Культура России во второй половине XVIII века > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Культура России во второй половине XVIII века


    Культура России во второй половине XVIII века

Цели урока:

  • формирование знаний о культуре России второй половины XVIII века;
  • развитие навыков самостоятельной мыслительной деятельности, умений работы с дополнительной литературой, мультимедийными средствами;
  • самореализация и самоутверждение учащихся, умение работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: групповая работа, проектная технология.

Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок по теме: “Культура России второй половины XVIII века” пройдёт в форме защиты ваших групповых проектов. О значимости самостоятельной работы в получении новых знаний ещё в V веке до н. э. говорил китайский мудрец Конфуций:

Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.

Вам на уроке предстоит решить проблему: “Какие изменения происходят в культуре России во второй половине XVIII века?”

Свой проект “Литература России во 2-й половине XVIII века” представляет первая группа.

Ученица: Литература второй половины XVIII века представлена целой плеядой талантов: Державин, Херасков, Майков, Карамзин, Фонвизин. Мы задались вопросом: почему комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” не потеряла своей актуальности в наши дни? Наша группа прочитала это произведение.

Тип проекта: творческий.

Вашему вниманию предлагается инсценировка отрывка из комедии (действие 4, явление 8).

Ученица: Так почему же произведение Д.И. Фонвизина “Недоросль”, написанное два века назад воспринимается по-современному?

Вы правы, в наших школах обучаются ученики, подобные Митрофанушкам. С критикой существующего строя выступать в то время было нельзя- попробовал А. Радищев — оказался в 10-летней ссылке. Высмеивать было менее опасно. Первым настоящим насмешником над екатерининским дворянством стал Д. И. Фонвизин.

Учитель: Вторая группа работала над проектом: “Архитектура России 2-й пол. XVIII века” Предоставляем им слово.

Ученик: В царствование Екатерины Великой в России утвердился новый художественный стиль - классицизм. Этот стиль заимствовал свои формы из искусства античности. “Благородная красота и спокойствие”- суть классицизма. Эта архитектура любит простоту, ясность форм, скромность декора, использование архитектурного ордера. Формы зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: куб, параллелепипед. Часто к центральной части примыкает портик с колоннами, увенчанный треугольным фронтоном. Во всём господствует симметрия.

Проблема: считается, что в России сложились 2 архитектурные классицистические школы - московская и петербургская. Мы хотим выяснить, в чём состоит их отличие?

Тип проекта: пpaктико-ориентированный.

Продукт проекта: выпуск буклета “Архитектура России 2-ой половины XVIII века”.

Презентация.

Первой постройкой Петербурга в новом художественном стиле стало здание Академии художеств. (Слайд). В 1765 г. Екатерина собственноручно под грохот орудий золотой лопаточкой заложила первый камень в основание будущего храма искусств. Затем императрица пожаловала в академики архитектора Баженова, художника Рокотова и присвоила более высокие, профессорские, звания Кокоринову и Валлен-Деламоту. Именно они, два выдающихся зодчих - француз Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот и русский Александр Филлипович Кокоринов- спроектировали здание Академии. Вот уже в течение двух столетий из стен величественного здания Академии художеств выходят в жизнь лучшие русские живописцы, скульпторы и архитекторы.

Ученица: Одним из первых выпускников Академии по классу архитектуры был Иван Егорович Старов. В 1776 году архитектор получил заказ - Троицкий собор Александро-Невской лавры. Перед молодым зодчим стояла чрезвычайно ответственная задача. Монастырь считался первым по значению в России, а проектируемый в нём собор должен был стать усыпальницей великого русского полководца Александра Невского. 12 лет продолжалось строительство. Строгий и монументальный Троицкий собор стал в XVIII веке крупнейшим в России. (Слайд). Одновременно со строительством Троицкого собора Старов взялся за сооружение своей самой известной постройки - Таврического дворца. (Слайд). Екатерина заказала его для своего фаворита Г.А.Потёмкина. Любопытный факт: император Наполеон, решив построить для своего сына дворец, потребовал представить ему проекты лучших из известных в мире дворцов. Из 20-ти отобранных проектов самым удачным был проект Таврического дворца.

Ученик: Первые работы шотландца Чарлза Камерона в России связаны с Царским Селом. Великолепна его галерея, названная в честь его создателя Камероновой (Слайд). Галерея предназначалась для прогулок и любования фейерверками, которые устраивали по праздникам на Большом озере, расположенном неподалёку.

Почти одновременно с Камероном прибыл в Россию другой замечательный архитектор - Джакомо Кваренги. Он сооружает одно из прекраснейших театральных зданий – Эрмитажный театр (Слайд). Архитектор перебросил через Зимнюю канавку арку и соединил театр крытым переходом с комплексом Зимнего дворца. Зрительные места оформил в виде амфитеатра, что напоминало устройство античного театра. На набережной Васильевского острова архитектор возводит новое здание Академии наук (Слайд 6). На фоне широких просторов Невы столь величественная архитектура воспринимается особенно органично.

Ученица: Самым крупным московским зодчим 2-ой половины XVIII века был Василий Иванович Баженов. Близ Кремля, на кромке высокого холма, стоит красавец-дом. Построен он был по заказу богатого гвардейского офицера Пашкова (Слайд). В течение многих лет рука об руку с Баженовым работал другой русский зодчий – Матфей Фёдорович Казаков. Вдалеке от центра Москвы, рядом с Ленинградским проспектом, стоит удивительное по архитектуре сооружение - бывший Петровский путевой дворец (Слайд). Когда-то на протяжении всего пути из Петербурга в Москву были построены путевые дворцы, в которых монарх и сопровождавшие его лица могли остановиться и отдохнуть во время долгой утомительной поездки. Петровский – особый, здесь царь отдыхал перед торжественным въездом в Москву. Строительство Петровского дворца было одной из первых самостоятельных работ Казакова. Далее он сооружает в Кремле здание Сената (Слайд). Его нужно было вписать в треугольник участка, отведённого около кремлёвской стены. Казаков как архитектор был очень плодовит и удачлив. Он воздвиг дворец в Царицыно, здание Московского университета на Моховой (Слайд), Голицынскую больницу (Слайд), дом для генерал-губернатора Москвы, сейчас это здание Московской мэрии (Слайд), Колонный зал Благородного собрания (Слайд). Внутри здания зрителя поражают 28 благородных белых колонн коринфского ордера, между которыми висят большие хрустальные люстры (Слайд).

В конце 2-й половины XVIII века в Петербурге и в Москве сооружаются замечательные памятники в стиле классицизма. Хаpaктерной чертой петербургского классицизма является его близость к западноевропейским классицистическим образцам: памятники выглядят торжественно и официально. В Москве архитектурные постройки более праздничны и нарядны, в них прослеживаются традиции русского зодчества.

Учитель: Третья группа подготовила проект “Народная культура. Игры и забавы на Масленицу”.

Наша группа выдвинула проблему: Знаем ли мы, русские, национальные традиции своего народа?

Чтобы решить её мы обращаемся к вам с вопросами:

- Какие традиции русского народа вы знаете?

- Какие традиции соблюдаете?

- Зачем надо знать и соблюдать традиции своего народа?

Мы считаем, что знакомство с традициями народа происходит в семье и в школе.

Тема нашего проекта: “Игры и забавы на Масленицу”.

Тип проекта: игровой.

По народному календарю сейчас Масленица. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями. В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны. С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост.Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил своё название. Сегодня четверг- Разгул, Широкий четверг. Все жители городов и деревень на Руси в этот день устраивали хороводы и весёлые игры. Какие игры были распространены на Масленицу? С некоторыми мы вас сейчас познакомим.

Кто быстрее на метле?

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех собьёт кеглей.

Петушки.

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из них встаёт на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает за пятку одной рукой. Задача играющих- вытолкнуть противника из круга (толкают плечами). Дальше демонстрируется презентация “Игры и забавы на Масленицу”.

“Ледяной столб”.

Раньше на Масленицу посреди деревни ставили высокий столб, обливали его холодной водой, и на обледеневший столб подвешивали ценные подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, что крайне сложно- из-за льда, смельчаки постоянно соскальзывают. Побеждает тот, кто сумеет забраться на самый верх столба.

“Кулачные бои”.

На Масленицу были популярны кулачные бои. Русский кулачный бой шёл с соблюдением определённых правил: не бить лежачего, в случае появления крови у противника, бой прекращался, нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Бой на кулаках мог проводиться в 2- х вариантах: “стенка на стенку”, и “сцеплялка-свалка”.

Взятие снежного городка.

Эта забава была распространена за Уралом. Жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии-взятие снежного городка. Сооружалась ледяная крепость с воротами. Затем участники делились на 2 партии. Конные удальцы осаждали крепость, а её защитники отбивались снежками, размахивали мётлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Катание на санях.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях с пением песен. (Ученица исполняет русскую песню).

Широко праздновали Масленицу на Руси! Недаром в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки: “не всё коту Масленица, будет и Великий пост!”, “не житьё, а Масленица”!

Учитель: Возвращаемся к проблеме урока.

Учащиеся делают выводы:

- во второй половине XVIII века в России существует 2 культуры: дворянская и народная;

- в культуре господствует художественный стиль- классицизм, заимствованный из Европы;

- духовной основой русского народа является народная культура.

Рефлексия:

- Какой проект, на ваш взгляд, является самым содержательным?

- Какой проект. на ваш взгляд, является самым интересным?

- Какой проект, на ваш взгляд, является самым зрелищным?

- Какая защита проекта показалась вам самой убедительной?

- Что нового, интересного, полезного вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Понравилась ли вам форма проведения такого урока?


Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»


    Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....

08 08 2022 6:37:48

Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"


    Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"

      Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....

07 08 2022 4:53:51

Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"


    Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"

      Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....

06 08 2022 5:26:58

Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"


    Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

      Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...

05 08 2022 18:50:32

Дворцовые перевороты. 7-й класс


    Дворцовые перевороты. 7-й класс

      При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....

04 08 2022 15:13:52

Модернизация и становление индустриального общества


    Модернизация и становление индустриального общества

      Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

03 08 2022 5:27:50

"Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс

Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....

02 08 2022 17:11:56

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

01 08 2022 22:56:26

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе


    "Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

      Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

31 07 2022 0:34:18

Русская Голгофа


    Русская Голгофа

      Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...

30 07 2022 6:51:27

Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"


    Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"

      Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....

29 07 2022 11:31:33

Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс


    Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс

      Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....

28 07 2022 23:36:32

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Греции в V веке нашей эры"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Греции в V веке нашей эры"

      Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....

27 07 2022 2:28:18

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"


    Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

      Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

26 07 2022 6:24:56

"Война в Афганистане в 1979–1989 годах". Урок изучения нового материала с модульной технологией. 11-й класс


    "Война в Афганистане в 1979–1989 годах". Урок изучения нового материала с модульной технологией. 11-й класс

      Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....

25 07 2022 8:40:14

Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: "Предпринимательство"


    Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: "Предпринимательство"

      Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...

24 07 2022 16:20:41

Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс


    Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс

      В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....

23 07 2022 3:51:15

Урок истории по теме "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны"


    Урок истории по теме "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны"

      Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....

22 07 2022 19:22:57

Александр Невский — символ нации


    Александр Невский — символ нации

      Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....

21 07 2022 9:29:20

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания


    Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

      Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

20 07 2022 10:53:24

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

19 07 2022 4:23:50

Конспект урока истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности"


    Конспект урока истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности"

      Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности". На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....

18 07 2022 0:12:38

Геополитика "холодной войны" (обобщающий семинар)


    Геополитика "холодной войны" (обобщающий семинар)

      Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...

17 07 2022 4:39:58

Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс


    Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс

      Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....

16 07 2022 9:27:30

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

      Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

15 07 2022 23:15:47

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый


    Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

      Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

14 07 2022 1:25:22

Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме "Великая Отечественная война"


    Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме "Великая Отечественная война"

      Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...

13 07 2022 8:49:35

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

12 07 2022 16:54:31

Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района


    Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района

      Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....

11 07 2022 1:56:51

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"


    Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

      Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

10 07 2022 15:40:53

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....

09 07 2022 22:32:44

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

08 07 2022 13:17:36

Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"


    Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"

      Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....

07 07 2022 8:30:39

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"


    Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

      Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....

06 07 2022 4:18:23

Гражданско-правовое воспитание в преподавании общественных дисциплин


    Гражданско-правовое воспитание в преподавании общественных дисциплин

      В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....

05 07 2022 23:10:11

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

04 07 2022 19:32:29

Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"


    Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"

      Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....

03 07 2022 0:27:18

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

02 07 2022 2:33:25

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

01 07 2022 19:18:46

Экономика России в первой четверти XVIII века


    Экономика России в первой четверти XVIII века

      Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....

30 06 2022 22:50:46

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

29 06 2022 5:32:20

Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)


    Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)

      Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....

28 06 2022 18:11:32

Проект "Рисуем историю"


    Проект "Рисуем историю"

      Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....

27 06 2022 23:32:13

Греко-персидские войны, 5-й класс


    Греко-персидские войны, 5-й класс

      Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...

26 06 2022 7:36:40

События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии


    События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии

      Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....

25 06 2022 18:41:48

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

24 06 2022 22:39:18

Священная для русского война


    Священная для русского война

      Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....

23 06 2022 11:43:10

Открытый урок на тему "Из глубины веков"


    Открытый урок на тему "Из глубины веков"

      Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...

22 06 2022 7:20:32

Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс


    Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

      Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....

21 06 2022 15:29:30

Золотой XIX век. История и культура России


    Золотой XIX век. История и культура России

      Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....

20 06 2022 17:25:49

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.

Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"

В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.