Урок истории «Россия при Павле I» > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории «Россия при Павле I»


    Урок истории «Россия при Павле I»


Методическое обоснование темы урока:

  • данный урок относится к ступени основного общего образования по истории;
  • раздел «история России»;
  • курс «История России. Конец XVI-XVIII век»;
  • 7 класс;
  • шестой урок по теме « Россия  в 1762 – 1801 годах».

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление об эпохе правления Павла I; о личности императора; раскрыть содержание внутренней и внешней политики России в период правления Павла I; подвести обучающихся к пониманию причин заговора против императора;
  • Развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками исторической информации; проводить информационно – смысловой анализ текста; выделять хаpaктерные причинно – следственные связи; овладевать монологической и диалогической речью, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы;
  • Воспитательная – формировать умение давать нравственную оценку деятельности исторического персонажа; на великом подвиге русского войска под комaндованием А.В.Суворова в Итальянском и Швейцарском походах; победах Черноморского флота под комaндованием Ф.Ф.Ушакова воспитывать у обучающихся патриотические чувства и любовь к Отечеству.

Ожидаемый  результат:

На данном уроке обучающиеся усовершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки;  аналитические способности. Обучающиеся придут к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, задумаются над вопросом сосуществования нравственности и власти.

Методы и приемы обучения:

  • решение проблемной задачи;
  • эвристическая беседа;
  • многоперспективный подход к изучению истории;
  • диалог;
  • хаpaктеристика;
  • анализ, обобщение, сравнение.

Виды познавательной деятельности учеников:

  • работа с печатными источниками;
  • составление таблиц;
  • анализ исторического документа;
  • работа с исторической картой;
  • работа с репродукцией картины как историческим источником;
  • составление рассказа, описания события;
  • составление хаpaктеристики исторического деятеля;
  • решение проблемной задачи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России.   Конец XVI-XVIII век. 7 класс», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.), карты «Россия в 1760 – 1800 г.г.», «Итальянский и швейцарский походы Суворова в 1799г.», портреты Павла I, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова; репродукция картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы», карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План изучения новой темы:

  1. Павел I: самодур или реформатор?
  2. Внутренняя политика Павла I («царь-избавитель» или крепостник?)
  3. Внешняя политика Павла I (в чьих интересах проводилась?)
  4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 года (кто выиграл?)

Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

6 ноября 1796 года умерла Екатерина II. Закончилась целая эпоха в истории государства Российского, которая получила название «золотой век дворянства».

Вопрос классу: почему время правления Екатерины II получило такое название?

На престол вступил ее сын Павел I, пожалуй, самый загадочный русский император, о котором сохранились самые противоречивые суждения.

В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались такие стороны его правления, как мелочная до абсурда регламентация быта подданных и репрессии против дворян за самые незначительные оплошности. За ним закрепилась репутация самоДypa, тирана и деспота. В оде «Вольность» Пушкин называет его «увенчанным злодеем».

С другой стороны, предпринимались попытки (особенно во второй половине XX века) подчеркнуть его рыцарственность и обострённое чувство справедливости («романтик на троне», «Русский Гамлет»).  Есть сведения, что накануне Февральской революции православная церковь готовила материалы для канонизации Павла.

Так кто же он: самодур или реформатор? Какое значение имело правление Павла I для России?
На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Далее заслушивается сообщение ученика о  Павле I (детские и юношеские годы; взаимоотношения с матерью; жизнь в Гатчине; факторы, повлиявшие на формирование хаpaктера Павла; его воспитание и юношеские устремления).

Учитель. Итак, Павел I вступил на престол зрелым человеком, имеющим свои представления о государственном правлении. Сегодня на уроке нам предстоит проанализировать деятельность этого императора. Для этого класс разделится на группы, каждая группа получает свое задание.

Задание первой группе.  Проанализируйте документ (газета «История» №17” 2006 г., рубрика «Анфас и профиль», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?»).

Манифест 5 апреля 1797 года.

«Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий, в десятисловии нам преподанный, назначает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры Христианской прославленный, и в который Мы удостоились воспринять священное миропомазание и царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим перед Творцом и всех благ Подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских изделиев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Вопросы к документу.

  • Как называется документ и к какому виду источников он относится?
  • Кто автор документа?
  • Определите время появления документа.
  • С какими событиями связано появление данного документа?
  • Как регламентирует Манифест использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков?
  • Чем объясняет Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к  работам в выходные дни?
  • Как данное объяснение хаpaктеризует Павла I?
  • Как вы думаете, что побудило Павла I издать данный Манифест?
  • Как был воспринят данный Манифест  различными слоями российского общества (дворянством, крестьянством)?
  • Предположите, имел ли он пpaктическое значение?
  • Можно ли утверждать, что Манифест стал началом ограничения крепостного права в Российской империи?
  • Что нового помог вам этот документ узнать о внутренней политике Павла I?

Задание второй группе. Проблема. Еще со времен Пугачева жила в народе странная вера в Павла как в царя – избавителя. На самом ли деле Павел сочувственно относился к крестьянам? И если это так, то почему к январю 1797 года страна оказалась охвачена массовыми крестьянскими волнениями?
Проанализируйте политику Павла I в отношении крестьянства. Используйте материал параграфа 29 учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.). Выпишите в таблицу меры, принятые в отношении крестьянства: в левую колонку таблицы положительные, в правую – отрицательные.

Ответьте на вопросы.

  1. Перечислите меры, улучшающие положение крестьян.
  2. Перечислите меры, ухудшающие  положение крестьян.
  3. Какими методами были подавлены крестьянские волнения?
  4. Какой вывод можно сделать о целях внутренней политики Павла I?
  5. Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
  6. На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении крестьянства? Ответ аргументируйте.

Задание третьей группе. Проблема.  Павел I стремился укрепить авторитет самодержавной власти. Он был убежден, что лишь от Бога полученная власть монарха является единственной гарантией прав и привилегий дворянства. Почему же он снискал ненависть со стороны дворян?

Проанализируйте политику Павла I в отношении дворянства. Используйте материал параграфа 29 учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.).

Ответьте на вопросы.

  1. Перечислите меры Павла I, которые можно охаpaктеризовать как «Разжалованную грамоту дворянству».
  2. Можно ли расценивать эти меры как подрыв положения дворянства?
  3. В интересах какой категории населения проводилась внутренняя политика Павла I?
  4. Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
  5. На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении дворянства? Ответ аргументируйте.

Задание четвертой группе. Проследите, как менялась внешняя политика России в конце XVIII века. Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла I?
Прочтите документ «План франко – русского похода на Индию, предложенный Павлу Наполеоном (1800 год)» (учебник, стр. 213).

Ответьте на вопросы.

1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?
2. Кто автор документа?
3. Определите время появления документа.
4. С какими событиями связано появление данного документа?
5. О чем говорится в документе?
6. Проследите по карте путь соединенной армии.
7. Какова цель предложенного Наполеоном похода?
8. Чьим интересам в большей степени отвечали планы совместного франко – русского похода на Индию и почему?
9. Можем ли мы на основании данного документа дать хаpaктеристику Наполеону? А Павлу I?
10. Что нового помог вам этот документ узнать о внешней политике России в конце XVIII века и об отношениях России и Франции в этот период?

Задание пятой группе. Подготовьте сообщения о военных действиях России в Италии, Швейцарии, на Средиземном море. Для этого используйте карты, текст учебника, репродукцию картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Ответьте на вопросы.

  1. Покажите на карте территории, захваченные французами к 1798 г.
  2. Проследите по карте маршрут Средиземноморского похода Ф.Ф.Ушакова.
  3. В чем проявился полководческий талант Ф.Ф.Ушакова в сражении при Корфу?
  4. Почему в Греции был поставлен памятник русскому флотоводцу?

Заслушивается сообщение учащегося о  Средиземноморском походе Ф.Ф.Ушакова.

Вопросы по карте.

  1. Проследите по карте маршрут Итальянского и Швейцарского походов  А.В.Суворова.
  2. Найдите места сражений русской армии с французской.
  3. Какие крепости были взяты русскими войсками?
  4. С какими французскими полководцами пришлось сражаться Суворову?
  5. Подсчитайте, сколько времени понадобилось армии под комaндованием А.В.Суворова для того, чтобы освободить Северную Италию от французских войск?

Вопросы по картине.

  1. Кто автор картины и когда она была создана?
  2. Сколько лет прошло со времени Швейцарского похода Суворова до создания данной картины?
  3. Каково место действия изображенного на картине?
  4. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица?
  5. Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
  6. Как передано Суриковым стремительное движение русских солдат вниз?
  7. Какими художественными средствами передана cмepтельная опасность перехода через Альпы?
  8. Как изображен Суворов? Определите выражение его лица. Можем ли мы на основании данного изображения дать хаpaктеристику великому полководцу? Можем ли мы судить о его отношении к солдатам?
  9. Как солдаты относятся к своему полководцу?
  10. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории Швейцарского похода Суворова?
  11. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны XVIII века? Почему вы так думаете?
  12. Что дала вам эта картина для понимания данного исторического события?

Заслушивается сообщение учащегося об Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.

Задание: назовите общее в военном искусстве А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова. Какое значение имели победы русской армии  и флота?

Рассказ учителя о дворцовом перевороте 11 марта 1801 года.

Обсуждение вопроса: кто выиграл от cмepти Павла I?

III. Подведение итогов урока. Даются ответы на вопросы, поставленные в начале урока:

Павел I: самодур или реформатор? Какое значение имело правление Павла I для России?

Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как работали группы?

Выставление отметок.

IV. Домашнее задание:подготовиться к дебатам по теме «Павел I – реформатор, продолжатель дела Петра I».
Класс делится на две комaнды. Одна комaнда должна подобрать аргументы в защиту приведенного тезиса, другая – в опровержение данного тезиса.
Дебаты будут проведены на следующем уроке. Для подготовки рекомендуется использовать материал учебника и дополнительную литературу.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"


    Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

      Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

17 10 2021 2:33:52

Игра-путешествие "В гостях у Клио"


    Игра-путешествие "В гостях у Клио"

      Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....

16 10 2021 23:20:55

Февральская революция 1917г. (11-й класс)


    Февральская революция 1917г. (11-й класс)

      Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...

15 10 2021 11:50:26

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

14 10 2021 16:11:38

Реформы П.А. Столыпина


    Реформы П.А. Столыпина

      Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....

13 10 2021 8:45:16

Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"


    Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"

      Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...

12 10 2021 1:15:12

Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"


    Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"

      Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....

11 10 2021 16:35:18

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

10 10 2021 2:41:23

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"


    Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

      В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

09 10 2021 10:29:56

План урока "Древнейшие люди"


    План урока "Древнейшие люди"

      Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....

08 10 2021 16:10:21

Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"


    Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"

      Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....

07 10 2021 18:45:36

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....

06 10 2021 21:59:11

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

05 10 2021 13:33:58

Компетентностный подход и формирование хронологических знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к ЕНТ


    Компетентностный подход и формирование хронологических знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к ЕНТ

      При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....

04 10 2021 9:27:25

Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"


    Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"

      В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....

03 10 2021 22:11:14

Урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс


    Урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

      Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....

02 10 2021 2:42:58

Опыт освоения элективных курсов по истории в рамках гуманитарного направления профильного обучения


    Опыт освоения элективных курсов по истории в рамках гуманитарного направления профильного обучения

      Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....

01 10 2021 16:58:23

Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира


    Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира

      Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...

30 09 2021 19:48:43

Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс


    Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс

      Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....

29 09 2021 13:25:44

Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)


    Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....

28 09 2021 2:23:47

Урок истории в 6-м классе "Что англичане считают началом своих свобод"


    Урок истории в 6-м классе "Что англичане считают началом своих свобод"

      Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....

27 09 2021 21:32:47

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"


    Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

      Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

26 09 2021 19:23:33

Использование игровых методик на уроках истории


    Использование игровых методик на уроках истории

      Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...

25 09 2021 12:58:17

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР


    Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

      Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....

24 09 2021 3:52:57

Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"


    Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"

      Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....

23 09 2021 7:14:25

Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.


    Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.

      Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....

22 09 2021 5:31:18

Песня "В солдатской шинели"


    Песня "В солдатской шинели"

      Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....

21 09 2021 10:46:30

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 09 2021 19:17:46

Куликовская битва


    Куликовская битва

      Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....

19 09 2021 21:31:45

Интегрированный урок (физика + история) по теме "Тепловые двигатели" (8-й класс)


    Интегрированный урок (физика + история) по теме "Тепловые двигатели" (8-й класс)

      На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей? ...

18 09 2021 9:19:52

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"


    Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

      Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

17 09 2021 16:34:46

Аукцион выпускников


    Аукцион выпускников

      Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....

16 09 2021 15:24:38

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"


    Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"

      Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....

15 09 2021 5:31:35

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

14 09 2021 6:13:25

"…Откуда взялась мода на Британию?"


    "…Откуда взялась мода на Британию?"

      На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...

13 09 2021 19:32:10

Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"


    Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"

      Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

12 09 2021 4:34:24

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания


    Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

      Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

11 09 2021 5:32:17

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

10 09 2021 8:52:19

Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"


    Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"

      Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...

09 09 2021 7:37:36

Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"


    Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

      Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...

08 09 2021 9:25:17

Контрольная работа по курсу "История изобразительного искусства"

Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....

07 09 2021 1:55:31

Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"


    Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"

      Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....

06 09 2021 20:24:15

Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг. (9-й класс)


    Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг. (9-й класс)

      На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....

05 09 2021 6:24:21

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе


    "Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

      Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

04 09 2021 13:27:50

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX–XX вв.


    Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX–XX вв.

      Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....

03 09 2021 14:21:35

Урок по теме "Олимпийские игры в Древней Греции", 5-й класс


    Урок по теме "Олимпийские игры в Древней Греции", 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...

02 09 2021 6:43:27

Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"


    Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

      В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....

01 09 2021 23:43:44

Итоговый урок-конференция по обществознанию "Взгляд в будущее"


    Итоговый урок-конференция по обществознанию "Взгляд в будущее"

      Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....

31 08 2021 2:26:13

Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"


    Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

      Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....

30 08 2021 8:16:54

Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе


    Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе

      Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....

29 08 2021 12:21:42

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::