236. Надгробный памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве. Скульптор Э.И. Неизвестный.
Штрихи к портрету личности зачитать.
2 урок
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы:
- 10 марта 1985 г новым генеральный секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой члeн политбюро 54-летний М.С. Горбачёв.
а) Коллаж М.С. Горбачёв: исторический портрет на фоне “Хрущёвской оттепели”.
б) Из воспоминаний М.С. Горбачёва (пособие Игнатова стр.380).
в) Вспомните и назовите факты, которые хаpaктеризуют кризисные явления советского общества и государства в 1970 – первой половине 1980 г.
(Схема В.В. Кириллов Кризисные явления стр.274)
Вывод. К середине 80 годов СССР оказался в состоянии глубокого кризиса. Кризисные явления во всех сферах жизни общества заставили партийное руководство во главе с Горбачёвым вступить на путь преобразований.
- Какую цель урока мы сформулируем?
- Какие мероприятия были проведены М.С. Горбачёвым и что изменилось в результате их проведения?
3. Изучение нового материала.
I. Перестройка
а) Работа с документами
М.С. Горбачёв. Из книги “Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира”.
1) Выделите причины перестройки.
2) Какой смысл М.С. Горбачёв вкладывал в понятие “перестройка”?
3) В чём он видел её основные задачи?
б) Объяснение учителя.
Схема 1
Цели: совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинским истокам.
II. Групповая работа. Проанализировать исторический материал периода перестройки и подготовить выступление о тех процессах, которые происходили в сферах общественной жизни 1985-1991 гг.
- Начертите в тетрадях таблицу:
Экономическая сфера | Политическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
1 группа “Экономические реформы”
- Какие экономические реформы были проведены в период перестройки.
(Таблица 27 – пособие 9 кл)
- Сформулируйте причины краха советской экономики в конце перестройки.
Дата | Название реформы | Содержание | Итоги реформы |
разработчики программы | что менялось | последствия |
2 группа: Как протекал процесс демократизации СССР в период “перестройки”.
- Что подразумевалось под политикой “гласности”, идею которой выдвинул и стал проводить в жизнь М.С. Горбачёв.
- Каковы итоги “гласности”? Какое влияние оказала политика гласности на духовную жизнь в СССР и на проведении политических реформ?
3 группа: Политическое преобразование в СССР.
- Объясните понятие “кадровая революция”.
- Какое значение для нового этапа демократизации общества имели решения XIV Всесоюзной партконференции?
- Охаpaктеризуйте итоги политической реформы 1988 г.
4 группа:
- Как реформы в экономике и политике отразились на жизни советского народа?
- В чём проявился раскол советского общества в конце 80-х гг.?
Выступление старшеклассников из групп. Хаpaктеризуют политику перестройки в сферах общественной жизни советского общества. В презентации результатов проделанной работы принимают участие все школьники.
а) Подведение итогов после выступления групп.
Схема 2
- Перечислите причины краха
Преобразование носили противоречивый хаpaктер, имели позитивные и негативные результаты.
Д/з: §34, §37-38, стр.266 – задания для коллективного обсуждения.
Тема следующего урока “Распад СССР”, задание стр.262-270 прочитать.
Заключительная часть. Итоги урока.
- Мы рассмотрели реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва.
- Что общего в этой деятельности?
- Какие вы видите отличия?
Политическая деятельность М.С. Горбачёва привела к развалу тоталитарного государства.
“Перестройка” стала последней в ХХ веке попыткой вывести из кризиса социалистическую систему. Вывод страны из кризиса привёл к распаду СССР и новому периоду истории российского государства. Из признанного лидера процесса обновления общества Горбачёв превратился в объект критики с различных, прямо противоположных событий.
- Завершим урок взглядом Михника на Горбачёва (учащиеся зачитывают материал из пособия 9 класса стр.246).
- Подводя итоги, выделим, что Хрущёв и Горбачёв проводят реформаторскую деятельность, добиваются необратимых изменений, выигрывают схватку с советской номенклатурой, и когда поединок выигран, проигрывают собственную борьбу за власть. Здесь и заключается парадокс всех коммунистических реформаторов – в этом триумф и трагедия советского реформаторства.
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
25 09 2023 20:58:24
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
24 09 2023 14:48:25
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
23 09 2023 23:36:48
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
22 09 2023 3:37:48
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
21 09 2023 15:36:36
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
20 09 2023 16:47:23
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
19 09 2023 14:25:44
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
18 09 2023 17:37:36
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
17 09 2023 5:22:37
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
16 09 2023 21:35:27
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
15 09 2023 8:24:30
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
14 09 2023 16:30:51
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
13 09 2023 6:37:25
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
12 09 2023 0:25:37
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
11 09 2023 10:35:45
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
10 09 2023 14:12:43
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
09 09 2023 18:47:26
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
08 09 2023 12:54:52
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
07 09 2023 5:33:20
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
06 09 2023 13:55:17
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
05 09 2023 15:22:32
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
04 09 2023 10:52:56
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
03 09 2023 10:16:45
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
02 09 2023 16:54:54
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
01 09 2023 4:54:12
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
31 08 2023 20:18:35
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
30 08 2023 2:33:32
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
29 08 2023 10:20:30
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
28 08 2023 23:49:52
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
27 08 2023 6:36:15
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
26 08 2023 20:34:33
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
25 08 2023 12:15:30
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
24 08 2023 11:33:17
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
23 08 2023 0:26:15
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
22 08 2023 0:28:27
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
21 08 2023 9:42:45
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни.
...
20 08 2023 5:26:49

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
19 08 2023 16:19:38
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
18 08 2023 7:21:19
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
17 08 2023 5:30:38
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
16 08 2023 16:18:51
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
15 08 2023 12:50:56
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
14 08 2023 6:23:50
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
13 08 2023 2:41:48
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
12 08 2023 12:23:47
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
11 08 2023 13:49:57
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
10 08 2023 18:25:52
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
09 08 2023 17:57:26
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
08 08 2023 20:57:47
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
07 08 2023 2:41:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::