Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (формат ЕГЭ 2015 г.)
Вариант 1
Выберите один верный ответ в заданиях 1-21.
1. Важным событием 1942 г. был (о)
1) разгром фашистов под Москвой
2) издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»
3) завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне
4) пленение армии генерала Ф. фон Паулюса
2.Тегеранская конференция лидеров трех держав состоялась в
1) январе 1944 г.
2) мае 1945 г.
3) декабре 1941 г.
4) декабре 1943 г.
3. Укажите комaндира крупного партизанского соединения
1) С.А. Ковпак
2) И.С. Конев
3) О.В. Кошевой
4) В.Т. Клочков
4. Крупнейшее танковое сражение между советскими и фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы
1) Курской
2) Сталинградской
3) Московской
4) Берлинской
5. В ходе Второй мировой войны второй фронт против Германии был открыт в (во)
1) Болгарии
2) Югославии
3) Италии
4) Франции
6. Мужеству защитников блокадного Ленинграда посвящена Седьмая симфония, написанная композитором
1) Д. Шостаковичем
2) С. Прокофьевым
3) А. Хачатуряном
4) И. Дунаевским
7. Конструкторы А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин создали в годы Великой Отечественной войны новые модели
1) мощных танков
2) артиллерийских орудий
3) боевых самолетов
4) стрелкового оружия
8. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие
1) оборона Брестской крепости
2) Тегеранская конференция
3) выход на государственную границу СССР
4) форсирование Днепра
9. Причина провала «плана Барбаросса»
1) помощь СССР со стороны союзников
2) неготовность Германии к войне
3) сопротивление ряда советских городов
4) «рельсовая война» партизан в немецком тылу
10. Укажите результат победы Красной Армии в Курской битве
1) развал Антикоминтерновского пакта
2) полное освобождение территории СССР
3) сдача в плен группировки генерала Ф. фон Паулюса
4) подготовка условий для форсирования Днепра
11. В результате Второй мировой войны
1) США стали единственной сверхдержавой
2) сформировалась двухполюсная политическая система мира
3) рухнула мировая система колониализма
4) сузилась сфера влияния СССР в мире
12. К причинам, обусловившим быструю перестройку экономики на военный лад в 1941 — 1942 гг., относится
1) использование труда немецких и других военнопленных
2) разрешение частной собственности в деревне
3) отправка союзниками воинских подразделений на Восточный фронт
4) плановый хаpaктер управления хозяйством
13. Главное значение Сталинградской битвы состоит в том, что в ходе нее
1) начался коренной перелом в Великой Отечественной войне
2) была окончательно разгромлена гитлеровская армия
3) произошло создание Антигитлеровской коалиции
4) произошло открытие второго фронта
14. Прочтите отрывок из военного дневника
начальника германского генштаба и укажите
событие, о котором идет речь.
«Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду
захвачены без боя и в полной сохранности. О
полной неожиданности нашего наступления для
противника свидетельствует тот факт, что части
были захвачены врасплох в казарменном
расположении...»
1) «Брусиловский прорыв
2) нападение Германии на СССР
3) оборона Киева
4) нападение Германии на Польшу
15. Прочтите отрывок из документа и
укажите название города, с которым связаны
события, описанные в документе.
«В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года
из _______ по льду... озера было вывезено более
полумиллиона человек и огромное количество
промышленного оборудования и исторических
ценностей».
1) Сталинград
2) Ленинград
3) Севастополь
4) Одесса
16. Прочтите отрывок из сочинения
современного историка и укажите, о сражении за
какой город (города) в нем идет речь.
«Битва за______________ явилась решающим событием
первого года войны и первым крупным поражением
фашистов во Второй мировой войне. Кроме того, был
окончательно развеян миф о непобедимости
германской армии, и немцам пришлось отказаться
от плана "молниеносной войны"»
1) Орел и Белгород
2) Сталинград
3) Ленинград
4) Москву
17. Прочтите отрывок из сочинения
современного историка Н. Верта и укажите, о каком
движении идет речь.
«Несмотря на неоспоримый вклад _______ отвлекавших
на себя до 10% немецких сил на Восточном фронте,
военно-политическое руководство так и не смогло
полностью отрешиться от недоверия к движению,
которое на какое-то время развивалось без
всякого контроля и к тому же было неопровержимым
свидетелем политического вакуума, созданного в
1941 г. в целых районах беспорядочным бегством
советских гражданских и военных властей».
1) партизанском
2) религиозном
3)стахановском
4) колхозном
18. Прочтите отрывок из сочинения
современного историка и укажите, о решениях
какой международной конференции говорится в нем.
«...Конференция была проведена после капитуляции
Германии... Провозглашалось устройство Германии
на демократической основе. Конференция
определила, что союзники должны проводить общую
политику в своих оккупационных зонах в целях
превращения Германии в единое миролюбивое
государство».
1) Крымской
2) Потсдамской
3) Тегеранской
4) Парижской
19. К причинам неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны следует отнести
A. ослабление комaндирского корпуса в
результате репрессий 1937-1938 гг.
Б. просчеты в определении направления главного
удара и времени нападения Германии на СССР
B. назначение И. В. Сталина народным комиссаром
обороны и Верховным Главнокомaндующим
Вооруженных Сил
Г. нежелание советских солдат сражаться за
сталинский режим
Д. сосредоточение основных сил Красной Армии на
западных границах
1) АБВ
2) АВГ
3) БГД
4) ВГД
20. В битве под Москвой особую стойкость и героизм проявила дивизия под комaндованием генерала
1) В. Г. Клочкова
2) И. В. Панфилова
3) Д. Г. Павлова
4) П. М. Гаврилова
21. Первый военный парад в годы Великой Отечественной войны в Москве состоялся в честь
1) годовщины Октябрьской революции в 1941 г.
2) прорыва блокады Ленинграда в 1943 г.
3) разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 г.
4) освобождения Севастополя в 1944 г.
22. Расположите события в хронологическом порядке
1) Берлинская конференция
2) создание плана «Ост»
3) встреча на р. Эльбе
4) операция «Цитадель»
5) открытие второго фронта в Европе
23. Укажите три события, относящиеся ко времени Великой Отечественной войны.
1) Генуэзская конференция
2) Тегеранская конференция
3) операция «Багратион»
4) создание Антикоминтерновского пакта
5) бои на озере Хасан
6) форсирование Днепра
24. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде комбинации цифр.
СОБЫТИЯ А) вступление СССР в войну против Японии |
ДАТЫ 1) май 1945г. |
25. Ниже приведен перечень военачальников. Все они, за исключением одного, относятся к полководцам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Найдите и запишите фамилию военачальника, не принимавшего участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
1) К.Рокоссовский
2) А. Василевский
3) М. Фрунзе
4) Г.Жуков
5) И.Конев 6) В Чуйков
26. Напишите пропущенное сокращенное
название (аббревиатуру) государственного органа.
«В период Великой Отечественной войны в руках _____
сосредотачивается вся полнота власти в
государстве. Все граждане и все партийные,
советские. Комсомольские и военные органы
обязаны беспрекословно выполнять решения и
распоряжения…»
27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Военная операция |
Дата |
Военачальники |
Наступательная операция «Багратион» | (А) |
И.Х. Баграмян, И. Д. Черняховский |
Сталинградская битва | (Б) |
(В) |
(Г) |
Август — декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев |
Битва за Москву | (Д) | (Е) |
Пропущенные элементы:
- М.А. Егоров, М.В. Кантария
- Сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.
- Я. Ф. Павлов
- Битва на Курской дуге
- Битва за Днепр
- Июнь — август 1944 г.
- Июль 1942 г. — февраль 1943 г.
- И. В. Панфилов
- Май 1942 г.
28. Прочтите отрывок из записки И.В. Сталина секретарю ЦК КП(б) Украины.
«1) Ваши предложения об уничтожении всего имущества противоречат установкам, данным в речи т. Сталина, где об уничтожении всего ценного имущества говорилось в связи с вынужденным отходом частей Красной армии. Ваши же предложения имеют в виду немедленное уничтожение всего ценного имущества, хлеба и скота в зоне 100-150 километров от противника, независимо от состояния фронта. Такое мероприятие может деморализовать население, вызвать недовольство советской властью, расстроить тыл Красной армии и создать, как в армии, так и среди населения, настроения обязательного отхода вместо решимости давать отпор врагу.
2) Государственный Комитет Обороны обязывает вас в виду отхода войск, и только в случае отхода, в районе 70-вёрстной полосы от фронта увести всё взрослое мужское население, рабочий скот, зерно, тpaктора, комбайны и двигать своим ходом на восток, а чего невозможно вывезти, уничтожать, не касаясь однако птицы, мелкого скота и прочего продовольствия, необходимого для остающегося населения. Что касается того, чтобы раздать всё это имущество войскам, мы решительно возражаем против этого, так как войска могут превратиться в банды мародёров.
3) Электростанции не взрывать, но снимать все те ценные части, без которых станции не могут действовать, с тем, чтобы электростанции надолго не могли действовать...
6) После отвода наших частей на левый берег Днепра все мосты взорвать основательно».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
- В период, когда была написана данная записка, немецко-фашистскими войсками уже был захвачен Севастополь.
- Записка адресована Н.С. Хрущёву.
- Автор записки приказывает раздать войскам имущество, оставшееся после ухода населения.
- Автор записки пишет о том, что установки, данные адресатом своим подчинённым, неправильные.
- Автор записки пишет о том, что электростанции необходимо взорвать.
- Автор записки занимал должность Председателя Государственного комитета обороны СССР.
29. Какое слово (словосочетание) пропущено в предложении: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _____ году»? Ответ напишите словом (словами).
30. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой 1.
31. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой и давшего название этому сражению.
32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) победа советских войск в этом сражении положила начало коренному перелому в ходе войны
2) в честь освобождения города, обозначенного на схеме цифрой «4», в Москве был произведен первый салют
3) в начале сражения, показанного на схеме, советские войска перешли к преднамеренной обороне
4) одновременно с изображенной на схеме битвой состоялась Крымская конференция лидеров антигитлеровской коалиции
5) следствием сражения, изображенного на схеме, стало освобождение советской армией Левобережной Украины и форсирование Днепра
6) в ходе битвы, которая изображена на схеме, произошло крупнейшее танковое
33. Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1. Скульптура была создана в период Великой
Отечественной войны
2. Скульптура, изображённая на фотографии,
находится в г. Бресте
3. Скульптура является символом победы советской
армии в сражении периода коренного перелома в
Великой Отечественной войне
4. Автор памятника, изображённого на фотографии,
— Е.В. Вучетич
памятник посвящен военным событиям 1945 г.
34. Какое из изображений, представленных ниже, относится к тому же сражению Великой Отечественной войны, что и памятник на фотографии? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1. |
2. |
3. |
4. |
34. Из статьи западного историка Б.Л. Гарта.
«Трехмecячная борьба за овладение городом в
тактическом плане для немцев свелась к таранным
лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в
жилые районы города с их многочисленными домами,
тем медленнее развивалось их наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила
в нескольких сотнях метров от западного берега
Волги, но к этому времени немецкий натиск в
результате исключительно тяжёлых потерь стал
ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё
дороже и приносил всё меньше результатов.
Сложные условия уличных боев с упopно
обороняющимся противником более
благоприятствовали русским, хотя они также
находились в трудном положении. В сложившейся
обстановке им приходилось перевозить
подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах
через Волгу под артиллерийским огнем. Это
ограничивало размеры сил, которые русские могли
держать и обеспечивать снабжением на западном
берегу реки для обороны города. В силу этого
защитники города неоднократно подвергались
тяжелым испытаниям...
Напряжение сил героических защитников достигло
предела, но они выстояли».
Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?
35. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.
37. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.
38.Назовите не менее трех просчетов высшего руководства СССР в подготовке к Великой Отечественной войне. Укажите не менее двух последствий этих просчетов.
39. Существует следующая точка зрения на основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне: Победа в войне была достигнута за счет превосходства советской системы, высокого военного потенциала Советской армии, искусства военачальников, патриотического подъема и массового героизма. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.
Вариант 2
Выберите один верный ответ в заданиях 1-21
1. Важным событием 1943 г. был (о)
1) Выход Красной Армии на государственную границу СССР
2) проведение операции «Багратион»
3) освобождение Орла и Белгорода
4) начало Сталинградской битва
2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск
1) под Сталинградом и на Курской дуге
2) под Москвой
3) в Восточной Пруссии
4) на Висле и Одере
3. Укажите комaндира крупного партизанского соединения
1) И.В. Панфилов
2) В.И. Чуйков
3) Н.Ф. Ватутин
4) А.Ф. Федоров
4. В ходе Великой Отечественной войны блокаду немецко-фашистских войск выдержал город
1) Севастополь
2) Одесса
3) Мурманск
4) Ленинград
5. На Крымской (Ялтинской) международной конференции в 1945 г. с участием глав правительств СССР, Великобритании и США было принято решение о
1) сроках открытия второго фронта
2) роспуске Коминтерна
3) создании ООН
4) сотрудничестве в области разработки ядерного оружия
6. Важным событием 1944 г. было
1) полное освобождение Ленинграда от блокады
2) образование ООН
3) объявление Советским Союзом войны Японии
4) поражение фашистских войск под Курском
7. В годы Великой Отечественной войны произошло событие
1) подписание Мюнхенского договора
2) Ясско-Кишиневская операция
3) сражение под Кунерсдорфом
4) оборона Царицына
8. Немецкий план захвата Москвы осенью 1941 г. получил кодовое название
1) «Факел»
2) «Барбаросса»
3) «Ост»
4)«Тайфун»
9. В ходе Великой Отечественной войны произошел коренной перелом, потому что к 1943 г.
1) в плен попала крупная воинская группировка генерала Ф. фон Паулюса
2) промышленность СССР перестроилась на военный лад
3) германское комaндование окончательно потеряло веру в победу
4) союзники СССР открыли второй фронт
10. Несмотря на разногласия, в 1942 г. была создана Антигитлеровская коалиция, потому что
1) этого потребовал Сталин
2) стран-участниц объединяла общая цель
3) возникла угроза выхода США из войны
4) Япония напала на СССР
11. Каково главное значение победы советских войск в битве за Москву?
1) сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости гитлеровских войск
2) завершен коренной перелом в Великой Отечественной войне
3) наступательная инициатива перешла к советским войскам
4) завершено складывание Антигитлеровской коалиции
12. Главное значение Курской битвы состоит в том, что в ходе нее
1) впервые был сорван гитлеровский план «молниеносной войны»
2) завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне
3) Красная Армия вышла на государственную границу СССР
4) распался Антикоминтерновский пакт
13. Прочтите отрывок из заявления одного
из руководителей советского правительства,
прозвучавшего по радио в первый день Великой
Отечественной войны, и укажите его фамилию.
«Теперь, когда нападение на Советский Союз уже
совершилось, Советским правительством дан нашим
войскам приказ — отбить разбойничье нападение...
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет
за нами».
1) И.В. Сталин
2) В.М. Молотов
3) Г.К. Жуков
4) К.Е. Ворошилов
14. Прочтите отрывок из воспоминаний А.Н.
Косыгина и укажите, когда проходила операция, о
которой идет речь.
«Грандиозная операция по перемещению
производительных сил на восток явилась
вынужденной мерой, вызванной крайне
нeблагополучной обстановкой на фронте. Вместе с
тем она стала важнейшим звеном успешного
перевода нашей экономики на военные рельсы,
обеспечив быстрое наращивание
военно-экономического потенциала».
1) 1939—1940 гг.
2) 1941 —1942 гг.
3) 1943—1944 гг.
4) 1944—1945 гг.
15. Прочтите отрывок из сочинения
современного историка и укажите пропущенное в
нем название города.
«Ожесточенные оборонительные бои велись у
Одессы. По приказу Ставки был создан Одесский
оборонительный район. Бои шли до 16 октября, после
чего Одесский гарнизон был эвакуирован в Крым.
Оборонительные сражения в Крыму начались в
сентябре—октябре 1941 г. Наиболее длительной была
оборона _______, она длилась 250 дней.
Моряки-черноморцы держались до последнего».
1) Керчь
2) Ленинград
3) Севастополь
4) Новороссийск
16. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название армии, пропущенное в отрывке. «Советские войска освободили ряд портов Северной Кореи и Курильские острова. Красная Армия совместно с кораблями Военно-Морского флота нанесла сокрушительный удар японцам, разгромив мощную ________ армию, чем была оказана действенная помощь народам Китая и Кореи».
1) Пекинская
2) Квантунская
3) Курильская
4) Цусимская
17. Прочтите отрывок из воспоминаний
маршала A.M. Василевского и укажите, о подготовке к
какой наступательной операции идет речь.
«Советское комaндование оказалось перед
дилеммой: наступать или обороняться? Были
внимательнейшим образом проанализированы все
возможности, изучены все варианты действий.
Принять единственно правильное решение помог
коллективный разум, творческий труд опытных,
умудренных двумя годами войны военачальников и
штабов... Анализируя разведывательные данные о
подготовке врага к наступлению, фронты,
Генеральный штаб и Ставка постепенно склонялись
к идее перехода к преднамеренной обороне...»
1) Сталинградской
2) Московской
3) Берлинской
4) Курской
18. Прочтите отрывок из плана военного
комaндования и укажите название плана.
«Конечной целью операции является создание
защитительного барьера против азиатской России
на линии река Волга — Архангельск. Таким образом,
если необходимо, последний индустриальный район
русских в Уральских горах может быть уничтожен
воздушными силами ».
1) «Ост»
2) «Тайфун»
3) «Цитадель»
4) «Барбаросса»
19. Создателями новых видов оружия в годы Великой Отечественной войны были:
1) И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау, П. С. Капица
2) Д. Н. Медведев, С. А. Ковпак, П. П. Вершигора
3) И. С. Конев, И. X. Баграмян, В. И. Чуйков
4) С. В. Ильюшин, С. П. Королев, М. И. Кошкин
20. Одна из главных целей операции «Концерт», проведенной советскими партизанами
1) уничтожение высших чинов гитлеровской армии
2) обеспечение выступлений концертных бригад в партизанских отрядах
3) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог
4) формирование штрафных батальонов и рот
21. Достижение превосходства советской
военной техники в 1943 г. было обеспечено
A) максимальной интенсификацией труда и
жесточайшей трудовой дисциплиной
Б) проведением трудовой мобилизации в городе и на
селе, привлечением к работе на оборону страны
заключенных ГУЛАГа
B) снижением норм государственных поставок
сельскохозяйственной продукции
Г) освобождением части советской территории в
результате зимнего (1942 г.) наступления Красной
Армии
Д) открытием новых научных учреждений и
интенсивной работой конструкторских бюро
1) АВГ
2) БГД
3) АБД
4) БВД
22. Расположите события в хронологическом порядке
1) Нюрнбергский процесс
2) подписание Декларации странами – участницами антигитлеровской коалиции
3) Крымская конференция
4) Потсдамская конференция
5) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки
23. Укажите фамилии трех военачальников, которые комaндовали фронтами в годы Великой Отечественной войны.
1) М.В. Фрунзе
2) С.С.Каменев
3) М.Н.Тухачевский
4) А.М.Василевский
5) И.Д. Черняховский
6) И.С Конев
24. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде комбинации цифр.
СОБЫТИЯ А) Московская битва Б) Сталинградская битва В) Тегеранская конференция Г) Курская битва |
ДАТЫ 1) сентябрь 1941– февраль 1942г. 2) июль-август 1944г. 3) июль-август 1943г. 4) июль 1942-февраль 1943г. 5) февраль 1943г. |
25. Ниже приведен список аббревиатур. Все они, за исключением одной, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны. Найдите и запишите порядковый номер ответа, относящегося к другому историческому периоду.
1) ГКО
2) НКВД
3) СНК
4) РККА
5) СЭВ
6) СВГК
26. Напишите пропущенное название
политики, проводимой в годы войны.
«Государственная программа, по которой США
передавали своим союзникам во Второй Мировой
войне, в том числе и СССР, боеприпасы, технику,
продовольствие и стратегическое сырье,
называлась _______.»
27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие |
Дата |
Участник(-и) |
Сталинградская битва | (А) |
В. И. Чуйков |
Тегеранская конференция | (Б) |
(В) |
(Г) |
Январь — февраль 1945 г. | Г. К. Жуков |
Штурм Берлина | (Д) |
(Е) |
Пропущенные элементы:
- ноябрь—декабрь 1943 г.
- Висло-Одерская операция
- июль 1942 г. — 2 февраля 1943 г.
- апрель — май 1945 г.
- И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль
- июнь — август 1944 г.
- 9 августа — 2 сентября 1945 г
- И.С. Конев
- Ясско-Кишинёвская операция
28. Прочтите отрывок из директивы
гитлеровского комaндования.
«Основные силы русских сухопутных войск,
находящиеся в Западной России, должны быть
уничтожены в смелых операциях посредством
глубокого, быстрого выдвижения танковых
клиньев... Путём быстрого преследования должна
быть достигнута линия, с которой русские
военно-воздушные силы будут не в состояния
совершать налёты на имперскую территорию
Германии.
Конечной целью операции является создание
заградительного барьера против Азиатской России
по общей линии Волга — Архангельск. Таким
образом, в случае необходимости последний
индустриальный район, остающийся у русских на
Урале можно будет парализовать с помощью
авиации... В ходе этих операций русский
Балтийский флот быстро потеряет свои базы и
окажется, таким образом, не способным продолжать
борьбу. Эффективные действия русских
военно-воздушных сил должны быть предотвращены
нашими мощными ударами уже в самом начале
операции».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в
приведённом списке три верных суждения.
1) гитлеровский план был сорван благодаря действиям Красной Армии
2) в документе изложен план «Ост»
3) продвижение гитлеровских войск было остановлено в августе 1941 г.
4) благодаря ударам танковых клиньев гитлеровцам удалось захватить значительную территорию
5) все германские танки были уничтожены в первые дни войны
6) в документе изложен план «Барбаросса»
29. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1»
30. Какое слово (словосочетание) пропущено в предложении: «Военная операция советских войск, обозначенная на схеме, завершилась в тысяча девятьсот ______ году»? Ответ напишите словом (словами).
31. Напишите название военной операции советских войск, которая показана на схеме.
32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, считаются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) победа советских войск в этом сражении
положила начало коренному в ходе войны
2) окружённой группировке противника удалось
прорвать позиции советских войск и выйти из
окружения
3)в начале сражения, показанного на схеме,
советские войска перешли к преднамеренной
обороне
4) одновременно с изображенной на схеме битвой
произошла высадка англо-американских войск в
Нормaндии
5) следствием сражения, изображенного на схеме, в
Германии был объявлен траур
6) на завершающем этапе сражения, изображённого
на схеме, группировка противника капитулировала
33. Какие суждения о данном плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) плакат отражает события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
2) на карикатуре изображён документ, подписанный в 1939 г.
3) содержание карикатуры отражает оборонительный период Великой Отечественной войны
4) автором карикатуры, изображённой на плакате, является И.М. Тоидзе
5) изображение на плакате отражает наступательные операции советских войск и освобождение территории СССР от немецко-фашистских захватчиков
34. Укажите медаль, которая относится к тому же году Великой Отечественной войны, что и события, изображённые на плакате. В ответе запишите цифру, под которой она указана.
Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос
Левитана и шумно разнёсся над притихшей
площадью... Впервые за прошедшие полгода [диктор]
перечислял города, которые мы не оставили, а
взяли обратно... Левитан называл цифры
захваченных пленных, военных трофеев, сообщал
число километров, на которое немцев отогнали от
[столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье,
невыразимая радость заливала меня..., слезы
радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а
главным образом в том, что... выжила, не истощилась
в страшной многомecячной битве с врагом, нашла
силы при тридцатиградусном морозе в открытых
полях... разгромить... В этом была первая близкая,
робкая надежда на возможность победы...
бесконечная гордость за наших солдат, молодых
офицеров и генералов... В этот момент счастья
странным образом забылись поражения первых
месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере
великого праздника».
35. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминание.
36. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.
37. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.
38. Приведите не менее трех итогов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Укажите не менее трех операций завершающего этапа войны.
39. Существует следующая точка зрения на хаpaктер вторжения Германии на территорию СССР 22 июня 1941 г.: Нападение Германии на СССР в 1941 г. было вынужденным, война носила превентивный хаpaктер, так как советское руководство планировало нападение на Германию летом 1941г. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.
Литература:
1. Артасов И.А., Ю.Г.Гаврилина. Тематические
работы для 10-11 классов. ЕГЭ 2015., М., – МЦНМО. 2015
2. ФИПИ. Единый государственный экзамен-2014.
История. Типовые экзаменационные варианты, под
ред. А.Б.Безбородова, А.В.Игнатова., М.. –
Национальное образование, 2014
3. ФИПИ. Единый государственный экзамен-2015.
История. Типовые экзаменационные варианты, под
ред. А.Б.Безбородова., М.. – Национальное
образование, 2015
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
18 03 2024 13:43:32
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
17 03 2024 5:13:50
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
16 03 2024 12:58:48
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
15 03 2024 14:11:36
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
14 03 2024 4:42:30
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...
13 03 2024 5:29:39
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
12 03 2024 20:50:38
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
11 03 2024 18:58:25
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
10 03 2024 20:42:50
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
09 03 2024 11:14:49
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
08 03 2024 3:29:12
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
07 03 2024 13:34:35
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
06 03 2024 17:30:35
Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
05 03 2024 22:41:17
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
04 03 2024 20:41:33
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
03 03 2024 13:49:16
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
02 03 2024 14:33:31
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
01 03 2024 16:20:40
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
29 02 2024 1:23:13
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
28 02 2024 1:38:23
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...
27 02 2024 23:50:50
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
26 02 2024 2:42:10
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
25 02 2024 0:16:28
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
24 02 2024 23:53:56
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
23 02 2024 15:20:10
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
22 02 2024 1:19:57
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
21 02 2024 19:50:44
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
20 02 2024 1:15:45
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
19 02 2024 16:37:39
На уроке рассматривается ситуация, сложившаяся в конце XV века на Руси. Вместе с учащимися опледеляем, как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы? ...
18 02 2024 2:50:34
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
17 02 2024 17:40:31
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
16 02 2024 15:37:59
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
15 02 2024 11:24:26
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
14 02 2024 6:11:49
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
13 02 2024 19:54:10
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
12 02 2024 8:10:56
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
11 02 2024 3:40:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
10 02 2024 1:33:30
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
09 02 2024 18:41:50
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
08 02 2024 23:48:26
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
07 02 2024 11:23:37
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
06 02 2024 20:50:46
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...
05 02 2024 22:21:26
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
04 02 2024 9:16:28
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
03 02 2024 5:44:27
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
02 02 2024 5:33:42
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...
01 02 2024 9:55:34
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
31 01 2024 14:54:46
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
30 01 2024 23:16:57
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
29 01 2024 5:49:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::