Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси
Стоя между Востоком и Западом, Россия
должна совмещать Историю всего земного шара.
П.Я.Чаадаев
Тип урока: нового материала.
Форма: урок-пpaктикум.
Цель: формирование общенациональных и общечеловеческих ценностных ориентиров и убеждений учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для дальнейшего
развития ценностно-смысловой,
коммуникативной, общекультурной компетенции
учащихся через их знакомство с историей и
особенностями становления и развития российской
государственности и культуры, а также
факторами, повлиявшими на формирование
российской цивилизации и ее место в
мировом историческом процессе.
2. Способствовать формированию регулятивных,
познавательных и коммуникативных УУД:
определять и формулировать цель деятельности,
давать определение ключевым понятиям темы,;
владеть приемами осмысленного чтения,
высказывать свою точку зрения; преобразовывать
информацию в слайдовые презентации, в таблицу,
предъявлять презентационные навыки, владеть
письменной и устной речью, на основе
представления о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности, эффективно
работать в паре.
3. Воспитывать чувство уважения и гордости за
свою Родину, российский народ, чувство
сопричастности к отечественной культуре и
истории, осознание своей этнической и
национальной принадлежности.
Методические методы и приемы: частично-поисковый, метод «Корзина идей», метод самостоятельной работы учащихся – работа с текстами различного содержания, словесный – эвристическая беседа, прием использования межпредметных связей.
Видыучебной деятельности учащихся: использование мультимедийных образовательных ресурсов (презентации уч-ся), элементы интегрирования предметов (литература, МХК), индивидуальные выступления учащихся, участие в обсуждении, индивидуальная самостоятельная работа и работа в парах.
Межпредметные связи: МХК, обществознание.
Время: 2 часа
Материально-техническое обеспечение урока:
- Рабочие листы с текстами.
- Н.П. Строков. Серия таблиц «Цивилизационные альтернативы в истории России» – М.:«СПЕКТР».
- Атласы по истории России.
- Презентация.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Примечание. Данный бинарный урок уместно провести после предварительной подготовительной работы:
- Отбор необходимой информации (исторические источники, литературно-художественные тексты, иллюстративный материал, Интернет-ресурсы и пр.).
- Работа с информационным листом
- Составление небольших презентаций : «Восточные славяне в догосударственный период», «Архитектура и живопись», «Литература и письменность», «Двоеверие на Руси».
Информационный лист для учащихся:
1. Повторить материал:
- Учебник истории В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков §1, 2, 3-5.
- Учебник истории А.Н. Сахаров, В.И. Буганов §5-8, 9-11, 13, 17, 18.
- Курс лекций по обществознанию. Лекция «Многовариантность общественного развития».
2. Повторить понятия:
- Цивилизация
- Теории цивилизаций
- Цивилизационный подход к изучению истории
- цивилизационный выбор
- этнос
- этногенез
- космополитизм
- двоеверие
- колонизация
- Язычество
3. Повторить даты: 862, 988, 1054,1240, 1242, 1238-1380.
4. Повторить имена: О. Шпенглер («Закат Европы»),
Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), А. Тойнби («Постижение
истории»), Л. Морган («Древнее
общество»), Д.Белл и Э. Тоффлер.
Конструктор урока:
I. Вводная часть урока:
1. Актуализация знаний – вводная
беседа.
2. Организационная часть:
- Формулирование цели и задач урока
- составление глоссария урока
II. Основная часть:
самостоятельная индивидуальная работа, работа в
парах, фронтальная работа
III. Заключительный этап. Подведение
итогов обсуждения, оценивание, домашнее задание.
Ход:
I. Вступительное слово учителя
– Обратите внимание на тему нашего
урока.
– Как вы думаете, какова цель и задачи нашего
занятия?
Учащиеся высказывают свои точки зрения. Метод
«Корзина идей». Формулируется цель и задачи
урока.
Учитель: В курсе обществознания вы знакомились с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Вспомните, что вы знаете о цивилизациях вообще и о российской конкретно?
Варианты ответа:
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – понятие многозначное. Его
значение тpaктуется по-разному. Все зависит от
угла зрения.
а) синоним культуры;
б) уровень, ступень общественного развития
материальной и духовной культуры (античная,
современная);
в) ступень общественного развития, следующая за
варварством;
г) в некоторых теориях эпоха деградации и
упадка в противовес целостности, органичности
культуры.
Известны теории цивилизаций О. Шпенглера («Закат
Европы»), Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), А.
Тойнби («Постижение
истории»), Л. Моргана («Древнее
общество»), Дэниела Белла и Элвина Тоффлера и др. Одной
из распространенных теорий является теория
локальных цивилизаций, которая делит
цивилизации на Западные и Восточные. Но кроме
деления цивилизаций на Западные и Восточные в
настоящее время в российской философии признано
разделение локальных цивилизаций, предложенное
историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные
и периферийные. Первичные возникли как результат
имманентного (внутреннего) цивилизационного
синтеза. Они возникли на "голом" месте. Они
сверхустойчивы, но архаичны по природе и не
способны к развитию. Их роль заключается в
"переброске" человечества из предыстории в
историю (китайская, индийская, египетская,
шумерская и др.) Вторичные возникли на месте
ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала
первичная (архитектуру, систему хозяйственных
связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают
их "соки" (европейская, исламская,
эллинская). Периферийные складываются на окраине
мировой цивилизации. Они испытывают влияние
развитых цивилизаций (монгольская, Латинской
Америки в ХIХ в). До сих пор нет единства в вопросе
о том, какой является Российская цивилизация.
Учитель: Что мы называем цивилизационным выбором? При решении каких проблем, по вашему мнению, Россия стояла перед таким выбором?
Варианты ответа: Цивилизационный выбор или цивилизационные альтернативы – небольшие по длительности фазы смены вектора движения, поворотные по своим последствиям события, меняющие ход развития целого народа и государства. Было их несколько, причем, исследователи называют разные количество, но сходятся в основных:
- Призвание варягов на Русь, IX век
- Крещение Руси,Xв.
- Раскол христианской церкви, XIв.
- Внешнеполитическая экспансия с Востока и Запада, XIIIв.
- Модернизация Петра I, XVIIIв.
- Либеральные реформа Александра II, XIXв.
- События февраля и октябрь 1917 года
- «Перестройка» в России конца ХХ века
- Интеграция РФ в мировое сообщество XXIв.
Учитель: Какие из этих
альтернатив будут интересовать нас сегодня?
(первые четыре)
Древнерусский период становления и развития
отечественной государственности и культуры
является начальным, основополагающим и самым
длительным этапом исторического бытия нашего
народа. Он длился примерно с VIII века н.э. по конец
XVII века, что составляет около тысячи лет, причем
начало его может быть отодвинуто на одно-два
столетия назад, оно трудно определимо.
Дореволюционные историки выделяли три основных
периода в развитии страны и ее культуры.
Первоначальный называли Киевским по
наименованию столицы восточного славянства,
второй – Московским, связанный со
становлением Российского централизованного
государства, и третий – Петербургским,
начиная с реформ Петра Великого и до революции 1917
г.
Наша задача – разобраться с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации.
II. Пpaктикум.
Задание 1. Используя карты атласа и дополнительный материал (Приложение 1), докажите, что еще в догосударственный период на Руси существовал межкультурный обмен с другими этносами.
Выводы:
1. Норманны, проложившие речной путь «из варяг в греки» от Балтийского до Черного моря, называли Древнюю Русь «Гардарикой», страной городов. Старейшим градом был Киев, основанный на берегах Днепра более полутора тысяч лет назад. Немного моложе его были Чернигов, Смоленск, Новгород, Ладога, Углич и другие древнерусские города. Эти данные свидетельствуют о том, что еще в догосударственный, дохристианский период на Руси существовала не только сельская, аграрная культура, но и городская, которая была связана торговыми и межкультурными отношениями со странами Балтийского региона, с Византией, Балканами, степными кочевыми народами юга нынешней Украины и Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют археологические данные, письменные источники, устные предания. Таким образом, история межкультурного обмена начинается с самой ранней истории Руси.
2. История возникновения древнерусского народа (Этногенез (от греч. ethnos — племя, народ и ...генез), процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов ), происходил не только на основе восточнославянского субстрата, но и с участием финно-угорского, балтского, тюркского, норманнского, сарматского и иных компонентов, что отразилось в мифологии, языке, топонимике ранней Руси. На обширном прострaнcтве Восточной Европы от южных степей до северных лесов жило много племен и этносов, которые, общаясь между собой, заложили основу внутреннего диалога в рамках будущего государства, а потом после его создания и христианизации Руси вышли на уровень внешнего диалога с соседними странами и народами.
3. 862 год – время призвания князя Рюрика в
Новгород, с которого начинается государственный
период отечественной истории и усиливается
воздействие норманнского фактора.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои
домашние презентации.
Задание 2. Проанализируйте документы (Приложение 2) и ответьте на вопросы к ним.
Выводы:
988 год – начало массовой христианизации
Руси при великом князе Владимире и активного
влияния византийской культуры.
Древняя Русь, равно как новая Россия, находилась
на стыке Европы и Азии, Севера и Юга, понимаемом
не в географическом, а культурно-типологическом
смысле. Важнейшим цивилизационным вектором в
отечественной истории на раннем этапе был южный,
связанный с воздействием эллинской культуры
через города-полисы Причерноморья и Приазовья, а
затем с широким и массированным воздействием
Византии потому, что именно оттуда пришла
православная вера, и были заимствованы высокие
достижения греческой цивилизации
Традиционное язычество и привнесенное
христианство образовали то, что принято называть
«двоеверием», сложным соединением двух разных
типов мировоззрения и культуры. Язычество
осталось на уровне бытовых привычек, народного
фольклора, архаических верований, а христианство
способствовало развитию высокой духовной
культуры, храмового зодчества, книжности,
изобразительного искусства. Язычество носило
этноцентричный, то есть традиционно народный,
фиксирующий прошлый опыт, хаpaктер, а
христианство было космополитично,
интернационально, оно стояло над этническими
различиями и формировало культуру европейского
и мирового уровня. В этом состоит его великая
заслуга.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои
домашние презентации.
Задание 3. Проанализируйте документы (Приложение 3) и ответьте на вопросы к ним.
Выводы: Монгольское нашествие,
в ходе которого погибло много людей и памятников
культуры, имело не только негативные
последствия. Сопротивляясь Золотой Орде,
подчинив ее остатки в виде Казанского,
Астpaxaнского, Сибирского ханств, Россия
двинулась на Восток вплоть до Тихого океана и
стала в результате этого великой евразийской
державой, оставаясь до сего дня самой большой в
мире по территории и обладающей огромными
природными ресурсами.
Древняя Русь, а потом Россия, вошла в
соприкосновение с великими цивилизациями
Востока, откуда были заимствованы многие дары
материальной культуры – чай, фарфор, хлопок,
шелк, порох. В русский язык попали и стали давно
привычными слова «богатырь», «базар», «ямщик»,
«деньга», «ярлык» и многие другие. Немало
российских дворян имели восточное происхождение
в лице Юсуповых, Шереметьевых, Годуновых и других
знатных фамилий. Немало таковых и среди видных
деятелей культуры, достаточно вспомнить
Тургенева, Булгакова, Рахманинова.
III. Заключительное слово учителя:
В России как нигде более произошло
соединение, смешение, взаимовлияние множества
культур, этносов, традиций. Одаренность, присущая
нашему народу, связана в значительной степени с
широким генетическим кодом, который плодотворно
проявил себя в потомстве от смешанных бpaков.
Коренное население присоединяемых территорий не
испытывало культурно-национального гнета, оно не
ассимилировалось, как это было при создании
других империй, а имело возможности для
сохранения своих традиций. На этой же основе в
нашей стране сложилось взаимоуважительное
отношение к представителям разных вер, культур,
обычаев. И это не декларируемая ныне
толерантность, а давний способ взаимного
сосуществования многих народов, входящих ныне в
состав Российской Федерации.
Выставление оценок
Домашнее задание. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым в ее принятие целиком и полностью?» – писал английский философ А. Тойнби. Как вы ответите на этот вопрос?
Список используемой литературы:
1. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской
истории.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки
этнической истории. М., с. 123-127.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.
4. Данилевский И.Н. Русские земли глазами
современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций. М.,
2001. С.217-220.
5. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация.
//Отечественная история. –1992.– № 4.
6. Российская цивилизация IX – начало XX в.: Учеб.
для 10-11 кл.–М.: Просвещение, 2009.
7. Н.П. Строков. «Цивилизационные
альтернативы в истории России». Методич.
рекомендации к таблицам по истории. – М.:ЗАО
«Интерсигнал СП».
8. Степанянц М.Т. и др. Программа учебного
курса «Диалог культур» для 9-10 классов
негосударственных общеобразовательных
учреждений ОАО «РЖД».– Москва. 2013г.–
с.144-151.
Интернет-ресурсы:
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
27 03 2024 17:47:34
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
26 03 2024 19:38:44
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
25 03 2024 4:14:55
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
24 03 2024 13:40:58
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
23 03 2024 9:52:15
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
22 03 2024 7:29:58
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
21 03 2024 8:13:47
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
20 03 2024 11:45:40
Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
19 03 2024 5:57:24
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
18 03 2024 12:30:39
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
17 03 2024 0:42:35
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
16 03 2024 7:15:44
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...
15 03 2024 18:17:18
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
14 03 2024 21:20:44
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
13 03 2024 8:12:10
Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
12 03 2024 3:56:24
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....
11 03 2024 17:57:53
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
10 03 2024 14:12:43
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
09 03 2024 7:51:53
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
08 03 2024 2:55:45
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
07 03 2024 23:58:36
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 03 2024 7:35:28
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
05 03 2024 7:26:35
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
04 03 2024 17:17:29
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
03 03 2024 7:13:50
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
02 03 2024 12:58:38
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
01 03 2024 13:26:16
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
29 02 2024 15:58:46
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
28 02 2024 9:58:28
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
27 02 2024 1:56:33
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
26 02 2024 2:55:16
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
25 02 2024 2:32:55
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
24 02 2024 12:34:42
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
23 02 2024 3:19:30
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
22 02 2024 7:48:11
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
21 02 2024 18:11:54
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
20 02 2024 12:51:26
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
19 02 2024 7:56:48
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
18 02 2024 4:34:43
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
17 02 2024 3:59:57
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
16 02 2024 10:16:23
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
15 02 2024 3:33:22
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...
14 02 2024 16:11:26
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
13 02 2024 22:35:57
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
12 02 2024 11:50:57
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
11 02 2024 9:57:21
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
10 02 2024 1:16:55
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
09 02 2024 5:32:36
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
08 02 2024 11:34:28
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
07 02 2024 8:46:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::