Культура России во второй половине XVIII века > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Культура России во второй половине XVIII века


    Культура России во второй половине XVIII века


Цели урока:

  • формирование знаний о культуре России второй половины XVIII века;
  • развитие навыков самостоятельной мыслительной деятельности, умений работы с дополнительной литературой, мультимедийными средствами;
  • самореализация и самоутверждение учащихся, умение работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: групповая работа, проектная технология.

Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок по теме: “Культура России второй половины XVIII века” пройдёт в форме защиты ваших групповых проектов. О значимости самостоятельной работы в получении новых знаний ещё в V веке до н. э. говорил китайский мудрец Конфуций:

Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.

Вам на уроке предстоит решить проблему: “Какие изменения происходят в культуре России во второй половине XVIII века?”

Свой проект “Литература России во 2-й половине XVIII века” представляет первая группа.

Ученица: Литература второй половины XVIII века представлена целой плеядой талантов: Державин, Херасков, Майков, Карамзин, Фонвизин. Мы задались вопросом: почему комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” не потеряла своей актуальности в наши дни? Наша группа прочитала это произведение.

Тип проекта: творческий.

Вашему вниманию предлагается инсценировка отрывка из комедии (действие 4, явление 8).

Ученица: Так почему же произведение Д.И. Фонвизина “Недоросль”, написанное два века назад воспринимается по-современному?

Вы правы, в наших школах обучаются ученики, подобные Митрофанушкам. С критикой существующего строя выступать в то время было нельзя- попробовал А. Радищев — оказался в 10-летней ссылке. Высмеивать было менее опасно. Первым настоящим насмешником над екатерининским дворянством стал Д. И. Фонвизин.

Учитель: Вторая группа работала над проектом: “Архитектура России 2-й пол. XVIII века” Предоставляем им слово.

Ученик: В царствование Екатерины Великой в России утвердился новый художественный стиль - классицизм. Этот стиль заимствовал свои формы из искусства античности. “Благородная красота и спокойствие”- суть классицизма. Эта архитектура любит простоту, ясность форм, скромность декора, использование архитектурного ордера. Формы зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: куб, параллелепипед. Часто к центральной части примыкает портик с колоннами, увенчанный треугольным фронтоном. Во всём господствует симметрия.

Проблема: считается, что в России сложились 2 архитектурные классицистические школы - московская и петербургская. Мы хотим выяснить, в чём состоит их отличие?

Тип проекта: пpaктико-ориентированный.

Продукт проекта: выпуск буклета “Архитектура России 2-ой половины XVIII века”.

Презентация.

Первой постройкой Петербурга в новом художественном стиле стало здание Академии художеств. (Слайд). В 1765 г. Екатерина собственноручно под грохот орудий золотой лопаточкой заложила первый камень в основание будущего храма искусств. Затем императрица пожаловала в академики архитектора Баженова, художника Рокотова и присвоила более высокие, профессорские, звания Кокоринову и Валлен-Деламоту. Именно они, два выдающихся зодчих - француз Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот и русский Александр Филлипович Кокоринов- спроектировали здание Академии. Вот уже в течение двух столетий из стен величественного здания Академии художеств выходят в жизнь лучшие русские живописцы, скульпторы и архитекторы.

Ученица: Одним из первых выпускников Академии по классу архитектуры был Иван Егорович Старов. В 1776 году архитектор получил заказ - Троицкий собор Александро-Невской лавры. Перед молодым зодчим стояла чрезвычайно ответственная задача. Монастырь считался первым по значению в России, а проектируемый в нём собор должен был стать усыпальницей великого русского полководца Александра Невского. 12 лет продолжалось строительство. Строгий и монументальный Троицкий собор стал в XVIII веке крупнейшим в России. (Слайд). Одновременно со строительством Троицкого собора Старов взялся за сооружение своей самой известной постройки - Таврического дворца. (Слайд). Екатерина заказала его для своего фаворита Г.А.Потёмкина. Любопытный факт: император Наполеон, решив построить для своего сына дворец, потребовал представить ему проекты лучших из известных в мире дворцов. Из 20-ти отобранных проектов самым удачным был проект Таврического дворца.

Ученик: Первые работы шотландца Чарлза Камерона в России связаны с Царским Селом. Великолепна его галерея, названная в честь его создателя Камероновой (Слайд). Галерея предназначалась для прогулок и любования фейерверками, которые устраивали по праздникам на Большом озере, расположенном неподалёку.

Почти одновременно с Камероном прибыл в Россию другой замечательный архитектор - Джакомо Кваренги. Он сооружает одно из прекраснейших театральных зданий – Эрмитажный театр (Слайд). Архитектор перебросил через Зимнюю канавку арку и соединил театр крытым переходом с комплексом Зимнего дворца. Зрительные места оформил в виде амфитеатра, что напоминало устройство античного театра. На набережной Васильевского острова архитектор возводит новое здание Академии наук (Слайд 6). На фоне широких просторов Невы столь величественная архитектура воспринимается особенно органично.

Ученица: Самым крупным московским зодчим 2-ой половины XVIII века был Василий Иванович Баженов. Близ Кремля, на кромке высокого холма, стоит красавец-дом. Построен он был по заказу богатого гвардейского офицера Пашкова (Слайд). В течение многих лет рука об руку с Баженовым работал другой русский зодчий – Матфей Фёдорович Казаков. Вдалеке от центра Москвы, рядом с Ленинградским проспектом, стоит удивительное по архитектуре сооружение - бывший Петровский путевой дворец (Слайд). Когда-то на протяжении всего пути из Петербурга в Москву были построены путевые дворцы, в которых монарх и сопровождавшие его лица могли остановиться и отдохнуть во время долгой утомительной поездки. Петровский – особый, здесь царь отдыхал перед торжественным въездом в Москву. Строительство Петровского дворца было одной из первых самостоятельных работ Казакова. Далее он сооружает в Кремле здание Сената (Слайд). Его нужно было вписать в треугольник участка, отведённого около кремлёвской стены. Казаков как архитектор был очень плодовит и удачлив. Он воздвиг дворец в Царицыно, здание Московского университета на Моховой (Слайд), Голицынскую больницу (Слайд), дом для генерал-губернатора Москвы, сейчас это здание Московской мэрии (Слайд), Колонный зал Благородного собрания (Слайд). Внутри здания зрителя поражают 28 благородных белых колонн коринфского ордера, между которыми висят большие хрустальные люстры (Слайд).

В конце 2-й половины XVIII века в Петербурге и в Москве сооружаются замечательные памятники в стиле классицизма. Хаpaктерной чертой петербургского классицизма является его близость к западноевропейским классицистическим образцам: памятники выглядят торжественно и официально. В Москве архитектурные постройки более праздничны и нарядны, в них прослеживаются традиции русского зодчества.

Учитель: Третья группа подготовила проект “Народная культура. Игры и забавы на Масленицу”.

Наша группа выдвинула проблему: Знаем ли мы, русские, национальные традиции своего народа?

Чтобы решить её мы обращаемся к вам с вопросами:

- Какие традиции русского народа вы знаете?

- Какие традиции соблюдаете?

- Зачем надо знать и соблюдать традиции своего народа?

Мы считаем, что знакомство с традициями народа происходит в семье и в школе.

Тема нашего проекта: “Игры и забавы на Масленицу”.

Тип проекта: игровой.

По народному календарю сейчас Масленица. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями. В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны. С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост.Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил своё название. Сегодня четверг- Разгул, Широкий четверг. Все жители городов и деревень на Руси в этот день устраивали хороводы и весёлые игры. Какие игры были распространены на Масленицу? С некоторыми мы вас сейчас познакомим.

Кто быстрее на метле?

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех собьёт кеглей.

Петушки.

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из них встаёт на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает за пятку одной рукой. Задача играющих- вытолкнуть противника из круга (толкают плечами). Дальше демонстрируется презентация “Игры и забавы на Масленицу”.

“Ледяной столб”.

Раньше на Масленицу посреди деревни ставили высокий столб, обливали его холодной водой, и на обледеневший столб подвешивали ценные подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, что крайне сложно- из-за льда, смельчаки постоянно соскальзывают. Побеждает тот, кто сумеет забраться на самый верх столба.

“Кулачные бои”.

На Масленицу были популярны кулачные бои. Русский кулачный бой шёл с соблюдением определённых правил: не бить лежачего, в случае появления крови у противника, бой прекращался, нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Бой на кулаках мог проводиться в 2- х вариантах: “стенка на стенку”, и “сцеплялка-свалка”.

Взятие снежного городка.

Эта забава была распространена за Уралом. Жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии-взятие снежного городка. Сооружалась ледяная крепость с воротами. Затем участники делились на 2 партии. Конные удальцы осаждали крепость, а её защитники отбивались снежками, размахивали мётлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Катание на санях.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях с пением песен. (Ученица исполняет русскую песню).

Широко праздновали Масленицу на Руси! Недаром в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки: “не всё коту Масленица, будет и Великий пост!”, “не житьё, а Масленица”!

Учитель: Возвращаемся к проблеме урока.

Учащиеся делают выводы:

- во второй половине XVIII века в России существует 2 культуры: дворянская и народная;

- в культуре господствует художественный стиль- классицизм, заимствованный из Европы;

- духовной основой русского народа является народная культура.

Рефлексия:

- Какой проект, на ваш взгляд, является самым содержательным?

- Какой проект. на ваш взгляд, является самым интересным?

- Какой проект, на ваш взгляд, является самым зрелищным?

- Какая защита проекта показалась вам самой убедительной?

- Что нового, интересного, полезного вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Понравилась ли вам форма проведения такого урока?



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века"


    Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века"

      Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....

25 10 2021 0:21:12

Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"


    Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"

      Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....

24 10 2021 13:51:47

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс


    Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

      Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

23 10 2021 17:45:56

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

      Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

22 10 2021 7:32:11

Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания


    Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания

      Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...

21 10 2021 21:47:42

Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции


    Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции

      В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....

20 10 2021 22:26:38

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

19 10 2021 2:17:29

Проект "Московский край XVII века"


    Проект "Московский край XVII века"

      Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....

18 10 2021 8:15:48

Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"


    Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"

      Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...

17 10 2021 16:26:56

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

16 10 2021 23:11:53

Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"


    Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"

      Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....

15 10 2021 5:14:16

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс


    Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

      Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

14 10 2021 22:26:21

Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)


    Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)

      Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....

13 10 2021 15:47:56

Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности


    Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности

      Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....

12 10 2021 14:51:17

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

11 10 2021 8:43:23

Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"


    Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"

      Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....

10 10 2021 16:45:33

Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)


    Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)

      Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...

09 10 2021 9:51:23

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории


    Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

      В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....

08 10 2021 4:37:39

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"


    Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

      Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

07 10 2021 21:55:19

Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"


    Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"

      Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....

06 10 2021 19:36:36

Урок истории по теме "Экономическое и политическое развитие США в XIX веке"


    Урок истории по теме "Экономическое и политическое развитие США в XIX веке"

      Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...

05 10 2021 19:58:56

План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"


    План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"

      В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...

04 10 2021 21:46:46

Конспект урока истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". 6-й класс


    Конспект урока истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". 6-й класс

      Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...

03 10 2021 6:52:34

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

02 10 2021 10:13:46

Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"


    Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"

      Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...

01 10 2021 10:48:46

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"


    Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

      Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

30 09 2021 17:32:13

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

      Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

29 09 2021 5:26:28

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"


    Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

      Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

28 09 2021 7:37:19

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

27 09 2021 19:52:30

Нетрадиционные уроки истории


    Нетрадиционные уроки истории

      Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....

26 09 2021 13:19:24

Познание как процесс отображения мира в сознании человека


    Познание как процесс отображения мира в сознании человека

      Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....

25 09 2021 11:17:31

Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"


    Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"

      В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....

24 09 2021 3:40:16

Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использованием технологий Smart


    Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использованием технологий Smart

      Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....

23 09 2021 2:39:35

Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе


    Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе

      Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....

22 09 2021 11:57:51

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания


    Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

      Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....

21 09 2021 16:44:42

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)


    Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

      Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

20 09 2021 8:15:45

Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)


    Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)

      В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....

19 09 2021 3:48:16

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"


    Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

      Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

18 09 2021 20:13:23

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения


    Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

      При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...

17 09 2021 18:47:13

Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"


    Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"

      Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...

16 09 2021 11:19:19

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"


    Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

      Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

15 09 2021 9:10:45

Деловая игра "Политические дебаты"


    Деловая игра "Политические дебаты"

      Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....

14 09 2021 5:43:47

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

13 09 2021 19:41:58

Игра как способ найти свое место в жизни


    Игра как способ найти свое место в жизни

      Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....

12 09 2021 5:54:56

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

11 09 2021 4:54:53

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"


    Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

      Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

10 09 2021 13:22:28

Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры


    Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

      В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....

09 09 2021 22:47:29

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

08 09 2021 21:35:15

Учебная пpaктика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения обществознанию


    Учебная пpaктика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения обществознанию

      Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....

07 09 2021 21:51:47

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

06 09 2021 22:41:53

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::