Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»
Цели:
- развить навыки самостоятельной аналитической работы и публичного выступления;
- формировать активную гражданскую позицию учащихся;
- воспитывать уважение к своей малой родине.
Оформление: компьютерные презентации; подборка литературы и видео роликов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Выступления учащихся (выступления приводятся в сокращении):
1. Поселок Тугач.
2. Мой дед – моя гордость.
3. История жизни моей бабушки.
4. Герой России.
5. Поселок, которого нет на карте.
II. Рефлексия.
Уровень подготовки доклада оценивают сами учащиеся, заполняя бланка-рецензии.
В 2014 году исполнилось 80 лет Красноярскому краю – образованному 7 декабря 1934 года, как административно-территориальная единица в составе РСФСР и России в 1934-2014 годах. История края есть часть истории нашей Родины. При всех местных особенностях в истории края прослеживается общий для всей страны исторический путь развития. История края насыщена бурными событиями. Она сложна и интересна.
1. «Поселок Тугач». Ананьева Дарья
Тема моей исследовательской работы – «Поселок
Тугач».
Актуальность темы высока. Нельзя воспитать
гражданина и патриота без знания истории своей
семьи, села, района, без знания культуры и
традиций своего народа. Особенно это актуально в
наше время, когда одна за другой исчезают
деревни. Жителей в них с каждым годом всё меньше,
а их возраст – всё старше. Не слышно детей,
беззаботно бегающих по деревенской улице. Не
видно коров, медленно возвращающихся с пастбища
домой. Цветочные луга зарастают крапивой и
лопухами. Там, где раньше царила кипучая
деятельность – запустение и пугающая тишина.
Людям работу здесь найти вообще невозможно. Этот
процесс, начавшись полвека назад, стёр с лица
земли сотни мелких селений. На грани этого
находится и родная деревня моей бабушки Демицкой
Тамары Игнатьевны.
Посёлок Тугач расположен в предгорьях Восточных
Саян в 36 км от районного центра села Агинское и в
130 км от краевого центра. Места здесь болотистые,
глухие... С юго-восточной стороны на горизонте
виднеются вершины гор, покрытые снегом. Саяны... В
таёжной глуши Саянских предгорий водилось много
зверей и пернатых птиц. Таёжные жители кормились
мясом марала и лося, косули и медведя, тетерева,
глухаря, рябчика, ягодами смородины, жимолости,
черники. Но главное богатство сибирской тайги –
это соболь, белка, рысь, колонок.
Так было до 30-х годов двадцатого века, известного
в нашей истории как периода сталинских
репрессий. Вот тогда-то и появились первые лагеря
ГУЛАГа на территории Красноярского края. Тогда и
появился поселок Тугач.
На уроках истории я уже слышала об этих страшных
событиях, но, что бы так рядом...Не ожидала! Помимо
рассказов бабушки, я начала искать
дополнительную информацию в библиотеке,
интернете. В различных источниках по разному
объясняют события тех лет, но как бы не объясняли,
такое не должно повториться, свобода, жизнь во
многом совершенно неповинных людей, им не
принадлежала. Это жесточайшее нарушение прав
человека. Многие были реабилитированы, так как не
было состава преступления! Жаль, что ни все
дожили до этого времени, какие унижения, муки они
прошли!
В феврале 1938 года приказом НКВД СССР в Тугаче был
создан исправительно-трудовой лагерь – Краслаг.
По меркам ГУЛАГа лагерь был небольшим, в нём по
разным источникам отбывали чуть больше тысячи
заключённых. Среди них большинство было
«политических», но в годы войны стали здесь
отбывать срок и бандиты: «лесные братья»
(националисты из Прибалтики), бандеровцы с
Западной Украины, воры и убийцы. Условия
содержания заключённых были невыносимыми: зимой
в лютые морозы из одежды только телогрейки, в
баpaках заедали клопы, летом в лесу – комары,
мошка, гнус. Хлеба – 400 грамм в сутки, жидкая
баланда, каша на воде, продолжительность
рабочего дня, хоть и была предусмотрена законом
девятичасовой, никогда не соблюдалась. Чтобы
выполнить план, работали по 10-12 часов. Ворочали
неподъемные бревна, укладывали гати и лежнёвки
через пpaктически непроходимые болота и топи.
Трудились в любую погоду до потери сил – и в снег,
и в дождь, под жарким летним солнцем и в жгучий
мороз. Техники не было: дороги строили
собственными руками. Недовольных сразу
переводили в БУР (баpaк усиленного режима), где
условия содержания были и вовсе нечеловеческие.
Cмepтность в таких лагерях доходила в разные
годы от 8% до 26%. Из воспоминаний бывшего
реабилитированного заключённого, жителя посёлка
Тугач Г. Бякова: «...Хоронить умерших...было не в
чем и некому. Недоставало гробов, не хватало
бесконвойных, вывозили из лагеря в гробу, а за
территорией выбрасывали из него, привязав к руке
фанерную бирку, где указывалась статья, срок и
фамилия. Так хоронили политзаключённых...».
Некоторые смельчаки пытались бежать из лагерей.
Да где там? Кругом непроходимая тайга, болота.
Много человеческих судеб искалечила
«политическая мясорубка". Вот некоторые из
них:
«Иван Федорович Киреев, 1905 года рождения,
бригадир малярного цеха. Арестован по доносу 30
апреля 1937 года. Обвинен во вредительстве, осужден
22 июня 1938 года. Реабилитирован 8 августа 1940 года.
Савелий Дементьевич Красиков, 1907 года рождения,
уроженец д. Чарги Агинской волости, бригадир в
колхозе «Советская заря». Арестован 3 августа 1937
года. Обвинен в контрреволюционной агитации.
Расстрелян 4 ноября 1937 года в Канской тюрьме.
Реабилитирован в 1958 году.
Анастасия Дмитриевна Красикова, 1887 года
рождения, уроженка д. Чарги. Раскулачена и
сослана на Ангару. Дважды бежала из ссылки, чтобы
вернуться домой. Арестована 5 июля 1937 года.
Обвинена в контрреволюционной организации и
антисоветской агитации. Восемь лет провела в
исправительно-трудовых лагерях. Реабилитирована
лишь в 1989 году прокуратурой Красноярского края».
Многие арестанты попадали в лагеря незаслуженно
– по доносам недоброжелателей, ложным наветам
завистников, из-за неосторожно высказанного
слова… В 1956 Тугачинский лагерь вывезли,
заключенных на машинах увозили. Лагерь перевели
в Решёты
Но восстанавливающейся после войны стране нужен
был лес, и на месте бывшего лагеря создали
Тугачинский леспромхоз. Леспромхоз был в лидерах
по добыче древесины, поступала всё новая и новая
техника: тpaктора, трелёвочные машины, бензопилы,
мощные лесовозы.
Но пришли лихие девяностые, в стране началась
перестройка. Проблем свалилось столько, что
стало не до лесодобывающей отрасли. Леспромхоз
стал приходить в упадок, начались сокращения, а
вскоре и увольнения. Лишившись работы и средств
существования, люди бросали свои дома и уезжали в
поисках лучшей жизни. Численность посёлка начала
резко снижаться. Стали закрываться сначала
детский сад, потом больница, столовая, пекарня,
клуб, аптека...Брошенные строения
разворовывались, разваливались, сносились.
Центр посёлка, который начал застраиваться
первым, превратился в пустырь, заросший бурьяном.
Старые постройки снесены, а новые строить некому
и незачем. По последним статистическим данным в
Тугаче в настоящее время проживает чуть более
пятисот человек, преимущественно пожилые люди,
которым тяжело покидать родные места. Оставшееся
мужское население работоспособного возраста
вынуждено работать вахтовым методом. И когда в 2000
году в Саянском районе начали работу по освоению
Кингашского месторождения
платино-медно-никелевых руд, у жителей посёлка
затеплилась надежда, ведь это всего лишь
километрах в тридцати от Тугача.
По своим запасам никеля, меди и платины это
месторождение занимает второе место (после
Норильского) в нашей стране. Здесь планируется
построить горно-обогатительный комбинат с
численностью рабочих мест более 1800 человек. Было
уже начато строительство вахтового городка на 900
человек, построены гостиница, медпункт, началась
отсыпка дороги от станции Саянской до Кингаша. У
местных жителей Саянского района, в том числе у
тугачинцев трудоспособного возраста появилась
работа. Но в 2009 году все планы нарушил мировой
финансовый кризис, который прокатился и по
России. Все работы по освоению Кингашского
месторождения были свёрнуты, скважины
законсервированы, буровые вышки вывезены и сданы
на годы в аренду. Люди, оставшись без работы,
вновь стали заpaбатывать на проживание вахтовым
методом, оставляя свои семьи на месяцы, даже
иногда на полгода. Но в людях живёт надежда, что с
возобновлением работ по строительству
Кингашского горно-обогатительного комбината
возникнет потребность в людских ресурсах. И
тогда, может, вспомнят о некогда процветающем
посёлке Тугач, о людях, умеющих хорошо работать,
их выносливости и терпении, об их умении жить и
выживать даже в самые нелёгкие времена.
Участь поселка Тугач постигла многие деревни
России, сколько деревень исчезло, пропали
певучие названия. Но ещё глубже нравственная
проблема, так как деревни – это маленькие
островки нашей национальной культуры, истории. В
мёртвых деревнях осталась малая родина
миллионов россиян.
Несмотря ни на что поселок Тугач продолжает жить,
много испытаний выпало на его долю и долю людей,
проживающих в нем, очень надеюсь, что у поселка
есть будущее, жизнь в там никогда не умрет!
2. Мой дед – моя гордость. Савенко Регина
Я взяла эту тему, потому что мне было интересно
узнать о жизни своего прадеда, героя прошедшего
полями Великой Отечественной войны.
Мой прадед, Самохов Николай Родионович, родился 19
декабря 1924 года в деревне Сукромля Шумячского
района Смоленской области. В семье было пятеро
детей и только один мальчик – мой прадед. И
родители и четыре сестры очень его любили ,
заботились о нем и гордились им. Он хорошо учился,
помогал отцу по хозяйству, а когда началась война
16-летним подростком вместе со старшими сестрами
ушел в партизанский отряд. Прадед был
разведчиком, участвовал в диверсионных
операциях, был награжден медалью, а в 1942 году в
одном из боев был тяжело ранен – обе ноги были
"прошиты" пулеметной очередью. Несколько
суток раненных не могли вывезти с территории,
окруженной немецкими захватчиками. Когда за ними
прилетел самолет, у многих раны загноились, была
большая потеря крови, а некоторые так и не
дождались помощи. В тяжелом состоянии раненных
привезли в Калугу в госпиталь. Мой прадед –
семнадцатилетний парень ростом 182 см весил 40 кг,
он уже терял сознание. Медсестра, как ребенка, на
руках заносила его в палату и говорила :"Этот
мальчик не выживет, наверно". Врачи осмотрев
больного сказали :"Ампутация одной ноги". И
тогда этот обессиленный, раненый,
изголодавшийся, теряющий сознание мальчишка
сказал: "Доктор, мне 17 лет, я еще школу не успел
закончить, я много чего не успел сделать, мне
никак нельзя без ноги. Тебя же учили лечить, а не
отрубать ноги. Лечи! Доктор, если я очнусь после
операции без ноги, я тебе этого не прощу. Сотвори
чудо, ты же можешь!". И доктор, действительно,
сотворил чудо. Он удалил раздробленный коленный
сустав, нога стала на 8 см короче, но нога осталась
своя – не протез.
На этой негнущейся ноге прадед научился ездить
на велосипеде, ходить, даже бегать, на лыжах,
работая плотником, он выстроил ни одну деревню. В
общем, ни он сам, ни окружающие не обратили
внимание на его инвалидность. Получив профессию
бухгалтера, он стал хорошим специалистом,
хорошим товароведом и даже председателем
сельсовета. Но судьба готовила ему еще одно
тяжелое испытание. В 1957, когда у прадеда уже была
семья и двое детей, его осудили за растрату на три
года. Сумма была незначительная, взяла ее из
кассы бухгалтер, а прадед был председателем
сельсовета. Виноватыми признали обоих и
прадедушку, инвалида Великой Отечественной
Войны, отправили в Сибирь на лесозаготовки. Но и
эти трудности его не сломали. Уже через год он
вернулся домой, судимость была снята, он был
оправдан. Его оптимизм, доброе отношение к людям,
готовность прийти на помощь всегда помогали ему
в трудных ситуациях. Этот год сделал прадедушку
еще сильнее. Односельчане уважительно называли
его Родионович. Он не вернулся к своей профессии
бухгалтера. Он работал сторожем, плотником,
столяром. С весны и до поздней осени Родионович
со своим напарником, иногда бригадой в несколько
человек, строили дома в деревнях, а зимой валял
валенки односельчанам, этому он позже научился в
совершенстве. Чтобы не делал мой прадед – он
делал все качественно, работал красиво, с
радостью передавал свое мастерство тем, кто
хотел научиться. Будучи человеком, который видел
cмepть и победил ее, он очень любил жизнь, ценил
каждый день ее, спешил дарить радость окружающим.
Любил детей, любил внуков, помогал всем, кто в
этом нуждался. И не всегда деньгами, чаще советом,
откровенными разговорами. Любая трудная
ситуация с ним легко и быстро разрешалась. У него
на все случаи находилась шутка, прибаутка,
анекдот. Он шутил даже последние дни своей жизни,
находясь в больнице с множественными ожогами,
весь в бинтах. Это случилось летом. Прадедушке
было 64 года, он был здоров, работал на
строительстве дачи, использовал газовую горелку
и баллон с газом. Была нарушена техника
безопасности, произошла утечка газа, пожар. Дача
не сгорела, никакое имущество не пострадало,
обгорел только он – мой прадедушка. Два месяца
борьбы с болезнью, борьбы с болью и мучительная
cмepть. Он мужественно держался, он улыбался и
шутил. Он был героем в жизни и умер героем.16
сентября 1989 года он умер от ожоговой болезни.
Его, Самохова Николая Родионовича, помнят многие:
многочисленные родственники (сестры, 11
племянников и племянниц, двое детей, пятеро
внуков, четверо правнуков, помнят те, кто живет в
домах, им построенных. Его помнят и благодарят те,
с кем он работал и кого он учил работать.
3. История жизни моей бабушки. Хитрова Алина
Нет в России семьи, которой бы не коснулось
дыханье Великой Отечественной войны. Войны, о
которой сегодня говорится особенно много и, к
сожалению, противоречиво. Коснулась она и нашей
семьи. На уроках истории красноярского края
ученики много и с интересом рассказывали о своей
семье в годы войны, героях-красноярцах, меня то же
заинтересовала данная тема, тем более что со мной
рядом жила очевидец всех этих событий – моя
пpaбабушка, которая так много знала. Хотелось
больше узнать о военном времени, о людях, внесших
свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, об их
судьбах, о жизни.
Вера Павловна Филоненко (в девичестве – Чистова)
родилась 6 ноября 1920года в селе Спасское
Саянского района Красноярского края. В этом селе
она выросла, вышла замуж за Новикова Бориса
Трофимовича и родила первенца. Она думала, что
проживет долго и счастливо со своим Борисом, у
них будет много детей, но судьба распорядилась
по-другому. Ее мужу, не суждено было увидеть
своего сына, так как в 1940 году Бориса Тимофеевича
призвали в армию, а в 1941 году началась Великая
Отечественная война. В конце 1941 года пришла
похоронка, известившая, что младший сержант
Новиков Борис Трофимович, пал cмepтью храбрых в
боях под Смоленщиной и похоронен в братской
могиле у деревни Корнаково. Так моя пpaбабушка в
20 лет стала вдовой с маленьким ребенком на руках,
не о такой жизни она мечтала.
Тяжело было на фронте, но не легче было и в тылу. В
годы войны в деревнях остались только старики,
женщины да дети на их плечи легли все трудности
военного периода. Работали, не уступая мужчинам,
несмотря ни на что: время военное Родине нужен
хлеб.
Работать приходилось по 16-18 часов. Наравне со
взрослыми работали и дети – пасли скот, работали
в поле. Землю вскапывали в ручную. Пpaбабушка
вспоминала, что рабочий день во время посевной
начинался в четыре часа утра и заканчивался
поздно вечером, надо было еще успеть засадить
свой собственный огород. Кружилась от голода и от
усталости голова, слабели руки. Откуда только
сила бралась.
Бабушка рассказывала, что очень страдали от
голода, хлеба постоянно не хватало. Из-за
нехватки муки, его пекли с примесями, добавляя
картофельные очистки, лебеду. Кашу варили из
семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля.
Пpaбабушка до сих пор помнит этот вкус и запах.
Вместо чая использовали листья черной смородины,
сушеную морковь и прочие травы. Выживали, как
могли. Что бы ни умереть с голода ходили в тайгу,
собирали черемшу, грибы, орехи. Семьи, в основном,
были многодетными. Особенно тяжело было детям, с
грустью вспоминала пpaбабушка, они часто болели,
многие совсем не ходили в школу: зимой не было
обуви (одна пара на несколько человек), не было
учебников, тетрадей, писали на старых газетах,
между строчками. «Но дети всегда остаются
детьми», – улыбаясь, говорила бабушка. У них были
игрушки, конечно, не такие как у нас сейчас.
Игрушки они делали сами из бумаги, фантиков,
разных тряпочек. Кукол, например, шили сами из
старых тряпок, лицо раскрашивали химическим
карандашом. Для игры собирали разные осколки
битой посуды. Вот какие игрушки были у девочек. А
мальчики делали машинки из деревянных брёвнышек,
деревянные сабли, автоматы. Играли в «Чехарду»,
«Городки», «Прятки», «Вышибалы»…Зимой катались
с горки на самодельных лыжах, санках, любили
играть в снежки и лепить снежную бабу.
Когда закончилась война, народ ликовал!
Пpaбабушка плакала от радости! Но вместе с
радостью была и грусть – грусть потерь и боли.
Война унесла жизни многих людей, защищавших
Родину на фронте, но и в тылу были тоже большие
потери. Умерла мать мужа, которая не смогла
пережить потерю двоих сыновей. У пpaбабушки
остались самые добрые воспоминания о ней.
В этом 1945 году, пpaбабушка вышла замуж за
молодого парня, Филиппа Игнатьевича Филоненко.
После окончания Великой Отечественной войны,
когда вернулись домой мужики, стало жить немного
легче. Мужчины ходили в тайгу, добывали дичь –
рябчиков и глухарей, а также заготавливали орехи.
Вся страна приступила к восстановлению
народного хозяйства. Люди также работали без
выходных, но это был труд на благо новой жизни,
жизни без войны. В 1946 году у прадедушки и
пpaбабушки родилась дочь – моя бабушка, Лидия
Филипповна. Родители бабушки, будучи сами не
грамотными смогли дать образование своей дочери.
Моя пpaбабушка прожила 93 года. За ударный труд в
тылу в годы войны, а также за высокие показатели в
работе, награждена медалями, являлась ветераном
труда. Наше поколение пока еще имеет возможность
прикоснуться к войне через воспоминания живых
свидетелей того времени, но этих свидетелей
остается все меньше и меньше. Сейчас эти пожилые
люди, живут рядом с нами, и им немного надо – это
наша забота, любовь и вниманием.
4. Герой России. Радаев Алексей
Высокая миссия на земле – служить своей Родине
и защищать её. Во все времена в России защита
Отечества считалась священным долгом мужчины,
каждого гражданина. Мы бережно храним память о
героизме дедов на фронтах Великой Отечественной
войны, гордимся теми, кто сегодня обеспечивает
нам мирную жизнь, безопасность государства.
Сегодня я хочу рассказать о подвиге героя –
сибиряка, отдавшего себя всего во имя воинского
долга, братской дружбы, во имя людей. Будучи
верными присяге, люди в армейской форме
оказались способными в решающий момент
перешагнуть через невозможное, выполнить приказ
в экстремальной ситуации, не оставить друга,
товарища, просто человека в беде. Их яркая, как
вспышка, жизнь – вечный пример верности долгу,
воинской чести.
Война в Чечне стала крупнейшим военным
столкновением на территории нашей страны со
времен Великой Отечественной войны. Перестройка
со всей очевидностью выявила необходимость
обновления федерального устройства России.
Руководство Чечни отказалось от заключения
любых договоренностей с центром.
Террористические акты, похищения людей, захват
заложников использовали как средства достижения
своей цели. 10 августа Д. Дудаев объявил о всеобщей
воинской мобилизации и начале «священной воны с
Россией». 1 декабря 1994 г. Президент Ельцин
потребовал сдать оружие. Чеченские власти
выполнять требования Президента отказались. 10
декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.
Лейтенант Владимир Боровиков – выпускник
Дальневосточного ВОКУ 1994года – был направлен в
Чеченскую Республику 12 января 1995 года. 18 февраля
1995 года штурмовой отряд под комaндованием
лейтенанта В.Боровикова получили боевую задачу
на блокирование отхода крупного отряда боевиков
в Грозном. Точнее, в районе Черноречья – южного
пригорода Грозного. Подходил к концу первый
месяц с того дня, как колонны 165-го полка морской
пехоты Тихоокеанского флота со стороны Северной
Осетии вошли в Чеченскую республику. После
выполнения поставленной задачи морские
пехотинцы получили приказ на отход, чтобы дать
возможность уничтожить противника огнём
артиллерии. При отходе штурмовой отряд попал в
засаду и вынужден был принять бой с
превосходящими силами дудаевцев. Сообщив
комaндиру батальона о сложившейся обстановке,
Владимир Боровиков вместе с подчиненными вел
трудный многочасовой бой, лично уничтожил
пулеметный расчет, гранатомётчика и трёх
бандитов. В самый критический момент боя
лейтенант был ранен осколком гранаты в голову и
руку, но продолжал руководить боем, пока не
получил новое ранение, от которых скончался.
В газете «Владивосток» Андрей Островский пишет:
«…На засаду они напоролись внезапно – засады
всегда бывают внезапными. И когда заработали
автоматы и пулеметы боевиков, лейтенант
Боровиков успел крикнуть своим бойцам, чтобы
отходили, а сам попытался прикрыть их огнем.
Такой бой скоротечен, Владимир Боровиков погиб
одним из первых. Сколько жизней успел спасти –
две, три, пять?... Кто сосчитает, логика войны не
поддается учету…» Его однополчанин вспоминает :
«Если б не он, нас бы тогда всех покосили..». Вот
они скупые слова благодарности. Указом
Президента Российской Федерации от 3 мая 1995 года
лейтенанту Боровикову Владимиру Валерьевичу
было присвоено звание Героя Российской
Федерации (поcмepтно). 1сентября 2007 года на
средней общеобразовательной школе №11 п.
Енисейск-15, Красноярского края где учился В.В.
Боровиков установлена мемориальная доска. В час
испытаний он с честью выполнил свой воинский
долг. Он был действительно СОЛДАТ!
5. Поселок, которого нет на карте. Шабусов А.
Я хочу рассказать о поселке, которого нет на
карте, поселке расположенном на территории
Енисейского района. Причинах его возникновения,
и чем все закончилось.
70-80 г.г. XX в. – установление
военно-стратегического паритета между СССР и
США. Количество ядерного оружия переросло все
мыслимые пределы. Восточные границы Сибири и
Дальнего Востока нуждались в дополнительной
защите. И вот на территории Енисейского района в
1979 году появилась Иркутская геологическая
служба, цель которой – найти самую высокую точку
над уровнем моря. Эта точка была найдена на юге
Енисейского района, недалеко от с. Шапкино,
именно здесь планировалось размещение нового
спутникового Центра дальней связи. Так было
положено начало образования поселка Енисейск-15.
Вокруг непроходимые болота, леса. Приехали
первые строители нового объекта – солдаты и
офицеры, гражданские – вольнонаемные. Работа шла
быстро, отлажено. Скоро вместо палаточного
городка возникали вагончики, баpaки.
Строительство нового объекта набирало темпы.
Прибывали новые и новые части. Всего на
территории расположилось около 16 частей.
Появляются жизненно-необходимые объекты:
госпиталь, где лечили и военных, и гражданских;
хлебозавод; магазин, цементный завод. Вместе с
офицерами приехали семьи – жены и дети. Возникла
необходимость в строительстве детского сада,
школы, благоустройстве городка. В 1983 году открыли
общеобразовательную среднюю школу. В школе
первоначально обучалось 238 человек. В
гарнизонном Доме офицеров (ГДО) проходили
торжественные мероприятия, веселые праздники.
Жизнь кипела ключом. Построили и заселили 7
пятиэтажных домов. Около поселка вырыли
искусственный водоем, развели рыб. В 1984 году
запустили подстанцию, годом позже появилась
пожарная станция, котельная. Строительство
Центра дальней связи близилось к завершению.
Готовность составляла 95 %.
В стране происходили политические изменения. В
апреле 1985 года руководителем страны избран М.С.
Горбачев. Накопленный в мире ядерный потенциал
позволял уничтожить всё живое на Земле от 10 до 15
раз. Тучи ядерной опасности, нависшие над
человечеством, всё более сгущались. Необходимо
было срочно менять ориентиры. Во
внешнеполитической деятельности была выдвинута
концепция “Нового политического мышления”.
Основным направлением деятельности Советского
правительства стала борьба за прекращение гонки
вооружений, за разоружение и мир. Важной вехой на
пути к достижению договоренности стала
Советско-Американская встреча на высшем уровне в
Рейкьявике (11-12 октября 1986 года). Одним из пунктов
было требование американской стороны произвести
демонтаж объекта на территории Енисейска-15. М.С.
Горбачев, выступая перед жителями г. Красноярска
в 1988 году, говорит: “Перспективы
советско-американских переговоров о сокращении
стратегического ядерного оружия, т.е. судьбы
безопасности во всем мире…” во многом связаны с
РЛС. “ Мы сделали немало, чтобы доказать, что
хаpaктер и предназначение этой РЛС не является
нарушением Договора по ПРО 1972 года. Даже
приглашали сюда американских конгрессменов.
Выразили готовность демонтировать оборудование
этой станции… Но нагнетание домыслов и
спекуляций вокруг РЛС продолжается, оказывает
тормозящее влияние на ход переговоров в Женеве.
”
7-10 декабря 1987 года на Советско-американской
встрече в Вашингтоне был подписан Договор по
РСД-РМД. Контроль за выполнением Договора
предусматривалось проводить на территории СССР
и США. В поселке Енисейск-15 появились
представители контролирующей стороны. Начался
демонтаж объекта. Окончательный демонтаж был
проведен к 1991 году. Поселок Енисейск-15 утратил
свое первоначальное предназначение.
Жизнь в поселке резко изменилась. Встал вопрос:
Что будет дальше? М.С. Горбачев в 1988 году отмечал:
“Мы предлагаем создать на базе РЛС Центр
международного сотрудничества для
использования космического прострaнcтва в
мирных целях”.
Но этому проекту не суждено было осуществиться,
так же, как и многим другим.
Рефлексия
Уровень подготовки каждого доклада оценивают сами учащиеся, заполняются бланки-рецензии:
Подведение итогов.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 14:51:11
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 19:58:51
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 18:37:27
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 5:46:51
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 13:47:10
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 6:46:35
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 4:22:24
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 16:55:35
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 11:15:31
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 9:45:11
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 8:39:39
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 2:59:51
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 21:35:47
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 5:16:19
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 5:16:42
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 8:28:33
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 10:20:47
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 6:56:42
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 6:30:32
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 7:34:11
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 7:45:24
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 21:14:20
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 9:52:33
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 2:44:56
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 15:20:56
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 13:48:26
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 12:38:22
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 18:19:23
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 7:17:19
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 14:48:29
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 0:40:11
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 6:48:22
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 7:13:28
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 13:44:55
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 10:26:37
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 3:52:32
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 9:27:50
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 3:34:37
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 14:23:29
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 2:39:31
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 0:51:34
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 22:52:35
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 12:39:13
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 5:20:36
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 1:48:31
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 9:54:42
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 11:37:42
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 2:41:33
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 21:27:26
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 17:30:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::