Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры


    Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

Введение

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С.Макаренко

Уже несколько лет мы с ребятами занимаемся по программе дополнительного образования «Семья: непридуманные истории»  Одной из тем,  которые мы изучаем, является «Семейный архив». Совместно с родителями учащиеся знакомятся с документами семейного архива, рассказывают о самых важных документах семьи. Оформляем папку «Семейный архив» для хранения копий документов в семье с описаниями их особенностей и рассказов близких. При этом ребята используют своеобразный классификатор, позволяющий классифицировать и систематизировать документы (Приложение 1). Особенно актуальным, накануне празднования 70-летия Победы, стало изучение военных документов. Из семейных архивов извлекались фронтовые письма, фото, наградные книжки, военные билеты. Вдруг выяснялось, что некоторые ребята до этого и не знали о том, какие ценные вещи хранятся в их семье, а их прадеды и пpaбабушки имеют такое героическое прошлое.   Так возникла идея  создания отдельного архива семейных документов,  связанных с Великой Отечественной войной. В ходе поисковой работы, ребята предложили объединить весь собранный материал в «Книгу памяти», которую назвали – «Я помню и горжусь!..»

Аннотация проекта

Книга памяти «Я помню и горжусь!..» содержит следующую информацию: ФИО участника ВОВ; Годы жизни участника ВОВ; Где воевал (по имеющимся данным); Где и когда и при каких обстоятельствах погиб, или умер (в том случае, если участник погиб, или умер); Где, когда и при каких обстоятельствах пропал без вести (в том случае, если участник пропал без вести); Где участник живёт на данный момент (в том случае, если участник жив на данный момент); Фотографии, отсканированные письма, наградные листы, военные билеты. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в КНИГЕ опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах.  Перспективным считаем создание электронной Книги памяти и размещение её в сети Интернет. Подобную брошюру можно создать о вдовах, тружениках тыла и детях войны, статьи в которой сделать в форме их воспоминаний.

Актуальность

Великая Отечественная война  унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало  на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но  ветераны  уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя  правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.
Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности,  отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

Проблема

До тех пор пока живы участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети военной поры, которые могут рассказать о прошедших событиях: как жили, как сражались, как работали, во что верили, на что надеялись – эти документальные факты необходимо собрать и сохранить.

1. Цель и задачи проекта

Цель: создание «Книги памяти «Я помню и горжусь!..» через расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне

Задачи:

  • Изучить семейный архив; узнать были ли в семье родственники-участники ВОВ; подобрать фото и документы; подготовить сообщение о родственнике-участнике ВОВ.
  • Создание электронного и бумажного архива об участниках Великой Отечественной войны, которые будет способствовать: развитию у учащихся чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу Родину; возрождению семейных ценностей и традиций.
  • Развитие у участников проекта навыков работы по поиску информации о судьбе героя,  используя интернет-ресурсы, различные базы данных, развитие коммуникативных навыков.
  • Укрепление связей между поколениями.
  • Привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению  духовно-нравственных ценностей родной семьи.

Для достижения поставленных задач нами были использованы различные источники информации.  Мы изучили и обобщили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии.  Проанализировали базы данных интернет-сайтов:   ОБД «Мемориал»,  «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бесcмepтный полк».

Объектом  исследования является: события Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Предметом – конкретные семьи в годы войны.
При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, пpaктико-ориентированный, метод опроса, интервью.  

Пpaктическая значимость работы состоит  в воспитании уважения к    предшествующим поколениям. Работу можно использовать для бесед с учащимися на классных часах, при исследовании документов семейного архива.

2. Содержание проекта

Описание работы по проекту. В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умениями создать проект и реализовать его. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.

Основными критериями отбора материала при разработке программы является культурная значимость при изучении истории семьи младшего школьника, актуальность, воспитательная ценность.

Целевая группа  проекта. Участниками проекта являются учащиеся 5-7 классов МОУ СШ №93, интересующиеся историей своей Родины, своей семьи. Кроме этого во время поисковой деятельности привлекались к работе над проектом родители учащихся, люди  пожилого и пенсионного возраста, участники ВОВ.

Продолжительность проекта. Проект краткосрочный. Продолжительность – 4 месяца (январь 2015г. – май 2015г.)

Основные этапы реализации проекта

Работа над проектом проводится в три этапа:

I этап – Подготовительный: анкетирование и анализ анкет (Приложение 2), поиск и сбор информации о члeнах своей семьи, живших во время войны; подбор фотографий;

II этап – Основной: создание листовок о члeнах своей семьи–участниках войны; оформление тематического стенда и его использование для проведения классных часов и бесед с учащимися начальной школы; был проведён конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной

войны» (Приложение 3); конкурс рисунков «Война в истории моей семьи» (Приложение 4). Сочинения очень разные: обстоятельные и совсем короткие, лиричные и сдержанные. Но они дороги нам, так как позволяют осознать сопричастность каждой семьи к великому подвигу советского народа.

III  этап – Заключительный: соединение разрозненных рассказов воедино, оформление  и презентация проекта «Книга памяти «Я помню и горжусь!..».

Планируемые результаты

Учащиеся получат информацию о члeнах своей семьи – участниках войны. Каждый ребенок почувствует свою сопричастность к празднованию Дня Победы и конкретными делами и поступками, почувствует гордость за «свою Родину».
 Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных  событиях Великой Отечественной войны  за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим.). Недостаток сведений семейных архивов учащихся компенсируется документальными сведениями интернет-сайтов ОБД «Мемориал»,  «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бесcмepтный полк».

Своеобразие и новизна: пpaктическая часть курса ориентирована на формирование опыта работы с документами, умение анализировать и аккумулировать информацию; формирование навыков генеалогического исследования. Соблюдение технологии поиска, если воин:вернулся живым, убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести. Кажется, что мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Но сохранение в каждой семье личной памяти о поколении,  прошедшем через войну – главная наша задача.
Позиция педагога диалогична на протяжении создания и реализации проекта.

3. Технология поиска  информации   участника войны, вернувшегося живым, погибшего, пропавшего без вести.

Так,  в  январе 2015 году началась поисковая работа. Привлекались к работе родители и  родственники.  В книге мы собрали материал не только о людях, воевавших на фронте, но еще и о тех, кто был в тылу и всеми силами помогал фронту, у нас есть рассказы и об узниках лагерей, а так же о детях, которые  с детства увидели все ужасы войны. Мы даже и не подозревали, что можно узнать столько информации.   Каждый год будут приходить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в Книгу Памяти будут вписаны новые имена.

1. Первые шаги. Где искать: Семейная память. Интернет-ресурсы. Архивы и военкоматы. Поисковики, музеи, ветеранские организации.

1.1. Семейная память:

АНАЛИЗИРУЕМ

УСТАНАВЛИВАЕМ

Документы: письма, похоронки,  свидетельства о рождении, бpaке;  фотографии; истории болезни;  автобиографии;  воспоминания; наградные документы; военный билет, ветеранские книжки
Семейные предания

1. Фамилию, имя, отчество (с вариантами написания).
2. Дату, место рождения.
3. Место, дату призыва.
4. Учебные заведения, воинские части, в которых проходила служба (учеба) (номера полевых почт), звания.
5. Награды.
6. Факты ранения, нахождения в плену.
7. Однополчан, комaндиров.
8.Место гибели, организацию, выславшую извещение о cмepти.

Поиск сведений дома

Прежде всего, нужно точно знать фамилию, имя, отчество, год рождения и место рождения. Без этих сведений искать будет очень сложно. Место рождения должно быть указано в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы.

Соответствие между дореволюционным, предвоенным и современным административно-территориальным делением можно выяснить в интернете. (Справочник административного деления СССР в 1939-1945 годах на сайте СОЛДАТ.ru)
Обычно нетрудно бывает выяснить время призыва и место проживания призывника. По месту проживания можно определить – каким районным военным комиссариатом (РВК) он был призван.
В первую очередь рекомендуется ещё раз просмотреть все сохранившиеся документы, письма, фотографии, обращая внимание на номера воинских частей и полевых почтовых станций, даты, звания, названия населённых пунктов. Звания можно определить по знакам различия на сохранившихся фотографиях. Если звание неизвестно, то принадлежность к рядовому, комaндному и политическому составу можно приблизительно определить по воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.

Если сохранились письма с фронта. Все письма с фронта просматривались военной цензурой, военнослужащие были об этом предупреждены, поэтому, обычно в письмах не указывались названия и номера воинских частей, названия населённых пунктов. Первое, что нужно определить: номер Полевой Почтовой Станции (ППС или "полевая почта"). По номеру ППС часто удаётся определить название воинской части. («Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах»,  «Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943-1945 годах» на сайте СОЛДАТ.ru)

1.2. Интернет-ресурсы. Базы данных (Приложение 5).

ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html )
«Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (http://www.podvignaroda.ru/ )
Саксонские мемориалы – сведения о погибших в плену на территории Германии (http://www.dokst.ru/)
Мемориал. Жертвы политического террора в СССР – сведения о репрессированных, уточнение места рождения (призыва) в т. ч. по косвенным (родственники) данным. http://lists.memo.ru/

При поиске и анализе данных важно: Искать по всем возможным сочетаниям данных и написаниям ФИО. Искать, постепенно уменьшая количество реквизитов. Сделать максимально широкую выборку поисковых результатов. Обратить внимание на автора и время создания документа, лежащего в основе результата. Соотнести полученные данные с современным административно-территориальным делением. Учесть возможные ошибки в написании имен собственных.

1.3. Справочные ресурсы

Солдат.ru – справочники (в том числе – полевых почтовых станций), ссылки на интернет-ресурсы, памятка по поиску пропавших без вести, формы запросов (анкет) http://www.soldat.ru/
Википедия – краткие данные о времени формирования и действия воинских частей http://ru.wikipedia.org
Росархив – сведения, куда обращаться по конкретным направлениям поиска http://archives.ru/faq/war.shtml
Портал «Архивы России» - адреса архивов   http://www.rusarchives.ru/

2. Как и где искать, если: вернулся живым; убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести.

2.1. Вернулся живым.

Устанавливаем места службы:

(конкретные части, подразделения, время нахождения в них):
- анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера соединений
 - обращаемся в военкомат
 - обращаемся в организацию, где работал (личное дело)
- изучаем базы данных Подвиг народа и ОБД Мемориал, устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены), факты ложного учета, как погибшего (в составе какой части в какое время)

Устанавливаем боевой путь:

1. Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей по интернет-источникам, книгам. Соотносим со временем нахождения в них искомого лица.
2. Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а так же с музеями расположенными на территории боевого пути воинских частей. Можно обратиться в наиболее старые школы в районе  места жительства вернувшегося с войны, ветеранские организации.
3. Если был факт ранения – делаем запрос в АВММ МО РФ, награждения – в ЦАМО, плена – ищем фильтрационное дело.
4. При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

2.2. Убит

Сбор данных: место гибели, места службы

-  изучаем ОБД  Мемориал, уточняем место и дату гибели, захоронения
- уточняем современное АТД места гибели, за сведениями о захоронении обращаемся в военкомат по месту захоронения.
- анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей
 - обращаемся в военкомат (в какую часть призвали)
 - изучаем базу данных Подвиг народа устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:

Делаем запрос в ЦАМО (др. архив) - подтверждаем факт гибели. Указываем реквизиты дела из ОБД Мемориал.
Ищем место захоронения и историю последнего боя в Интернете. Устанавливаем связь с поисковиками и краеведами по месту захоронения.
Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей в интернете, по книгам.
Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а так же с музеями расположенными на территории боевого пути воинских частей, потомками однополчан.

2.3. Пропал без вести.  Умер в плену. (Приложение 6, Приложение 7)

Сбор данных: место cмepти, места службы

- изучаем ОБД  Мемориал, БД Саксонские мемориалы уточняем место и дату cмepти, захоронения
- устанавливаем современное АТД места cмepти, за сведениями о захоронении на территории СНГ обращаемся в военкомат по месту захоронения.
- анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей
 - обращаемся в военкомат (в какую часть призвали)
 -изучаем базу данных Подвиг народа устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:

Делаем запрос в соответствующий архив (если обнаружена ссылка в базах, указываем ее реквизиты) или Красный крест (см. Солдат.ru).
Ищем место захоронения и историю лагеря в Интернете. Устанавливаем связь с муниципалитетом по  месту захоронения. (для СНГ – с поисковиками, краеведами)
Если до плена установлен факт ранения обращаемся в АВММ МО РФ, награждения обращаемся  в ЦАМО (др. архив).
При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

Поиск судьбы воина – достаточно длительное и нелегкое дело, которое не всегда приводит к достоверным и конкретным результатам. Но даже крупицы нового знания о человеке всегда ценны.  Они навсегда будут включены в семейную историю, а, если разместить их на сайте «Бесcмepтного полка», дополнят историю Великой Отечественной войны от первого лица.

Заключение

Нашим проектом мы хотим поимённо поблагодарить и живущих рядом с нами ветеранов войны, тружеников тыла, детей военного Сталинграда, и тех кто не вернулся с войны. Считаю, что работа была проделана огромная. В подготовку книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны. 
Работая над книгой, ребята по-другому взглянули на историю страны – они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане как их пpaбабушки и прадедушки. Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти.
Подводя итоги проделанной работе, на классном часе ребята высказали свое мнение о данном проекте. Но вначале, получив «Книгу памяти» в руки, каждый ученик стал искать свой рассказ, а затем более внимательно ребята стали рассматривать фотографии и читать статьи. Все пришли к единому мнению – работа была проделана нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь всё, что сохранено в семьях бабушками и дедушками небезразлично молодому поколению, не исчезнет, а сохранится и будет передаваться потомкам. Некоторые учащиеся высказали пожелание продолжить индивидуальные проекты в следующем году. Родители были благодарны за создание такой книги. На родительском собрании родители обсуждали данный проект и оценили работу всех участников очень высоко.
Данный проект помог моим ученикам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри – с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков.

Приложение 1. Содержание семейного архива Лободина Тимофея Сергеевича
Приложение 2. Результаты анкетирования «Информированность об участниках войны Приложение 3. Сочинения учащихся начальной школы «Моя семья в годы войны»
Приложение 4. Рисунки учащихся начальной школы «Война в истории моей семьи»
Приложение 5. Интернет-ресурсы. Базы данных
Приложение 6. Информация о военнопленных, погибших в плену
Приложение 7. Данные министерства Обороны РФ – раздел «Память народа». Информация  из донесения о безвозвратных потерях
Приложение 8. Книга памяти «Я помню и горжусь»  (фрагмент)


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

01 12 2024 14:12:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

30 11 2024 14:30:41

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

29 11 2024 13:30:27

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

28 11 2024 1:29:27

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

27 11 2024 17:25:55

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

26 11 2024 23:55:56

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

25 11 2024 18:32:44

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

24 11 2024 9:27:16

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

23 11 2024 13:44:17

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

22 11 2024 2:41:44

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

21 11 2024 18:29:58

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

20 11 2024 0:54:14

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

19 11 2024 0:20:38

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

18 11 2024 16:58:17

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

17 11 2024 22:59:14

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

16 11 2024 16:39:12

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

15 11 2024 22:29:56

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

14 11 2024 17:49:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

13 11 2024 22:44:32

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

12 11 2024 22:51:19

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

11 11 2024 22:52:47

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

10 11 2024 5:16:53

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

09 11 2024 12:56:32

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

08 11 2024 3:13:10

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

07 11 2024 0:12:24

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

06 11 2024 0:54:15

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

05 11 2024 5:33:41

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

04 11 2024 10:15:36

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

03 11 2024 3:42:22

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

02 11 2024 16:31:49

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

01 11 2024 3:56:17

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

31 10 2024 16:14:35

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

30 10 2024 0:28:15

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

29 10 2024 15:22:13

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

28 10 2024 10:45:16

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

27 10 2024 14:24:18

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

26 10 2024 22:50:22

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

25 10 2024 22:15:41

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

24 10 2024 16:23:13

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

23 10 2024 15:58:12

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

22 10 2024 0:40:24

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

21 10 2024 13:14:35

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

20 10 2024 12:57:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

19 10 2024 1:21:51

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

18 10 2024 6:30:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

17 10 2024 11:17:21

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

16 10 2024 5:57:23

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

15 10 2024 4:56:14

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

14 10 2024 23:27:43

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

13 10 2024 3:58:44

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::