Политическая система СССР в 1930-е годы
Предварительная подготовка.
- Формируются группы учащихся: идеологи, особисты, законодатели, политики, гуманисты-правозащитники, которые готовят материал по отдельным вопросам из курса истории 30-х гг. с применением книги А.И.Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”.
- Каждая группа должна в обязательном порядке иметь на своём месте указательную карточку.
- Группе гуманистов-правозащитников (сильные учащиеся) необходимо заблаговременно дома изучить материал параграфа 25.
Цели.
- Охаpaктеризовать тоталитаризм и выяснить причины утверждения в СССР тоталитарного режима, проанализировать Конституцию СССР 1936 года.
- Работать над умением анализировать, обобщать, делать выводы, работать с текстом учебника и дополнительной литературой, делать оценочные выводы, высказывать и доказывать своё мнение.
Понятия: тоталитаризм, тоталитарная система, ГУЛАГ, культ личности.
Оснащение.
- Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю “История России. ХХ - начало XXI века” 9 класс, М., “Просвещение”, 2014 г.
- Компьютер, проектор, колонки.
- Раздаточный материал. (Приложение 1)
Тип урока: изучение нового материала.
План
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичное закрепление.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к
деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
- Здравствуйте, дети! Мы начинаем урок истории. Я подготовила для вас сегодня много интересных и познавательных заданий, надеюсь, что мы вместе сможем решить все поставленные задачи и преодолеем все трудности. А для этого необходимо быть собранными, внимательными, любознательными и самое главное – активными! Давайте пожелаем друг другу успеха! | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” |
1. Проверка домашнего задания. Сделать соответствия. 2. Проверка выполненной работы у доски Повторение - Каким было отношение большевиков после событий в Кронштадте к общественной, духовной жизни? - Какой вывод можно сделать по состоянию духовной жизни советского общества в 20-е гг.? |
1. Учащиеся делают соответствия в
Рабочем листе №1; 1 ученик – на мультимедийной доске. Устные ответы учащихся о духовной жизни советского общеста. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока, задач на урок. Формирование навыков аналитического мышления, умение делать выводы. |
- Но население Страны Советов
пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в
стране советской жить. Включение музыкального трека. Слушание отрывка “Песни о Родине” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского) Широка страна моя родная, http://www.audiopoisk.com/track/isaak-dunaevskii/mp3/6iroka-strana-moa-rodnaa - Ребята, нет ли здесь противоречия? А так ли вольно дышалось в 30-е годы в нашей стране? И имелась ли возможность вообще в те годы жить счастливо? - И тема сегодняшнего урока звучит так: “Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ века”. - Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? - Тема сегодняшнего нашего урока важна для нас, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой. Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась комaндно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьёзны те деформации, которые претерпело всё наше общество от сталинизма. Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привёл сталинизм, о массовых репрессиях, о свёртывании демократии. |
- Противоречие есть, потому как в
идеологии, навязываемой массовой культуре
(песни, стихи, постановки), то есть де-юре – было
строительство прекрасного (!!!) социалистического
государства, а на деле - де-факто – усиление
позиции партии, партийного аппарата, навязывание
большевистской идеологии. Запись темы в тетрадь. Ответы учащихся. (Возможные: рассматривать развитие партийной системы, процессы в обществе до начала Великой Отечественной войны, отношения власти и общества).
|
Физкультминутка Цель: мотивационный настрой |
Физкультминутка (учитель
комментирует): - Мы будем пробираться через тернии исторических фактов, покажите, как нужно пробираться через кустарники (взмахи руками, имитация расчистки пути). Вот вам встречается враг – или вы его или он вас! Что вы сделаете в данном случае? Правильно, лучше нанести превентивный удар. Сделайте выпад одной рукой вперёд, другой вперёд! Враг побеждён! Одними руками трудно пробраться, расчищайте дорогу и ногами влево, вправо, притаптывайте кустарник. Всё, мы на свободе! Теперь спокойно отряхните с себя листья и ветки. Потренировались, а теперь к действиям. |
Выполнение физкультминутки |
IV. “Открытие” учащимися новых
знаний Цель. Выяснить особенности тоталитарного режима |
- Итак, нам необходимо создать
образ политической системы 30-х гг. ХХ века. Мы
будем работать в группах. Группы такие: идеологи,
особисты, законодатели, политики,
гуманисты-правозащитники. У каждой группы есть свой пакет документов. (Приложение 1), которые необходимо распределить между собой, изучить, сделать отчётное выступление. Кроме этого перед началом выступления группа выделяет одного человека-редактора, который будет заполнять нашу общую газету. Поиск в интернете Солженицыне. |
Поиск учащимся сведений в
Интернете о Солженицыне https://ru.wikipedia.org Работа в группах 5-6 минут. Выступление с отчётами. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о политической системе 30-х гг. |
- Какие изменения произошли в
карательных органах в 1934 году и с чем это связано? - Имеются ли данные о массовых репрессиях в нашем регионе и их масштабах? - Что вы можете сказать о репрессиях среди военных, которые приняли широкие масштабы к середине 30-х гг.? - Было ли сопротивление сталинизму, и в чём оно выразилось? Страна шла в своём цивилизационном развитии вверх, но не во всех сферах жизни общества. Если в промышленном производстве мы догнали ведущие кап.страны, то в политическом направлении – мы откатились от элементов демократии хуже, чем при царском режиме. |
Ответы учащихся. |
VI. Включение новых знаний в
систему знаний и повторение Цель. Включение нового |
Сегодня у нас с вами состоялся
разговор на очень важную и проблемную тему. Мы вместе сделали попытку разобраться, как происходило свёртывание демократии, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих ваших родственников и знакомых. В сегодняшнем мире мы утверждаем демократическое общество. В недалёком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать всё необходимое, чтобы не повторились те страшные 30-е годы ХХ века. |
Пресс-группа знакомит со своим репортажем и показывает свои заметки. |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
1. Составление синквейна о сути
политической системы 30-х гг. (тоталитаризм,
жёсткий контроль и т.д.) 2. - Что понравилось на уроке? - Что запомнилось? - Что оказалось сложным? - Оценка действий на уроке. |
Составление синквейна. Ответы учащихся |
Домашнее задание | Мы хорошо сегодня поработали, но
и это ещё не всё. Трудиться нужно всегда и потому,
через тернии к звёздам – наше домашнее задание: на слайде §25, вопросы и задания; Написать эссе (мини-сочинение) на тему “Я не хотел бы жить в СССР в 30-е годы, потому что…” |
Запись домашнего задания. |
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
24 09 2023 12:35:43
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
23 09 2023 8:26:22
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
22 09 2023 19:22:29

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
21 09 2023 14:53:41
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны.
...
20 09 2023 7:19:44
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
19 09 2023 3:21:19
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
18 09 2023 8:23:18
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
17 09 2023 5:17:33
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
16 09 2023 3:30:46
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
15 09 2023 3:57:57
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
14 09 2023 8:16:47
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства.
...
13 09 2023 22:13:22
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
12 09 2023 18:55:20

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
11 09 2023 3:30:58
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
10 09 2023 4:15:17
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
09 09 2023 11:58:32
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
08 09 2023 4:58:45
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
07 09 2023 11:26:37
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
06 09 2023 18:38:54
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
05 09 2023 16:48:26
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов.
...
04 09 2023 10:59:51
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
03 09 2023 8:51:14
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
02 09 2023 16:44:37
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
01 09 2023 8:13:48
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
31 08 2023 20:38:36
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
30 08 2023 19:11:28
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
29 08 2023 16:18:35
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
28 08 2023 23:12:12
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
27 08 2023 18:16:30
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
26 08 2023 15:50:31
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
25 08 2023 12:16:27
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
24 08 2023 9:29:19
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
23 08 2023 23:48:51
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
22 08 2023 3:10:53
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
21 08 2023 0:27:26
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
20 08 2023 6:44:30
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке.
...
19 08 2023 15:51:22
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
18 08 2023 13:56:53
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
17 08 2023 15:51:43
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
16 08 2023 19:46:10
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
15 08 2023 6:30:15
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
14 08 2023 3:44:31
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
13 08 2023 17:59:21
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
12 08 2023 10:14:16
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
11 08 2023 18:29:56
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
10 08 2023 22:18:22
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
09 08 2023 10:35:57
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
08 08 2023 1:13:37
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
07 08 2023 5:12:39
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
06 08 2023 20:12:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::