История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды


    История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

Цели и задачи урока:

  • Образовательная цель: познакомиться с историей города Байконур 1991–2014 гг., рассмотреть основные положения нормативной правовой базы функционирования комплекса “Байконур”, изучить понятия “собственность”, “права собственности”, “аренда”, определить причины и состояние этнического разнообразия жителей города Байконур на современном этапе.

Развивающая цель:

  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности; развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию на постсоветском прострaнcтве; формирование навыков работы с документами; развитие навыков грамотной устной речи.

Воспитательная цель:

  • воспитывать интерес к истории своего города, уважение к правам человека; воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала с элементами дискуссии и эвристической беседы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные часть учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с документами), диалогические (эвристическая беседа).

Формы работы: вступительное слово учителя, сообщения-презентации учащихся об этапах современной истории города Байконур, эвристическая беседа, работа с текстами документов, обсуждение проблемных вопросов.

Средства обучения: интеpaктивная доска, проектор, тексты документов (Договор аренды комплекса “Байконур” между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г. об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур”, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 23 декабря 1995 г. о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти), раздаточный материал.

ПЛАН УРОКА.

1. Современная история города Байконур (1991 – 2014 гг.).

2. Понятия “собственность”, “права собственности”, “аренда”.

3. Нормативно-правовая база функционирования комплекса “Байконур”.

4. Этнорелигиозное разнообразие жителей города Байконур: причины, современное состояние.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по изученному материалу:

1. Какая дата считается датой основания города и космодрома Байконур и почему? (официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона – войсковая часть 11284.)

2. Какие должностные лица на начальном этапе становления Байконура осуществляли ключевые функции по управлению им? (генеральный конструктор – Королёв С.П., начальник космодрома – Нестеренко А.И.)

3. Назовите последовательно названия и административно-территориальный статус, хаpaктерный для Байконура в советский период (02 июня 1955 г. директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5 Научно-исследовательского испытательного полигона. В соответствии с этой директивой было начато строительство поселка, получившего неофициальное название “Заря”. В 1955 г. совместным решением Министерства связи и Министерства обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона “Байконур” – “Москва-400”. В конце 1956 г. был установлен новый почтовый адрес – “Кзыл-Орда-50”, позднее замененный на “Ташкент-90”, действовавший до конца 1960-х гг. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 29 января 1958 г. поселку, неофициально называвшемуся “Заря”, было присвоено название “Ленинский”. В 1969 г. поселок Ленинский получил статус города под названием Ленинск.)

4. Какие выдающиеся государственные и общественные деятели СССР и зарубежных стран посещали город Ленинск в советское время (Н.С. Хрущёв посещал город Ленинск (Байконур) в январе 1962 г. и в сентябре 1964 г., 25 июня 1966 г. город Ленинск посетил президент Франции Ш. де Голль, которому космодром и город показывал лично Л.И. Брежнев; с 19 по 21 октября 1969 г. город и космодром принимал партийно-государственные делегации Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и специально приглашённые делегации Кубы и Монголии, которые лично сопровождали Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и маршал А.А. Гречко; 7-8 октября 1970 г. – президент Франции Ж. Помпиду и др.).

5. Назовите ключевые, по вашему мнению, особенности политико-правовой и социально-экономической жизни г. Ленинск в советское время (режимный статус города, незначительная роль гражданских органов исполнительной власти в управлении городом, централизованное снабжение, сравнительно высокий уровень жизни населения, непостоянство состава населения, связанное со спецификой военной службы)

6. Назовите крупнейшие с тройки города Ленинск в советский период; дайте оценку роли военных строителей в становлении города и космодрома Байконур? (ТЭЦ, аэропорт, жилые кварталы. Так, во второй половине 1960-х гг. начата застройка четырёх- и пятиэтажными кирпичными домами (с плоской крышей) новых обширных кварталов в границах улиц Советской Армии — Янгеля — Неделина — Ниточкина — Речная. В конце 1960-х гг. — начале 1970-х гг проводилась застройка пятиэтажными кирпичными домами микрорайона, получившего неофициальное название “Даманский” — в границах улиц Мира — Янгеля — Сейфуллина — Карла Маркса. В середине 1970-х гг. застройка этого квартала продолжилась пятиэтажными панельными домами; эти же дома возводились и по улице Горького (бывшей Коммунальной) от ул. Неделина до ул. Советской Армии. К концу 1970-х гг. численность населения Ленинска достигла 70 тыс. жителей. Бурный рост города происходил в 1980-х гг. в связи с развитием космической программы “Энергия-Буран”, обусловившим большой приток специалистов со всего СССР. Широкое применение получили панельные пятиэтажные дома новой серии (белого цвета); сначала они, в порядке уплотнения имеющейся застройки, возводились в микрорайоне “Даманский” по улицам Мира и Янгеля, а затем, к середине 1980-х гг., начато строительство новых больших микрорайонов в юго-западной части города — Пятого, Шестого, Седьмого. Помимо 5-этажных, в этих районах в значительном числе строились и 9-этажные дома (преимущественно панельные). Во второй половине 1980-х гг. построен артезианский водозабор “Дальний” (примерно в 100 км к югу от Ленинска) в связи с резко возросшими потребностями космодрома в воде из-за разворачивания программы “Энергия-Буран” (до этого момента в Ленинске был только речной водозабор на реке Сырдарье, и вода в городе была солёная и неприятная на вкус). Был построен также водозабор “Ближний” (15 км южнее Ленинска) и водовод большого диаметра от “Дальнего” через “Ближний” до Ленинска; именно усилиями личного состава военных строителей от рядового до генерала была создана и поддерживалась в работоспособном состоянии инфраструктура города Ленинска и космодрома Байконур: на первом этапе строительства было задействовано свыше 20 тыс. солдат и офицеров, а руководителем строительства был назначен военный строитель генерал-майор Г.М. Шубников.)

7. Найдите на карте и дайте краткую климато-географическую, социально-экономическую и этнографическую хаpaктеристику региону, в котором располагается город Ленинск и космодром Байконур? (посёлок Тюра-Там Кзыл-Ординской области, рядом с которым находится город Байконур, – пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва—Ташкент. Преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору).

8. Какая космическая программа послужила мощным импульсом для развития города Ленинска и способствовала существенному увеличению численности его населения? (космическая программа по созданию и запуску универсальной многоразовой трaнcпортной космической системы “Энергия-Буран”).

Слово учителя: “Как Вы прекрасно знаете, в 1991 г. Советский Союз распался и на его территории из бывших союзных республик образовались 15 новых независимых государств. Комплекс “Байконур”, на котором работали, прежде всего, специалисты из РСФСР – теперь Российской Федерации – оказался на территории независимого и суверенного государства – Республики Казахстан. Встал немаловажный вопрос: кто будет заниматься поддержанием инфраструктуры города и космодрома, эксплуатацией космодрома, содержанием жителей города Байконур. Именно с такого сложного, отчасти даже трагического момента начинается современная история нашего города и космодрома”.

III. Изучение нового материала.

1. Короткие сообщения-презентации учащихся об основных вехах современной истории города Байконур (сообщения готовят по 2 человека):

  • “1991 – 1994 гг.: жизнь и быт наших родителей в переходный период” (“казахстанский” период – Глава администрации города Ленинска с 17.02.1992 по 23.09.1994 гг. – Брынкин В.А.)
  • “1994 – 2002 гг.: налаживание жизни города и космодрома в условиях российской аренды” (начало “российского” периода – Глава администрации города Байконур с 23.12.1994 по 15.05.2002 гг. – Дмитриенко Г.В.).
  • “2002 – 2013 гг.: город Байконур – город нашего детства” (развитие города во время замещения должности Главы администрации города Байконур с 16.05.2002 по 10.13.2013 гг. Мезенцевым А.Ф.)

[Для подготовки учащимся предлагается использовать интернет-сайты об истории города, например:

а) http://www.baikonuradm.ru/index.php?mod=2402 (раздел: “История формирования администрации города Байконур” на официальном сайте администрации города Байконур),

б) архив журнала “Новости Космонавтики” по адресу http://novosti-kosmonavtiki.ru/) и др., а также такие печатне издания, как

в) Байконур – космические и земные орбиты: Фотоальбом / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2012;

г) Международный космический порт Байконур / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2010;

д) Байконур. От “Кедра” до “Варяга”... 1961 – 2011 / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда 2010;

е) Байконур – начало XXI века / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2008; ж) Пономарёв Г.П. Байконур. Прыжок в космическую бездну. Киев, 2011 и др.

Слово учителя: “Мы с вами увидели, как сильно изменилась жизнь нашего города, город и космодром стали совсем другими, нежели в советское время. Каким же образом в таких непростых условиях распада Советского Союза и раздела имущества между новыми независимыми государствами Россия и Казахстан сумели найти форму взаимовыгодного сотрудничества, чтобы наш город процветал и мы имели возможность мирно и полноценно здесь жить, учиться и работать?”

2. Повторение ключевых обществоведческих понятий, необходимыми для изучения документов:

Слово учителя: “Прежде, чем обратиться к изучению основных документов, регулирующих правовое положение комплекса “Байконур”, мне бы хотелось остановиться с вами на некоторых базовых обществоведческих понятиях и вспомнить их содержание.

а) Собственность – это...? (ответы учащихся) (“Собственность – 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами – индивидуумами и коллективами – предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам - индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах”).

б) Назовите три права собственности, обладание которыми делает человека полным собственником? (ответы учащихся) (Право владения, право пользования и право распоряжения).

в) Какие из трёх, перечисленных вами, прав можно безболезненно передать другому субъекту, оставаясь при этом собственником вещи? (ответы учащихся) (право владения и право пользования) => передача этих прав за определённую сумму денег обозначается словом “аренда” – то есть, договор (а также его исполнение), по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

[По мере обсуждения данные понятия записываются учащимися в тетрадь]

3. Изучение нормативно-правовой базы функционирования комплекса “Байконур”:

Слово учителя: “Как мы с Вами слышали в сообщении учащегося “имярек”, не сразу удалось определить юридический статус города и космодрома, только в 1994 г. стороны заключают первый договор, за которым последуют ещё ряд международных договоров и соглашений, на основе которых мы здесь с вами и живём.

Давайте ознакомимся с содержанием трёх базовых для нашего города и космодрома нормативно-правовых актов”.

[Учитель раздаёт тексты документов – см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3 (а также таблицу для работы с документами – Приложение 4), изучает их содержание вместе с учащимися с помощью метода “комментированное чтение”, одновременно инициируя мини-дискуссии по таким вопросам, как: “Цена вопроса – 115 млн. долларов за аренду – это много или мало?”, “Байконур или Байконыр: как вы видите будущее нашего города, перспективы его развития?”, “Байконур без России: быть или не быть?”

По мере работы с документами учащиеся заполняют следующую таблицу, которую вклеивают в тетрадь:

Основные содержательные единицы международных договоров и соглашений по городу, космодрому и комплексу “Байконур”

1 Субъекты договора (соглашения)  
2 Объект договора (соглашения)  
3 Предмет договора (соглашения)  
4 Основные органы государственной власти Российской Федерации на комплексе “Байконур”, основные должностные лица и порядок их назначения  
5 Органы государственной власти Республики Казахстан на комплексе “Байконур”  
6 Основные условия аренды  
7 Стоимость аренды  
8 Порядок оплаты  
9 Статус города Байконур  
10 Общественный Совет самоуправления города Байконур  
11 Жители города Байконур, их права и обязанности  
12 Права и обязанности сторон договора (соглашения)  
13 Отделимые и неотделимые улучшения  
14 Основные источники формирования бюджета города Байконур  
15 Основные полномочия Главы администрации города Байконур  

4. Этнорелигиозное разнообразие жителей города Байконур: причины, современное состояние.

Слово учителя: “Работая с документами, мы с вами увидели, что в 1990-е гг. была создана серьёзная правовая база, которая обеспечила гражданам России и Казахстана любых национальностей равный доступ ко всем социальным, экономическим и духовным благам в качестве жителей города Байконур. Несмотря на закрытый статус города, количество его жителей неуклонно возрастает, значительно меняется этнорелигиозный состав, осложнённый ситуацией с официальным проживанием на территории города Байконур граждан двух государств. Перепись 2010 г. показала, что из 72 тыс. человек, гражданами Российской Федерации являются 20,1 тыс. человек, остальные – граждане Республики Казахстан”.

Как Вы думаете, почему это происходит? (ответы учащихся)

Представители каких национальностей и религий проживают в нашем городе? (ответы учащихся)

Представители каких национальностей и религий учатся в Вашем классе? (ответы учащихся).

Слово учителя: “К сожалению, официальных данных об этнорелигиозном составе жителей города Байконур нет, но мы с Вами, исходя из истории и собственного повседневного опыта, можем определить основные этнические и религиозные группы нашего города – это русские, казахи и довольно стабильная община корейцев. Соответственно, по религиозной принадлежности – это христиане, мусульмане и буддисты. Именно культуре, религии, традициям и обычаям представителей этих народов мы с вами и посвятим наши последующие беседы”.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Дополнить таблицу “Основные содержательные единицы международных договоров и соглашений по городу, космодрому и комплексу “Байконур”.

Подготовить сообщения-презентации на тему “Религиозные верования и представления русских / казахов / корейцев”, предварительно разбившись на три группы.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 23:43:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 14:44:26

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 14:25:27

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 18:22:32

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 3:56:51

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 15:39:40

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 15:54:47

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 17:26:45

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 22:35:15

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 15:46:42

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 13:13:57

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 20:34:47

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 18:56:38

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 19:19:58

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 18:44:36

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 23:25:41

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 7:51:11

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 5:30:54

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 16:53:39

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 20:43:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 7:34:28

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 12:58:28

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 13:11:54

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 5:47:30

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 17:49:21

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 5:30:10

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 9:58:44

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 16:26:37

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 10:39:28

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 8:54:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 2:49:18

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 18:13:32

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 17:24:16

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 0:21:48

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 5:10:38

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 18:53:48

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 1:31:51

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 22:48:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 6:14:36

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 1:52:17

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 12:39:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 13:58:24

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 16:23:48

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 18:42:52

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 14:55:23

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 12:18:52

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 6:38:11

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 18:38:33

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 7:20:48

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 18:58:54

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::