Историко-краеведческая игра "Вятичи и Орловский край"
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
- Песня “С чего начинается Родина...”
- Поэма-сказка Л.Афанасьева “Вятичи”.
- Инструменты парикмахера: расчески, резинки...
- Карточки: “О, счастливчик!”
ОФОРМЛЕНИЕ
- Слова: “С чего начинается Родина...”
- Названия комaнд: “ДРЕВЛЯНЕ” и “ДРЯГОВИЧИ”
- Карточки на магнитах: “О, счастливчик!”
- Слова на таpaбарском языке: “варсог” (Сварог), “пунраг” (гарпун).
ХОД ИГРЫ
1. Песня “С чего начинается Родина...”
2. Слова ведущего:
Действительно, с чего же начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос.
Для одного Родина начинается с города, села, где он родился и вырос.
Для другого Родина – это семья, дом, в котором он живет.
Третий ответит, что его Родина там, где стоят белокурые красавицы березы, раскинулись бескрайние поля, величаво несут свои спокойные воды широкие реки...
И каждый будет по-своему прав.
Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края...
История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей.
3. Стихотворение.
“Может
С самого потопа...
Все следы дождями смыло,
Солнце выпалило гать”.
4. Вступительное слово.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое, в те времена, когда наши предки только-только начинали осваивать свой родной край.
В путь отправятся две комaнды:
1) “Древляне” и
2) “Дряговичи”.
Вопрос: попробуйте объяснить их названия.
Ну а теперь в путь!
5. Разминка.
Чтобы нам не скучать в дороге, я предлагаю немного размяться.
1 мин. Каждой комaнде.
I.
- бог грома и молнии (Перун)
- покровитель рода (чур, щур)
- кража невесты женихом (умычка)
- родственники жениха и невесты по отношению друг к другу (свояки)
- бог ветров (Стрибог)
- славянское племя, основателем которого считается Радим (радимичи)
- захоронение вятичей (курган)
- культ...(предков)
- земледелие и...(скотоводство)
- из этого металла вятичи изготавливали орудия труда и оружие (железо)
- что возникло раньше: охота или скотоводство? (охота)
- вятичи жили на реке... (Оке)
- из чего вятичи плели сети? (крапива, лыко, лен)
- дух воды (водяной)
- кто изобрел земледелие: мужчина или женщина? (женщина)
- были ли в жилищах вятичей стекла? (нет)
- с чьим именем связана первая попытка крещения вятичей? (Кукша)
II.
- бог солнца (Дажбог, Хорс)
- охранитель семьи (домовой)
- невеста, приводимая к жениху (водимая)
- верования вятичей назывались...(языческие)
- выкуп за невесту (вено)
- бог – покровитель скота (Велес)
- сбор меда диких пчел (бортничество)
- система земледелия: лесное...(лядо)
- охота и...(собирательство)
- ученые, осуществляющие раскопки (археологи)
- древнейшая русская летопись (ПВЛ)
- что появилось позднее: земледелие или собирательство? (земледелие)
- статуи языческих богов (идолы)
- лесной дух (леший)
- из какого занятия возникло скотоводство? (охоты)
- вятичи приносили богам...(жертвы)
- вятичи делали жилища из...(бревен).
6. “О, счастливчик!”
Ну что ж, молодцы!
Пришло время сделать привал. И наша первая остановка “О, счастливчик!”
2 подсказки: 50/50; помощь комaнды.
I. 1 балл
Вятичи обувались в:
а) ботинки
б) сапоги
в) лапти
г) кроссовки
II. 1 балл
Зимой вятичи одевали:
а) пальто
б) тулуп
в) пуховик
г) дубленку
I. 2 балла
Дeвyшки из племени вятичей красили губы:
а) свеклой
б) морковью
в) краской
г) губной помадой
II. 2 балла
Мужчины племени вятичей ходили на охоту с:
а) мечем
б) луком
в) ружьем
г) чесноком
I. 3 балла
Вятичи играли в:
а) прятки
б) классики
в) футбол
г) ручеек
II. 3 балла
Орудиями труда вятичам служили:
а) мотыга
б) лопата
в) рубило
г) комбайн
I. 4 балла
Во главе племени вятичей стоял:
а) король
б) царь
в) вождь
г) президент
II. 4 балла
У мужчин – вятичей обычно были:
а) одна жена
б) две жены
в) много жен
г) жены не было совсем
I. 5 баллов
Важнейшим занятием вятичей являлось:
а) охота
б) земледелие
в) собирательство
г) бортничество
II. 5 баллов
Главным божеством вятичей являлся:
а) Сварог
б) Перун
в) Велес
г) Стрибог
7. Поехали дальше?!
По очереди:
- В чем отличие селища от городища?
- С чем связано название “вятичи”?
- Что означает выражение “чур меня”?
- Где и почему устраивали жилища вятичи?
Перевод с таpaбарского языка:
- “варсог” (Сварог – бог неба)
- “пунраг” (гарпун – орудие лова)
8. Конкурс дегустаторов: верю – не верю.
Мы приближаемся к следующей станции. Нам предстоит отправиться в гости к семье вятичей.
Интересно, чем же они нас угостят?
Хлеб, кисель, чай, квас, картофель, помидор, репа, морковь, лук, свекла, чеснок, перец, кофе, яблоко, сахар, рисовая каша, лимон, тыква, апельсин, груша, чипсы, кокос, горох, шоколад.
9. Конкурс парикмахеров.
Ну, вот и подкрепились. Пора возвращаться домой.
Но прежде давайте приведем себя в порядок: отряхнем дорожную пыль, поправим прически...
Кстати, дeвyшки из племени вятичей очень любили заплетать косы. И сейчас самое время воспользоваться их примером.
Итак, объявляется “Конкурс парикмахеров”!
10. Подведение итогов.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам запомнилось?
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
08 08 2022 5:24:10
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
07 08 2022 6:57:50
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
06 08 2022 7:59:14
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
05 08 2022 0:25:30
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
04 08 2022 14:21:21
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
03 08 2022 5:54:45
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
02 08 2022 13:13:40
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
01 08 2022 10:11:40
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
31 07 2022 5:22:28
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
30 07 2022 11:35:21
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
29 07 2022 5:28:36

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
28 07 2022 22:31:27
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
27 07 2022 15:43:17
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
26 07 2022 4:51:37
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
25 07 2022 2:46:22
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
24 07 2022 7:10:18
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
23 07 2022 22:21:25
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
22 07 2022 14:47:29
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
21 07 2022 7:56:42
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
20 07 2022 8:35:31
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
19 07 2022 2:33:55
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
18 07 2022 5:11:59
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
17 07 2022 12:26:12
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
16 07 2022 2:56:19
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
15 07 2022 16:12:54
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
14 07 2022 1:23:20
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
13 07 2022 2:35:38
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
12 07 2022 21:39:11
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
11 07 2022 11:52:40
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
10 07 2022 15:20:17
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
09 07 2022 23:50:57

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
08 07 2022 22:39:26
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
07 07 2022 23:18:23
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
06 07 2022 3:19:43
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
05 07 2022 21:40:37
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
04 07 2022 21:39:29
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
03 07 2022 8:56:43
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
02 07 2022 9:42:45
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
01 07 2022 2:40:44
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
30 06 2022 21:16:48
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
29 06 2022 6:27:10
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
28 06 2022 11:58:13
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
27 06 2022 9:50:21
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
26 06 2022 13:11:33
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
25 06 2022 14:33:42
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
24 06 2022 20:56:13
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
23 06 2022 11:27:35
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
22 06 2022 10:54:46
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
21 06 2022 10:32:49
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
20 06 2022 12:34:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::