Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- сформировать у учащихся представление о борьбе русского народа против западной агрессии в 13 веке;
- создать условия для воспитания у учащихся патриотизма на основе информации о мужестве и самоотверженности русских воинов.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: смогут назвать причины побед русского оружия в борьбе с западными завоевателями.
2. Метапредметные:
- Познавательные: научить находить информацию в различных источниках, формулировать свою точку зрения по проблеме.
- Регулятивные: продолжить формировать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты учебной деятельности.
- Коммуникативные: продолжить формирование способности сотрудничать с классом и учителем на уроке.
3. Личностные:
- сформулировать и высказать своё мнение о роли личности в истории, о необходимости проявлять смелость в конкретных ситуациях;
- утвердить ценностно-смысловую установку быть патриотом.
Словарь урока: Александр Ярославич (Невский), 15 июля 1240 г. – Невская битва; 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.
Ресурсы урока:
- учебник «История России с древнейших времён до кон. 16 века» 6 кл. (под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной);
- карта « Борьба Руси с иноземными завоеваниями в 13 веке»;
- мультимедийное оборудование
- презентация (Приложение 2).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент (1 мин.) |
Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Надеюсь на эффективное сотрудничество. Видно, что у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку. |
|
2 этап. Проверка домашнего задания (5-6 мин). |
Учитель раздаёт опросный лист с текстом на каждую парту. Задание классу: прочитать текст, найти ошибки и справить их. «После cмepти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена.Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы» 2. Демонстрирует слайд №2 и озвучивает задания |
Работают в парах, озвучивают ошибки, дают верные ответы. Выполняют задание, обмениваются тетрадями, сверяют с правильным ответом по слайду презентации. |
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4 мин.) |
Проблемные вопросы. – В пер. пол. 13 века русские земли подверглись нашествию монголов. Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? (записывает варианты на доске) – Представим Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника устремились на него. Один с Востока на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком – кто это? – Другой – в железных латах и с пикой в руках. Обратитесь к легенде карты в учебнике на стр. и выясните, кто ещё в 13 веке совершал завоевательные походы на Русь? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? |
Называют причины.
Дают ответ. Анализируют данные карты, дают ответ. |
Общий вывод. На уроке пойдёт речь о борьбе Руси с немецкими рыцарями и шведскими феодалами, при этом будет уделено особое внимание полководческому таланту Александра Невского. |
||
Тема урока – запись на доске «Борьба Руси с западными завоевателями» Проблема (запись на доске) : «Почему Русь в схватке с монголо-татарами потерпела поражение, но смогла дать отпор завоевателям с Запада?» |
Делают записи в тетради, участвуют в формулировании проблемы. |
|
4 этап. Целеполагание и планирование. (2-3 мин.) |
Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? План урока (на доске):
В результате урока вы сможете:
|
Отвечают на вопрос, участвуют в планировании деятельности. |
Как вы думаете, в каких источниках можно найти информацию, чтобы ответить на поставленные вопросы? |
Высказывают версии ( учебник, документы, фильмы). |
|
5 этап. Актуализация знаний (2 мин). |
Задаёт вопросы для актуализации знаний: – Кого называют героями? – Приведите примеры героических поступков. |
Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
6 этап ( 20 мин). |
«Открытие» нового знания (изучение новой темы) |
|
Вопрос 1. Причины вторжения немецких рыцарей и шведских феодалов. |
1. Организует работу с текстом учебника по группам. Делит класс на четыре группы (приём времена – года ученики наугад берут картинки с изображением природы в разное время года). Задание: С пунктом 1 параграфа 13 работают 1 и 2 группы, со 2-м пунктом 3 и 4. Участникам 1 и 3 групп необходимо по тексту сформулировать не менее 3-х вопросов. 2. Организует работу с дополнительной информацией (предоставляет слово ученику для сообщения) Демонстрирует слайд №3 Задание: внимательно выслушайте сообщение и выясните, какие черты хаpaктера позволили Александру в 16 лет стать новгородским князем? |
Знакомятся с информацией, формулируют вопросы. Задают вопросы ученикам из 2 и 4 групп, дополняют ответы.
– сообщение учащегося об Александре Ярославиче (2 мин). – высказывают своё мнение. |
Вопрос 2. Невская битва. |
1. Предоставляет информацию. В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Получив известие о нашествии монголов на северо-восточные земли, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. 2. Демонстрируетслайд №4, рассказывает о сражении, обращаясь к схеме. – Задание: познакомьтесь с документом на с. 112 учебника и назовите имена героев битвы. |
Записывают в тетрадь дату сражения, читают отрывок, называют имена, объясняют, почему Александр Ярославич получил прозвище Невский. |
Вопрос 3. Ледовое побоище. |
1. Демонстрирует слайд № 6, поясняет действия немецких рыцарей и просит определить их цели 2. Демонстрирует слайд №7, озвучивает задание, обучает приёмам аргументированного высказывания своей точки зрения. 3. Демонстрирует слайд №8 и предлагает высказать мнение: чем руководствовался Александр Невский, выбирая место сражения? 4. Демонстрирует слайд №9, просит прослушать стихотворение и сказать, что нового оно поведало о битве? Отметить, какие слова были непонятны? 5. Демонстрирует слайд №10 (отрывок из фильма Эйзенштейна « Александр Невский»); задание: назовите чувства, которые вы испытали при просмотре фрагмента. 6. Задаёт вопрос: как вы думаете, почему русские воины одержали победы на берегу Невы и льду Чудского озера? 7. Демонстрирует слайд №11 Организует работу с рабочим листом (приложение 1), объясняет правила выполнения задания. Демонстрирует слайд №12 |
Определяют захватнические цели крестоносцев, называют дату, записывают её в тетрадь, высказывают своё мнение. Подготовленный ученик читает с выражением отрывок; -выполняют предложенные задания. Делятся впечатлениями. Называют причины (храбрость воинов, полководческое искусство Александра Невского). Работают в парах, результат проверяют по слайду, комментируют выполнение задания. |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (2-3 мин.) |
Проблемная ситуация В 16 веке Александр Невский был причислен церковью к лику святых. По приказу Петра 1 в 18 веке прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт- Петербурге в Александро-Невской лавре. В 1942г. Во время Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Демонстрация слайда №13 как вы думаете, кого награждали этим орденом? |
Высказывают свои предположения. |
8 этап. Рефлексия и оценивание (3-4мин). |
1. Задаёт вопросы: – Какую проблему мы ставили в начале урока? – Удалось ли её решить в ходе урока? 2. Организует рефлексию (упражнение «Плюс – минус – интересно») Предлагает ученикам заполнить таблицу из трёх граф (демонстрируется на доске). В графу «П»- «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке. В графу «М»-«минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 3. Выставляет и комментирует оценки. |
Сравнивают цель урока и полученные результаты – делают выводы
Заполняют таблицу, анализируют содержание урока с точки зрения ценности для себя.
Оценивают свою работу на уроке. |
9 этап. Домашнее задание (2 мин). |
Инвариантная часть: п.13, вопросы 1-5. Вариативная часть:
|
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
16 08 2022 2:28:44
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
15 08 2022 7:28:56
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися.
Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной.
...
14 08 2022 21:57:16
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
13 08 2022 0:53:45

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
12 08 2022 13:47:30
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
11 08 2022 9:51:58
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
10 08 2022 6:49:41
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
09 08 2022 16:14:19
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
08 08 2022 1:43:56
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
07 08 2022 21:14:43
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
06 08 2022 18:20:43

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
05 08 2022 10:31:39
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
04 08 2022 4:26:48
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
03 08 2022 12:59:38
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
02 08 2022 16:41:13
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
01 08 2022 0:41:51
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
31 07 2022 21:17:49

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
30 07 2022 21:55:51
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
29 07 2022 8:43:15

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
28 07 2022 7:45:55
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
27 07 2022 14:43:29
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
26 07 2022 3:44:25
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
25 07 2022 22:18:48
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
24 07 2022 6:38:13
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
23 07 2022 11:26:28
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
22 07 2022 16:48:38
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
21 07 2022 17:19:34
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
20 07 2022 18:13:38
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой.
...
19 07 2022 2:44:53
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
18 07 2022 20:25:30
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
17 07 2022 8:38:28
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
16 07 2022 7:25:13
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
15 07 2022 9:16:18
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
14 07 2022 4:44:14
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
13 07 2022 0:37:21
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
12 07 2022 17:53:58
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных
технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм
работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
11 07 2022 19:39:46
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
10 07 2022 15:12:35
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
09 07 2022 2:47:41
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
08 07 2022 5:32:25
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
07 07 2022 4:22:29
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
06 07 2022 22:39:31
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
05 07 2022 17:45:22
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
04 07 2022 16:19:55
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
03 07 2022 7:13:22
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
02 07 2022 11:39:20
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
01 07 2022 14:23:24
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
30 06 2022 19:18:19
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
29 06 2022 12:28:11
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
28 06 2022 12:32:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::