Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"
Урок (занятие) с использованием электронных образовательных ресурсов.
Предмет (предметная область), раздел, тема: физика, история.
Субъекты образовательного процесса, возраст, класс (курс): 13-17 лет, 7-11 классы.
Цель урока: знакомство с учеными – физиками и техникой времени Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Образовательные: знакомство с именами ученых – физиков и хаpaктериcтиками техники того времени; проблемные – для учащихся, живущих в мире современной техники, дается возможность представить, какими были для нашего народа годы великой битвы.
- Воспитательные: воспитание чувства гордости за вклад физики в исход войны, развитие культуры поведения на уроке, повышение культуры общения, воспитание любви к предмету.
- Развивающие: развитие познавательной деятельности учащихся при самостоятельном изучении материала о вкладе физики как науки в исход Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, развитие исследовательских умений учащихся; развитие умения слушать, делать выводы.
Актуальность: Наша страна готовится к одному из незабываемых праздников страны – 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу.
Данный урок особенно актуален в этот год и направлен на повышение интереса к героизму людей науки. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего. Нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Красной Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом.
Методы: беседа, обсуждение содержания материала, демонстрация слайдов.
Тип урока: нестандартный урок – устный журнал.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа картинки с портретами ученых – физиков и техники военных лет, музыкальный центр (музыка песен «Священная война»).
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу начать урок с таких слов…
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была ВОВ. Эта война самая народная и поистине священная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема. Поэтому сегодня на этом уроке мы услышим, увидим – какой вклад в Победу внесли ученые – физики, узнаем их имена, увидим технику того времени. Мы будем перелистывать страницы истории.
Содержание материала (см. приложение, слайд 2):
- «Идет война народная, священная война», (о начале войны, о тех, кто участвовал в ней);
- «О технике, которая решила многое», (о создании в годы войны новых самолетов и танков);
- «Было и это…», (о тех людских потерях, которые понесли наша наука и техника);
- «Как отечественные физики спасли наш флот», (о размагничивании кораблей в первые годы войны)
- «Этот день мы приближали, как могли», (о других работах ученых – физиков);
- Эпилог.
Страница первая «Идет война народная, священная война» (слайд 3)
Ученик (слайд 4):
Товарищ, ты видишь: над краем родным
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь – сквозь гул орудийный,
Надорванный стон деревень.
Смотри – под фашисткою пятой кровавой
Томятся как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях.
В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова «Священная война», в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны (слайд 5):
Вставай, страна, огромная,
Вставай на cмepтный бой!
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.
И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял оружие в руки, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей Родины.
Звучит песня «Священная война» (слайды 5-16).
Ведущий 1 (слайды 17-21): Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, специалисты в области механики А.Н. Крылов и С.А. Чаплыгин. В нем говорилось «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашисткими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры»
Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:
- Переместить все крупные центры в отдаленные безопасные районы страны;
- Сохранить научный потенциал страны – людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами;
- Развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.
Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта. Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках ,опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы», был в те годы не только приказом, но и естественной потребностью каждого человека. Вторая часть людей науки пошла в действующую армию, чтобы сражаться с оружием. Вот, что рассказывают участники тех событий.
Ученики:
1 ученик (слайд 22): Вице-президент Академии наук педагогических наук В.Г. Зубов:
«Когда в 1941 году фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ. Почти все не призванные в армию, уходили в Народное ополчение. Я пришел в ополчение рядовым, вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой».
Не счесть учителей физики, которые оставив свои классы, пошли воевать. Бывший учитель, известный в последствии специалист школьного эксперимента Б.С. Зворыкин в 1975 году вспоминал:
«Когда началась ВОВ, я работал учителем физики в 175 московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевший большой опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 месяца, весной 1942 года я стал комaндиром радиозвода. Мы обеспечивали бесперебойную связь штаба батальона с ротами, находящиеся на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряженную учебу..»
2 ученик (слайды 23-26): Работали на победу не только взрослые, но и подростки. Вот, что вспоминал преподаватель МГУ, автор школьного учебника физики, по которому занималось не одно поколение советских и российских школьников Б.Б. Буховцев:
«В июне 1941 года, сдав экзамены за 8 -й класс, я перешел в 9-й. А через несколько дней мирная жизнь всех людей была прервана. Нападение на нашу страну изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Три года работал токарем. В 1943 году я был призван в ряды Советской Армии. Попав в гвардейские минометные части, сражался на Курской дуге…»
Академик Кикоин И.К. – автор учебника физики, под его руководством была разработана противотрaнcпортная мина.
Яков Исидорович Перельман – во время ВОВ обучал молодых солдат как ориентироваться на местности, как бросать гранаты, снаряды, мины, бутылки с зажигательной смесью. Скончался от голода 16 марта 1942 года.
Сергeй Иванович Вавилов – в период Великой Отечественной войны был научным руководителем оптического института в г. Йошкар-Оле и физического института в г. Казани. Сыграл большую роль в оптическом приборостроении, когда он был уполномоченным Государственного комитета обороны по оптической промышленности.
3 ученик (слайды 27-29): Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других «задавало» пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готовым к действию в любое время.
Пpaктические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Maндельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Пpaктические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему – создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе. Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника, давая мощный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным врагом объектам. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.
За исследования в области полупроводников в 1942 году А.Ф. Иоффе был удостоен Сталинской премии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1955 года Иоффе Абраму Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Страница вторая «Техника, которая определила победу»
Ведущий: Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр: промышленная база Германии вместе с базами ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 2 раза, а в 1942 г в связи с захватом богатейших районов Советского Союза – в 3-4 раза. Комaндование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создавать новые, превосходящие аналоги противника. Посмотрим, что удалось сделать в двух отраслях – авиации и танкостроении.
Ученик 4 (слайды 31-35): С первых дней войны начался величайший поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшее, чем у врага, самолеты, а для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема движения, улучшить маневренность машин, огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности:
- С.А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;
- Профессорами А.А. Доронициным и Г.Л. Лойцянским по методике расчета сил трения с учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения;
- М.В. Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете;
- А.И. Макаревского, который предложил оригинальные методы расчета самолета на прочность.
Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С.А.Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы:
«Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами…. в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…я знаю, что бы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».
Так думали и такую мысль главной считали создатели отечественной военной техники. В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить 25 новых, модернизированных типов военных самолетов. В том числе:
- Истребитель ЛА-5 конструкции С.А. Лавочкина, обладавший мощным, надежным двигателем с воздушным охлаждением, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полета (более 11 км), простотой в управлении. Первые полки истребителей участвовали в сражениях уже через год после начала войны.
- Самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны – ЯК-3, сконструированный в 1943 г. В конструкторском бюро А.С. Яковлева; его взлетная масса равнялась 2650 кг, высота полета до 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4 мин, он обладал высокими аэродинамическими качествами.
- Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева. Он мог лететь на высотах до 9 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570км/ч. Специальное оборудование позволило сбрасывать бомбы при разных режимах полета.
- Штурмовик ИД-10, конструкции С.В. Ильюшина, созданных в 1944г, обладал мощным двигателем, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной cмepтью».
Ведущий: Опыт боевых действий показал, что сконструированные в годы войны наши самолеты, обладали преимуществом перед вражескими машинами. Творческий союз ученых и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 26%, дальность полета – на 300%, скорость подъема в воздух – более чем на 200%. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полете уничтожали почти любой самолет врага!
Ученик 5 (слайды 36-38): В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла творческая напряженная работа. В 1943 г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина, А.И. Благонравова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн. Его технические хаpaктеристики в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей: толщина брони была 120 мм, развиваемая скорость – до 52 км/ч. Для машины был сконструирован ряд новых компактных узлов, более совершенная силовая передача. Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники. На базе танка ИС-2 было создано несколько самоходных артиллерийских установок на гусеничном ходу – ИСУ-152. Эта машина имела мощную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка». Она вступила в строй в конце войны.
Ученик 6 (слайды 39-41): Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку – реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; её назвали любовно «Катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол, она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность. К началу войны были разработаны не только боевые paкеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.
В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов и многие другие.
Установка БМ-13 образца 1941 года представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132 – миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов\9 с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху,другой – снизу)
Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 г батареей капитана И.А.Флерова вблизи белорусской станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы дыма. Горели не только танки и машины, горела земля, врага охватили ужас и паника. Сердца наших солдат переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!
Говорит пехота: – Чистая работа!
Где ударит «Катя» – фрицу не пролезть
Воевать охота, – говорит пехота,
– Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой…
Во всех военных операциях с лета 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное оружие подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей этого оружия.
Страница третья « Было и это…»
Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)
Ученик 7 (слайды 42– 44):
Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)
Посмотрим теперь на историю Великой Отечественной Войны «нашим гневным сегодняшним зрением» (слова поэта К.Симонова).
В то время, когда наши конструкторы, не жалея сил, в суровых условиях модернизировали существующую и создавали новую боевую технику, чтобы оснастить ею армию, наша страна в начале войны несла огромные людские, материальные и территориальные потери, сдавая врагу один за одним свои города и села. Причин этому несколько, и в их числе недооценка руководством страны проблемы технического перевооружения в армии, о которой говорили ведущие специалисты.
В 1937-38гг. по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий. Она захватила и специалистов, работавших на оборону. В 1938 г. За решетку попал С.П.Королев, который пробыл в тюрьмах до 1944г. В 1937г арестовали А.Н. Туполева – знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся достижений: создание самолетов, совершивших известные всему миру перелеты (вокруг Европы, на Дальний Восток). В заключении он пробыл 1367 дней (почти 4 года). Рядом с ним за решеткой трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, боевых кораблей. В этих условиях А.Н. Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2!
Души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937г. «отцы» знаменитой «Катюши» – Ге opгий Эрихович Лангемак и Иван Тереньтьевич Клейменов были арестованы и через 2 месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль «потеряла» еще одного своего ведущего специалиста – В.П. Глушко (он был посажен в тюрьму), работы по paкетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях ка мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944 года. Мы назвали только 2 эпизода из длинного трагического ряда, а ведь этот список определил собой ничем не оправданные массовые потери наших людей на фронтах ВОВ. «…Как подсчитать те похоронки, которые приходили в наши дома, избы, хаты, юрты, именно потому, что за решеткой сидели авиаконструктор Туполев, paкетчик Королев, механик Некрасов, теплотехник Стечкин, радист Берг… Светлейшие умы, мозг нации… »
Страница четвертая «Как отечественные физики спасали наш флот»
Ученик 8 (слайд 46-49): Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Его создание и воссоздание вследствие гибели требует больших средств и времени, развитой промышленной базы, оно пpaктически невозможно в условиях войны. Поэтому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен на Военно-морской флот нашей страны. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – «запереть» на морских базах, перекрыв выход из них с помощью мин разной конструкции, а затем ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием врага. Не дожидаясь начала военных действий, фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду, где было возможно и целесообразно: в бухтах Севастополя, Одессе, вблизи Мурманска и Архангельска. Тем самым угроза уничтожения нашего флота стала реальностью. Возник вопрос: «Как быть?».
Удалось обнаружить, что новые мины – магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была засекречена рядом технических мер, не «позволявших» ей попасть в руки противника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля «улавливал» специальный прибор; он же управлял взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты.
Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте начали исследования, направленные на уменьшение возможности поражения магнитными минами. В процессе их был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Заключался он в следующем: из специального кабеля делали большую петлю, которую клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов; по петле пропускали электрический ток, который создавал вокруг искусственное магнитное поле. Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному полю корабля. После сложения обоих полей результирующее магнитное поле становилось незначительным и не вызывало сpaбатывания мины. Перед войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установках на кораблях. Война требовала быстрых мер. Через пять дней начала военных действий пришел приказ по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В одной из таких бригад был профессор-физик И.В.Курчатов. К августу 1941 г. специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть кораблей на всех флотах и флотилиях.
Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей. Предложила его первой Северная группа специалистов, возглавляемая ученым И.В. Климовым, затем группа И.В.Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А. Ткаченко, а еще чуть позже, но независимо, и на Балтике – группа В.М. Тучкевича и М.В. Шадеева. Заключался он в следующем: К станции размагничивания (1) подходил корабль (2) и принимал с нее кабель-виток(3) , через который пропускали постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи(4) станции. Борт корабля «натирали» этим витком, в результате чего корабль намагничивался, но против собственного магнитного поля. В итоге корабль становился нейтральным в магнитном отношении, и это состояние оказывалось стабильным.
Ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине. Научный подход и знания помогли сохранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.
В Севастополе, для увековечивания памяти о подвиге ученых, по спасению в годы войны наших кораблей от мин установлен памятник, где высечены слова: «Здесь в 1941 г. группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».
Страница пятая «Этот день все приближали, как могли»
Ученик 9 (слайд 50-58): Осажденный врагом город на Неве – Ленинград. Жестокие бомбежки, разрывы снаряды, отсутствие продовольствия, нормы хлебы сокращены до 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь ужас того, что стоит за ними: cмepть, голод… А судьба посылаем новое испытание: ударили морозы, в начале января 1942 года они доходили до минус 35 градусов. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация. Не работало центральное отопление, остановился городской трaнcпорт. Но город жил, трудился! И все это совершилось усилием воли! Мopaльный дух ленинградцев, людей науки, был необычно крепок.
В истории обороны Ленинграда и деятельности ученых есть много достойных восхищений, но остановимся на одном, который связан с «Дорогой жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи. По льду замерзшего Ладожского озера проложена трасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда; она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре выяснилось странное обстоятельство: когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными, почти невесомыми людьми проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача: выяснить, в чем дело и дать рекомендации, избавляющие от аварий. Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института П.П. Кобеко разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях. Надо было создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все то, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически. Ученый быстро создал проект такой аппаратуры. С трудом. Проявляя чудеса изобретательности, нашли материалы для изготовления приборов, создали аппаратуру и установили ее вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру и в стужу; их вела группа голодных сотрудников Физтеха: изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы, способность выдерживать нагрузки, изменение амплитуды колебаний, вызванных ветром, динамические деформации под влиянием нагрузок. Все это выявило ряд закономерностей:
- Степень деформации льда зависит от скорости движения трaнcпорта – это был главный вывод;
- Критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;
- Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне. Сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особенно опасной становилась ситуация, когда трaнcпорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова. На основе полученных результатов ученые разработали правила безопасного передвижения по ладожской дороге, составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с различными грузами. Эти таблицы были распечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте.
Страница последняя «Вместо эпилога»
В тот год, от всей души удивлены,
Тому, кто уцелели почему-то,
Мы возвращались к Жизни от Войны.
Благославляя каждую минуту.
Юлия Друнина
Ведущий (слайды 59-60): Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в cмepтельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования – это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, пpaктическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разpaбатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.
Чтец: Роберт Рождественский, поэма «Реквием»
Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт, -
помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, -
помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили.
Во все времена бесcмepтной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, -
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-
Заклинаю, -
Помните!
1962
Список литературы:
- Журналы «Физика в школе» №3, 2005; №3, 1975; №2, 1985. Э.М. Браверман. Страницы истории великой Победы, материал для проведения классных часов, посвященных юбилею Победы над фашизмом.
- Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985.
- Левшин Б.В. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны» — М.: Наука, 1983.
- Маркелова Л.П. «Оружием творчества: О работе советских ученых в годы Великой Отечественной войны» — М.: Политиздат, 1985.
- В.Н. Новикова «Оружие Победы », М: Машиностроение, 1985.
- «Энциклопедический словарь юного физика», М.: «Педагогика», 1989.
- Интернет-ресурсы (фотографии для презентации).
- Журнал «Классный руководитель» № 8, 2004.
- Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал», Севастьянов М.А. Вклад ученых нашей Родины в победу в Великой Отечественной войне.
- Газета «Наша Победа», Выпуск № 5-7, Ежемecячное культурно-просветительское издание о событиях ,связанных с ВОВ, г. Вологда.
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
18 03 2024 23:53:22
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
17 03 2024 5:40:28
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
16 03 2024 10:39:43
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
15 03 2024 9:52:25
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
14 03 2024 13:58:57
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
13 03 2024 14:20:51
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
12 03 2024 13:15:28
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
11 03 2024 23:56:30
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
10 03 2024 7:43:15
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
09 03 2024 22:25:46
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
08 03 2024 21:47:37
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
07 03 2024 11:49:59
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...
06 03 2024 23:54:58
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
05 03 2024 18:26:59
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
04 03 2024 20:11:14
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
03 03 2024 7:32:40
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
02 03 2024 14:20:27
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
01 03 2024 23:55:54
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
29 02 2024 20:25:48
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
28 02 2024 1:34:39
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
27 02 2024 23:39:48
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
26 02 2024 11:40:41
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
25 02 2024 23:57:42
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...
24 02 2024 11:45:14
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
23 02 2024 13:44:18
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
22 02 2024 8:56:57
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
21 02 2024 10:46:49
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
20 02 2024 13:58:31
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
19 02 2024 9:57:52
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
18 02 2024 23:33:49
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
17 02 2024 0:32:27
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
16 02 2024 19:46:20
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
15 02 2024 22:10:30
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
14 02 2024 10:48:20
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
13 02 2024 5:48:32
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
12 02 2024 14:23:59
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
11 02 2024 1:15:23
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
10 02 2024 5:23:57
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...
09 02 2024 3:18:21
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
08 02 2024 9:40:58
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
07 02 2024 13:54:17
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
06 02 2024 7:58:42
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
05 02 2024 12:53:15
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
04 02 2024 1:43:32
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
03 02 2024 21:55:41
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
02 02 2024 8:10:18
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
01 02 2024 13:27:25
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...
31 01 2024 10:44:12
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
30 01 2024 16:14:43
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
29 01 2024 19:37:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::