Литературно-историческая викторина «Что едали наши предки?»
Ведущий 1.
Ой, вы, гой еси, красны дeвицы и доблестные молодцы!
Очаровательные сударыни и благородные судари!
Боевые товарищи и ... верные товарки!
В наш век наступления консерватизма и консерваторов мы катастрофически утрачиваем искусство потрeбления пищи. Как справедливо заметил наш дорогой и любимый сатирик Михаил Михайлович Жванецкий: “Еда не дается пока, вот не само глотание, а еда как трапеза”.
Как эти ни печально, но вместе со вкусом забыты и даже названия многих блюд. “Курник”, “Сбитень”, “Ботвинья”... - это звучит ласковой, милой сердцу и желудку песней со словами на, увы, непонятном нам, современным людям, языке.
Вы должны сказать “Спасибо” и низко поклониться классикам нашей литературы, создавшим на страницах своих произведений колоритные (точнее будет сказать, калорийные) яркие, красочные образы блюд русской кухни. Именно благодаря их произведениям, а также свидетельствам мемуаров и легендам, сказаниям, мы хоть какое-то представление все-таки имеем о том, что едали наши предки.
Ведущий 2.
Что говорить, умели наши предки устраивать “пиры на весь мир”! раскроем, например, один из известных исторических романов русской литературы. Вот как описан в нем пир, устроенный Иваном Грозным для своих опричников:
“Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и, по два в ряд, отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед.
... Когда съели лебедей, слуги вышли из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, распущенные хвосты которых качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи”.
Ведущий 1.
Пир продолжается. Однако и этого отрывка вполне достаточно и для того, чтобы проникнуться атмосферой этого кулинарного праздника, и для того, чтобы ответить на вопросы:
1. Назовите роман, отрывок из которого вы только что услышали. Кто его автор?
Конечно же, вы совершенно правы. Описание этого грандиозного пира взято из романа А.К. Толстого “Князь Серебряный”.
2. А не скажете ли, в каком году Иван Грозный, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство?
1547 год, январь.
3. А сколько у Ивана Грозного было детей, и как их звали?
Иван, Федор, Дмитрий.
Браво! Ваши ответы вне всяких похвал.
Ведущий 2.
Ну а теперь мы поговорим не просто о блюде, а о блюде мистическом, ритуальном. Известный русский писатель Александр Иванович Куприн дол ему (этому блюду) такую хаpaктеристику:
“... красен и горяч, как горячее всепоглощающее солнце, ... политый растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могучим каменным идолам, ... символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных бpaков и здоровых детей”.
Ведущий 1.
Думаю, вам не составит труда назвать, о каком блюде мы ведем речь...
Вы удивительно догадливы – это блины.
Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но, прежде всего, это блюдо являлось обязательным угощением на масленицу. Об этом нам напоминают многие пословицы и поговорки, например: “Как на масленной неделе в потолок блины летели”, “Без блина не масленица” и так далее...
А помните у Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин” есть такие строки:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленнице жирной
Водились русские блины
Масленница, пожалуй. Самый веселый из праздников восточнославянского календаря. Согласно легенде, Масленница родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года, человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленница пришла, но не хрупкой дeвoчкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядреной бабой с толстыми румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.
А теперь вопрос:
1. Чье соломенное чучело сжигают люди в конце праздника Масленницы? /Кострому, зиму/
2. Что олицетворяют собой блины? /Солнце/
А теперь отведайте, пожалуйста, настоящих русских блинов. /В зал вносят блины/
Ведущий 2.
Чтобы получить информацию о следующем блюде, откроем “Словарь живого великорусского языка”. Составленный известным ученым-лингвистом Владимиром Ивановичем Далем, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечали в прошлом учебном году. Согласно этой всезнающей книге, название этого кушанья происходит от устаревшего слова. Означающего “валять руками, стряпать, лепить”.
Название этого блюда очень часто встречается в произведениях русских писателей 19 века. Предоставим слово одному из героев бесcмepтной поэмы Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, гурману Петру Петровичу Пeтyxу:
Ведущий 1.
“Да... сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да визигу, в другой запусти гречневой каши да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да еще, знаешь, там, этакого. Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы проняло ее всю, знаешь, соком, чтобы не услышал ее во рту – как снег растаяла”.
Ведущий 2.
Трудно себе вообразить вкус столь фантастического блюда, однако, кто-нибудь, может быть. Скажет нам всем, как оно называлось. /Кулебяка/.
Да, безусловно, это кулебяка! О полумерности этого длинного пирога с кашей, капустой или рыбой говорят многочисленные пословицы и поговорки, например: “Наш городской голова – сущая кулебяка с бородой”, “Захотела кулебяки от собаки: она тестом сожрала!”
А теперь скажите, пожалуйста, к какому литературному веку, “Золотому” или “Серебряному” относится творчество основателя так называемой “Натуральной школы” Николая Васильевича Гоголя? /”Золотому”/
Ведущий 1.
Блюда русской кухни воспевали не только прозаики, но и поэты. Одно из них удостоилось, вы не поверите, целой поэмы! Автор ее точно не установлен. Подписывался он “Сибиряк” или А.В. Блинов. Всего в поэме 23 строфы. Вот некоторые из них. Название блюда мы пропустим. Надеемся, что назовете его вы сами.
Ведущий 2.
Проснулся, наконец, мой гений:
На все минувшее взглянул,
И песни, полны вдохновений,
Он про ... затянул...
Ни к деньгам, ни к чинам
Нет у меня стремлений:
Хочу, чтоб чаще нам готовили ...
Дивлюсь и Пушкину – поэт
Оставил тьму стихотворений, -
И ни в одном помину нет
Про наши вкусные ...
Ведущий 1.
У вас удивительное чувство рифмы! Главными героями этой поэты являются /пельмени/. А вот когда в нашей национальной кухне появились пельмени? /Они появились, когда русские первопроходцы пришли в Приуралье. Здесь у местного населения они научились готовить “хлебное ухо” - именно так переводится на русский язык коми-пермятское слово “пельмень”.
Ведущий 2.
Настало время одарить своим благосклонным вниманием и одного из довольно близких родственников упомянутых уже сегодня кулебяки и пельменей. Именно с продажи этих пирожков начал свою карьеру будущий сподвижник и друг Петра Первого. Кто он? Ну, конечно же, светлейший князь, А.Д. Меньшиков. Автор романа “Петр Первый”, Алексей Николаевич Толстой, считал, что рекламировал он их так:
Ведущий 1.
“Вот пироги подовые, медовые, полденьги пара, прямо с жара! – звонко кричал Алексашка, поглядывая на прохожих. – Вот, налетай, расхватывай! – Видя стоящих кучкой стрельцов, он приговаривал, приплясывая: - Вот, налетай, пироги царские, боярские, в Кремле покупали, да по шее дали, Нарышкины ели, животы заболели...”
Ведущий 2.
Так как же назывались эти пирожки? И как вы только догадались, что это расстегаи?
Название этих пирожков, по мнению одних исследователей, происходит от слова “растягивать”. Дело все в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, но бульон знатоки заливали непосредственно в пирожок, что делало его значительно сочнее. Для этой цели верхние отверстия приходилось растягивать.
Однако, возможны и другие толкования.
Открытая середина пирога делает его как бы расстегнутым. Вполне естественно предположить, что в основу названия легло слово “расстегнутый”.
И еще один вопрос: С какой должности начал свою головокружительную карьеру А.Д. Меньшиков при Петре Первом /Дворецкий конюх/ и что это за Нарышкины, у которых, по словам Толстого, “животы заболели”? /Родственники Петра Первого по материнской линии/ и на какое событие намекает торговец пирожками? /Стрелецкий бунт/.
Ведущий 1.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством. Хлебосольные хозяева, не задумываясь, “мели на стол все, что есть в печи”. От всего сердца угощали “чем Бог пошлет”. В старину Бог посылал блины с икрой (конечно, не с баклажанной), жареных рябчиков и много другого, не менее аппетитного. Особенно усердно потчевали яствами русской национальной кухни заморских гостей.
Известный авантюрист и путешественник Д. Казанова в своих воспоминаниях писал:
Ведущий 2.
“У них (русских) есть восхитительный напиток, название которого я позабыл. Но он много превосходит константинопольский щербет”.
Ведущий 1.
Что же это за напиток, поразивший изысканный вкус Казановы?
Безусловно, это игристый, ароматный, быстро утоляющий самую жгучую жажду... /Квас/!
Любовь к квасу не знала сосновых границ. Его с одинаковым удовольствием пили бедняки, и представители привилегированных классов.
Квас пили не только для удовольствия и утоления жажды. Настоящий русский квас в старину готовили на солоде, то есть пророщенном зерне, сказочно богатом многими витаминами, особенно группы В. этот напиток в народной медицине использовали для лечения лихорадки, простуды, водянки, некоторых заболеваний кишечника и почек.
К большому сожалению. Богатейший народный опыт приготовления русских квасов почти утрачен. Сегодня мы не знаем не только вкуса, но и названий тез квасов, которыми угощались наши предки еще в прошлом столетии. Помните, у Николая Васильевича Гоголя в “Мертвых душах”:
“Парень 17 лет принес и поставил графины с разноцветными фруктовыми квасами, то густыми, как масло, то шипевшими, как газовые лимонады”
Ну, ответьте, пожалуйста, кто из наших современников имеет хоть отдаленное представление о “густых, как масло”, “разноцветных квасах”? Да, не ценим мы дедовское наследие...
Ведущий 2.
А наши каши!...
Говоря о русской кухне, нельзя обойти вниманием народную любимицу – кашу. Нельзя о близком по духу человеке говорят: “Мы с ним из одного горшка кашу ели”. Тому, кто не думает о последствиях своих дел и слов, скажут: “Сам кашу варишь, сам будешь расхлебывать”. А какой-нибудь смельчак и балагур, уплетая очередную тарелку этого блюда, глубокомысленно заметит: “Где каша, там и наши!”
Особенно знаменита гурьевская каша. В честь кого она названа? Конечно, в честь министра финансов России, графа Гурьева, который будто бы изобрел ее в знак победы над Наполеоном. А кто из вас, ребята, поведает, из какой крупы варилась эта каша? Гурьевская каша – это не каша, а фантазия из манки, орехов, ванилина и немножко молока!
Ведущий 1.
На сем позвольте откланяться! Кушайте на доброе здоровье! Не забывайте о полезном и вкусном, хранящемся в кладезях богатств русской кухни!
Ведущий 2.
Пусть стол ваш ломится от яств, как в стихотворении Гавриила Романовича Державина “Евгению. Жизнь Званская”:
Бьет полдня час, paбы к столу бегут;
Ведет за трапезу гостей хозяйка с хором.
Я озреваю стол – и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, paки красны,
Что смоль. Янтарь-икра, и с гoлyбым пером
Там щука пестрая прекрасны!Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно все и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравый...
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
18 08 2022 16:27:23
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
17 08 2022 19:43:23
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
16 08 2022 14:19:36
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
15 08 2022 6:35:16

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
14 08 2022 22:53:44
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
13 08 2022 23:59:15
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
12 08 2022 18:34:14
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
11 08 2022 6:20:26
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
10 08 2022 18:41:37
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
09 08 2022 2:23:16
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
08 08 2022 21:22:47
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
07 08 2022 23:54:14
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
06 08 2022 10:48:49
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
05 08 2022 17:41:46
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
04 08 2022 6:37:15
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
03 08 2022 18:40:47
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
02 08 2022 19:37:47
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
01 08 2022 5:27:12
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
31 07 2022 15:18:14
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
30 07 2022 5:53:44
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
29 07 2022 21:31:15
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
28 07 2022 10:37:14
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
27 07 2022 19:48:35
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
26 07 2022 9:40:18
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
25 07 2022 20:11:44
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
...
24 07 2022 19:43:40

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
23 07 2022 14:57:42
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
22 07 2022 16:38:35
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
21 07 2022 10:20:36
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие).
...
20 07 2022 14:30:30
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
19 07 2022 11:41:42
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
18 07 2022 6:58:32
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
17 07 2022 11:52:17
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
16 07 2022 17:40:32
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
15 07 2022 12:40:10
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
14 07 2022 14:57:36
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
13 07 2022 15:21:52
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
12 07 2022 1:12:13
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
11 07 2022 8:54:52
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
10 07 2022 8:57:36
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
09 07 2022 15:22:56
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
08 07 2022 8:21:24
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
07 07 2022 7:18:41
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
06 07 2022 10:19:51

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
05 07 2022 10:41:53
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
04 07 2022 8:49:26
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
03 07 2022 3:51:28
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека.
В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
...
02 07 2022 20:30:37
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
01 07 2022 9:15:19
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
30 06 2022 20:44:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::