Тематический вечер "История России и российских символов" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тематический вечер "История России и российских символов"


    Тематический вечер "История России и российских символов"

Цели: расширение исторических знаний студентов; популяризация государственных символов и Российской Федерации; воспитание патриотизма и гражданственности.

Оформление: флаг и герб Российской Федерации; компьютер, проектор; презентация «Символы России».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».

2-й ведущий. Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты и гости!

1-й ведущий. Мы рады приветствовать вас на тематическом вечере, посвященном истории России и российской символике.

2-й ведущий. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – «гoлyбая» и «златая», «деревянная» и «полевая», задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды» и «край разливов грозных и тихих внешних сил». Такая Россия представляется многим поэтам, писателям, да и просто русскому человеку.

1-й ведущий. Непознанная, загадочная, могущественная страна, «страна березового ситца», как сказал Сергeй Есенин, со своими обычаями, со своими поражениями и победами.

Живем мы посреди большой России.
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить.
И нам порой так нужно оглянуться...

Русь моя, любимая Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
То, лиственную, то снежную,
Смотрю и не насмотрюсь.

Величаю тебя опять,
Дорогая земля былинная, –
Славлю каждую высь и пядь,
Любуюсь полями, долинами.

Славлю каждую тропку твою.
Славлю раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью.

1-й ведущий. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России, защищенные российскими символами.

2-й ведущий. Каждое современное государство имеет свои главные отличительные знаки – символы своего суверенитета. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Каждый символ имеет свою историю.

1-й ведущий. Любовь к своей Родине, стране выражается через эмоциональное отношение к ее государственным символам. При звуках гимна начинает взволнованно биться сердце. У победителей соревнований часто наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны. Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к ее символам.

2-й ведущий. 25 декабря 2000г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три Федеральных конституционных закона:

  • «О Государственном флаге Российской Федерации»,
  • «О Государственном гербе Российской Федерации»,
  • «О Государственном гимне Российской Федерации».

В них официально закреплена российская государственная символика.

1-й ведущий.Укрепление государственности современной России опирается на историческую традицию. Ее современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства. Юному гражданину России важно знать историческую и современную символику государства.

Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орел человечество
России на крыльях несет.

В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славой
Единством народа всего.

Как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьем поражает дpaкона
Ге opгий – наш всадник святой.

Наш герб – укрепленье Отечества,
Оплот он богатства его.
Пусть помнит Руси человечество –
Святыня – дороже всего!

2-й ведущий. Российский герб – один из главных символов нашей страны. Об истории российского герба нам расскажут.

Студент 1.Герб и государство – тесно связаны друг с другом. Герб – это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество.

Студент 2. Герб – слово польского (herb) и немецкого (erbe – «эрбе») происхождения, дословно переводится как «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употрeблении.

Студент 1. Предшественником герба с двуглавым орлом можно считать изображение льва (положительное начало), пожирающего змею (отрицательное начало), отраженного на печати великого князя московского Василия II Темного.

Студент 2. В дальнейшем основатель единого Русского государства, великий московский князь Иван III Васильевич, создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба. Печать Ивана III отличается цветом материала – оттиск сделан на красном воске, отсюда ее название красная восковая печать. На лицевой стороне помещен конный воин в коротком военном доспехе, в боевых перчатках и в развевающемся плаще, поражающий дpaкона копьем в шею. Круговая надпись гласит: «Иоан Божиею милостию господарь всея Руси великий князь». На оборотной стороне печати – двуглавый орел с распростертыми опущенными вниз крыльями и коронами на головах. Его также окружает надпись: «И великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский).

Студент 1. В Московском государстве герб появился после избавления от ордынского ига и принятия в 1485г. Иваном III титула «Государя Всея Руси».

Студент 2. Первый русский царь Иван Васильевич Грозный поместил дpaконоборца на гpyдь двуглавого орла, изменив его головной убор. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин – дpaконоборец воссоединились в одной фигуре.

Студент 1. В XVII веке при Михаиле Федоровиче Романове к двуглавому орлу с воином на гpyди, поражающим дpaкона, добавляется третья корона над головами орла. Крылья становятся простертыми и поднятыми вверх. В когтях орел держал скипетр и державу.

Студент 2. При Алексее Михайловиче орел в гербе высоко поднял крылья. Три короны представляли три покоренных царства – Казанское, Астpaxaнское и Сибирское.

Студент 1. Петр I, став правителем, принимал участие в изменение властной атрибутики. В центре орел, на гpyди и крыльях шесть территориальных эмблем. По окружности около орла в овальных щитах помещены еще двадцать шесть эмблем такого же хаpaктера. Эмблемы соответствовали названиям княжеств, царств, земель, обозначенных в титуле русского царя. Всадник с короной на голове имел явное сходство с Петром.

Студент 2. После победоносного окончания Северной войны Петра I величают императором, Россию – империей. В 1722г. была учреждена Герольдмейстерская контора для сочинения гербов. Первым русским герольдмейстером стал Степан Андреевич Колычев. Создается новый герб – герб Российской империи: «Поле золотое, на котором изображен императорский орел двоеглавый… На орлиных гpyдях изображен герб великого княжества московского, который окружен … цепью ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков…»

Студент 1. При Николае I и Александре II принимал участие в разработке гербов Борис Васильевич Кене, ученый – нумизмат. Комиссия под его руководством представила царю серию гербов – большой, средний и малый гербы.

Студент 2. 2 марта 1917г. император Николай II отрекается от престола. Это событие ознаменовало конец в России царизма и символа последнего двуглавого орла. Но государство не может долго существовать без своего отличительного знака. Герб Временного правительства – с орла снимаются царские регалии, он опускает крылья.

Студент 1. С победой Великой Октябрьской социалистической революцией пришел новый герб: без орла, но зато с серпом и молотом на фоне земного шара. Основное изображение герба РСФСР – эмблема серпа и молота в лучах восходящего солнца. Гербовый щит обрамлен хлебными колосьями, соединенными внизу лентой. Надписи – РСФСР и пролетарий всех стран соединяйся.

Студент 2. 30 декабря 1922г. на первом Всесоюзном съезде Советов была принята декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик. Проект нового герба был разработан художником Владимиром Николаевичем Андриановым. Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, перевитыми красной лентой с надписью, которая стала девизом «Пролетарий всех стран соединяйтесь» на шести языках. На верху герба – красная пятиконечная звезда, пять ее лучей символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнета капитализма, красный цвет обозначал революцию.

Студент 1.12 декабря 1993г. в нашей стране была принята новая Конституция. Она провозгласила Россию суверенным государством. Начинается разработка новых государственных символов. 25 декабря Федеральный конституционный закон о гербе РФ подписан Президентом РФ В. В. Путиным.

Студент 2. Современный Российский герб – Двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ. Короны над головами означают теперь суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматривать как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий дpaкона – эмблема не только и не столько нашей столицы, сколько древний символ победы над злом, готовности всего народа защитить свою свободу и независимость.

1-й ведущий. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом России, отличительным знаком государства, описание которого устанавливается законом.

2-й ведущий. Государственный флаг, как и герб, является символом достоинства нации. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.
(на фоне музыки выносят флаг России, и ведущий читает четверостишье)

Взвейся в небо, флаг России гордый!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!

1-й ведущий.О том, как создавался государственный флаг России расскажет …
В IX в. с образованием славянских княжеств с центрами в Пскове, Смоленске, Чернигове стали возникать и первые предшественники флага – стяги, символы княжеской власти.
После введения христианства на Руси на стягах сталиизображать крест Господень, и стяги приобрели значение святыни: под ними стали проводить церковные службы, приносить присягу. В конце XIV в. на русских стягах появляется лик Спасителя.
Так, в 1380 г. на Куликовом поле на великокняжеском стяге красного цвета был изображен именно Иисус Христос. В древнейшем документе «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Донского» стяг впервые называется «знаменем».
Усиление государственной власти приводит к изображению герба на знаменах. В 1472 г. при Иване III золотое полотнище с черным орлом, венчанным двумя коронами, становится государственной знаменем России.
Знамя Ивана Грозного – это знамя «Всемилостивейшего Спаса», с которым царь Иван Грозный ходил покорять Казань в 1552 г.
В царствовании Петра I существовало одновременно сразу 3 флага: белый с синим поперечным крестом – для военного флота – Андреевский флаг; бело-сине-красный флаг – для торгового флота; черно-желто-белый – государственный флаг Российской империи.
1 января 1856 г. выходит указ Александра II, в котором черный, золотой и белый цвета названы «государственными цветами России».
Черный, желтый и белый цвета более 400 лет являлись русскими гербовыми цветами.
Обратимся к символике цвета. Черный, цвет российского двуглавого орла, – символ великой державы, государственной стабильности, крепости. Золотой (желтый), – символ духовности, твердости духа, для русских – сохранение православной веры. Белый – цвет вечности, чистоты, для русских – это цвет Ге opгия Победоносца.
В 1918 г. был утвержден декрет, который гласил: «Флагом Российской республики установить красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Республика». Принятая 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР определила, что торговый, морской и военный флаг состоит из полотнища алого цвета, в левом углу которого помещены золо­тые буквы РСФСР.
Вцелях увековечения народного подвига в Великой Отечественой войне 1941—1945 гг., в ознаменование заслуг воинов советских Вооруженных Сил перед Отечеством и в знак благодарности потомков победителям над фашистскими захватчиками особый статус получило Знамя Победы.
Современный флаг России полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ В.В. Путина в 2000г. У нашего флага есть свой праздник, который мы отмечаем 21 августа.

Символ Веры он, Любви, Надежды,
Святость Бога и Земли любовь.
За него не раз сыны Отчизны
Проливали алую, как лента, кровь.

Белый – мир, невинность, совершенство
Чистота и правда наших дней,
Благородство, божество, блаженство,
Путь к свободе россиян, людей.

Синий – небо, символ веры, духа, чести,
Поднимавший рать против врагов.
Не во имя мести – ради чести,
Доблести и верности сынов.

Красный – жар войны, защиты веры,
Героизма доблестных бойцов,
Комaндиров пыл, на cмepть ведущих
Русских несломимых храбрецов.

Триколором, триединством связан,
Братской дружбою народов и славян.
Государственным, народным назван,
Самым лучшим стягом из знамен.

2-й ведущий. Самым молодым символов РФ является гимн. Слово «гимн» происходит от греческого hymnos – торжественная песнь в честь божества. В современном понятии гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимн – официальный символ каждого независимого государства.

1-й ведущий. Об истории российского гимна расскажет …

До Петра I в России гимнов не было. Торжества сопровождались церковным пением. В XVII в. стали распространяться канты – светские гимны, но исполнявшиеся на церковный манер. Но вот настало великое и переломное в истории России время Петра I. Появилась и другая музыка – военный марш, которому впоследствии было суждено стать официальным гимном России – это марш гвардейского Преображенского полка.

Звучит марш Преображенского полка.

Хотя каждый полк имел свой марш, Преображенский марш стал главным маршем российской армии. Именно под его музыку русская армия шагала по Парижу в 1814 г.
Победа в Отечественной войне 1812г. вызвала небывалый патриотический подъем. Появилось огромное количество патриотических песен. В 1813 г. в Петербурге была исполнена торжественная песня «Песнь русскому царю» на музыку английского гимна «Боже, храни короля
В 1816 г. по велению императора Александра I эта песнь становится российским гимном.

Сменивший на престоле Александра Николай I дал указание композитору А.Ф. Львову сочинить новую музыку для российского гимна. Слова сочинил В.А. Жуковский. Он озаглавил их «Боже, царя храни». Впервые новый гимн прозвучал 25 декабря 1833 г. Этот гимн звучал в России вплоть до 1917 г. Он был спокоен и гармоничен, но одновременно исполнен внутренней силы.

Звучит запись гимна «Боже, царя храни».

Гимном новой революционной России по праву стал «Интернационал». Автор слов – француз Э. Потье, члeн Парижской коммуны, а композитор – французский рабочий из Милля П. Дежейтер. В январе 1818 г. «Интернационал» стал официальным гимном советской республики – РСФСР. С 1922 по 1934 гг. он оставался гимном СССР.
На смену «Интернационалу» пришел новый гимн. Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь 1 января 1944 г. Музыка написана JI.B. Александровым, слова – С.В. Михалковым и Г.Г. Эль-Регистаном. Они были изменены С.В. Михалковым в 1977 г. Таким он гимн был до 1990 г.

Звучит гимн СССР.

После президентских выборов 2000 г. опять встал вопрос о гимне. 25 декабря был утвержден федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» президентом В.В. Путиным. Текст гимна написал С.В. Михалков. Согласно закону, гимн должен звучать в особо торжественных случаях. При исполнении гимна необходимо вставать.

Звучит запись гимна Российской Федерации.

«Живи, Отечество мое!» –
Поют поляны и дубравы.
«И славься! Славься, – мы поем, –
Наш голос светлый, величавый».

1-й ведущий.Наши государственные символы – это знаки русской истории, а историю своей страны надо любить так, как любил ее А.С. Пушкин, который писал «...Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»

2-й ведущий. Тематический вечер подошел к концу. До свидания!

Приложение 1


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

20 05 2024 4:47:12

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

19 05 2024 8:38:53

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

18 05 2024 3:57:44

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

17 05 2024 16:23:19

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

16 05 2024 15:16:51

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

15 05 2024 8:33:24

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

14 05 2024 3:58:10

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

13 05 2024 13:30:40

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

12 05 2024 20:56:30

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

11 05 2024 7:56:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

10 05 2024 5:15:44

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

09 05 2024 22:46:28

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

08 05 2024 11:14:45

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

07 05 2024 20:23:34

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

06 05 2024 2:16:46

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

05 05 2024 10:55:49

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

04 05 2024 23:17:19

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

03 05 2024 13:42:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

02 05 2024 10:26:40

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

01 05 2024 17:49:28

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 04 2024 12:38:52

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 04 2024 15:26:36

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 04 2024 21:17:41

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 04 2024 1:39:14

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 04 2024 16:19:37

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 04 2024 13:27:26

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 04 2024 3:15:43

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 04 2024 9:56:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 04 2024 16:26:50

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 04 2024 23:39:46

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 04 2024 14:12:16

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 04 2024 9:36:11

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 04 2024 6:11:37

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 04 2024 3:40:58

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 04 2024 19:54:41

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 04 2024 3:21:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 04 2024 21:18:31

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 04 2024 0:14:48

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 04 2024 14:57:53

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 04 2024 9:43:56

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 04 2024 6:50:31

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 04 2024 20:33:38

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 04 2024 5:45:24

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 04 2024 1:26:43

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 04 2024 5:42:11

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 04 2024 22:33:43

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 04 2024 23:10:36

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 04 2024 22:13:42

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 04 2024 21:23:56

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 04 2024 3:44:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::