Урок по истории России "Восточные славяне и их соседи". 6-й класс
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о предках славян; рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития, религиях отношениях с соседями.
Тип урока: комбинированный
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
- Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
- Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Хаpaктеристика основных видов деятельности учащихся:
Хаpaктеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань, восточные славяне.
Ресурсы: электронный учебник, карта "Расселения восточных славян"; карта "Византийская империя и славяне", мультимедийное оборудование, выход в "Интернет", планшет, приложение с историческими источниками.
Этапы урока | Содержание учебного
материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||
1. Организационный этап | Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих | Готовность класса к работе | |||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1. Ответьте на следующие вопросы: Назовите хронологические рамки древней и средневековой Руси? Назовите основные исторические источники, по которым мы узнаем прошлое наших предков? 2. На слайде представлен ребус (которое является ключевым для урока), которое будет относится к теме урока. (слайд 2) Презентация. 3. Сформулируйте самостоятельно цель нашего урока и запишите план урока в тетрадь. |
1. Учащиеся отвечаю на вопросы,
корректируют ответы одноклассников.
2. Ключевое слово славяне. 3. Учащиеся самостоятельно формулируют цель и записывают план урока в тетрадь. |
Регулятивные: самостоятельно
формулируют цели урока , совместно с учителем. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. |
||||||
3. Актуализация знаний. | 1. Учащимся самостоятельно
представляется возможность записать всю ту
информацию, которая им известна о восточных
славянах. 2. Учитель дает возможность оценить учащимся друг друга. Посмотрите, пожалуйста на карту, что мы знаем об этих племенах.(Атлас стр. 3). (слайд 3) |
1. Учащиеся самостоятельно записывают
информацию о славянах в тетрадь, обсуждают,
оценивают ответы друг друга. 2. Учащиеся работают с атласом. Оценивают друг друга.. |
Личностные: проявляют интерес к
новому учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о славянских племенах.; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: учащиеся взаимодействую между собой в ходе работы над ученым материалом. |
||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. | 1. .Самостоятельно заполните таблицу,
которая даст нам представление о происхождении
восточных славян. (ответ по плану, на основе
исторического источника, материалов учебника).
Какие сведения мы можем получить из
исторического источника.(слайд 3) План: 1. Какую территорию занимали? 2. На какие ветви разделились? . Какую особенность в названии славянских племен можно отметить? 3. Назовите основные занятия славянских племен. (на основе иллюстрации стр.27, слайд 4). Организация работы с картой.
2. На основе материалов учебника дать определения понятий: вервь, вече, народное ополчение. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
1. Учащиеся заполняют таблицу,
воспользовавшись учебником, историческим
источником (приложение) и
атласом, дают ответы по плану. Оценивают друг
друга. 2. Заполнение таблицы на основе работы с историческим документом (приложение) "Расселение восточнославянских племен"
Учащиеся называют племена восточных славян. Учащиеся делают вывод о расселении славянских племен. Учащиеся показывают племена на карте. 3. Выполнение задания на основные отличия систем земледелия восточных славян (переложной и подсечно-огневой) на основе заполнения таблицы (приложение) 2. Осмысление терминов, разбор их смысловых значений. |
Личностные: проявляют интерес к
новому учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут “диалог с автором” (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |
||||||
5. Первичная проверка понимания | Нацеливает учащихся на самостоятельную
работу, поясняет задания, организует выборочный
контроль. Взаимооценка учащихся. |
Для закрепления выполняют задание на
рабочем листе (приложение), задания в раб тетради стр.15. №4. Делают вывод о верованиях восточных славян. слайд (5,6) (Восточные славяне поклонялись богам, которые олицетворяли силы природы. Славяне были язычниками) |
Познавательные: самостоятельно
осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
||||||
6. Первичное закрепление | Организация работы в группах. Учащиеся
находят государства и народы, которые
соседствуют с восточными славянами и делаю вывод
о их взаимоотношениях. (слайд 7) Нацеливает
учащихся на самостоятельную работу, поясняет
задания, организует выборочный контроль. Организация работы с картой. Работа с пословицей"погибли яко обры". О чем свидетельствует данная пословица? |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают
друг другу вопросы Учащиеся заполняют таблицу
восточные славяне и их соседи (учебник стр. 32.)
Показывают соседние государства, которые
граничат со славянами.
Вывод.(какое влияние соседи оказали на восточных славян, приведите примеры). Работа с пословицей "погибли яко обры". |
Познавательные: самостоятельно
осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и в дополнительных источниках. |
||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 3, 1. контурные карты стр. 2-3 2. подготовьте презентацию "Боги восточных славян" |
Записывают домашнее задание. | |||||||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Закончите предложения: (слайд 8) Сегодня на уроке я.... Самым полезным и интересным для меня было.... У меня хорошо получилось... Мне это необходимо для... |
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Литература
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. учебник. 6 класс
2. Артасов И.А. Рабочая тетрадь. 6 класс
3 Атлас. История России 6 класс
4. Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
18 03 2024 16:51:18
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
17 03 2024 9:45:26
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
16 03 2024 14:28:47
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
15 03 2024 21:19:53
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
14 03 2024 21:38:58
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
13 03 2024 14:46:18
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
12 03 2024 2:24:28
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
11 03 2024 17:20:49
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
10 03 2024 0:47:30
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
09 03 2024 10:51:13
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
08 03 2024 4:28:44
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
07 03 2024 15:58:14
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
06 03 2024 6:35:15
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
05 03 2024 8:37:35
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...
04 03 2024 20:46:16
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
03 03 2024 13:20:59
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
02 03 2024 22:36:32
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
01 03 2024 23:34:55
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа дает большой простор для применения различных технологий в работе с учащимися....
29 02 2024 5:20:40
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
28 02 2024 9:56:17
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
27 02 2024 2:26:16
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
26 02 2024 5:47:35
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
25 02 2024 7:40:41
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
24 02 2024 5:17:10
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
23 02 2024 7:53:39
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
22 02 2024 17:40:34
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
21 02 2024 12:13:55
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
20 02 2024 7:46:47
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
19 02 2024 23:21:53
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
18 02 2024 18:40:23
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
17 02 2024 22:38:51
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
16 02 2024 16:46:24
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
15 02 2024 8:40:26
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
14 02 2024 7:11:26
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
13 02 2024 8:40:13
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
12 02 2024 1:45:37
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...
11 02 2024 18:40:43
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
10 02 2024 14:54:17
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
09 02 2024 15:37:27
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
08 02 2024 16:35:59
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
07 02 2024 14:23:15
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
06 02 2024 17:13:31
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
05 02 2024 8:44:22
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
04 02 2024 6:37:40
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
03 02 2024 9:23:42
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
02 02 2024 14:32:46
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
01 02 2024 13:41:40
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...
31 01 2024 6:28:55
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
30 01 2024 23:37:35
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
29 01 2024 12:24:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::