История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды


    История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды


Цели и задачи урока:

  • Образовательная цель: познакомиться с историей города Байконур 1991–2014 гг., рассмотреть основные положения нормативной правовой базы функционирования комплекса “Байконур”, изучить понятия “собственность”, “права собственности”, “аренда”, определить причины и состояние этнического разнообразия жителей города Байконур на современном этапе.

Развивающая цель:

  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности; развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию на постсоветском прострaнcтве; формирование навыков работы с документами; развитие навыков грамотной устной речи.

Воспитательная цель:

  • воспитывать интерес к истории своего города, уважение к правам человека; воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала с элементами дискуссии и эвристической беседы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные часть учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с документами), диалогические (эвристическая беседа).

Формы работы: вступительное слово учителя, сообщения-презентации учащихся об этапах современной истории города Байконур, эвристическая беседа, работа с текстами документов, обсуждение проблемных вопросов.

Средства обучения: интеpaктивная доска, проектор, тексты документов (Договор аренды комплекса “Байконур” между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г. об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур”, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 23 декабря 1995 г. о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти), раздаточный материал.

ПЛАН УРОКА.

1. Современная история города Байконур (1991 – 2014 гг.).

2. Понятия “собственность”, “права собственности”, “аренда”.

3. Нормативно-правовая база функционирования комплекса “Байконур”.

4. Этнорелигиозное разнообразие жителей города Байконур: причины, современное состояние.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по изученному материалу:

1. Какая дата считается датой основания города и космодрома Байконур и почему? (официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона – войсковая часть 11284.)

2. Какие должностные лица на начальном этапе становления Байконура осуществляли ключевые функции по управлению им? (генеральный конструктор – Королёв С.П., начальник космодрома – Нестеренко А.И.)

3. Назовите последовательно названия и административно-территориальный статус, хаpaктерный для Байконура в советский период (02 июня 1955 г. директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5 Научно-исследовательского испытательного полигона. В соответствии с этой директивой было начато строительство поселка, получившего неофициальное название “Заря”. В 1955 г. совместным решением Министерства связи и Министерства обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона “Байконур” – “Москва-400”. В конце 1956 г. был установлен новый почтовый адрес – “Кзыл-Орда-50”, позднее замененный на “Ташкент-90”, действовавший до конца 1960-х гг. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 29 января 1958 г. поселку, неофициально называвшемуся “Заря”, было присвоено название “Ленинский”. В 1969 г. поселок Ленинский получил статус города под названием Ленинск.)

4. Какие выдающиеся государственные и общественные деятели СССР и зарубежных стран посещали город Ленинск в советское время (Н.С. Хрущёв посещал город Ленинск (Байконур) в январе 1962 г. и в сентябре 1964 г., 25 июня 1966 г. город Ленинск посетил президент Франции Ш. де Голль, которому космодром и город показывал лично Л.И. Брежнев; с 19 по 21 октября 1969 г. город и космодром принимал партийно-государственные делегации Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и специально приглашённые делегации Кубы и Монголии, которые лично сопровождали Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и маршал А.А. Гречко; 7-8 октября 1970 г. – президент Франции Ж. Помпиду и др.).

5. Назовите ключевые, по вашему мнению, особенности политико-правовой и социально-экономической жизни г. Ленинск в советское время (режимный статус города, незначительная роль гражданских органов исполнительной власти в управлении городом, централизованное снабжение, сравнительно высокий уровень жизни населения, непостоянство состава населения, связанное со спецификой военной службы)

6. Назовите крупнейшие с тройки города Ленинск в советский период; дайте оценку роли военных строителей в становлении города и космодрома Байконур? (ТЭЦ, аэропорт, жилые кварталы. Так, во второй половине 1960-х гг. начата застройка четырёх- и пятиэтажными кирпичными домами (с плоской крышей) новых обширных кварталов в границах улиц Советской Армии — Янгеля — Неделина — Ниточкина — Речная. В конце 1960-х гг. — начале 1970-х гг проводилась застройка пятиэтажными кирпичными домами микрорайона, получившего неофициальное название “Даманский” — в границах улиц Мира — Янгеля — Сейфуллина — Карла Маркса. В середине 1970-х гг. застройка этого квартала продолжилась пятиэтажными панельными домами; эти же дома возводились и по улице Горького (бывшей Коммунальной) от ул. Неделина до ул. Советской Армии. К концу 1970-х гг. численность населения Ленинска достигла 70 тыс. жителей. Бурный рост города происходил в 1980-х гг. в связи с развитием космической программы “Энергия-Буран”, обусловившим большой приток специалистов со всего СССР. Широкое применение получили панельные пятиэтажные дома новой серии (белого цвета); сначала они, в порядке уплотнения имеющейся застройки, возводились в микрорайоне “Даманский” по улицам Мира и Янгеля, а затем, к середине 1980-х гг., начато строительство новых больших микрорайонов в юго-западной части города — Пятого, Шестого, Седьмого. Помимо 5-этажных, в этих районах в значительном числе строились и 9-этажные дома (преимущественно панельные). Во второй половине 1980-х гг. построен артезианский водозабор “Дальний” (примерно в 100 км к югу от Ленинска) в связи с резко возросшими потребностями космодрома в воде из-за разворачивания программы “Энергия-Буран” (до этого момента в Ленинске был только речной водозабор на реке Сырдарье, и вода в городе была солёная и неприятная на вкус). Был построен также водозабор “Ближний” (15 км южнее Ленинска) и водовод большого диаметра от “Дальнего” через “Ближний” до Ленинска; именно усилиями личного состава военных строителей от рядового до генерала была создана и поддерживалась в работоспособном состоянии инфраструктура города Ленинска и космодрома Байконур: на первом этапе строительства было задействовано свыше 20 тыс. солдат и офицеров, а руководителем строительства был назначен военный строитель генерал-майор Г.М. Шубников.)

7. Найдите на карте и дайте краткую климато-географическую, социально-экономическую и этнографическую хаpaктеристику региону, в котором располагается город Ленинск и космодром Байконур? (посёлок Тюра-Там Кзыл-Ординской области, рядом с которым находится город Байконур, – пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва—Ташкент. Преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору).

8. Какая космическая программа послужила мощным импульсом для развития города Ленинска и способствовала существенному увеличению численности его населения? (космическая программа по созданию и запуску универсальной многоразовой трaнcпортной космической системы “Энергия-Буран”).

Слово учителя: “Как Вы прекрасно знаете, в 1991 г. Советский Союз распался и на его территории из бывших союзных республик образовались 15 новых независимых государств. Комплекс “Байконур”, на котором работали, прежде всего, специалисты из РСФСР – теперь Российской Федерации – оказался на территории независимого и суверенного государства – Республики Казахстан. Встал немаловажный вопрос: кто будет заниматься поддержанием инфраструктуры города и космодрома, эксплуатацией космодрома, содержанием жителей города Байконур. Именно с такого сложного, отчасти даже трагического момента начинается современная история нашего города и космодрома”.

III. Изучение нового материала.

1. Короткие сообщения-презентации учащихся об основных вехах современной истории города Байконур (сообщения готовят по 2 человека):

  • “1991 – 1994 гг.: жизнь и быт наших родителей в переходный период” (“казахстанский” период – Глава администрации города Ленинска с 17.02.1992 по 23.09.1994 гг. – Брынкин В.А.)
  • “1994 – 2002 гг.: налаживание жизни города и космодрома в условиях российской аренды” (начало “российского” периода – Глава администрации города Байконур с 23.12.1994 по 15.05.2002 гг. – Дмитриенко Г.В.).
  • “2002 – 2013 гг.: город Байконур – город нашего детства” (развитие города во время замещения должности Главы администрации города Байконур с 16.05.2002 по 10.13.2013 гг. Мезенцевым А.Ф.)

[Для подготовки учащимся предлагается использовать интернет-сайты об истории города, например:

а) http://www.baikonuradm.ru/index.php?mod=2402 (раздел: “История формирования администрации города Байконур” на официальном сайте администрации города Байконур),

б) архив журнала “Новости Космонавтики” по адресу http://novosti-kosmonavtiki.ru/) и др., а также такие печатне издания, как

в) Байконур – космические и земные орбиты: Фотоальбом / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2012;

г) Международный космический порт Байконур / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2010;

д) Байконур. От “Кедра” до “Варяга”... 1961 – 2011 / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда 2010;

е) Байконур – начало XXI века / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2008; ж) Пономарёв Г.П. Байконур. Прыжок в космическую бездну. Киев, 2011 и др.

Слово учителя: “Мы с вами увидели, как сильно изменилась жизнь нашего города, город и космодром стали совсем другими, нежели в советское время. Каким же образом в таких непростых условиях распада Советского Союза и раздела имущества между новыми независимыми государствами Россия и Казахстан сумели найти форму взаимовыгодного сотрудничества, чтобы наш город процветал и мы имели возможность мирно и полноценно здесь жить, учиться и работать?”

2. Повторение ключевых обществоведческих понятий, необходимыми для изучения документов:

Слово учителя: “Прежде, чем обратиться к изучению основных документов, регулирующих правовое положение комплекса “Байконур”, мне бы хотелось остановиться с вами на некоторых базовых обществоведческих понятиях и вспомнить их содержание.

а) Собственность – это...? (ответы учащихся) (“Собственность – 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами – индивидуумами и коллективами – предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам - индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах”).

б) Назовите три права собственности, обладание которыми делает человека полным собственником? (ответы учащихся) (Право владения, право пользования и право распоряжения).

в) Какие из трёх, перечисленных вами, прав можно безболезненно передать другому субъекту, оставаясь при этом собственником вещи? (ответы учащихся) (право владения и право пользования) => передача этих прав за определённую сумму денег обозначается словом “аренда” – то есть, договор (а также его исполнение), по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

[По мере обсуждения данные понятия записываются учащимися в тетрадь]

3. Изучение нормативно-правовой базы функционирования комплекса “Байконур”:

Слово учителя: “Как мы с Вами слышали в сообщении учащегося “имярек”, не сразу удалось определить юридический статус города и космодрома, только в 1994 г. стороны заключают первый договор, за которым последуют ещё ряд международных договоров и соглашений, на основе которых мы здесь с вами и живём.

Давайте ознакомимся с содержанием трёх базовых для нашего города и космодрома нормативно-правовых актов”.

[Учитель раздаёт тексты документов – см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3 (а также таблицу для работы с документами – Приложение 4), изучает их содержание вместе с учащимися с помощью метода “комментированное чтение”, одновременно инициируя мини-дискуссии по таким вопросам, как: “Цена вопроса – 115 млн. долларов за аренду – это много или мало?”, “Байконур или Байконыр: как вы видите будущее нашего города, перспективы его развития?”, “Байконур без России: быть или не быть?”

По мере работы с документами учащиеся заполняют следующую таблицу, которую вклеивают в тетрадь:

Основные содержательные единицы международных договоров и соглашений по городу, космодрому и комплексу “Байконур”

1 Субъекты договора (соглашения)  
2 Объект договора (соглашения)  
3 Предмет договора (соглашения)  
4 Основные органы государственной власти Российской Федерации на комплексе “Байконур”, основные должностные лица и порядок их назначения  
5 Органы государственной власти Республики Казахстан на комплексе “Байконур”  
6 Основные условия аренды  
7 Стоимость аренды  
8 Порядок оплаты  
9 Статус города Байконур  
10 Общественный Совет самоуправления города Байконур  
11 Жители города Байконур, их права и обязанности  
12 Права и обязанности сторон договора (соглашения)  
13 Отделимые и неотделимые улучшения  
14 Основные источники формирования бюджета города Байконур  
15 Основные полномочия Главы администрации города Байконур  

4. Этнорелигиозное разнообразие жителей города Байконур: причины, современное состояние.

Слово учителя: “Работая с документами, мы с вами увидели, что в 1990-е гг. была создана серьёзная правовая база, которая обеспечила гражданам России и Казахстана любых национальностей равный доступ ко всем социальным, экономическим и духовным благам в качестве жителей города Байконур. Несмотря на закрытый статус города, количество его жителей неуклонно возрастает, значительно меняется этнорелигиозный состав, осложнённый ситуацией с официальным проживанием на территории города Байконур граждан двух государств. Перепись 2010 г. показала, что из 72 тыс. человек, гражданами Российской Федерации являются 20,1 тыс. человек, остальные – граждане Республики Казахстан”.

Как Вы думаете, почему это происходит? (ответы учащихся)

Представители каких национальностей и религий проживают в нашем городе? (ответы учащихся)

Представители каких национальностей и религий учатся в Вашем классе? (ответы учащихся).

Слово учителя: “К сожалению, официальных данных об этнорелигиозном составе жителей города Байконур нет, но мы с Вами, исходя из истории и собственного повседневного опыта, можем определить основные этнические и религиозные группы нашего города – это русские, казахи и довольно стабильная община корейцев. Соответственно, по религиозной принадлежности – это христиане, мусульмане и буддисты. Именно культуре, религии, традициям и обычаям представителей этих народов мы с вами и посвятим наши последующие беседы”.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Дополнить таблицу “Основные содержательные единицы международных договоров и соглашений по городу, космодрому и комплексу “Байконур”.

Подготовить сообщения-презентации на тему “Религиозные верования и представления русских / казахов / корейцев”, предварительно разбившись на три группы.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Церковь и государство в XV–XVI вв.


    Церковь и государство в XV–XVI вв.

      Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....

21 10 2021 3:23:12

Модульное обучение на уроках истории


    Модульное обучение на уроках истории

      В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...

20 10 2021 7:50:37

Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс


    Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс

      На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....

19 10 2021 7:51:36

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

18 10 2021 8:30:20

"Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов


    "Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов

      Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....

17 10 2021 6:58:45

Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"


    Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

      Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....

16 10 2021 0:50:43

Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)


    Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)

      Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....

15 10 2021 20:23:16

Контрольная работа по курсу "История изобразительного искусства"

Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....

14 10 2021 14:34:46

Защита прав потребителей


    Защита прав потребителей

      Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

13 10 2021 23:48:17

Япония на пути модернизации


    Япония на пути модернизации

      Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

12 10 2021 8:46:43

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

11 10 2021 5:19:41

"Город древний нам дарован!" (к 855-летию основания Костромы)


    "Город древний нам дарован!" (к 855-летию основания Костромы)

      Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....

10 10 2021 22:14:16

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

09 10 2021 5:27:47

Викторина для учащихся 7–11-х классов "Героические страницы нашей истории"


    Викторина для учащихся 7–11-х классов "Героические страницы нашей истории"

      Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....

08 10 2021 14:27:33

Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе


    Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе

      Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...

07 10 2021 15:32:38

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

06 10 2021 17:46:49

Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий


    Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий

      Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...

05 10 2021 20:57:55

Урок истории по теме "Первобытный мир – первые шаги человечества"


    Урок истории по теме "Первобытный мир – первые шаги человечества"

      На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....

04 10 2021 6:49:57

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

03 10 2021 12:14:16

Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"


    Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

      Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

02 10 2021 13:49:26

Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс


    Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс

      Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....

01 10 2021 10:58:39

Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"


    Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"

      Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...

30 09 2021 16:34:32

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

29 09 2021 21:51:53

Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс


    Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс

      Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....

28 09 2021 9:26:53

Столетняя война


    Столетняя война

      Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....

27 09 2021 10:19:28

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

26 09 2021 6:16:46

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"


    План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

      План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

25 09 2021 0:24:45

Политическая карикатура в рамках элективного курса "Выборы: путь к власти"


    Политическая карикатура в рамках элективного курса "Выборы: путь к власти"

      Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....

24 09 2021 3:47:38

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе


    Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

      Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....

23 09 2021 21:27:40

Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы


    Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы

      Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....

22 09 2021 12:50:52

Русская живопись 2-й половины XIX века


    Русская живопись 2-й половины XIX века

      Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

21 09 2021 15:32:49

Урок обобщение знаний по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»


    Урок обобщение знаний по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»

      Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....

20 09 2021 10:48:36

Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"


    Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

      Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....

19 09 2021 10:52:13

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

18 09 2021 4:53:16

Крымская война 1853–1856 гг. 8-й класс


    Крымская война 1853–1856 гг. 8-й класс

      Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....

17 09 2021 17:22:39

Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"


    Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"

      Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....

16 09 2021 16:16:24

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс


    Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

      Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...

15 09 2021 3:17:47

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"


    Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

      Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

14 09 2021 14:47:57

Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"


    Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"

      Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....

13 09 2021 15:30:46

Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»


    Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

      На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...

12 09 2021 7:23:14

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

11 09 2021 3:53:33

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

10 09 2021 21:33:51

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".


    Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".

      Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...

09 09 2021 10:35:18

Монголо-татарское нашествие


    Монголо-татарское нашествие

      Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....

08 09 2021 8:55:56

Урок музейной грамоты


    Урок музейной грамоты

      Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...

07 09 2021 12:53:32

Информационные технологии в преподавании истории


    Информационные технологии в преподавании истории

      Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

06 09 2021 15:18:26

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

05 09 2021 0:13:21

Гражданин


    Гражданин

      Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....

04 09 2021 7:33:43

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"


    Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

      Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

03 09 2021 22:11:30

Урок мужества "Вечной памяти рубец…"


    Урок мужества "Вечной памяти рубец…"

      Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....

02 09 2021 8:50:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::