Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС
В документах ФГОС подчеркивается, что “планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки” достижений учащихся.
Для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов, а также с учетом возраста учащихся.
Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы в данном случае выражаются в том, что сами результаты хаpaктеризуют систему действий школьников с учебным материалом, способность применять знания и умения для решения учебных и учебно-пpaктических задач; в них находят отражение как собственно познавательные, так и регулятивные, коммуникативные и личностно-мотивированные действия, а, следовательно, рассматриваются личностные, метапредметные, предметные результаты; учитывается динамика и перспективы развития школьников по мере их продвижения по ступеням обучения.
В соответствии с дифференцированным подходом выделяются разноуровневые результаты освоения знаний, умений и навыков:
1) на базовом, опopном уровне (выпускник научится)
2) на углубленном уровне, с элементами подготовки к дальнейшему изучению предмета (выпускник получит возможность научиться)
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями- личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями ФГОС в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой, опорой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения.
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных с учебным материалом, и, прежде всего, с опopным учебным материалом.
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач.
Обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач:
1. Задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2. Задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса, интеграции знаний;
3. Учебно-пpaктические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем;
4. Учебно-пpaктические задачи ,направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества; навыка коммуникации; навыка саморегуляции и самоорганизации; навыка рефлексии;
5. Учебно-пpaктические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
6. Учебно-пpaктические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ИКТ компетентности обучающихся;
В соответствии с реализуемой Стандартом деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития это позволяет:
- определять динамическую картину развития обучающихся;
- поощрять продвижение обучающихся;
- выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования ,как формирование ценностно-смысловых установок. Развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
К общим предметным результатам изучения истории в 5-9 классах относятся:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;
- умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках “Выпускник научится” и “Выпускник получит возможность научиться”.
Приведу пример из раздела “История Древнего мира”-
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
- использовать историческую ;
- применять знание фактов для хаpaктеристики ключевых событий и явлений древней истории;
- проводить поиск информации;
- описывать условия существования, основные занятия, и т.д;
- раскрывать хаpaктерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ, религиозных верований;
- объяснять назначение и художественные достоинства памятников, сооружений, предметов быта и искусства;
- давать оценку событиям и личностям;
Выпускник получит возможность научиться:
- давать хаpaктеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Значительное место в хаpaктеристике планируемых результатов занимают умения школьников. Они рассматриваются как:
- маркер, показывающий, какое операциональное содержание предполагает данный результат;
- связующая категория между планируемым результатом и видами заданий, с помощью которых он может быть достигнут.
Умения, относящиеся к основным планируемым результатам:
Планируемые результаты | Умение |
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий | 1)устанавливать место исторического события на ленте времени; 2) объяснять последовательность событий (раньше, позже); 3) устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э и н.э. |
Применять знание фактов для хаpaктеристики исторической эпохи, ее ключевых событий | 1) указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; 2) группировать, систематизировать факты по заданному признаку |
Использовать историческую карту как источник информации | 1) находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений; 2) прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира | 1) находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты; 2) находить в изображении ключевые знаки, символы, образы; 3) определять смысл высказывания, изображения |
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории | 1) осуществлять отбор необходимой информации из текстов и иллюстраций учебника; 2) составлять последовательное описание, рассказ (на основе плана) |
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории | 1) излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; 2) высказывать свои оценочные суждения |
Объяснять, в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников древней культуры | 1) объяснять, в чем заключалось назначение памятника, предмета; 2) выделять основные конструктивные и художественные элементы; 3) раскрывать, чем определялась ценность памятника, произведения для общества, в котором он создавался |
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верований людей в древности | 1) выделять главные признаки исторических явлений, событий; 2) иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами |
Пример составления заданий, способствующих достижению планируемых результатов:
Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов.
Умения: устанавливать место события на линии времени; объяснять их последовательность.
Задание базового уровня: Разместите на линии времени события связанные с созданием империи Александра Македонского.
Задание повышенного уровня: Укажите, какое из названных событий произошло позже остальных: 1) Завоевание Цезарем Галлии; 2) падение Рима; 3) распад державы Александра Македонского.
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве.
...
19 05 2022 20:23:22
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
18 05 2022 3:56:59
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
17 05 2022 22:51:33
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
16 05 2022 20:29:53
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
15 05 2022 7:25:19
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
14 05 2022 5:51:31
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
13 05 2022 5:16:12
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
12 05 2022 20:13:51
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
11 05 2022 6:43:24
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
10 05 2022 20:42:31
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
09 05 2022 10:22:32
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
08 05 2022 18:25:31
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
07 05 2022 7:34:41
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
06 05 2022 19:26:40
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
05 05 2022 11:48:12
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
04 05 2022 15:15:36
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
03 05 2022 18:32:57
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
02 05 2022 3:17:29
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
01 05 2022 21:30:42
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
...
30 04 2022 5:11:19
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
29 04 2022 12:22:50
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
28 04 2022 6:29:40
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
27 04 2022 6:21:56
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
26 04 2022 7:43:31
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
25 04 2022 21:26:32
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
24 04 2022 12:59:55
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
23 04 2022 22:56:36
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
22 04 2022 10:24:37
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
21 04 2022 15:38:58
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
20 04 2022 23:22:18
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
19 04 2022 8:26:47
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
18 04 2022 12:42:49
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
17 04 2022 14:57:21
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
16 04 2022 23:25:28
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
15 04 2022 7:27:32
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
14 04 2022 0:10:18
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
13 04 2022 22:10:49
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
12 04 2022 12:39:17
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
11 04 2022 14:44:56
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
10 04 2022 16:16:10
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
09 04 2022 13:23:43
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
08 04 2022 18:14:58
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
07 04 2022 15:17:59
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
06 04 2022 18:26:11
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
05 04 2022 7:35:52
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
04 04 2022 12:30:26
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
03 04 2022 6:38:44
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
02 04 2022 8:35:28
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
01 04 2022 17:26:53

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
31 03 2022 8:59:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::