Героические страницы Первой мировой войны > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Героические страницы Первой мировой войны


    Героические страницы Первой мировой войны

Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне.

Задачи:

  • Образовательные: уяснить причины втягивания России в мировую войну, цели и планы участников войны; сформировать представления о роли России в Первой мировой войне, ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.
  • Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать фактический материал, делать выводы, работать с картой, документами, таблицами.
  • Воспитательные: на примерах героических подвигов русских воинов воспитывать чувство гордости, любви к Отечеству; подвести учащихся  к осознанию того, что мировая война – это глобальная катастрофа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы  обучения, применяемые на уроке:

  • словесные (объяснение преподавателя)
  • наглядные ( презентация, таблицы)
  • пpaктические (работа с текстами, документами, таблицами)

Применяемые на уроках элементы педагогических технологий:

  • технологии проблемного обучения
  • уровневой дифференциации

Основные знания: причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных
действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг., итоги войны.

Основные термины и понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв.

Оборудование и наглядность урока: Атлас и карта «Россия в годы Первой мировой войны»; презентация «Героические страницы Первой мировой войны» (Приложение 9), мультимедийный экран,  исторические документы, материалы из книги  А. Н. Деникина «Путь русского офицера».
Опережающее задание: сделать подборку материалов о героических подвигах русских воинов в годы Первой мировой войны. Повторить материал из курса истории 9 класса об отступлении советских войск летом 1941 года.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Мотивационная беседа.
      2.1 Начало Первой мировой войны
      2.2 Россия в военных кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг.
            2.2.1 Восточный фронт в 1914 г.
            2.2.2 Восточный фронт в 1915 г.
            2.2.3 Восточный фронт в 1916 г.
      2.3 Результаты и последствия войны  
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание.  

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Мотивационная беседа:

В 2014 г. совпали два печальных юбилея: 100-летие Первой мировой и 75-летие Второй мировой. На глазах одного поколения XX века начались сразу две мировых войны. Эти две катастрофы существенно изменили облик современного мира. О Первой мировой войне писали, что это «несправедливая, бесцельная, империалистическая война».     
О Второй… В сознании политиков стран Восточной Европы стерто главное понятие – «нацизм» и заменено на понятие «сталинизм», а Великой Отечественной будто бы и не было, только Вторая мировая.
Первая мировая война долгое время находилась в тени истории в силу многих обстоятельств.
Рассматривая старые, порой истертые временем фотографии солдат, офицеров и генералов русской армии Первой мировой, знакомясь с забытыми и неизвестными страницами этой войны, испытываешь чувство обиды, неловкости, стыда и глубокой тоски за русских воинов, ушедших в небытие. Свой вклад в славные страницы побед в этой войне, внесли не только солдаты, но и генералы русской армии – А.И. Деникин, А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, и др. Их сознательно забыли, вычеркнули «красным колесом» из истории этой войны, т.к. «белые» генералы, «золотопогонники», сражались  в годы Гражданской войны против советской власти. Спустя сто лет с удивлением и гордостью мы узнали правду о русском воинстве в годы Первой мировой войны, о героических сражениях, о собственной забытой истории.
Итак, мы можем с вами сформулировать тему урока: «Героические страницы Первой мировой войны».

Слайд 1

2.1  Начало Первой мировой войны

Слайд 2

Преподаватель: В начале XX века сложились два противоборствующих военно-политических блока: Антанта (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Слайд 3

В ходе беседы, используя материал прошлого урока и актуализируя знания учащихся, совместно с учащимися определяются основные причины Первой мировой войны – это:
– борьба за передел мира и колоний;
– борьба за сферы экономического и политического влияния;
– борьба за преобладание на море и суше в военном отношении.

Слайд 4

Поводом к войне послужило убийство сербским националистом Г. Принципом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда.
Г.Принцип, конечно же, представлял последствия выстрела для себя лично, но о последствиях покушения для всей Европы … вряд ли.
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, который был отклонен.

Слайд 5

28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Война захватила не только Европу, но и стала мировой. 38 стран оказались участниками Первой мировой войны. Каждое из противоборствующих государств, имело свои далеко не бескорыстные цели.

Цели и планы сторон раскрываются в ходе работы учащимися в группах. Учащиеся используют раздаточный материал. После выполнения задания один из учащихся учебной группы подводит итоги и обобщает материал. Правильно выполненное задание оценивается 10 баллами, после сдачи его эксперту. (Приложение 1)

Для определения готовности России к войне и соотношения вооруженных сил противоборствующих сторон используется раздаточный материал. Учащиеся работают группами. После его изучения предлагается наиболее сильным учащимся ответить на вопросы и сделать вывод. (Приложение 2)

Преподаватель: Что же касается Германии, то по оценке немецкого Генерального штаба, Германия уже в 1909 году была совершенно готова к войне. В 1911-1912 годах прошли через рейхстаг законы о чрезвычайном военном налоге, об увеличении контингента и больших формированиях специальных частей. А в 1913 г. состоялось новое увеличение набора, усилившее мирный состав германской армии на 200 тыс. человек, т.е. на 32%.

Слайд 6

Изначально планы сторон предполагали непродолжительность войны. Германское комaндование планировало молниеносным ударом (план Шлиффена) вывести из войны Францию, нарушив нейтралитет Бельгии, а затем расправиться с Россией и принудить Англию к мирным переговорам.

Слайд 7

Державы Антанты рассчитывали сокрушить противников, зажав их между двумя фронтами – Западным и Восточным. В реальности ни одной из сторон не удалось осуществить изначальные планы. Так «началась великая война — это экономическое разорение, мopaльное одичание, с миллионами загубленных человеческих жизней. Великая война, которая привела человечество на край пропасти...».

2.2 Россия в военных кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг.

В целях экономии времени преподаватель дает краткую хаpaктеристику боевых событий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.

2.2.1 Восточный фронт в 1914 г.

Слайд 8

Преподаватель: Сто лет назад первая в истории человечества мировая война начиналась для России с большой неудачи. Спасая Францию от военного разгрома, началось быстрое наступление русских войск в Восточной Пруссии, Галиции, на Кавказском фронте.

Слайд 9

Первая и вторая армии генералов Павла Карловича Ренненкампфа и Александра Васильевича Самсонова за три дня боев продвинулась в глубь Восточной Пруссии. Немцы вынуждены были срочно перебросить с Западного фронта в Пруссию крупные силы, что позволило французской армии отстоять Париж. В этих условиях, вместо того, чтобы закрепить свой успех и продолжить наступление, комaндование 1-й русской армии приняло решение прекратить преследование противника и остановиться на отдых. Немецкое комaндование перегруппировало свои войска, обрушив всю мощь своего удара на 2-ю армию. По русским данным в плен попало до 60 тысяч человек. Генерал Самсонов застрелился. Поражение 2-й армии генерала А.В. Самсонова действительно было настоящей катастрофой. Вскоре настал черед 1-й армии Реннекампфа. Немцы закончили сражение на Мазурских озерах и только отсутствие у них кавалерии спасло отступающие русские войска. По докладу князя Н.А. Кудашева «Реннекампф потерял 135 тысяч человек из общего числа 210000. Потеряно громадное количество припасов». Армия П.К. Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, и была вытеснена из Восточной Пруссии.
По мнению германского генерала Вильгельма Гренера «…комaндующий Северо-Западным фронтом генерал Жилинский… не обнаружил тех способностей, которые необходимы для вождения армий…»
Ряд военных историков в т.ч. Н. Яковлев, считают, что причины этой катастрофы – «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, … переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия».
Российское комaндование выполнило свои обязательства перед союзниками, выполнило их ценой огромных человеческих потерь и отвлекло силы. Маршал Фош сказал впоследствии: «Если Франция не была стерта с лица Европы, то этим, прежде всего мы обязаны России».
В Галиции русская армия заняла Львов, Перемышль, отбросила войска противника за р. Сан. Но успех на этом направлении не закрепила. Под Варшавой и Ивангородом в результате кровопролитных боев русские войска разгромили 1-ю австрийскую армию и поставили 9-ю немецкую армию под угрозу окружения. 
На Кавказском фронте турки вынуждены были отступить к Эрзеруму. Потери были огромными. Война приняла затяжной хаpaктер, но главный итог кампании – срыв первоначального плана   Центральных держав.
Изучая Великую Отечественную войну, мы стали свидетелями массового героизма, патриотизма, самопожертвования русских солдат, а вот о подвигах солдат на фронтах Первой мировой в учебниках не упоминается. И этому есть объяснение. Эту войну советская власть всегда считала чуждой. Поэтому и подвиги солдат эта власть не замечала и успешные военные операции генералов царской армии в этой войне не признавались. А ведь было место подвигу в этой войне.

Материал для сообщения учащегося на тему: «Награда за мужество-первый Ге opгиевский крест». (Приложение 3)

Слайд 10

2.2.2. Восточный фронт в 1915 г.

Преподаватель: В 1915 г основной удар Германии и Австро-Венгрии был нанесен против России. Россия отвлекала на себя более 50% сил противника.    Сконцентрировав на Восточном фронте свои основные силы, обеспечив их необходимым вооружением, усилив артиллерией, Центральные державы начали наступательные операции.

Слайд 11

Во время Первой мировой войны был применен огромнейший арсенал вооружений: подводные лодки, танки, самолеты, отравляющие вещества.
И снова мужество. А как еще можно назвать оборону крепости Осовец в Белоруссии!

Материал для сообщения учащегося на тему: «Русские не сдаются!» (Приложение 4)

Преподаватель: ГенералА.И. Деникин в годы Первой мировой войны, возглавлял так называемую Железную дивизию. Свое название дивизия получила еще во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Начало ее известности относится к знаменитому переходу через Балканы отряда ген. Гурко и славным боям на Шипке, куда бригада пришла форсированным маршем на выручку к истомленному и истекавшему кровью гарнизону, и отстояла перевал. С тех пор она носила название «Железной».

Слайд 12

Для определения готовности России к войне используется раздаточный материал. После его изучения предлагается учащимся ответить на вопросы и сделать вывод. (Приложение 5)

Преподаватель: Всю тяжесть войны нес на себе русский солдат: земский доктор, учитель, мелкая чиновная братия и крестьянин, крестьянин, крестьянин… Испытываешь чувство глубокого уважения и гордости перед неугасимым воинским духом, доблестью и самоотверженным патриотизмом русских солдат. И в который раз мужество, стойкость, героизм …

Материал для сообщения учащегося на тему: «Железные стрелки Железной бригады». (Приложение 6)

Слайд 13

Преподаватель:В 1915 г.  Болгария разбила сербские войска, что привело к сплошной линии фронта против России. Союзники высадили десант в Турции, который был разгромлен.
В результате Германия усилила натиск на восток, что привело к отступлению русских армий.

Итоги 1915 года учащиеся выполняют, изучая предложенный материал по вариантам. Один из представителей каждого варианта отвечает устно. Письменные ответы сдаются на проверку эксперту для оценки. (Приложение 7)

Слайд 14

2.2.3  Восточный фронт в 1916 г.

Преподаватель: Германия и Австро-Венгрия перенесли основную тяжесть своих ударов на Западный фронт, полагая, что Россия не способна к решительным действиям. По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское комaндование срочно разработало план наступления на Юго-Западном фронте.

Слайд 15

Войска под комaндованием А.А. Брусилова смогли прорвать фронт и продвинулись на запад на 150 км. (брусиловский прорыв). Число взятых в плен достигало более 400 тыс. человек, общие потери противника составляли 1,5 млн. человек.  Именно в этом сражении армия генерала А.М. Каледина наголову разбила 4-ю австрийскую армию и в течение 9 дней продвинулась на 70 верст вперед.  Успех Юго-Западного фронта не дал решающих стратегических результатов, так как не был поддержан наступательными операциями других фронтов. Успешное наступление России вынудило Германию прекратить атаки на французскую крепость Верден и перебросить подкрепления на Восточный фронт.
Одним из результатов успехов русских войск стало вступление в войну Румынии на стороне стран Антанты. Румынская армия была разбита и России на прикрытие возникшего Румынского фронта, пришлось выделить 46 русских дивизий.

Роль и значение Восточного фронта в войне учащиеся определяют, работая с документом. Наиболее подготовленный студент подводит итог.  (Приложение 8)

2.3 Результаты и последствия войны

Преподаватель: По мере того как война затягивалась, патриотические настроения в обществе и в армии сменились апатией, а затем недовольством. В России проблемы приобрели наиболее острый хаpaктер, которые выразились в нежелании и в неумении самодержавия наладить диалог с обществом, в роспуске в сентябре 1915 г. Государственной думы, а далее последовавшей «министерской чехардой».

Слайд 16

К 1917 г. Россия потеряла убитыми около 2 млн. человек, ранеными – около 5 млн. человек, пленными – около 2 млн. человек.  Росло дезертирство на фронте, упала дисциплина, вновь поднялось рабочее движение, выдвигающее политические и антивоенные лозунги. Главным настроением армии становилось стремление к миру, скорейшему окончанию длительной и кровопролитной войны. Трон российской империи зашатался.

Слайд 17 

Революция 1917 г. ввергла страну в хаос. 3 марта 1918 г. в г. Брест – Литовске был заключен сепаратный мир России с Германией. Россия вышла из войны, потеряв Польшу, Литву, часть Латвии, Белоруссии и Закавказье. Война за четыре года привела к распаду Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской империй.

Слайд 18 

Подведем итог уроку словами Л. Аннинского: «Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран-победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914-1918 годов – у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914 – 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Слайд 19

3.  Подведение итогов урока

4. Домашнее задание: Подготовить презентацию или сообщение с подборкой фотоматериалов о памятниках воинам Первой мировой войны в Европе и в России.


Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс


    Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс

      Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....

18 08 2022 5:31:22

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"


    Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

      Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

17 08 2022 18:35:36

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы


    Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

      Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

16 08 2022 14:34:21

Крестовые походы (6-й класс)


    Крестовые походы (6-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

15 08 2022 12:34:55

Литературно-историческая композиция, посвященная Битве под Москвой


    Литературно-историческая композиция, посвященная Битве под Москвой

      Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....

14 08 2022 17:53:12

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

13 08 2022 4:33:42

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе


    Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

      В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...

12 08 2022 6:47:24

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"


    Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

      В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

11 08 2022 21:18:12

Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс


    Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс

      Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...

10 08 2022 8:35:32

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов "Восток – дело тонкое"


    Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов "Восток – дело тонкое"

      Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...

09 08 2022 14:11:39

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."


    Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

      Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

08 08 2022 15:20:20

Педагогическая мастерская на уроках истории


    Педагогическая мастерская на уроках истории

      Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...

07 08 2022 1:12:11

Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?


    Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?

      Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....

06 08 2022 3:32:44

Вводный урок в 5-м классе


    Вводный урок в 5-м классе

      Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....

05 08 2022 7:47:32

Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"


    Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"

      Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....

04 08 2022 19:41:28

Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс


    Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс

      Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....

03 08 2022 3:37:47

Понятие рынка


    Понятие рынка

      Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....

02 08 2022 14:53:35

Презентация кафедры истории


    Презентация кафедры истории

      Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

01 08 2022 12:19:33

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"


    Методическая разработка занятия археологического  кружка: "Наскальная живопись"

      Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

31 07 2022 9:24:39

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

30 07 2022 18:43:30

Историческая игра "Битва титанов"


    Историческая игра "Битва титанов"

      Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....

29 07 2022 20:39:56

Теоретические и пpaктические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории


    Теоретические и пpaктические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

      В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

28 07 2022 6:51:58

Урок по методу проектов


    Урок по методу проектов

      Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...

27 07 2022 22:30:58

Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию


    Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию

      История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....

26 07 2022 22:43:32

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"


    Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

      Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

25 07 2022 14:10:10

Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"


    Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"

      Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....

24 07 2022 1:19:23

Элективный курс "История России в лицах"


    Элективный курс "История России в лицах"

      Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....

23 07 2022 4:44:55

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе


    Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе

      Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...

22 07 2022 0:49:21

"Страны Запада в 1945-2011 гг." Методическая разработка темы


    "Страны Запада в 1945-2011 гг." Методическая разработка темы

      Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....

21 07 2022 10:56:44

Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"


    Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"

      Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....

20 07 2022 15:22:56

Урок по истории по теме "Правовое государство"


    Урок по истории по теме "Правовое государство"

      Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...

19 07 2022 23:21:25

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"


    Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

      Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....

18 07 2022 23:58:10

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

17 07 2022 0:55:46

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

16 07 2022 11:17:38

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

15 07 2022 4:42:46

Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)


    Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)

      Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...

14 07 2022 8:52:26

Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)


    Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)

      Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....

13 07 2022 9:51:54

Диспут "Разговор с В.Путиным"


    Диспут "Разговор с В.Путиным"

      Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....

12 07 2022 18:18:29

Япония на пути модернизации


    Япония на пути модернизации

      Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

11 07 2022 21:43:44

Противостояние Орде


    Противостояние Орде

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....

10 07 2022 4:19:19

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)


    Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

      В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

09 07 2022 20:42:23

Урок-игра "Но вечный выше нас закон"


    Урок-игра "Но вечный выше нас закон"

      Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....

08 07 2022 20:17:59

Изучение различных аспектов по проблемам современной семьи на уроках истории


    Изучение различных аспектов по проблемам современной семьи на уроках истории

      В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....

07 07 2022 19:27:57

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"


    Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"

      Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...

06 07 2022 13:15:23

Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс


    Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс

      Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....

05 07 2022 17:35:38

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай"

      Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....

04 07 2022 6:57:35

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии


    Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

      Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

03 07 2022 2:18:38

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

02 07 2022 0:51:33

Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"


    Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"

      Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...

01 07 2022 14:54:40

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)


    Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

      В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....

30 06 2022 3:17:31

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::