Триумф и трагедия российского реформатора > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Триумф и трагедия российского реформатора


    Триумф и трагедия  российского реформатора

Цели урока.

Образовательная

  1. Проследить эволюцию политического и экономического курса, проводившегося в СССР Хрущёвым Н.С., проанализировать его успехи и поражения, подвести учащихся к пониманию значения экономических реформ в период “оттепели”.
  2. Раскрыть вопрос “СССР в период перестройки” - познакомить учащихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, с основными результатами экономических преобразований.

Развивающая

  1. Обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину периода правления Н.С. Хрущёва и периода правления М.С. Горбачёва.
  2. Формирование исторического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной информацией, историческими документами.

Воспитательная

  1. Формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной жизненной позиции.

Оборудование: учебник О.В. Волобуев, С.В. Куликов “История России”, учебник 11 класса М. Мнемозина 2007, карточки, презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы

I. Постсталинский период. Работа с учебником.

5 марта 1953 - ?

Выдели три периода постсталинского периода

II. Март 1953 – октябрь 1964 (Н.С. Хрущёв. Реформирование)

III. Октябрь 1964 – март 1985 (Л.И. Брежнев. Застой)

IV. Март 1985–1991 (М.С. Грачёв. Реформирование)

- Кто управлял государством в данный период?

- Чем хаpaктеризуется его этап правления?

- Кто проводил реформы?

- Какую цель урока мы сформулируем?

Сравнить реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва

- Назовите тему урока. Запишите её в тетрадь.

3. Изучение новой темы

1. Н.С. Хрущёв – исторический портрет на фоне XХ века.

- Коллаж.

- Учащийся зачитывает из воспоминаний Н.С. Хрущёва (пособие Игнатова А.В. к учебнику “Россия и мир. История ХХ века” стр.295).

- Как вы думаете, что нам надо выяснить, основываясь на данном документе и коллаже?

Проследить изменения, которые происходили в обществе при политике, проводимой Хрущёвым.

2. Смягчение в политике.

а) Рассказ учителя.

- Сентябрь 1953 – октябрь 1964 г. Период когда страной руководил Н.С. Хрущёв.

- Новое руководство страны предприняло шаги с целью ликвидировать негативные черты сталинского режима. В числе первых инициатив Хрущёвской администрации в политической сфере была реорганизация в апреле 1954 Министерства госбезопасности (МГБ) в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совмине СССР. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел часть руководителей карательных органов, введён прокурорский надзор за службой безопасности. В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессированных народов и восстанавливается государственность. Это не затронуло немцев Поволжья и крымских татар.

- В сентябре 1953 Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, “троек” НКВД и упразднённого к тому времени “особого совещания”. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС.

б) ХХ съезд КПСС и его историческое значение.

(Сообщение учащегося о работе съезда стр.549 учебное пособие “История” 9 и 11 класс М. Аст-Пресс. 2000)

- Схема В.В. Кириллов “Отечественная история в таблицах и схемах”. М.: Эксмо. 2007.

- Работа с учебником стр.229.

- Зачитайте слова современника.

- Как вы понимаете слова М.С. Горбачёва о политическом и психологическом шоке?

- Что подвигло Н.С. Хрущёва к критике культа личности Сталина?

- Что в этой критике тщательно скрывалось?

- Почему он это делал?

- Какому процессу положил начало ХХ съезд КПСС?

- Дайте определение десталинизация

- Охаpaктеризуйте раскол общества после ХХ съезда.

  Раскол общества  
сталинисты

?

шестидесятники антисталинисты

?

Д/з: эссе “Что такое поколение шестидесятников”?

- Охаpaктеризуйте процесс десталинизации: Какие противоречия этого процесса вы можете выделить?

Вывод. После ХХ съезда КПСС в обществе начался процесс десталинизации. Писатель И.Г. Эренбург назвал его белее поэтично “Оттепель” - обозначение перемен в жизни СССР. Какие новые черты в жизни общества позволили писателю сделать такое сравнение? (начавшийся процесс демократизации и реформирования)

4. Реформаторство в период хрущёвского десятилетия.

- Начертите таблицу.

Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
3,4,11,12,25,26 1,2,5,6,7,8,9,10 13,16,17,18,19,22,23,24 14,15,20,21

а) Даны наборы карточек, соотнести реформы к сферам реформирования.

б) Проверка работы.

Карточки

  1. 1953 г. – правительство списало все недоимки с личных крестьянских хозяйств, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок государству, расширило самостоятельность колхозов и совхозов.
  2. 1954 г. – взят курс на освоение целинных и замисных земель Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья.
  3. 1957 г. – замена централизованного отраслевого управления (министерств) территориальными (совнархозами) при сохранении централизованного управления.
  4. 1957-1958 гг. – создание госкомитетов при СМ СССР.
  5. 1958 г. – реорганизация МПС. Сельскохозяйственную технику стали продавать колхозам.
  6. 1959 г. – начало широкомасштабной компании по внедрению кукурузы.
  7. 1959 г. – решение о выкупе скота за 2-3 года у рабочих совхозов, рекомендация подобного для колхозов. Сокращение личных подсобных хозяйств.
  8. Середина 50-х г. – новый этап по укрупнению колхозов. Тысячи сёл и деревень признаны “неперспективными”.
  9. 1957 г. – поставлена задача: в кратчайшие сроки догнать и перегнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Стремление к увеличению заготовок мяса.
  10. 1961 г. – осуществление обмена денег на новые в соотношении 10:1
  11. 1962 г. – разделение партийных организаций областей на промышленные и сельскохозяйственные.
  12. 1963 г. – создание Высшего Совета народного хозяйства.
  13. Начало широкомасштабного жилищного строительства – решение жилищной политики.
  14. 1957 г. – первый искусственный спутник
  15. 1961 г. – полёт человека в космос
  16. Повышение зарплаты, введена денежная оплата труда колхозников.
  17. Снижение пенсионного возраста. Увеличение размера пенсий. Пенсии, паспорта колхозникам.
  18. Отмена обязательных государственных займов.
  19. Отмена налога на холостяков, одиноких и бездетных.
  20. 1959 г. – атомный ледокол “Ленин”. Открытие института ядерных исследований.
  21. 1958 г. – реформы образования.
  22. Установление 7-часового рабочего дня.
  23. Повышение розничных цен.
  24. Расширяется производство товаров народного потрeбления.
  25. ХХI съезд КПСС – принят семилетний план развития народного хозяйства.
  26. 1961 г. – XXII съезд КПСС – принята третья программа партии.

5. Кризис хрущёвского реформаторства

- Докажите кризис реформаторства. Какие реформы привели к нарастанию недовольства в обществе?

(Схема. Кириллов, стр. 269)

- В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от обязанностей 1 секретаря и члeна Президиума ЦК КПСС за субъективизм и волюнтаризм.

Волюнтаризм – произвольные политические решения, игнорирующие объективные законы, реальные условия и возможности.

Субъективизм – отношения к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами, отсутствием объективности.

- Какие мероприятия вы бы отнесли к волюнтаризму?

- В какой степени для политика хаpaктерны “Произвольные субъективные решения” и каковы их последствия для страны?

- Почему отставка Хрущёва Н.С. была принята всеми слоями советского общества с удовлетворением?

- В чём кризис реформаторства Н.С. Хрущёва?

- Прокомментируйте мнение учёного В.П. Данилова о вкладе Хрущёва:

“Чтобы не говорили о Н.С. Хрущёве, только перед одним этим великим делом меркнет негативные деяния генерального секретаря, в том числе и попытки сразу решить продовольственную проблему путём подъёма целины на юго-востоке, главным образом в Казахстане, бросив туда все силы и средства, и неудачные попытки повсеместного внедрения кукурузы, и нелепые попытки его окружения создать новый культ личности (“Дорогой наш Никита Сергеевич…”)…”.

- Н.С. Хрущёв был отстранён партийно-государственной бюрократией, на власть которой он поднял руку.

Заключительная часть. Итог урока.

Шестаков, стр. 285.

Стр. 236. Надгробный памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве. Скульптор Э.И. Неизвестный.

Штрихи к портрету личности зачитать.

2 урок

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы:

- 10 марта 1985 г новым генеральный секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой члeн политбюро 54-летний М.С. Горбачёв.

а) Коллаж М.С. Горбачёв: исторический портрет на фоне “Хрущёвской оттепели”.

б) Из воспоминаний М.С. Горбачёва (пособие Игнатова стр.380).

в) Вспомните и назовите факты, которые хаpaктеризуют кризисные явления советского общества и государства в 1970 – первой половине 1980 г.

(Схема В.В. Кириллов Кризисные явления стр.274)

Вывод. К середине 80 годов СССР оказался в состоянии глубокого кризиса. Кризисные явления во всех сферах жизни общества заставили партийное руководство во главе с Горбачёвым вступить на путь преобразований.

- Какую цель урока мы сформулируем?

- Какие мероприятия были проведены М.С. Горбачёвым и что изменилось в результате их проведения?

3. Изучение нового материала.

I. Перестройка

а) Работа с документами

М.С. Горбачёв. Из книги “Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира”.

1) Выделите причины перестройки.

2) Какой смысл М.С. Горбачёв вкладывал в понятие “перестройка”?

3) В чём он видел её основные задачи?

б) Объяснение учителя.

Схема 1

Цели: совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинским истокам.

II. Групповая работа. Проанализировать исторический материал периода перестройки и подготовить выступление о тех процессах, которые происходили в сферах общественной жизни 1985-1991 гг.

- Начертите в тетрадях таблицу:

Экономическая сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера

1 группа “Экономические реформы”

- Какие экономические реформы были проведены в период перестройки.

(Таблица 27 – пособие 9 кл)

- Сформулируйте причины краха советской экономики в конце перестройки.

Дата Название реформы Содержание Итоги реформы
  разработчики программы что менялось последствия

2 группа: Как протекал процесс демократизации СССР в период “перестройки”.

- Что подразумевалось под политикой “гласности”, идею которой выдвинул и стал проводить в жизнь М.С. Горбачёв.

- Каковы итоги “гласности”? Какое влияние оказала политика гласности на духовную жизнь в СССР и на проведении политических реформ?

3 группа: Политическое преобразование в СССР.

- Объясните понятие “кадровая революция”.

- Какое значение для нового этапа демократизации общества имели решения XIV Всесоюзной партконференции?

- Охаpaктеризуйте итоги политической реформы 1988 г.

4 группа:

- Как реформы в экономике и политике отразились на жизни советского народа?

- В чём проявился раскол советского общества в конце 80-х гг.?

Выступление старшеклассников из групп. Хаpaктеризуют политику перестройки в сферах общественной жизни советского общества. В презентации результатов проделанной работы принимают участие все школьники.

а) Подведение итогов после выступления групп.

Схема 2

- Перечислите причины краха

Преобразование носили противоречивый хаpaктер, имели позитивные и негативные результаты.

Д/з: §34, §37-38, стр.266 – задания для коллективного обсуждения.

Тема следующего урока “Распад СССР”, задание стр.262-270 прочитать.

Заключительная часть. Итоги урока.

- Мы рассмотрели реформаторскую деятельность Хрущёва и Горбачёва.

- Что общего в этой деятельности?

- Какие вы видите отличия?

Политическая деятельность М.С. Горбачёва привела к развалу тоталитарного государства.

“Перестройка” стала последней в ХХ веке попыткой вывести из кризиса социалистическую систему. Вывод страны из кризиса привёл к распаду СССР и новому периоду истории российского государства. Из признанного лидера процесса обновления общества Горбачёв превратился в объект критики с различных, прямо противоположных событий.

- Завершим урок взглядом Михника на Горбачёва (учащиеся зачитывают материал из пособия 9 класса стр.246).

- Подводя итоги, выделим, что Хрущёв и Горбачёв проводят реформаторскую деятельность, добиваются необратимых изменений, выигрывают схватку с советской номенклатурой, и когда поединок выигран, проигрывают собственную борьбу за власть. Здесь и заключается парадокс всех коммунистических реформаторов – в этом триумф и трагедия советского реформаторства.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 23:42:24

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 0:33:18

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 4:47:12

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 7:18:26

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 17:18:59

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 17:11:44

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 2:23:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 6:46:15

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 23:31:11

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 0:38:52

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 1:33:29

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 15:15:36

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 10:54:48

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 18:34:31

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 12:33:30

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 21:13:51

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 19:39:30

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 8:29:41

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 5:15:36

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 3:26:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 0:34:14

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 7:22:17

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 14:14:29

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 1:19:29

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 9:49:20

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 7:18:58

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 10:58:15

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 17:25:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 16:53:38

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 10:41:27

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 11:24:50

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 8:17:50

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 21:17:18

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 22:40:23

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 15:17:35

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 18:11:22

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 19:51:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 0:47:57

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 15:30:39

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 17:55:29

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 16:40:15

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 12:44:39

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 6:59:36

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 13:31:42

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 22:47:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 13:56:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 6:35:39

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 8:29:13

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 22:52:10

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 9:27:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::