История России в XVII веке. Политическое развитие
Задачи:
- познакомить обучающихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века;
- развивать память, самостоятельность суждений, навыки работы с исторической картой, документами, умения объяснять понятия;
- воспитывать у обучающихся познавательный интерес к историческому прошлому России.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (тест).
3. Изучение нового материала.
А. Первые
Романовы.
Б. Земские
соборы.
В. Боярская
дума.
Г. Приказы.
Д. Законы.
Соборные уложения.
Е. Местное
управление.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.
Новые понятия: крепостничество, самодержавие, Соборное уложение, приказы, уезды, волость, стан.
Новые даты урока:
1613-1645 – царствование Михаила Федоровича;
1645-1676 – царствование Алексея Михайловича;
1676-1682 – царствование Федора Алексеевича;
1649 – Соборное уложение.
Оборудование:
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, 7 класс»;
- карта «Россия в XVII веке»;
- портреты царей;
- мультимедийное оборудование.
Предварительная подготовка: отдельные обучающиеся готовят сообщения: «Михаил Федорович Романов», «Алексей Михайлович Романов», «Федор Алексеевич Романов».
Оформление доски:
Девиз урока: «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». Леонардо да Винчи.
Новые термины:
Крепостничество – наиболее тяжелая форма
зависимости крестьян.
Самодержавие – монархическая форма правления в
России, основанная на сильной, почти
неограниченной власти царя.
Соборное уложение – свод законов.
Приказы – органы центрального управления в XVII
веке.
Уезды – административная единица
Волость – административно-территориальная
единица, занимающая промежуточное положение
между уездом и станом.
Стан – административно-территориальная единица.
Два-три стана составляли уезд.
Даты урока:
1613-1645 – царствование Михаила Федоровича;
1645-1676 – царствование Алексея Михайловича;
1676-1682 – царствование Федора Алексеевича;
1649 – Соборное уложение.
Пpaктическая работа: Заполнить таблицу по пункту «Приказы»
Приказ | Функции |
Выставка литературы:
1. Энциклопедический словарь.
2. Конституция РФ.
3. Ключевский В.О. «История государства
Российского».
4. Андреев И. «Алексей Михайлович».
5. Ключевский В.О. «Боярская дума Древней
Руси».
Домашнее задание: параграф 6, ответить на вопросы с.54, составить кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальная беседа:
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Смута. Окончание смутного времени).
- Назовите хронологические рамки Смутного времени (1603-1613).
- Что такое Смута? (Смута – лихолетье, так называют начало XVIIвека в России).
- Года царствования Бориса Годунова (1598-1605).
- Годы правления Лжедмитрия I (1605-1608).
- Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607).
Б) Тест по теме «Смута. Смутное время»
I вариант
1. Борис Годунов был избран царем на Земском соборе
1. В 1584
2. В1598
3. В 1601
4. В 1603
2. Какое имя из перечисленных связано с событиями Смуты
1. Малюта Скуратов
2. Владимир Серпуховский
3. Андрей Курбский
4. Дмитрий Шуйский
3. Земский собор избрал на царство Михаила Романова
1. 1610
2. 1612
3. 1613
4. 1619
4. Какое из перечисленных событий произошло раньше других
1. Введение 5-летнего сыска беглых крестьян
2. Заключение «Вечного мира с Польшей»
3. Поход Лжедмитрия I на Москву
4. Организация первого народного ополчения
5. Царь Василий Шуйский был свергнут с престола
1. 1607
2. 1610
3. 1611
4. 1613
6. И. Болотников капитулировал в Туле
1. 1607
2. 1608
3. 1609
4. 1613
7. В правление В. Шуйского патриархом церкви был
1. Филарет
2. Ион
3. Гермоген
4. Филипп
8. Второе ополчение против поляков возглавили
1. Михаил Шеин и Михаил Скопин-Шуйский
2. Хлопко и Сидорка
3. Петр Ляпунов и Д. Трубецкой
4. К. Минин и Д. Пожарский
II вариант
1. Какое событие из перечисленных произошло в 1589 году
1. Запрещен переход крестьян в Юрьев день
2. Началось восстание Хлопка
3. Убит царевич Дмитрий
4. Состоялись выборы первого патриарха
2. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских интервентов
1. 1610г.
2. 1611г.
3. 1612г.
4. 1613г.
3. Лжедмитрий I начал военные действия против царя Бориса
1. 1601г.
2. 1604г.
3. 1607г.
4. 1608г.
4. Боярин Василий Шуйский стал царем
1. 1604г.
2. 1606г.
3. 1607г.
4. 1611г.
5. Тушинским вором называли
1. Хлопка
2. Лжедмитрия I
3. Лжедмитрия II
4. Ивана Болотникова
6. Собрание, которое выбирало русского царя называлось
1. Вече;
2. Земский собор;
3. «Совет всея земли»;
4. Освященный собор.
7. Михаил Скопин-Шуйский руководил русскими войсками
1. В разгроме тушенцев под Тверью;
2. В ходе осады болотниковцев, засевших в тульском кремле;
3. При осаде Смоленска польскими войсками;
4. В ходе второго ополчения.
8. О ком идет речь: «Сын крестьянин, завел отряд поляков в дремучий лес, за что принял великие мучения перед cмepтью от врагов. В Костроме ему поставлен памятник?
1. Лжедмитрий I;
2. Лжедмитрий II;
3. Иван Болотников;
4. Иван Сусанин .
Ключ к тестам (самопроверка)
№ | 1 вариант | № | 2 вариант |
1 | 2 | 1 | 4 |
2 | 4 | 2 | 3 |
3 | 3 | 3 | 2 |
4 | 1 | 4 | 2 |
5 | 2 | 5 | 3 |
6 | 1 | 6 | 2 |
7 | 3 | 7 | 1 |
8 | 4 | 8 | 4 |
III. Изучение нового материала
1. Цари (сообщения обучающихся)
После освобождения столицы Москвы предстояло
восстановить в России государственную власть,
избрать нового царя. Минин и Пожарский разослали
извещения о созыве Земского собора. В январе 1613г
собрались представители от дворян, бояр и
духовенства, казаков, стрельцов и посланцев 50
городов. После долгих споров царем был избран
16-летний Михаил Федорович.
С него в России стала править новая династия
царей Романовых.
Первые Романовы.
Сообщения обучающихся сопровождаются показом слайдов. (портреты первых царей Романовых. См. Приложение 1)
2. Земские соборы (Рассказ учителя)
Земские соборы – орган центрального
управления. При царе Михаиле соборы собирались
довольно часто. А в период до возвращения из
плена Филарета собор пpaктически не прекращал
работу. По мере укрепления царской власти
Земские соборы собирались реже и стали
собираться лишь для утверждения подготовленных
царем проектов. Последний собор был созван в 1653
году.
(Слайд Земские соборы – Приложение
1)
3. Боярская дума (Объяснение учителя.)
Постепенно утрачивала свою роль и Боярская
дума. Поначалу состав думы был расширен Михаилом
Федоровичем – так он отблагодарил тех, кто
поддержал его воцарение. К концу правления
Алексея Михайловича численность Боярской думы
выросла до ста человек. Дума решала наиболее
важные вопросы – войны и мира, утверждение
законов, введение новых налогов. Руководил ее
работой либо царь, либо назначенный им боярин. В
полном составе дума стала собираться все реже и
реже. При Алексее Михайловиче в стране
установилась форма правления –
сословно-представительная самодержавная
монархия.
(Слайд Боярская дума – Приложение
1)
4. Приказы. Пpaктическая работа.
Заполнить таблицу.
Приказы | Функции |
Все обучающиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно, а один сильный обучающийся за компьютером. После выполнения работы таблица с компьютера выводится на электронную доску. Проводится взаимопроверка.
Взаимопроверка.
Приказы | Функции |
Посольский | Ведал вопросами внешней политики. |
Приказ Большого дворца | Ведал дворцовым хозяйством и имуществом царя. |
Казенный | Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. |
Конюшенный | Распоряжался царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. |
Разрядный | Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу. |
Рпоместный | Ведал земльными пожалованиями и сбором налогов. |
Ямской | Отвечал за почтовую связь. |
Приказ каменных дел | Ведал строительством в столице и крупных городах. |
Челобитный | Рассматривал ипрошения и жалобы. |
Приказ тайных дел | Контролировал деятельность всех государственных учреждений. |
Разбойный и земский | Решал судебные вопросы. |
Стрелецкий, пушкарский, иноземный, рейтарский, казачий | Ведали военными делами. |
5. Законы (рассказ учителя).
Появление новых законов в первой половине века,
а также применение законов более раннего времени
потребовали их упорядочения, сведения в единый
документ – свод законов, который стал называться
Соборное уложение.
Это Соборное уложение было принято в 1649 году.
Уложение отразило возросшую роль царя в жизни
страны. Оно впервые утвердило полное право
феодала на землю и зависимых крестьян. Был
установлен бессрочный розыск беглых крестьян и
большой штраф за укрывательство беглецов. В
стране было установлено крепостничество. В
современной России тоже есть основные законы, по
которым живет государство – это Конституция
России.
(слайды Соборное уложение – Приложение
1)
6. Местное управление. Самостоятельная работа по учебнику.
Выписать словарные слова: волость, стан, уезд.
Ответить на вопросы: (вопросы на
интеpaктивной доске)
- Какая главная территориально – административная единица была в 17 веке?
- Какова численность уездов?
- Назовите более мелкие административные единицы?
- Кто стоял во главе уездов?
IV. Закрепление (фронтальная беседа).
- Кто был главой государства в России в 17 веке? (Царь)
- Какая форма правления сложилась в России в 17 веке? (Самодержавие)
- Какие центральные органы власти помогали царю управлять государством? (Земские соборы и Боярская дума)
- Как называется сборник законов созданный в 1649 году? (Соборное уложение)
- Какой вывод можно сделать по изученной теме? (Слушаем варианты обучающихся, зачитываем вывод в конце параграфа)
V. Домашнее задание (дифференцированное) Параграф 6.
Первая группа – подготовить проект
«Политическое развитие России в 17 веке»
Вторая группа – изучить документ «О российской
системе управления» учебник с. 54. Ответить на
вопросы после документа.
Третья группа – составить кроссворд по теме
«Политическое развитие страны»
VI. Итоги урока
– Какая форма правления сложилась в России в 17
веке?
– На кого опирался царь в управлении
государством?
Комментирование ответов обучающихся.
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
18 03 2024 20:22:28
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
17 03 2024 5:48:57
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
16 03 2024 19:43:25
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
15 03 2024 23:20:27
Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
14 03 2024 14:32:33
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
13 03 2024 0:44:56
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...
12 03 2024 9:36:24
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
11 03 2024 15:30:17
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...
10 03 2024 15:42:22
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
09 03 2024 10:35:46
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
08 03 2024 15:54:23
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
07 03 2024 9:24:23
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
06 03 2024 9:33:16
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
05 03 2024 7:46:30
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
04 03 2024 12:39:25
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
03 03 2024 1:43:23
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
02 03 2024 3:31:43
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
01 03 2024 7:19:29
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
29 02 2024 4:17:25
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...
28 02 2024 1:34:30
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху. ...
27 02 2024 1:41:39
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
26 02 2024 9:30:23
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
25 02 2024 20:44:30
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
24 02 2024 16:18:19
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
23 02 2024 21:15:35
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
22 02 2024 9:22:12
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
21 02 2024 11:38:38
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
20 02 2024 4:49:41
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
19 02 2024 8:15:46
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
18 02 2024 11:35:52
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
17 02 2024 7:30:53
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
16 02 2024 17:27:50
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
15 02 2024 16:40:33
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
14 02 2024 23:48:14
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
13 02 2024 14:22:33
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
12 02 2024 4:44:58
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
11 02 2024 5:54:54
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
10 02 2024 10:26:25
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
09 02 2024 9:55:19
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
08 02 2024 3:30:34
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
07 02 2024 20:29:40
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
06 02 2024 4:32:36
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
05 02 2024 19:37:47
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
04 02 2024 14:34:41
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
03 02 2024 9:57:28
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
02 02 2024 0:59:56
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
01 02 2024 4:43:25
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
31 01 2024 14:39:33
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
30 01 2024 16:47:31
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
29 01 2024 14:10:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::