Устный журнал "Страницы истории Великой Победы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"


    Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"


Урок (занятие) с использованием электронных образовательных ресурсов.

Предмет (предметная область), раздел, тема: физика, история.

Субъекты образовательного процесса, возраст, класс (курс): 13-17 лет, 7-11 классы.

Цель урока: знакомство с учеными – физиками и техникой времени Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Образовательные: знакомство с именами ученых – физиков и хаpaктериcтиками техники того времени; проблемные – для учащихся, живущих в мире современной техники, дается возможность представить, какими были для нашего народа годы великой битвы.
  • Воспитательные: воспитание чувства гордости за вклад физики в исход войны, развитие культуры поведения на уроке, повышение культуры общения, воспитание любви к предмету.
  • Развивающие: развитие познавательной деятельности учащихся при самостоятельном изучении материала о вкладе физики как науки в исход Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, развитие исследовательских умений учащихся; развитие умения слушать, делать выводы.

Актуальность: Наша страна готовится к одному из незабываемых праздников страны – 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу.

Данный урок особенно актуален в этот год и направлен на повышение интереса к героизму людей науки. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего. Нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Красной Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом.

Методы: беседа, обсуждение содержания материала, демонстрация слайдов.

Тип урока: нестандартный урок – устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа картинки с портретами ученых – физиков и техники военных лет, музыкальный центр (музыка песен «Священная война»).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу начать урок с таких слов…

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была ВОВ. Эта война самая народная и поистине священная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема. Поэтому сегодня на этом уроке мы услышим, увидим – какой вклад в Победу внесли ученые – физики, узнаем их имена, увидим технику того времени. Мы будем перелистывать страницы истории.

Содержание материала (см. приложение, слайд 2):

  1. «Идет война народная, священная война», (о начале войны, о тех, кто участвовал в ней);
  2. «О технике, которая решила многое», (о создании в годы войны новых самолетов и танков);
  3. «Было и это…», (о тех людских потерях, которые понесли наша наука и техника);
  4. «Как отечественные физики спасли наш флот», (о размагничивании кораблей в первые годы войны)
  5. «Этот день мы приближали, как могли», (о других работах ученых – физиков);
  6. Эпилог.

Страница первая «Идет война народная, священная война» (слайд 3)

Ученик (слайд 4):

Товарищ, ты видишь: над краем родным
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь – сквозь гул орудийный,
Надорванный стон деревень.
Смотри – под фашисткою пятой кровавой
Томятся как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях.

В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова «Священная война», в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны (слайд 5):

Вставай, страна, огромная,
Вставай на cмepтный бой!
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял оружие в руки, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей Родины.

Звучит песня «Священная война» (слайды 5-16).

Ведущий 1 (слайды 17-21): Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, специалисты в области механики А.Н. Крылов и С.А. Чаплыгин. В нем говорилось «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашисткими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры»

Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:

  • Переместить все крупные центры в отдаленные безопасные районы страны;
  • Сохранить научный потенциал страны – людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами;
  • Развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.

Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта. Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках ,опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы», был в те годы не только приказом, но и естественной потребностью каждого человека. Вторая часть людей науки пошла в действующую армию, чтобы сражаться с оружием. Вот, что рассказывают участники тех событий.

Ученики:

1 ученик (слайд 22): Вице-президент Академии наук педагогических наук В.Г. Зубов:

«Когда в 1941 году фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ. Почти все не призванные в армию, уходили в Народное ополчение. Я пришел в ополчение рядовым, вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой».

Не счесть учителей физики, которые оставив свои классы, пошли воевать. Бывший учитель, известный в последствии специалист школьного эксперимента Б.С. Зворыкин в 1975 году вспоминал:

«Когда началась ВОВ, я работал учителем физики в 175 московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевший большой опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 месяца, весной 1942 года я стал комaндиром радиозвода. Мы обеспечивали бесперебойную связь штаба батальона с ротами, находящиеся на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряженную учебу..»

2 ученик (слайды 23-26): Работали на победу не только взрослые, но и подростки. Вот, что вспоминал преподаватель МГУ, автор школьного учебника физики, по которому занималось не одно поколение советских и российских школьников Б.Б. Буховцев:

«В июне 1941 года, сдав экзамены за 8 -й класс, я перешел в 9-й. А через несколько дней мирная жизнь всех людей была прервана. Нападение на нашу страну изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Три года работал токарем. В 1943 году я был призван в ряды Советской Армии. Попав в гвардейские минометные части, сражался на Курской дуге…»

Академик Кикоин И.К. – автор учебника физики, под его руководством была разработана противотрaнcпортная мина.

Яков Исидорович Перельман – во время ВОВ обучал молодых солдат как ориентироваться на местности, как бросать гранаты, снаряды, мины, бутылки с зажигательной смесью. Скончался от голода 16 марта 1942 года.

Сергeй Иванович Вавилов – в период Великой Отечественной войны был научным руководителем оптического института в г. Йошкар-Оле и физического института в г. Казани. Сыграл большую роль в оптическом приборостроении, когда он был уполномоченным Государственного комитета обороны по оптической промышленности.

3 ученик (слайды 27-29): Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других «задавало» пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готовым к действию в любое время.

Пpaктические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Maндельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Пpaктические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему – создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе. Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника, давая мощный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным врагом объектам. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.

За исследования в области полупроводников в 1942 году А.Ф. Иоффе был удостоен Сталинской премии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1955 года Иоффе Абраму Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Страница вторая «Техника, которая определила победу»

Ведущий: Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр: промышленная база Германии вместе с базами ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 2 раза, а в 1942 г в связи с захватом богатейших районов Советского Союза – в 3-4 раза. Комaндование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создавать новые, превосходящие аналоги противника. Посмотрим, что удалось сделать в двух отраслях – авиации и танкостроении.

Ученик 4 (слайды 31-35): С первых дней войны начался величайший поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшее, чем у врага, самолеты, а для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема движения, улучшить маневренность машин, огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности:

  • С.А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;
  • Профессорами А.А. Доронициным и Г.Л. Лойцянским по методике расчета сил трения с учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения;
  • М.В. Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете;
  • А.И. Макаревского, который предложил оригинальные методы расчета самолета на прочность.

Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С.А.Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы:

«Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами…. в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…я знаю, что бы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».

Так думали и такую мысль главной считали создатели отечественной военной техники. В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить 25 новых, модернизированных типов военных самолетов. В том числе:

  • Истребитель ЛА-5 конструкции С.А. Лавочкина, обладавший мощным, надежным двигателем с воздушным охлаждением, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полета (более 11 км), простотой в управлении. Первые полки истребителей участвовали в сражениях уже через год после начала войны.
  • Самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны – ЯК-3, сконструированный в 1943 г. В конструкторском бюро А.С. Яковлева; его взлетная масса равнялась 2650 кг, высота полета до 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4 мин, он обладал высокими аэродинамическими качествами.
  • Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева. Он мог лететь на высотах до 9 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570км/ч. Специальное оборудование позволило сбрасывать бомбы при разных режимах полета.
  • Штурмовик ИД-10, конструкции С.В. Ильюшина, созданных в 1944г, обладал мощным двигателем, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной cмepтью».

Ведущий: Опыт боевых действий показал, что сконструированные в годы войны наши самолеты, обладали преимуществом перед вражескими машинами. Творческий союз ученых и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 26%, дальность полета – на 300%, скорость подъема в воздух – более чем на 200%. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полете уничтожали почти любой самолет врага!

Ученик 5 (слайды 36-38): В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла творческая напряженная работа. В 1943 г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина, А.И. Благонравова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн. Его технические хаpaктеристики в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей: толщина брони была 120 мм, развиваемая скорость – до 52 км/ч. Для машины был сконструирован ряд новых компактных узлов, более совершенная силовая передача. Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники. На базе танка ИС-2 было создано несколько самоходных артиллерийских установок на гусеничном ходу – ИСУ-152. Эта машина имела мощную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка». Она вступила в строй в конце войны.

Ученик 6 (слайды 39-41): Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку – реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; её назвали любовно «Катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол, она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность. К началу войны были разработаны не только боевые paкеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.

В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов и многие другие.

Установка БМ-13 образца 1941 года представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132 – миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов\9 с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху,другой – снизу)

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 г батареей капитана И.А.Флерова вблизи белорусской станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы дыма. Горели не только танки и машины, горела земля, врага охватили ужас и паника. Сердца наших солдат переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!

Говорит пехота: – Чистая работа!
Где ударит «Катя» – фрицу не пролезть
Воевать охота, – говорит пехота,
– Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой…

Во всех военных операциях с лета 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное оружие подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей этого оружия.

Страница третья « Было и это…»

Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)

Ученик 7 (слайды 42– 44):

Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)

Посмотрим теперь на историю Великой Отечественной Войны «нашим гневным сегодняшним зрением» (слова поэта К.Симонова).

В то время, когда наши конструкторы, не жалея сил, в суровых условиях модернизировали существующую и создавали новую боевую технику, чтобы оснастить ею армию, наша страна в начале войны несла огромные людские, материальные и территориальные потери, сдавая врагу один за одним свои города и села. Причин этому несколько, и в их числе недооценка руководством страны проблемы технического перевооружения в армии, о которой говорили ведущие специалисты.

В 1937-38гг. по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий. Она захватила и специалистов, работавших на оборону. В 1938 г. За решетку попал С.П.Королев, который пробыл в тюрьмах до 1944г. В 1937г арестовали А.Н. Туполева – знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся достижений: создание самолетов, совершивших известные всему миру перелеты (вокруг Европы, на Дальний Восток). В заключении он пробыл 1367 дней (почти 4 года). Рядом с ним за решеткой трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, боевых кораблей. В этих условиях А.Н. Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2!

Души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937г. «отцы» знаменитой «Катюши» – Ге opгий Эрихович Лангемак и Иван Тереньтьевич Клейменов были арестованы и через 2 месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль «потеряла» еще одного своего ведущего специалиста – В.П. Глушко (он был посажен в тюрьму), работы по paкетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях ка мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944 года. Мы назвали только 2 эпизода из длинного трагического ряда, а ведь этот список определил собой ничем не оправданные массовые потери наших людей на фронтах ВОВ. «…Как подсчитать те похоронки, которые приходили в наши дома, избы, хаты, юрты, именно потому, что за решеткой сидели авиаконструктор Туполев, paкетчик Королев, механик Некрасов, теплотехник Стечкин, радист Берг… Светлейшие умы, мозг нации… »

Страница четвертая «Как отечественные физики спасали наш флот»

Ученик 8 (слайд 46-49): Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Его создание и воссоздание вследствие гибели требует больших средств и времени, развитой промышленной базы, оно пpaктически невозможно в условиях войны. Поэтому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен на Военно-морской флот нашей страны. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – «запереть» на морских базах, перекрыв выход из них с помощью мин разной конструкции, а затем ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием врага. Не дожидаясь начала военных действий, фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду, где было возможно и целесообразно: в бухтах Севастополя, Одессе, вблизи Мурманска и Архангельска. Тем самым угроза уничтожения нашего флота стала реальностью. Возник вопрос: «Как быть?».

Удалось обнаружить, что новые мины – магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была засекречена рядом технических мер, не «позволявших» ей попасть в руки противника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля «улавливал» специальный прибор; он же управлял взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты.

Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте начали исследования, направленные на уменьшение возможности поражения магнитными минами. В процессе их был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Заключался он в следующем: из специального кабеля делали большую петлю, которую клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов; по петле пропускали электрический ток, который создавал вокруг искусственное магнитное поле. Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному полю корабля. После сложения обоих полей результирующее магнитное поле становилось незначительным и не вызывало сpaбатывания мины. Перед войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установках на кораблях. Война требовала быстрых мер. Через пять дней начала военных действий пришел приказ по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В одной из таких бригад был профессор-физик И.В.Курчатов. К августу 1941 г. специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть кораблей на всех флотах и флотилиях.

Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей. Предложила его первой Северная группа специалистов, возглавляемая ученым И.В. Климовым, затем группа И.В.Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А. Ткаченко, а еще чуть позже, но независимо, и на Балтике – группа В.М. Тучкевича и М.В. Шадеева. Заключался он в следующем: К станции размагничивания (1) подходил корабль (2) и принимал с нее кабель-виток(3) , через который пропускали постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи(4) станции. Борт корабля «натирали» этим витком, в результате чего корабль намагничивался, но против собственного магнитного поля. В итоге корабль становился нейтральным в магнитном отношении, и это состояние оказывалось стабильным.

Ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине. Научный подход и знания помогли сохранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.

В Севастополе, для увековечивания памяти о подвиге ученых, по спасению в годы войны наших кораблей от мин установлен памятник, где высечены слова: «Здесь в 1941 г. группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».

Страница пятая «Этот день все приближали, как могли»

Ученик 9 (слайд 50-58): Осажденный врагом город на Неве – Ленинград. Жестокие бомбежки, разрывы снаряды, отсутствие продовольствия, нормы хлебы сокращены до 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь ужас того, что стоит за ними: cмepть, голод… А судьба посылаем новое испытание: ударили морозы, в начале января 1942 года они доходили до минус 35 градусов. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация. Не работало центральное отопление, остановился городской трaнcпорт. Но город жил, трудился! И все это совершилось усилием воли! Мopaльный дух ленинградцев, людей науки, был необычно крепок.

В истории обороны Ленинграда и деятельности ученых есть много достойных восхищений, но остановимся на одном, который связан с «Дорогой жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи. По льду замерзшего Ладожского озера проложена трасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда; она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре выяснилось странное обстоятельство: когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными, почти невесомыми людьми проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача: выяснить, в чем дело и дать рекомендации, избавляющие от аварий. Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института П.П. Кобеко разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях. Надо было создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все то, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически. Ученый быстро создал проект такой аппаратуры. С трудом. Проявляя чудеса изобретательности, нашли материалы для изготовления приборов, создали аппаратуру и установили ее вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру и в стужу; их вела группа голодных сотрудников Физтеха: изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы, способность выдерживать нагрузки, изменение амплитуды колебаний, вызванных ветром, динамические деформации под влиянием нагрузок. Все это выявило ряд закономерностей:

  • Степень деформации льда зависит от скорости движения трaнcпорта – это был главный вывод;
  • Критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;
  • Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне. Сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особенно опасной становилась ситуация, когда трaнcпорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова. На основе полученных результатов ученые разработали правила безопасного передвижения по ладожской дороге, составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с различными грузами. Эти таблицы были распечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте.

Страница последняя «Вместо эпилога»

В тот год, от всей души удивлены,
Тому, кто уцелели почему-то,
Мы возвращались к Жизни от Войны.
Благославляя каждую минуту.
Юлия Друнина

Ведущий (слайды 59-60): Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в cмepтельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования – это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, пpaктическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разpaбатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Чтец: Роберт Рождественский, поэма «Реквием»

Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт, -
помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, -
помните!

Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили.

Во все времена бесcмepтной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, -
О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-

Заклинаю, -
Помните!
1962

Список литературы:

  1. Журналы «Физика в школе» №3, 2005; №3, 1975; №2, 1985. Э.М. Браверман. Страницы истории великой Победы, материал для проведения классных часов, посвященных юбилею Победы над фашизмом.
  2. Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985.
  3. Левшин Б.В. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны» — М.: Наука, 1983.
  4. Маркелова Л.П. «Оружием творчества: О работе советских ученых в годы Великой Отечественной войны» — М.: Политиздат, 1985.
  5. В.Н. Новикова «Оружие Победы », М: Машиностроение, 1985.
  6. «Энциклопедический словарь юного физика», М.: «Педагогика», 1989.
  7. Интернет-ресурсы (фотографии для презентации).
  8. Журнал «Классный руководитель» № 8, 2004.
  9. Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал», Севастьянов М.А. Вклад ученых нашей Родины в победу в Великой Отечественной войне.
  10. Газета «Наша Победа», Выпуск № 5-7, Ежемecячное культурно-просветительское издание о событиях ,связанных с ВОВ, г. Вологда.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Триумф и трагедия российского реформатора


    Триумф и трагедия  российского реформатора

      Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....

17 10 2021 19:45:40

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

      Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....

16 10 2021 20:32:18

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

15 10 2021 10:16:50

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

14 10 2021 14:15:30

Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс


    Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

      Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

13 10 2021 19:32:35

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс


    Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

      Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

12 10 2021 13:43:50

Люди и события Средневековья


    Люди и события Средневековья

      Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

11 10 2021 14:59:31

Столыпинская модернизация России. 11-й класс


    Столыпинская модернизация России. 11-й класс

      Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....

10 10 2021 20:44:51

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы


    Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

      Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

09 10 2021 7:47:57

Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию


    Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию

      В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....

08 10 2021 15:40:11

Великая депрессия: выход и уроки


    Великая депрессия: выход и уроки

      Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...

07 10 2021 10:33:13

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"


    Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

      Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....

06 10 2021 5:53:30

Внеклассное мероприятие по истории России


    Внеклассное мероприятие по истории России

      Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....

05 10 2021 12:13:53

Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"


    Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"

      Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...

04 10 2021 1:38:17

Урок по истории. Методика активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война"


    Урок по истории. Методика активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война"

      Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...

03 10 2021 17:10:27

"Поклонимся вечным святыням"


    "Поклонимся вечным святыням"

      Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....

02 10 2021 11:14:41

Организация исследовательской работы учащихся по краеведению


    Организация исследовательской работы учащихся по краеведению

      Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....

01 10 2021 15:32:58

Роль азapтных игр в мировоззрении потребителя


    Роль азapтных игр в мировоззрении потребителя

      Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала. ...

30 09 2021 7:17:41

Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае»


    Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае»

      Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....

29 09 2021 22:26:32

Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня


    Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня

      Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...

28 09 2021 13:15:35

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"


    Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"

      Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....

27 09 2021 16:49:37

Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"


    Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"

      Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....

26 09 2021 7:56:37

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"


    Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

      Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

25 09 2021 9:13:10

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе


    Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе

      Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....

24 09 2021 21:56:16

Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС


    Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС

      В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....

23 09 2021 14:52:46

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 09 2021 4:39:50

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)


    Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

      В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....

21 09 2021 10:41:11

Урок истории в 10-м классе. Тема: "Критическое мышление и Интернет"


    Урок истории в 10-м классе. Тема: "Критическое мышление и Интернет"

      Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....

20 09 2021 20:33:39

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

19 09 2021 5:11:14

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе


    Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

      Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

18 09 2021 3:22:35

Одаренные дети – будущее России


    Одаренные дети – будущее России

      Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....

17 09 2021 20:33:58

Урок с использованием мультимедийной презентации на тему "Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи"


    Урок с использованием мультимедийной презентации на тему "Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи"

      Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...

16 09 2021 4:17:31

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."


    Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

      Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

15 09 2021 10:40:48

Элективный курс для 9-го класса "История военного искусства"


    Элективный курс для 9-го класса "История военного искусства"

      Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....

14 09 2021 16:39:10

Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."


    Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."

      Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...

13 09 2021 14:40:59

Историческая игра-викторина "В парадном строю", посвященная 68-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади


    Историческая игра-викторина "В парадном строю", посвященная 68-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади

      7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....

12 09 2021 11:33:20

Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс


    Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс

      Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....

11 09 2021 14:41:10

Реформы П.А. Столыпина


    Реформы П.А. Столыпина

      Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....

10 09 2021 12:37:54

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

09 09 2021 21:15:33

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (повторительно-обобщающий урок)


    Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (повторительно-обобщающий урок)

      Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...

08 09 2021 20:33:51

Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"


    Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"

      Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...

07 09 2021 0:57:51

Тоталитарные режимы в 30-е гг. XX века: Италия, Германия, Испания


    Тоталитарные режимы в 30-е гг. XX века: Италия, Германия, Испания

      Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....

06 09 2021 14:52:24

Урок "Февральская революция"


    Урок "Февральская революция"

      С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

05 09 2021 21:27:33

"О блокадном детстве в стихах и прозе…"


    "О блокадном детстве в стихах и прозе…"

      Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....

04 09 2021 14:25:32

Заложники "великого перелома" (судьба крестьянства в период коллективизации). 9-й класс


    Заложники "великого перелома" (судьба крестьянства в период коллективизации). 9-й класс

      Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...

03 09 2021 8:45:40

Открытый урок в 7-м классе по теме "Изменения в культуре и быте при Петре I"


    Открытый урок в 7-м классе по теме "Изменения в культуре и быте при Петре I"

      Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...

02 09 2021 1:34:41

Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"


    Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"

      Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...

01 09 2021 8:45:35

Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)


    Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)

      Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...

31 08 2021 5:26:45

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

30 08 2021 6:22:43

Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"


    Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....

29 08 2021 23:20:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::