Устный журнал "Страницы истории Великой Победы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"


    Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"

Урок (занятие) с использованием электронных образовательных ресурсов.

Предмет (предметная область), раздел, тема: физика, история.

Субъекты образовательного процесса, возраст, класс (курс): 13-17 лет, 7-11 классы.

Цель урока: знакомство с учеными – физиками и техникой времени Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Образовательные: знакомство с именами ученых – физиков и хаpaктериcтиками техники того времени; проблемные – для учащихся, живущих в мире современной техники, дается возможность представить, какими были для нашего народа годы великой битвы.
  • Воспитательные: воспитание чувства гордости за вклад физики в исход войны, развитие культуры поведения на уроке, повышение культуры общения, воспитание любви к предмету.
  • Развивающие: развитие познавательной деятельности учащихся при самостоятельном изучении материала о вкладе физики как науки в исход Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, развитие исследовательских умений учащихся; развитие умения слушать, делать выводы.

Актуальность: Наша страна готовится к одному из незабываемых праздников страны – 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу.

Данный урок особенно актуален в этот год и направлен на повышение интереса к героизму людей науки. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего. Нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Красной Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом.

Методы: беседа, обсуждение содержания материала, демонстрация слайдов.

Тип урока: нестандартный урок – устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа картинки с портретами ученых – физиков и техники военных лет, музыкальный центр (музыка песен «Священная война»).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу начать урок с таких слов…

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была ВОВ. Эта война самая народная и поистине священная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема. Поэтому сегодня на этом уроке мы услышим, увидим – какой вклад в Победу внесли ученые – физики, узнаем их имена, увидим технику того времени. Мы будем перелистывать страницы истории.

Содержание материала (см. приложение, слайд 2):

  1. «Идет война народная, священная война», (о начале войны, о тех, кто участвовал в ней);
  2. «О технике, которая решила многое», (о создании в годы войны новых самолетов и танков);
  3. «Было и это…», (о тех людских потерях, которые понесли наша наука и техника);
  4. «Как отечественные физики спасли наш флот», (о размагничивании кораблей в первые годы войны)
  5. «Этот день мы приближали, как могли», (о других работах ученых – физиков);
  6. Эпилог.

Страница первая «Идет война народная, священная война» (слайд 3)

Ученик (слайд 4):

Товарищ, ты видишь: над краем родным
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь – сквозь гул орудийный,
Надорванный стон деревень.
Смотри – под фашисткою пятой кровавой
Томятся как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях.

В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова «Священная война», в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны (слайд 5):

Вставай, страна, огромная,
Вставай на cмepтный бой!
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял оружие в руки, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей Родины.

Звучит песня «Священная война» (слайды 5-16).

Ведущий 1 (слайды 17-21): Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, специалисты в области механики А.Н. Крылов и С.А. Чаплыгин. В нем говорилось «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашисткими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры»

Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:

  • Переместить все крупные центры в отдаленные безопасные районы страны;
  • Сохранить научный потенциал страны – людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами;
  • Развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.

Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта. Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках ,опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы», был в те годы не только приказом, но и естественной потребностью каждого человека. Вторая часть людей науки пошла в действующую армию, чтобы сражаться с оружием. Вот, что рассказывают участники тех событий.

Ученики:

1 ученик (слайд 22): Вице-президент Академии наук педагогических наук В.Г. Зубов:

«Когда в 1941 году фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ. Почти все не призванные в армию, уходили в Народное ополчение. Я пришел в ополчение рядовым, вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой».

Не счесть учителей физики, которые оставив свои классы, пошли воевать. Бывший учитель, известный в последствии специалист школьного эксперимента Б.С. Зворыкин в 1975 году вспоминал:

«Когда началась ВОВ, я работал учителем физики в 175 московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевший большой опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 месяца, весной 1942 года я стал комaндиром радиозвода. Мы обеспечивали бесперебойную связь штаба батальона с ротами, находящиеся на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряженную учебу..»

2 ученик (слайды 23-26): Работали на победу не только взрослые, но и подростки. Вот, что вспоминал преподаватель МГУ, автор школьного учебника физики, по которому занималось не одно поколение советских и российских школьников Б.Б. Буховцев:

«В июне 1941 года, сдав экзамены за 8 -й класс, я перешел в 9-й. А через несколько дней мирная жизнь всех людей была прервана. Нападение на нашу страну изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Три года работал токарем. В 1943 году я был призван в ряды Советской Армии. Попав в гвардейские минометные части, сражался на Курской дуге…»

Академик Кикоин И.К. – автор учебника физики, под его руководством была разработана противотрaнcпортная мина.

Яков Исидорович Перельман – во время ВОВ обучал молодых солдат как ориентироваться на местности, как бросать гранаты, снаряды, мины, бутылки с зажигательной смесью. Скончался от голода 16 марта 1942 года.

Сергeй Иванович Вавилов – в период Великой Отечественной войны был научным руководителем оптического института в г. Йошкар-Оле и физического института в г. Казани. Сыграл большую роль в оптическом приборостроении, когда он был уполномоченным Государственного комитета обороны по оптической промышленности.

3 ученик (слайды 27-29): Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других «задавало» пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готовым к действию в любое время.

Пpaктические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Maндельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Пpaктические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему – создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе. Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника, давая мощный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным врагом объектам. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.

За исследования в области полупроводников в 1942 году А.Ф. Иоффе был удостоен Сталинской премии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1955 года Иоффе Абраму Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Страница вторая «Техника, которая определила победу»

Ведущий: Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр: промышленная база Германии вместе с базами ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 2 раза, а в 1942 г в связи с захватом богатейших районов Советского Союза – в 3-4 раза. Комaндование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создавать новые, превосходящие аналоги противника. Посмотрим, что удалось сделать в двух отраслях – авиации и танкостроении.

Ученик 4 (слайды 31-35): С первых дней войны начался величайший поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшее, чем у врага, самолеты, а для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема движения, улучшить маневренность машин, огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности:

  • С.А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;
  • Профессорами А.А. Доронициным и Г.Л. Лойцянским по методике расчета сил трения с учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения;
  • М.В. Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете;
  • А.И. Макаревского, который предложил оригинальные методы расчета самолета на прочность.

Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С.А.Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы:

«Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами…. в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…я знаю, что бы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».

Так думали и такую мысль главной считали создатели отечественной военной техники. В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить 25 новых, модернизированных типов военных самолетов. В том числе:

  • Истребитель ЛА-5 конструкции С.А. Лавочкина, обладавший мощным, надежным двигателем с воздушным охлаждением, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полета (более 11 км), простотой в управлении. Первые полки истребителей участвовали в сражениях уже через год после начала войны.
  • Самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны – ЯК-3, сконструированный в 1943 г. В конструкторском бюро А.С. Яковлева; его взлетная масса равнялась 2650 кг, высота полета до 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4 мин, он обладал высокими аэродинамическими качествами.
  • Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева. Он мог лететь на высотах до 9 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570км/ч. Специальное оборудование позволило сбрасывать бомбы при разных режимах полета.
  • Штурмовик ИД-10, конструкции С.В. Ильюшина, созданных в 1944г, обладал мощным двигателем, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной cмepтью».

Ведущий: Опыт боевых действий показал, что сконструированные в годы войны наши самолеты, обладали преимуществом перед вражескими машинами. Творческий союз ученых и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 26%, дальность полета – на 300%, скорость подъема в воздух – более чем на 200%. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полете уничтожали почти любой самолет врага!

Ученик 5 (слайды 36-38): В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла творческая напряженная работа. В 1943 г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина, А.И. Благонравова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн. Его технические хаpaктеристики в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей: толщина брони была 120 мм, развиваемая скорость – до 52 км/ч. Для машины был сконструирован ряд новых компактных узлов, более совершенная силовая передача. Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники. На базе танка ИС-2 было создано несколько самоходных артиллерийских установок на гусеничном ходу – ИСУ-152. Эта машина имела мощную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка». Она вступила в строй в конце войны.

Ученик 6 (слайды 39-41): Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку – реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; её назвали любовно «Катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол, она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность. К началу войны были разработаны не только боевые paкеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.

В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов и многие другие.

Установка БМ-13 образца 1941 года представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132 – миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов\9 с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху,другой – снизу)

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 г батареей капитана И.А.Флерова вблизи белорусской станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы дыма. Горели не только танки и машины, горела земля, врага охватили ужас и паника. Сердца наших солдат переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!

Говорит пехота: – Чистая работа!
Где ударит «Катя» – фрицу не пролезть
Воевать охота, – говорит пехота,
– Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой…

Во всех военных операциях с лета 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное оружие подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей этого оружия.

Страница третья « Было и это…»

Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)

Ученик 7 (слайды 42– 44):

Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)

Посмотрим теперь на историю Великой Отечественной Войны «нашим гневным сегодняшним зрением» (слова поэта К.Симонова).

В то время, когда наши конструкторы, не жалея сил, в суровых условиях модернизировали существующую и создавали новую боевую технику, чтобы оснастить ею армию, наша страна в начале войны несла огромные людские, материальные и территориальные потери, сдавая врагу один за одним свои города и села. Причин этому несколько, и в их числе недооценка руководством страны проблемы технического перевооружения в армии, о которой говорили ведущие специалисты.

В 1937-38гг. по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий. Она захватила и специалистов, работавших на оборону. В 1938 г. За решетку попал С.П.Королев, который пробыл в тюрьмах до 1944г. В 1937г арестовали А.Н. Туполева – знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся достижений: создание самолетов, совершивших известные всему миру перелеты (вокруг Европы, на Дальний Восток). В заключении он пробыл 1367 дней (почти 4 года). Рядом с ним за решеткой трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, боевых кораблей. В этих условиях А.Н. Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2!

Души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937г. «отцы» знаменитой «Катюши» – Ге opгий Эрихович Лангемак и Иван Тереньтьевич Клейменов были арестованы и через 2 месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль «потеряла» еще одного своего ведущего специалиста – В.П. Глушко (он был посажен в тюрьму), работы по paкетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях ка мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944 года. Мы назвали только 2 эпизода из длинного трагического ряда, а ведь этот список определил собой ничем не оправданные массовые потери наших людей на фронтах ВОВ. «…Как подсчитать те похоронки, которые приходили в наши дома, избы, хаты, юрты, именно потому, что за решеткой сидели авиаконструктор Туполев, paкетчик Королев, механик Некрасов, теплотехник Стечкин, радист Берг… Светлейшие умы, мозг нации… »

Страница четвертая «Как отечественные физики спасали наш флот»

Ученик 8 (слайд 46-49): Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Его создание и воссоздание вследствие гибели требует больших средств и времени, развитой промышленной базы, оно пpaктически невозможно в условиях войны. Поэтому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен на Военно-морской флот нашей страны. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – «запереть» на морских базах, перекрыв выход из них с помощью мин разной конструкции, а затем ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием врага. Не дожидаясь начала военных действий, фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду, где было возможно и целесообразно: в бухтах Севастополя, Одессе, вблизи Мурманска и Архангельска. Тем самым угроза уничтожения нашего флота стала реальностью. Возник вопрос: «Как быть?».

Удалось обнаружить, что новые мины – магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была засекречена рядом технических мер, не «позволявших» ей попасть в руки противника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля «улавливал» специальный прибор; он же управлял взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты.

Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте начали исследования, направленные на уменьшение возможности поражения магнитными минами. В процессе их был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Заключался он в следующем: из специального кабеля делали большую петлю, которую клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов; по петле пропускали электрический ток, который создавал вокруг искусственное магнитное поле. Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному полю корабля. После сложения обоих полей результирующее магнитное поле становилось незначительным и не вызывало сpaбатывания мины. Перед войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установках на кораблях. Война требовала быстрых мер. Через пять дней начала военных действий пришел приказ по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В одной из таких бригад был профессор-физик И.В.Курчатов. К августу 1941 г. специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть кораблей на всех флотах и флотилиях.

Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей. Предложила его первой Северная группа специалистов, возглавляемая ученым И.В. Климовым, затем группа И.В.Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А. Ткаченко, а еще чуть позже, но независимо, и на Балтике – группа В.М. Тучкевича и М.В. Шадеева. Заключался он в следующем: К станции размагничивания (1) подходил корабль (2) и принимал с нее кабель-виток(3) , через который пропускали постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи(4) станции. Борт корабля «натирали» этим витком, в результате чего корабль намагничивался, но против собственного магнитного поля. В итоге корабль становился нейтральным в магнитном отношении, и это состояние оказывалось стабильным.

Ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине. Научный подход и знания помогли сохранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.

В Севастополе, для увековечивания памяти о подвиге ученых, по спасению в годы войны наших кораблей от мин установлен памятник, где высечены слова: «Здесь в 1941 г. группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».

Страница пятая «Этот день все приближали, как могли»

Ученик 9 (слайд 50-58): Осажденный врагом город на Неве – Ленинград. Жестокие бомбежки, разрывы снаряды, отсутствие продовольствия, нормы хлебы сокращены до 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь ужас того, что стоит за ними: cмepть, голод… А судьба посылаем новое испытание: ударили морозы, в начале января 1942 года они доходили до минус 35 градусов. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация. Не работало центральное отопление, остановился городской трaнcпорт. Но город жил, трудился! И все это совершилось усилием воли! Мopaльный дух ленинградцев, людей науки, был необычно крепок.

В истории обороны Ленинграда и деятельности ученых есть много достойных восхищений, но остановимся на одном, который связан с «Дорогой жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи. По льду замерзшего Ладожского озера проложена трасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда; она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре выяснилось странное обстоятельство: когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными, почти невесомыми людьми проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача: выяснить, в чем дело и дать рекомендации, избавляющие от аварий. Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института П.П. Кобеко разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях. Надо было создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все то, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически. Ученый быстро создал проект такой аппаратуры. С трудом. Проявляя чудеса изобретательности, нашли материалы для изготовления приборов, создали аппаратуру и установили ее вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру и в стужу; их вела группа голодных сотрудников Физтеха: изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы, способность выдерживать нагрузки, изменение амплитуды колебаний, вызванных ветром, динамические деформации под влиянием нагрузок. Все это выявило ряд закономерностей:

  • Степень деформации льда зависит от скорости движения трaнcпорта – это был главный вывод;
  • Критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;
  • Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне. Сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особенно опасной становилась ситуация, когда трaнcпорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова. На основе полученных результатов ученые разработали правила безопасного передвижения по ладожской дороге, составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с различными грузами. Эти таблицы были распечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте.

Страница последняя «Вместо эпилога»

В тот год, от всей души удивлены,
Тому, кто уцелели почему-то,
Мы возвращались к Жизни от Войны.
Благославляя каждую минуту.
Юлия Друнина

Ведущий (слайды 59-60): Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в cмepтельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования – это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, пpaктическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разpaбатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Чтец: Роберт Рождественский, поэма «Реквием»

Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт, -
помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, -
помните!

Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили.

Во все времена бесcмepтной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, -
О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-

Заклинаю, -
Помните!
1962

Список литературы:

  1. Журналы «Физика в школе» №3, 2005; №3, 1975; №2, 1985. Э.М. Браверман. Страницы истории великой Победы, материал для проведения классных часов, посвященных юбилею Победы над фашизмом.
  2. Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985.
  3. Левшин Б.В. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны» — М.: Наука, 1983.
  4. Маркелова Л.П. «Оружием творчества: О работе советских ученых в годы Великой Отечественной войны» — М.: Политиздат, 1985.
  5. В.Н. Новикова «Оружие Победы », М: Машиностроение, 1985.
  6. «Энциклопедический словарь юного физика», М.: «Педагогика», 1989.
  7. Интернет-ресурсы (фотографии для презентации).
  8. Журнал «Классный руководитель» № 8, 2004.
  9. Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал», Севастьянов М.А. Вклад ученых нашей Родины в победу в Великой Отечественной войне.
  10. Газета «Наша Победа», Выпуск № 5-7, Ежемecячное культурно-просветительское издание о событиях ,связанных с ВОВ, г. Вологда.


Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"


    Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

      Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

29 09 2022 22:29:57

Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....

28 09 2022 20:53:17

Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"


    Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

      В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....

27 09 2022 13:15:10

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

26 09 2022 14:52:20

Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс


    Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс

      Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....

25 09 2022 18:53:55

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Христофор Колумб. Открытие Америки"


    Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Христофор Колумб. Открытие Америки"

      Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....

24 09 2022 2:17:43

"Путешествие в Мастербург, или Ремесло в средневековом городе"


    "Путешествие в Мастербург, или Ремесло в средневековом городе"

      Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....

23 09 2022 5:12:12

Итоги преобразовательной деятельности Петра I


    Итоги преобразовательной деятельности Петра I

      Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...

22 09 2022 1:27:13

Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"


    Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"

      Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....

21 09 2022 2:14:50

Урок мужества "Огненная дуга", посвященный 70-летию победы в Курской битве (1943–2013)


    Урок мужества "Огненная дуга", посвященный 70-летию победы в Курской битве (1943–2013)

      Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....

20 09 2022 0:45:43

Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс


    Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс

      Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....

19 09 2022 23:51:32

Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории


    Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории

      В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....

18 09 2022 18:22:46

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"


    Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

      Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

17 09 2022 5:31:23

Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"


    Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

      Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

16 09 2022 7:10:58

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе


    Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

      Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

15 09 2022 21:48:20

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

14 09 2022 10:24:35

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"


    Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

      Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

13 09 2022 18:39:23

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 09 2022 7:44:11

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

11 09 2022 4:22:15

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс


    Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

      Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....

10 09 2022 10:52:39

Финикийские мореплаватели


    Финикийские мореплаватели

      Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....

09 09 2022 4:15:51

Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"


    Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"

      Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...

08 09 2022 10:12:57

Толерантность – путь к миру


    Толерантность – путь к миру

      Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

07 09 2022 17:41:10

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс


    Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

      Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

06 09 2022 17:13:59

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

05 09 2022 23:11:31

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы


    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы

      Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....

04 09 2022 21:33:52

Вечер памяти декабристов


    Вечер памяти декабристов

      Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь. ...

03 09 2022 17:59:22

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"


    Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

      Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

02 09 2022 0:56:38

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

01 09 2022 22:30:46

Урок-обобщение по теме "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"


    Урок-обобщение по теме "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

      Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...

31 08 2022 17:18:18

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....

30 08 2022 23:48:42

Религия как феномен культуры. 8-й класс


    Религия как феномен культуры. 8-й класс

      Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....

29 08 2022 17:24:26

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"


    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

      Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

28 08 2022 23:27:48

Урок истории с использованием информационных технологий


    Урок истории с использованием информационных технологий

      Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

27 08 2022 19:22:31

Урок обществознания по теме "Что такое доброта?". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Что такое доброта?". 6-й класс

      Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....

26 08 2022 14:37:16

Анализ урока по теме «Накануне отмены крепостного права». История России. 8-й класс


    Анализ урока по теме «Накануне отмены крепостного права». История России. 8-й класс

      Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....

25 08 2022 7:26:51

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

      Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

24 08 2022 8:42:54

Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.


    Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...

23 08 2022 7:42:50

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

22 08 2022 22:56:52

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"


    Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

      Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

21 08 2022 1:26:23

История Дона


    История Дона

      Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

20 08 2022 7:20:10

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе


    "Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

      Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

19 08 2022 1:49:36

Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания


    Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

      В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....

18 08 2022 1:30:34

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме "Культура Древней Греции", 5-й класс


    Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме "Культура Древней Греции", 5-й класс

      Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...

17 08 2022 18:54:11

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

16 08 2022 17:46:14

Индивидуально-ориентированная система обучения на уроках истории


    Индивидуально-ориентированная система обучения на уроках истории

      Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....

15 08 2022 12:11:53

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

      Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

14 08 2022 12:46:28

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"


    Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

      Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

13 08 2022 23:45:50

Урок-квест "Социальные статусы и роли"


    Урок-квест "Социальные статусы и роли"

      Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....

12 08 2022 20:50:45

Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"


    Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"

      Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...

11 08 2022 5:25:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::