Урок истории «Россия при Павле I»
Методическое обоснование темы урока:
- данный урок относится к ступени основного общего образования по истории;
- раздел «история России»;
- курс «История России. Конец XVI-XVIII век»;
- 7 класс;
- шестой урок по теме « Россия в 1762 – 1801 годах».
Цели урока:
- Образовательная – сформировать представление об эпохе правления Павла I; о личности императора; раскрыть содержание внутренней и внешней политики России в период правления Павла I; подвести обучающихся к пониманию причин заговора против императора;
- Развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками исторической информации; проводить информационно – смысловой анализ текста; выделять хаpaктерные причинно – следственные связи; овладевать монологической и диалогической речью, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы;
- Воспитательная – формировать умение давать нравственную оценку деятельности исторического персонажа; на великом подвиге русского войска под комaндованием А.В.Суворова в Итальянском и Швейцарском походах; победах Черноморского флота под комaндованием Ф.Ф.Ушакова воспитывать у обучающихся патриотические чувства и любовь к Отечеству.
Ожидаемый результат:
На данном уроке обучающиеся усовершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности. Обучающиеся придут к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, задумаются над вопросом сосуществования нравственности и власти.
Методы и приемы обучения:
- решение проблемной задачи;
- эвристическая беседа;
- многоперспективный подход к изучению истории;
- диалог;
- хаpaктеристика;
- анализ, обобщение, сравнение.
Виды познавательной деятельности учеников:
- работа с печатными источниками;
- составление таблиц;
- анализ исторического документа;
- работа с исторической картой;
- работа с репродукцией картины как историческим источником;
- составление рассказа, описания события;
- составление хаpaктеристики исторического деятеля;
- решение проблемной задачи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.), карты «Россия в 1760 – 1800 г.г.», «Итальянский и швейцарский походы Суворова в 1799г.», портреты Павла I, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова; репродукция картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы», карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План изучения новой темы:
- Павел I: самодур или реформатор?
- Внутренняя политика Павла I («царь-избавитель» или крепостник?)
- Внешняя политика Павла I (в чьих интересах проводилась?)
- Дворцовый переворот 11 марта 1801 года (кто выиграл?)
Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
6 ноября 1796 года умерла Екатерина II. Закончилась целая эпоха в истории государства Российского, которая получила название «золотой век дворянства».
Вопрос классу: почему время правления Екатерины II получило такое название?
На престол вступил ее сын Павел I, пожалуй, самый загадочный русский император, о котором сохранились самые противоречивые суждения.
В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались такие стороны его правления, как мелочная до абсурда регламентация быта подданных и репрессии против дворян за самые незначительные оплошности. За ним закрепилась репутация самоДypa, тирана и деспота. В оде «Вольность» Пушкин называет его «увенчанным злодеем».
С другой стороны, предпринимались попытки (особенно во второй половине XX века) подчеркнуть его рыцарственность и обострённое чувство справедливости («романтик на троне», «Русский Гамлет»). Есть сведения, что накануне Февральской революции православная церковь готовила материалы для канонизации Павла.
Так кто же он: самодур или реформатор? Какое
значение имело правление Павла I для России?
На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на
уроке.
Далее заслушивается сообщение ученика о Павле I (детские и юношеские годы; взаимоотношения с матерью; жизнь в Гатчине; факторы, повлиявшие на формирование хаpaктера Павла; его воспитание и юношеские устремления).
Учитель. Итак, Павел I вступил на престол зрелым человеком, имеющим свои представления о государственном правлении. Сегодня на уроке нам предстоит проанализировать деятельность этого императора. Для этого класс разделится на группы, каждая группа получает свое задание.
Задание первой группе. Проанализируйте документ (газета «История» №17” 2006 г., рубрика «Анфас и профиль», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?»).
Манифест 5 апреля 1797 года.
«Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий, в десятисловии нам преподанный, назначает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры Христианской прославленный, и в который Мы удостоились воспринять священное миропомазание и царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим перед Творцом и всех благ Подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских изделиев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».
Вопросы к документу.
- Как называется документ и к какому виду источников он относится?
- Кто автор документа?
- Определите время появления документа.
- С какими событиями связано появление данного документа?
- Как регламентирует Манифест использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков?
- Чем объясняет Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?
- Как данное объяснение хаpaктеризует Павла I?
- Как вы думаете, что побудило Павла I издать данный Манифест?
- Как был воспринят данный Манифест различными слоями российского общества (дворянством, крестьянством)?
- Предположите, имел ли он пpaктическое значение?
- Можно ли утверждать, что Манифест стал началом ограничения крепостного права в Российской империи?
- Что нового помог вам этот документ узнать о внутренней политике Павла I?
Задание второй группе. Проблема. Еще
со времен Пугачева жила в народе странная вера в
Павла как в царя – избавителя. На самом ли деле
Павел сочувственно относился к крестьянам? И
если это так, то почему к январю 1797 года страна
оказалась охвачена массовыми крестьянскими
волнениями?
Проанализируйте политику Павла I в отношении
крестьянства. Используйте материал параграфа 29
учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История
России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи
И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета
«История, №17” 2006 г.). Выпишите в таблицу меры,
принятые в отношении крестьянства: в левую
колонку таблицы положительные, в правую –
отрицательные.
Ответьте на вопросы.
- Перечислите меры, улучшающие положение крестьян.
- Перечислите меры, ухудшающие положение крестьян.
- Какими методами были подавлены крестьянские волнения?
- Какой вывод можно сделать о целях внутренней политики Павла I?
- Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
- На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении крестьянства? Ответ аргументируйте.
Задание третьей группе. Проблема. Павел I стремился укрепить авторитет самодержавной власти. Он был убежден, что лишь от Бога полученная власть монарха является единственной гарантией прав и привилегий дворянства. Почему же он снискал ненависть со стороны дворян?
Проанализируйте политику Павла I в отношении дворянства. Используйте материал параграфа 29 учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.).
Ответьте на вопросы.
- Перечислите меры Павла I, которые можно охаpaктеризовать как «Разжалованную грамоту дворянству».
- Можно ли расценивать эти меры как подрыв положения дворянства?
- В интересах какой категории населения проводилась внутренняя политика Павла I?
- Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
- На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении дворянства? Ответ аргументируйте.
Задание четвертой группе. Проследите,
как менялась внешняя политика России в конце XVIII
века. Чем можно объяснить непоследовательность
внешнеполитического курса Павла I?
Прочтите документ «План франко – русского
похода на Индию, предложенный Павлу Наполеоном
(1800 год)» (учебник, стр. 213).
Ответьте на вопросы.
1. Как называется документ и к какому виду
источников он относится?
2. Кто автор документа?
3. Определите время появления документа.
4. С какими событиями связано появление данного
документа?
5. О чем говорится в документе?
6. Проследите по карте путь соединенной армии.
7. Какова цель предложенного Наполеоном похода?
8. Чьим интересам в большей степени отвечали
планы совместного франко – русского похода на
Индию и почему?
9. Можем ли мы на основании данного документа дать
хаpaктеристику Наполеону? А Павлу I?
10. Что нового помог вам этот документ узнать о
внешней политике России в конце XVIII века и об
отношениях России и Франции в этот период?
Задание пятой группе. Подготовьте сообщения о военных действиях России в Италии, Швейцарии, на Средиземном море. Для этого используйте карты, текст учебника, репродукцию картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Ответьте на вопросы.
- Покажите на карте территории, захваченные французами к 1798 г.
- Проследите по карте маршрут Средиземноморского похода Ф.Ф.Ушакова.
- В чем проявился полководческий талант Ф.Ф.Ушакова в сражении при Корфу?
- Почему в Греции был поставлен памятник русскому флотоводцу?
Заслушивается сообщение учащегося о Средиземноморском походе Ф.Ф.Ушакова.
Вопросы по карте.
- Проследите по карте маршрут Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова.
- Найдите места сражений русской армии с французской.
- Какие крепости были взяты русскими войсками?
- С какими французскими полководцами пришлось сражаться Суворову?
- Подсчитайте, сколько времени понадобилось армии под комaндованием А.В.Суворова для того, чтобы освободить Северную Италию от французских войск?
Вопросы по картине.
- Кто автор картины и когда она была создана?
- Сколько лет прошло со времени Швейцарского похода Суворова до создания данной картины?
- Каково место действия изображенного на картине?
- Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица?
- Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
- Как передано Суриковым стремительное движение русских солдат вниз?
- Какими художественными средствами передана cмepтельная опасность перехода через Альпы?
- Как изображен Суворов? Определите выражение его лица. Можем ли мы на основании данного изображения дать хаpaктеристику великому полководцу? Можем ли мы судить о его отношении к солдатам?
- Как солдаты относятся к своему полководцу?
- Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории Швейцарского похода Суворова?
- Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны XVIII века? Почему вы так думаете?
- Что дала вам эта картина для понимания данного исторического события?
Заслушивается сообщение учащегося об Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.
Задание: назовите общее в военном искусстве А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова. Какое значение имели победы русской армии и флота?
Рассказ учителя о дворцовом перевороте 11 марта 1801 года.
Обсуждение вопроса: кто выиграл от cмepти Павла I?
III. Подведение итогов урока. Даются ответы на вопросы, поставленные в начале урока:
Павел I: самодур или реформатор? Какое значение имело правление Павла I для России?
Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как работали группы?
Выставление отметок.
IV. Домашнее задание:подготовиться к
дебатам по теме «Павел I – реформатор,
продолжатель дела Петра I».
Класс делится на две комaнды. Одна комaнда должна
подобрать аргументы в защиту приведенного
тезиса, другая – в опровержение данного тезиса.
Дебаты будут проведены на следующем уроке. Для
подготовки рекомендуется использовать материал
учебника и дополнительную литературу.
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
28 03 2024 19:36:32
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
27 03 2024 23:33:48
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
26 03 2024 5:47:31
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
25 03 2024 21:24:56
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
24 03 2024 0:44:11
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
23 03 2024 14:23:57
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
22 03 2024 18:10:32
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
21 03 2024 9:28:31
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
20 03 2024 14:24:42
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
19 03 2024 8:28:19
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
18 03 2024 13:51:16
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
17 03 2024 1:31:28
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
16 03 2024 8:56:45
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
15 03 2024 6:39:59
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
14 03 2024 9:42:26
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
13 03 2024 17:42:22
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
12 03 2024 21:42:48
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
11 03 2024 1:41:22
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...
10 03 2024 15:17:14
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
09 03 2024 17:11:28
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
08 03 2024 22:26:40
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...
07 03 2024 23:24:51
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
06 03 2024 4:26:40
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
05 03 2024 2:17:15
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
04 03 2024 17:54:59
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
03 03 2024 18:35:14
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
02 03 2024 22:39:10
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...
01 03 2024 17:49:54
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...
29 02 2024 22:24:41
Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей. ...
28 02 2024 18:54:52
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
27 02 2024 17:36:32
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
26 02 2024 8:34:24
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
25 02 2024 14:48:24
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...
24 02 2024 16:18:54
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
23 02 2024 17:15:51
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
22 02 2024 11:54:42
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
21 02 2024 18:14:21
В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
20 02 2024 15:18:23
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
19 02 2024 8:59:13
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
18 02 2024 16:29:24
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
17 02 2024 22:34:51
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
16 02 2024 10:34:23
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
15 02 2024 12:37:53
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
14 02 2024 10:52:42
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
13 02 2024 10:31:37
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
12 02 2024 12:32:29
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
11 02 2024 7:41:11
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
10 02 2024 5:40:15
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
09 02 2024 6:46:10
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
08 02 2024 7:29:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::