Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»
Цели:
- развить навыки самостоятельной аналитической работы и публичного выступления;
- формировать активную гражданскую позицию учащихся;
- воспитывать уважение к своей малой родине.
Оформление: компьютерные презентации; подборка литературы и видео роликов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Выступления учащихся (выступления приводятся в сокращении):
1. Поселок Тугач.
2. Мой дед – моя гордость.
3. История жизни моей бабушки.
4. Герой России.
5. Поселок, которого нет на карте.
II. Рефлексия.
Уровень подготовки доклада оценивают сами учащиеся, заполняя бланка-рецензии.
В 2014 году исполнилось 80 лет Красноярскому краю – образованному 7 декабря 1934 года, как административно-территориальная единица в составе РСФСР и России в 1934-2014 годах. История края есть часть истории нашей Родины. При всех местных особенностях в истории края прослеживается общий для всей страны исторический путь развития. История края насыщена бурными событиями. Она сложна и интересна.
1. «Поселок Тугач». Ананьева Дарья
Тема моей исследовательской работы – «Поселок
Тугач».
Актуальность темы высока. Нельзя воспитать
гражданина и патриота без знания истории своей
семьи, села, района, без знания культуры и
традиций своего народа. Особенно это актуально в
наше время, когда одна за другой исчезают
деревни. Жителей в них с каждым годом всё меньше,
а их возраст – всё старше. Не слышно детей,
беззаботно бегающих по деревенской улице. Не
видно коров, медленно возвращающихся с пастбища
домой. Цветочные луга зарастают крапивой и
лопухами. Там, где раньше царила кипучая
деятельность – запустение и пугающая тишина.
Людям работу здесь найти вообще невозможно. Этот
процесс, начавшись полвека назад, стёр с лица
земли сотни мелких селений. На грани этого
находится и родная деревня моей бабушки Демицкой
Тамары Игнатьевны.
Посёлок Тугач расположен в предгорьях Восточных
Саян в 36 км от районного центра села Агинское и в
130 км от краевого центра. Места здесь болотистые,
глухие... С юго-восточной стороны на горизонте
виднеются вершины гор, покрытые снегом. Саяны... В
таёжной глуши Саянских предгорий водилось много
зверей и пернатых птиц. Таёжные жители кормились
мясом марала и лося, косули и медведя, тетерева,
глухаря, рябчика, ягодами смородины, жимолости,
черники. Но главное богатство сибирской тайги –
это соболь, белка, рысь, колонок.
Так было до 30-х годов двадцатого века, известного
в нашей истории как периода сталинских
репрессий. Вот тогда-то и появились первые лагеря
ГУЛАГа на территории Красноярского края. Тогда и
появился поселок Тугач.
На уроках истории я уже слышала об этих страшных
событиях, но, что бы так рядом...Не ожидала! Помимо
рассказов бабушки, я начала искать
дополнительную информацию в библиотеке,
интернете. В различных источниках по разному
объясняют события тех лет, но как бы не объясняли,
такое не должно повториться, свобода, жизнь во
многом совершенно неповинных людей, им не
принадлежала. Это жесточайшее нарушение прав
человека. Многие были реабилитированы, так как не
было состава преступления! Жаль, что ни все
дожили до этого времени, какие унижения, муки они
прошли!
В феврале 1938 года приказом НКВД СССР в Тугаче был
создан исправительно-трудовой лагерь – Краслаг.
По меркам ГУЛАГа лагерь был небольшим, в нём по
разным источникам отбывали чуть больше тысячи
заключённых. Среди них большинство было
«политических», но в годы войны стали здесь
отбывать срок и бандиты: «лесные братья»
(националисты из Прибалтики), бандеровцы с
Западной Украины, воры и убийцы. Условия
содержания заключённых были невыносимыми: зимой
в лютые морозы из одежды только телогрейки, в
баpaках заедали клопы, летом в лесу – комары,
мошка, гнус. Хлеба – 400 грамм в сутки, жидкая
баланда, каша на воде, продолжительность
рабочего дня, хоть и была предусмотрена законом
девятичасовой, никогда не соблюдалась. Чтобы
выполнить план, работали по 10-12 часов. Ворочали
неподъемные бревна, укладывали гати и лежнёвки
через пpaктически непроходимые болота и топи.
Трудились в любую погоду до потери сил – и в снег,
и в дождь, под жарким летним солнцем и в жгучий
мороз. Техники не было: дороги строили
собственными руками. Недовольных сразу
переводили в БУР (баpaк усиленного режима), где
условия содержания были и вовсе нечеловеческие.
Cмepтность в таких лагерях доходила в разные
годы от 8% до 26%. Из воспоминаний бывшего
реабилитированного заключённого, жителя посёлка
Тугач Г. Бякова: «...Хоронить умерших...было не в
чем и некому. Недоставало гробов, не хватало
бесконвойных, вывозили из лагеря в гробу, а за
территорией выбрасывали из него, привязав к руке
фанерную бирку, где указывалась статья, срок и
фамилия. Так хоронили политзаключённых...».
Некоторые смельчаки пытались бежать из лагерей.
Да где там? Кругом непроходимая тайга, болота.
Много человеческих судеб искалечила
«политическая мясорубка". Вот некоторые из
них:
«Иван Федорович Киреев, 1905 года рождения,
бригадир малярного цеха. Арестован по доносу 30
апреля 1937 года. Обвинен во вредительстве, осужден
22 июня 1938 года. Реабилитирован 8 августа 1940 года.
Савелий Дементьевич Красиков, 1907 года рождения,
уроженец д. Чарги Агинской волости, бригадир в
колхозе «Советская заря». Арестован 3 августа 1937
года. Обвинен в контрреволюционной агитации.
Расстрелян 4 ноября 1937 года в Канской тюрьме.
Реабилитирован в 1958 году.
Анастасия Дмитриевна Красикова, 1887 года
рождения, уроженка д. Чарги. Раскулачена и
сослана на Ангару. Дважды бежала из ссылки, чтобы
вернуться домой. Арестована 5 июля 1937 года.
Обвинена в контрреволюционной организации и
антисоветской агитации. Восемь лет провела в
исправительно-трудовых лагерях. Реабилитирована
лишь в 1989 году прокуратурой Красноярского края».
Многие арестанты попадали в лагеря незаслуженно
– по доносам недоброжелателей, ложным наветам
завистников, из-за неосторожно высказанного
слова… В 1956 Тугачинский лагерь вывезли,
заключенных на машинах увозили. Лагерь перевели
в Решёты
Но восстанавливающейся после войны стране нужен
был лес, и на месте бывшего лагеря создали
Тугачинский леспромхоз. Леспромхоз был в лидерах
по добыче древесины, поступала всё новая и новая
техника: тpaктора, трелёвочные машины, бензопилы,
мощные лесовозы.
Но пришли лихие девяностые, в стране началась
перестройка. Проблем свалилось столько, что
стало не до лесодобывающей отрасли. Леспромхоз
стал приходить в упадок, начались сокращения, а
вскоре и увольнения. Лишившись работы и средств
существования, люди бросали свои дома и уезжали в
поисках лучшей жизни. Численность посёлка начала
резко снижаться. Стали закрываться сначала
детский сад, потом больница, столовая, пекарня,
клуб, аптека...Брошенные строения
разворовывались, разваливались, сносились.
Центр посёлка, который начал застраиваться
первым, превратился в пустырь, заросший бурьяном.
Старые постройки снесены, а новые строить некому
и незачем. По последним статистическим данным в
Тугаче в настоящее время проживает чуть более
пятисот человек, преимущественно пожилые люди,
которым тяжело покидать родные места. Оставшееся
мужское население работоспособного возраста
вынуждено работать вахтовым методом. И когда в 2000
году в Саянском районе начали работу по освоению
Кингашского месторождения
платино-медно-никелевых руд, у жителей посёлка
затеплилась надежда, ведь это всего лишь
километрах в тридцати от Тугача.
По своим запасам никеля, меди и платины это
месторождение занимает второе место (после
Норильского) в нашей стране. Здесь планируется
построить горно-обогатительный комбинат с
численностью рабочих мест более 1800 человек. Было
уже начато строительство вахтового городка на 900
человек, построены гостиница, медпункт, началась
отсыпка дороги от станции Саянской до Кингаша. У
местных жителей Саянского района, в том числе у
тугачинцев трудоспособного возраста появилась
работа. Но в 2009 году все планы нарушил мировой
финансовый кризис, который прокатился и по
России. Все работы по освоению Кингашского
месторождения были свёрнуты, скважины
законсервированы, буровые вышки вывезены и сданы
на годы в аренду. Люди, оставшись без работы,
вновь стали заpaбатывать на проживание вахтовым
методом, оставляя свои семьи на месяцы, даже
иногда на полгода. Но в людях живёт надежда, что с
возобновлением работ по строительству
Кингашского горно-обогатительного комбината
возникнет потребность в людских ресурсах. И
тогда, может, вспомнят о некогда процветающем
посёлке Тугач, о людях, умеющих хорошо работать,
их выносливости и терпении, об их умении жить и
выживать даже в самые нелёгкие времена.
Участь поселка Тугач постигла многие деревни
России, сколько деревень исчезло, пропали
певучие названия. Но ещё глубже нравственная
проблема, так как деревни – это маленькие
островки нашей национальной культуры, истории. В
мёртвых деревнях осталась малая родина
миллионов россиян.
Несмотря ни на что поселок Тугач продолжает жить,
много испытаний выпало на его долю и долю людей,
проживающих в нем, очень надеюсь, что у поселка
есть будущее, жизнь в там никогда не умрет!
2. Мой дед – моя гордость. Савенко Регина
Я взяла эту тему, потому что мне было интересно
узнать о жизни своего прадеда, героя прошедшего
полями Великой Отечественной войны.
Мой прадед, Самохов Николай Родионович, родился 19
декабря 1924 года в деревне Сукромля Шумячского
района Смоленской области. В семье было пятеро
детей и только один мальчик – мой прадед. И
родители и четыре сестры очень его любили ,
заботились о нем и гордились им. Он хорошо учился,
помогал отцу по хозяйству, а когда началась война
16-летним подростком вместе со старшими сестрами
ушел в партизанский отряд. Прадед был
разведчиком, участвовал в диверсионных
операциях, был награжден медалью, а в 1942 году в
одном из боев был тяжело ранен – обе ноги были
"прошиты" пулеметной очередью. Несколько
суток раненных не могли вывезти с территории,
окруженной немецкими захватчиками. Когда за ними
прилетел самолет, у многих раны загноились, была
большая потеря крови, а некоторые так и не
дождались помощи. В тяжелом состоянии раненных
привезли в Калугу в госпиталь. Мой прадед –
семнадцатилетний парень ростом 182 см весил 40 кг,
он уже терял сознание. Медсестра, как ребенка, на
руках заносила его в палату и говорила :"Этот
мальчик не выживет, наверно". Врачи осмотрев
больного сказали :"Ампутация одной ноги". И
тогда этот обессиленный, раненый,
изголодавшийся, теряющий сознание мальчишка
сказал: "Доктор, мне 17 лет, я еще школу не успел
закончить, я много чего не успел сделать, мне
никак нельзя без ноги. Тебя же учили лечить, а не
отрубать ноги. Лечи! Доктор, если я очнусь после
операции без ноги, я тебе этого не прощу. Сотвори
чудо, ты же можешь!". И доктор, действительно,
сотворил чудо. Он удалил раздробленный коленный
сустав, нога стала на 8 см короче, но нога осталась
своя – не протез.
На этой негнущейся ноге прадед научился ездить
на велосипеде, ходить, даже бегать, на лыжах,
работая плотником, он выстроил ни одну деревню. В
общем, ни он сам, ни окружающие не обратили
внимание на его инвалидность. Получив профессию
бухгалтера, он стал хорошим специалистом,
хорошим товароведом и даже председателем
сельсовета. Но судьба готовила ему еще одно
тяжелое испытание. В 1957, когда у прадеда уже была
семья и двое детей, его осудили за растрату на три
года. Сумма была незначительная, взяла ее из
кассы бухгалтер, а прадед был председателем
сельсовета. Виноватыми признали обоих и
прадедушку, инвалида Великой Отечественной
Войны, отправили в Сибирь на лесозаготовки. Но и
эти трудности его не сломали. Уже через год он
вернулся домой, судимость была снята, он был
оправдан. Его оптимизм, доброе отношение к людям,
готовность прийти на помощь всегда помогали ему
в трудных ситуациях. Этот год сделал прадедушку
еще сильнее. Односельчане уважительно называли
его Родионович. Он не вернулся к своей профессии
бухгалтера. Он работал сторожем, плотником,
столяром. С весны и до поздней осени Родионович
со своим напарником, иногда бригадой в несколько
человек, строили дома в деревнях, а зимой валял
валенки односельчанам, этому он позже научился в
совершенстве. Чтобы не делал мой прадед – он
делал все качественно, работал красиво, с
радостью передавал свое мастерство тем, кто
хотел научиться. Будучи человеком, который видел
cмepть и победил ее, он очень любил жизнь, ценил
каждый день ее, спешил дарить радость окружающим.
Любил детей, любил внуков, помогал всем, кто в
этом нуждался. И не всегда деньгами, чаще советом,
откровенными разговорами. Любая трудная
ситуация с ним легко и быстро разрешалась. У него
на все случаи находилась шутка, прибаутка,
анекдот. Он шутил даже последние дни своей жизни,
находясь в больнице с множественными ожогами,
весь в бинтах. Это случилось летом. Прадедушке
было 64 года, он был здоров, работал на
строительстве дачи, использовал газовую горелку
и баллон с газом. Была нарушена техника
безопасности, произошла утечка газа, пожар. Дача
не сгорела, никакое имущество не пострадало,
обгорел только он – мой прадедушка. Два месяца
борьбы с болезнью, борьбы с болью и мучительная
cмepть. Он мужественно держался, он улыбался и
шутил. Он был героем в жизни и умер героем.16
сентября 1989 года он умер от ожоговой болезни.
Его, Самохова Николая Родионовича, помнят многие:
многочисленные родственники (сестры, 11
племянников и племянниц, двое детей, пятеро
внуков, четверо правнуков, помнят те, кто живет в
домах, им построенных. Его помнят и благодарят те,
с кем он работал и кого он учил работать.
3. История жизни моей бабушки. Хитрова Алина
Нет в России семьи, которой бы не коснулось
дыханье Великой Отечественной войны. Войны, о
которой сегодня говорится особенно много и, к
сожалению, противоречиво. Коснулась она и нашей
семьи. На уроках истории красноярского края
ученики много и с интересом рассказывали о своей
семье в годы войны, героях-красноярцах, меня то же
заинтересовала данная тема, тем более что со мной
рядом жила очевидец всех этих событий – моя
пpaбабушка, которая так много знала. Хотелось
больше узнать о военном времени, о людях, внесших
свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, об их
судьбах, о жизни.
Вера Павловна Филоненко (в девичестве – Чистова)
родилась 6 ноября 1920года в селе Спасское
Саянского района Красноярского края. В этом селе
она выросла, вышла замуж за Новикова Бориса
Трофимовича и родила первенца. Она думала, что
проживет долго и счастливо со своим Борисом, у
них будет много детей, но судьба распорядилась
по-другому. Ее мужу, не суждено было увидеть
своего сына, так как в 1940 году Бориса Тимофеевича
призвали в армию, а в 1941 году началась Великая
Отечественная война. В конце 1941 года пришла
похоронка, известившая, что младший сержант
Новиков Борис Трофимович, пал cмepтью храбрых в
боях под Смоленщиной и похоронен в братской
могиле у деревни Корнаково. Так моя пpaбабушка в
20 лет стала вдовой с маленьким ребенком на руках,
не о такой жизни она мечтала.
Тяжело было на фронте, но не легче было и в тылу. В
годы войны в деревнях остались только старики,
женщины да дети на их плечи легли все трудности
военного периода. Работали, не уступая мужчинам,
несмотря ни на что: время военное Родине нужен
хлеб.
Работать приходилось по 16-18 часов. Наравне со
взрослыми работали и дети – пасли скот, работали
в поле. Землю вскапывали в ручную. Пpaбабушка
вспоминала, что рабочий день во время посевной
начинался в четыре часа утра и заканчивался
поздно вечером, надо было еще успеть засадить
свой собственный огород. Кружилась от голода и от
усталости голова, слабели руки. Откуда только
сила бралась.
Бабушка рассказывала, что очень страдали от
голода, хлеба постоянно не хватало. Из-за
нехватки муки, его пекли с примесями, добавляя
картофельные очистки, лебеду. Кашу варили из
семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля.
Пpaбабушка до сих пор помнит этот вкус и запах.
Вместо чая использовали листья черной смородины,
сушеную морковь и прочие травы. Выживали, как
могли. Что бы ни умереть с голода ходили в тайгу,
собирали черемшу, грибы, орехи. Семьи, в основном,
были многодетными. Особенно тяжело было детям, с
грустью вспоминала пpaбабушка, они часто болели,
многие совсем не ходили в школу: зимой не было
обуви (одна пара на несколько человек), не было
учебников, тетрадей, писали на старых газетах,
между строчками. «Но дети всегда остаются
детьми», – улыбаясь, говорила бабушка. У них были
игрушки, конечно, не такие как у нас сейчас.
Игрушки они делали сами из бумаги, фантиков,
разных тряпочек. Кукол, например, шили сами из
старых тряпок, лицо раскрашивали химическим
карандашом. Для игры собирали разные осколки
битой посуды. Вот какие игрушки были у девочек. А
мальчики делали машинки из деревянных брёвнышек,
деревянные сабли, автоматы. Играли в «Чехарду»,
«Городки», «Прятки», «Вышибалы»…Зимой катались
с горки на самодельных лыжах, санках, любили
играть в снежки и лепить снежную бабу.
Когда закончилась война, народ ликовал!
Пpaбабушка плакала от радости! Но вместе с
радостью была и грусть – грусть потерь и боли.
Война унесла жизни многих людей, защищавших
Родину на фронте, но и в тылу были тоже большие
потери. Умерла мать мужа, которая не смогла
пережить потерю двоих сыновей. У пpaбабушки
остались самые добрые воспоминания о ней.
В этом 1945 году, пpaбабушка вышла замуж за
молодого парня, Филиппа Игнатьевича Филоненко.
После окончания Великой Отечественной войны,
когда вернулись домой мужики, стало жить немного
легче. Мужчины ходили в тайгу, добывали дичь –
рябчиков и глухарей, а также заготавливали орехи.
Вся страна приступила к восстановлению
народного хозяйства. Люди также работали без
выходных, но это был труд на благо новой жизни,
жизни без войны. В 1946 году у прадедушки и
пpaбабушки родилась дочь – моя бабушка, Лидия
Филипповна. Родители бабушки, будучи сами не
грамотными смогли дать образование своей дочери.
Моя пpaбабушка прожила 93 года. За ударный труд в
тылу в годы войны, а также за высокие показатели в
работе, награждена медалями, являлась ветераном
труда. Наше поколение пока еще имеет возможность
прикоснуться к войне через воспоминания живых
свидетелей того времени, но этих свидетелей
остается все меньше и меньше. Сейчас эти пожилые
люди, живут рядом с нами, и им немного надо – это
наша забота, любовь и вниманием.
4. Герой России. Радаев Алексей
Высокая миссия на земле – служить своей Родине
и защищать её. Во все времена в России защита
Отечества считалась священным долгом мужчины,
каждого гражданина. Мы бережно храним память о
героизме дедов на фронтах Великой Отечественной
войны, гордимся теми, кто сегодня обеспечивает
нам мирную жизнь, безопасность государства.
Сегодня я хочу рассказать о подвиге героя –
сибиряка, отдавшего себя всего во имя воинского
долга, братской дружбы, во имя людей. Будучи
верными присяге, люди в армейской форме
оказались способными в решающий момент
перешагнуть через невозможное, выполнить приказ
в экстремальной ситуации, не оставить друга,
товарища, просто человека в беде. Их яркая, как
вспышка, жизнь – вечный пример верности долгу,
воинской чести.
Война в Чечне стала крупнейшим военным
столкновением на территории нашей страны со
времен Великой Отечественной войны. Перестройка
со всей очевидностью выявила необходимость
обновления федерального устройства России.
Руководство Чечни отказалось от заключения
любых договоренностей с центром.
Террористические акты, похищения людей, захват
заложников использовали как средства достижения
своей цели. 10 августа Д. Дудаев объявил о всеобщей
воинской мобилизации и начале «священной воны с
Россией». 1 декабря 1994 г. Президент Ельцин
потребовал сдать оружие. Чеченские власти
выполнять требования Президента отказались. 10
декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.
Лейтенант Владимир Боровиков – выпускник
Дальневосточного ВОКУ 1994года – был направлен в
Чеченскую Республику 12 января 1995 года. 18 февраля
1995 года штурмовой отряд под комaндованием
лейтенанта В.Боровикова получили боевую задачу
на блокирование отхода крупного отряда боевиков
в Грозном. Точнее, в районе Черноречья – южного
пригорода Грозного. Подходил к концу первый
месяц с того дня, как колонны 165-го полка морской
пехоты Тихоокеанского флота со стороны Северной
Осетии вошли в Чеченскую республику. После
выполнения поставленной задачи морские
пехотинцы получили приказ на отход, чтобы дать
возможность уничтожить противника огнём
артиллерии. При отходе штурмовой отряд попал в
засаду и вынужден был принять бой с
превосходящими силами дудаевцев. Сообщив
комaндиру батальона о сложившейся обстановке,
Владимир Боровиков вместе с подчиненными вел
трудный многочасовой бой, лично уничтожил
пулеметный расчет, гранатомётчика и трёх
бандитов. В самый критический момент боя
лейтенант был ранен осколком гранаты в голову и
руку, но продолжал руководить боем, пока не
получил новое ранение, от которых скончался.
В газете «Владивосток» Андрей Островский пишет:
«…На засаду они напоролись внезапно – засады
всегда бывают внезапными. И когда заработали
автоматы и пулеметы боевиков, лейтенант
Боровиков успел крикнуть своим бойцам, чтобы
отходили, а сам попытался прикрыть их огнем.
Такой бой скоротечен, Владимир Боровиков погиб
одним из первых. Сколько жизней успел спасти –
две, три, пять?... Кто сосчитает, логика войны не
поддается учету…» Его однополчанин вспоминает :
«Если б не он, нас бы тогда всех покосили..». Вот
они скупые слова благодарности. Указом
Президента Российской Федерации от 3 мая 1995 года
лейтенанту Боровикову Владимиру Валерьевичу
было присвоено звание Героя Российской
Федерации (поcмepтно). 1сентября 2007 года на
средней общеобразовательной школе №11 п.
Енисейск-15, Красноярского края где учился В.В.
Боровиков установлена мемориальная доска. В час
испытаний он с честью выполнил свой воинский
долг. Он был действительно СОЛДАТ!
5. Поселок, которого нет на карте. Шабусов А.
Я хочу рассказать о поселке, которого нет на
карте, поселке расположенном на территории
Енисейского района. Причинах его возникновения,
и чем все закончилось.
70-80 г.г. XX в. – установление
военно-стратегического паритета между СССР и
США. Количество ядерного оружия переросло все
мыслимые пределы. Восточные границы Сибири и
Дальнего Востока нуждались в дополнительной
защите. И вот на территории Енисейского района в
1979 году появилась Иркутская геологическая
служба, цель которой – найти самую высокую точку
над уровнем моря. Эта точка была найдена на юге
Енисейского района, недалеко от с. Шапкино,
именно здесь планировалось размещение нового
спутникового Центра дальней связи. Так было
положено начало образования поселка Енисейск-15.
Вокруг непроходимые болота, леса. Приехали
первые строители нового объекта – солдаты и
офицеры, гражданские – вольнонаемные. Работа шла
быстро, отлажено. Скоро вместо палаточного
городка возникали вагончики, баpaки.
Строительство нового объекта набирало темпы.
Прибывали новые и новые части. Всего на
территории расположилось около 16 частей.
Появляются жизненно-необходимые объекты:
госпиталь, где лечили и военных, и гражданских;
хлебозавод; магазин, цементный завод. Вместе с
офицерами приехали семьи – жены и дети. Возникла
необходимость в строительстве детского сада,
школы, благоустройстве городка. В 1983 году открыли
общеобразовательную среднюю школу. В школе
первоначально обучалось 238 человек. В
гарнизонном Доме офицеров (ГДО) проходили
торжественные мероприятия, веселые праздники.
Жизнь кипела ключом. Построили и заселили 7
пятиэтажных домов. Около поселка вырыли
искусственный водоем, развели рыб. В 1984 году
запустили подстанцию, годом позже появилась
пожарная станция, котельная. Строительство
Центра дальней связи близилось к завершению.
Готовность составляла 95 %.
В стране происходили политические изменения. В
апреле 1985 года руководителем страны избран М.С.
Горбачев. Накопленный в мире ядерный потенциал
позволял уничтожить всё живое на Земле от 10 до 15
раз. Тучи ядерной опасности, нависшие над
человечеством, всё более сгущались. Необходимо
было срочно менять ориентиры. Во
внешнеполитической деятельности была выдвинута
концепция “Нового политического мышления”.
Основным направлением деятельности Советского
правительства стала борьба за прекращение гонки
вооружений, за разоружение и мир. Важной вехой на
пути к достижению договоренности стала
Советско-Американская встреча на высшем уровне в
Рейкьявике (11-12 октября 1986 года). Одним из пунктов
было требование американской стороны произвести
демонтаж объекта на территории Енисейска-15. М.С.
Горбачев, выступая перед жителями г. Красноярска
в 1988 году, говорит: “Перспективы
советско-американских переговоров о сокращении
стратегического ядерного оружия, т.е. судьбы
безопасности во всем мире…” во многом связаны с
РЛС. “ Мы сделали немало, чтобы доказать, что
хаpaктер и предназначение этой РЛС не является
нарушением Договора по ПРО 1972 года. Даже
приглашали сюда американских конгрессменов.
Выразили готовность демонтировать оборудование
этой станции… Но нагнетание домыслов и
спекуляций вокруг РЛС продолжается, оказывает
тормозящее влияние на ход переговоров в Женеве.
”
7-10 декабря 1987 года на Советско-американской
встрече в Вашингтоне был подписан Договор по
РСД-РМД. Контроль за выполнением Договора
предусматривалось проводить на территории СССР
и США. В поселке Енисейск-15 появились
представители контролирующей стороны. Начался
демонтаж объекта. Окончательный демонтаж был
проведен к 1991 году. Поселок Енисейск-15 утратил
свое первоначальное предназначение.
Жизнь в поселке резко изменилась. Встал вопрос:
Что будет дальше? М.С. Горбачев в 1988 году отмечал:
“Мы предлагаем создать на базе РЛС Центр
международного сотрудничества для
использования космического прострaнcтва в
мирных целях”.
Но этому проекту не суждено было осуществиться,
так же, как и многим другим.
Рефлексия
Уровень подготовки каждого доклада оценивают сами учащиеся, заполняются бланки-рецензии:
Подведение итогов.
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
28 03 2024 1:18:30
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
27 03 2024 23:34:14
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
26 03 2024 3:35:34
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
25 03 2024 22:14:27
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
24 03 2024 3:33:58
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
23 03 2024 13:29:44
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...
22 03 2024 13:24:59
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
21 03 2024 8:42:14
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
20 03 2024 18:28:22
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
19 03 2024 20:30:55
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
18 03 2024 19:13:53
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
17 03 2024 13:49:47
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
16 03 2024 1:24:13
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
15 03 2024 15:50:47
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
14 03 2024 14:17:24
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
13 03 2024 8:39:24
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...
12 03 2024 0:17:44
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
11 03 2024 21:23:36
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
10 03 2024 13:14:58
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
09 03 2024 9:51:34
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
08 03 2024 7:19:22
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
07 03 2024 12:32:24
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
06 03 2024 3:46:18
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
05 03 2024 13:15:16
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
04 03 2024 20:21:22
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
03 03 2024 10:32:27
Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
02 03 2024 14:19:39
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
01 03 2024 16:48:59
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
29 02 2024 11:39:46
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
28 02 2024 13:43:54
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
27 02 2024 19:50:59
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
26 02 2024 14:38:29
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
25 02 2024 11:24:33
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
24 02 2024 4:20:10
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
23 02 2024 6:41:11
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
22 02 2024 16:41:40
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
21 02 2024 18:30:52
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...
20 02 2024 23:32:40
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
19 02 2024 16:48:51
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
18 02 2024 8:52:45
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
17 02 2024 16:27:37
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
16 02 2024 17:19:50
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
15 02 2024 15:43:40
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
14 02 2024 2:25:41
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
13 02 2024 2:24:36
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
12 02 2024 17:31:21
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...
11 02 2024 5:24:44
Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
10 02 2024 15:30:35
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
09 02 2024 10:50:58
Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
08 02 2024 5:22:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::