Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"
Автор:
Ахметшин Ильдар Ахтамович,
ученик 10 класса
1. Введение.
Район «Сокол» является одним из престижных в Москве. О нём часто пишут в газетах, называют жителей «соколянами». На гербе районе изображена птица сокол. На геральдическом языке птица сокол символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. Сокол символ мудрости, смекалки и расторопности. Район Сокол имеет почти 700 летнюю богатую и интересную историю. С историей района Сокол связаны имена исторический деятелей России, выдающихся деятелей искусства и науки.
Мне нравится это гордое название. которое тесным образом связано с возникшим в 1920-х годах поселком Сокол, одним из самых интересных достопримечательностей района. Он представляет собой совершенно особую, ни на что не похожую часть столицы. Комплекс зданий посёлка является памятником архитектуры регионального значения. В посёлке Сокол жили: художник А. М. Герасимов, скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, актёр и режиссёр Р. Быков, график П. Я. Павлинов, изобретатель автоматического стрелкового оружия, генерал В. Г. Федоров, друг Льва Толстого и издатель его произведений, Владимир Чертков и многие другие.
Мы можем гордиться людьми, которые работали, жили и живут в районе Сокол- это династии творческой и научной интеллигенции, которые внесли свой вклад в культуру и науку нашей страны, защитили её в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Этот уникальный район Москвы мне очень дорог, ведь это моя малая Родина. Мне бы хотелось, чтобы как много больше моих сверстников и москвичей знали об этом уникальном уголке нашей Москвы.
Актуальность работы.
В последнее время в связи с фальсификацией западными странами истории нашей страны усиливается интерес к прошлому нашей Родины, к истории людей, которые внесли свой вклад в победу и в оборону страны.
Уже два года в Москве 9 мая по Красной площади проходит парад «Бесcмepтный полк», Военно-патриотические клубы Москвы ведут поисковые работы на местах сражений, находят останки солдат, погибших за Родину и их родственников.
Свою проектную работу я посвятил военной истории района Сокола, который имеет богатейшую историю, создав интеpaктивную экскурсию по военно-историческим достопримечательностям района.
Техническое задание
- Запрос администрации школы на создание экскурсии
- Поиск, сбор и систематизация информации
Методы:
- Изучение литературы и источников
- Анализ
- Обобщение
- Интервью
- Создание модели экскурсии
Методы:
- Сравнение
- Обсуждение результатов
Требование к проекту
- Возраст – от 14 лет
- Продолжительность пешеходной экскурсии – 90 минут
- Продолжительность интеpaктивной экскурсии – 30 минут
Этапы работы
- Этап 1
- Сбор информации
- Изучение автобиографий
- Обсуждение работы с советом ветеранов
- Этап 2
- Создание общего замысла
- Проpaбатывание объектов
- Создание модели
- Этап 3
- Проектирование экскурсии на основе модели
- Этап 4
- Пробное проведение экскурсии
- Доработка деталей
Новизна работы заключается в создании интеpaктивной и пешеходной экскурсии по району Сокол, систематизации материалов местных музеев и архивов, сведений из Интернета, открытии новых имён и событий.
2. Топонимика улиц района Сокол
На территории района Сокол насчитывается 35 улиц, три из которых названы в честь героев Отечественной войны.
2.1. Площадь Марины Михайловны Расковой, названная 14 января 1943 года в честь Героя Советского Союза лётчицы, погибшей 4 января 1943 года близ Саратова.
В 1938 году у качестве штурмана М.Раскова участвовала в установлении двух мировых мирового авиационного рекорда дальности. На самолёте АНТ-37 «Родина» (комaндир — В. С. Гризодубова, второй пилот П. Д. Осипенко) 24–25 сентября 1938 года совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток протяжённостью 6450 км.
За выполнение этого перелёта 2.11. 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года в городе Энгельс на Волге она сформировала авиaгpуппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы».
2.2. Улица Р.Зорге.
Названа в 1964 году в честь выдающегося разведчика, Героя Советского Союза, которого считают одним из выдающихся разведчиков ХХ столетия.
2.3. Улица И.В. Панфилова
Названа 9 мая 1960 года в память об Иване Васильевиче Панфилове (1893—1941) — военачальнике, Герое Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны комaндовал 316-й стрелковой дивизией, которая защищала подступы к Москве на Волоколамском направлении. Погиб в бою 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково.
В 2016 году на территории района Сокол было увековечено еще одно имя Героя Советского Союза Юрия Николаевича Зыкова.
Герой Советского Союза Юрий Николаевич Зыков.
1-я остановка
Наша экскурсия начинается у школы ГБОУ №149 имени Героя Советского Союза, заместителя комaндира эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старшего лейтенанта, Зыкова Юрия Николаевича. Сражался на Сталинградском и Белорусскомфронтах, участвовал в боях на Курской дуге и на Белорусском направлении. Совершил 175 боевых вылетов, уничтожил 18 вражеских самолётов на аэродромах, 40 танков, 2 железнодорожных эшелона и 20 цистерн с горючим, подавил 22 зенитно-артиллерийских точки.
9 мая 1965 года в школе был создан музей «За мир и счастье на Земле», первые экспонаты в музей передали родственники Ю.Н. Зыкова, которые жили на улице Левитана дом 24.
Материалы, о Ю.Н. Зыковке я получил от племянницы Ю.Н. Зыкова, Русаковой Е.В. (см.Приложение).
В 1995 году в посёлке Сокол был открыт скромный, но дорогой для каждого соколянина, монумент в память о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вот их имена: Сергeй Вальяжников, Алексей Волковский, Евгений Вольф, Владимир Галанин-Ткаль, Пётр Закалинский, Виктор Запорожец, Юрий Зыков, Василий Моргунов, Эдуард Мюллербег, Сергeй Никитин, Борис Панфилов, Сергeй Панфилов, Анатолий Прусс, Юрий Сахаров, Анатолий Терехов, Ге opгий Фёдоров, Осип Харсам, Владимир Худяков, Леонид Худяков, Никита Шимановский, Илья Шраг. Среди них Юрий Зыков – Герой Советского Союза.
2.4. Дубосековская улица
Своё название улица получила в 1966 году в память о кровопролитном бое 16 ноября 1941 года 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии у разъезда Дубосеково. Панфиловцы встали на пути немецкого, танкового батальона. И остановили его. Подвиг 28-и героев панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву.
На этой улице расположен крупнейший вуз России - Московский Авиационный институт, основанный 20 марта 1930 года.
2-я остановка - Волоколамское шоссе, д.3
3. Знаменитые выпускники Московского Авиационного института
К 1933 году было построено первое собственное здание института на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе, где основная территория вуза находится и сегодня.
В 1956—1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолётную и частично вертолётную технику, в аэрокосмический политехнический университет, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и paкетно-космической отрасли.
Выдающимися выпускником МАИ были:
3.1. Туполев Алексей Андреевич (1925 – 2001) – советский авиаконструктор, специалист в области самолетостроения и авиационной техники. Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964), академик АН СССР (1984). Принимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154.
3.2. Сергeй Капица. Сын великого отца, лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, он был физиком и математиком, ведущим телепередач, главным редактором журнала "В мире науки". Всю свою жизнь Сергeй Петрович популяризировал науку, с 1973 года был бессменным ведущим передачи "Очевидное-невероятное".
3.3. Светлана Савицкая. Первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый, единственная женщина, являющаяся дважды Героем Советского Союза.
3-я остановка развилка Волоколамского и Ленинградского шоссе
4. НПО Алмаз
4.1. Знаменитые учёные и конструкторы, создатели военной техники
Следующее объект нашей экскурсии – это дом 77, на развилке Волоколамского и Ленинградского щоссе – НПО Алмаз имени академика Расплетина.
Предприятия, собранные в концерн, разpaбатывают, производят и модернизируют зенитно-paкетное и радиолокационное оборудование и его компоненты. Основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона. С 1956 года на предприятии работал выдающийся российский конструктор paкетной техники, руководитель работ по созданию системы ЗРК " С-400" Триумф.; доктор технических наук, профессор, Леманский Александр Алексеевич.
Александр Алексеевич Леманский жил и учился в нашем районе, поэтому его имя носит щкола №1384.
В разные годы НПО Алмаз возглавляли А.А. Расплетин, С.А. Лавочкин – конструкторы с мировыми именами.
4-я остановка
4. «Генеральский дом»
Дом 75 по Ленинградскому проспекту (архитекторы П. Г. Стенюшин, К. С. Алабян) - один из самых знаменитых на Соколе. Долгое время здесь предоставляли жилье семьям высокопоставленных военных. В элитный дом можно было попасть только за заслуги перед собственной страной.
Дом в народе называют "Генеральским", сейчас он носит гордое звание "Дом воинской славы", т.к. известен он своими знаменитыми жителями. В доме в советское время проживало 6 маршалов и 362 генерала. В 60-е годы одновременно жили 39 Героев Советского Союза.
С 1950 г. по 1976 г. здесь проживал Катуков Михаил Ефимович (1900–1976) - маршал бронетанковых войск. Дважды Герой Советского Союза. Личность легендарная, прошел путь от солдата до маршала. На фасаде этого дома установлена мемориальная доска маршалу Катукову.
Маршал Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967), - полководец Великой Отечественной войны, Дважды Герой Советского Союза, Министр обороны (с 1957 по 1967 годы).
Генерал армии Алексей Семенович Жадов (1901-1977); Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст., Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, иностранными наградами. На фасаде этого дома установлена мемориальная доска.
Генерал-майор – Александр Васильевич Чапаев – сын легендарного героя Гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева.
Здесь же проживал самый титулованный советский тренер по хоккею с шайбой – Анатолий Владимирович Тарасов, который не только тренировал знаменитых спортсменов, но и обыкновенных дворовых мальчишек, а позже – и его дочь – выдающийся тренер по фигурному катанию на коньках – Татьяна Анатольевна Тарасова.
21-го февраля 2008 года на доме была открыта мемориальная доска Анатолию Владимировичу Тарасову - прославленному хоккейному тренеру.
Еще среди плеяды спортсменов, живших в доме, нельзя не упомянуть - Гомельский Александр Яковлевич - выдающийся советский баскетбольный тренер.
На углу Новопесчанной улицы и Ленинградского проспекта стоит длинный "сталинский" жилой дом с двойным номером №69-71.
6. Адмиральский дом
В народе этот дом иногда называют адмиральским, так как первоначально дом строился для Минморфлота, В декорации здания использована водная тематика: от морских коньков до якорей и штурвалов. Этот дом – один из самых красивых на Соколе, в котором жили: летчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Юмашев Андрей Борисович; летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Байдуков Ге opгий Филиппович.
Яковлев Александр Сергеевич авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник авиации.
На доме №69 по Ленинградскому проспекту, где многие десятилетия жил и работал известный авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и семи Государственных премий Александр Сергеевич Яковлев, установлена мемориальная доска. Под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.
За метро находится храм Всех Святых, построенный в 1733 году.
7. Военно-исторические мемориалы
5-я остановка - храм Всех Святых
7.1. Памятник истории федерального значения
Храм Всех Святых имеют богатейшую историю, которая отражает многовековое дружественное отношение России к Грузии.
На Всехсвятском погосте при храме генерал Петр Иванович Багратион, похоронил своего отца Ивана Александровича Багратиона и поставил на отцовской могиле скромный памятник. Надгробие с могилы отца Багратиона, относится к памятникам истории федерального значения.
В славную историю русского оружия князь П.И. Багратион вписал одну из самых блестящих страниц. За тридцать лет военной службы, принял участие в двадцати походах и ста пятидесяти сражениях, герой Отечественной войны 1812 года. Его военные заслуги были отмечены многими как русскими, так и иностранными наградами.
7.2. Мемориал "Примирения народов, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах"
На территории храма находится православный мемориал "Примирения народов, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах".
6-я остановка - Ленинградский парк
7.3.Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны
В Первую мировую войну 1914-1918 годов, близ Всехсвятской церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Великая княгиня Елизавета Федоровна, которой принадлежала идея об устройстве этого кладбища, взяла над ним официальное покровительство, ее поддержала Московская городская управа, приняв соответствующее решение в октябре 1914 года.
Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестер милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях. Открытие Братского кладбища состоялось 15 февраля 1915 года. На нем присутствовала Елизавета Федоровна. Около кладбища освятили часовню, где было совершено отпевание первых похороненных. Всего же здесь упокоились около 18 тысяч человек. В середине 1920-х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено.
1 августа 2004 года состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, приуроченная к 90-летию начала Первой мировой войны. 30 апреля 2015 года в часовне Спаса Преображения были перезахоронены останки великого князя Николая Николаевича Младшего и его супруги великой княгини Анастасии Николаевны.
Николая Николаевича Романов. Верховный Главнокомaндующий всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны (1914—1915 г.)
Если немного пройти в сторону посёлка художников, можно попасть на бывшее Арбатецкое кладбище, которое существовало ещё в XIX веке, тогда оно находилось на западной окраине села Всехсвятское.
7-я остановка М.Песчаный пер., 1
Сквер «Арбатец»
Сквер «Арбатец» расположен между улицей Алабяна и Малым Песчаным переулком. Бывшая территория воинского инвалидного кладбища «Арбатец» при Сергиево-Елизаветинском убежище для ветеранов русско-японской войны, основанное в 1907 г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1918 году убежище было закрыто, а в начале двадцатых годов частично уничтожено. Кладбище просуществовало до середины 60-x годов ХХ в. Сохранилось только одноэтажное кирпичное здание кладбищенской часовни, построенной по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1911 году.
В 1990-е годы родственники похороненных и общественные организации стали бороться за восстановление исторической справедливости и уважение к памяти погибших воинов.
Напротив часовни в М.Песчаный пер., 7. находится дом, в котором жил и работал конструктор автоматического оружия, генерал-лейтенант профессор Владимир Григорьевич Фёдоров.
Русский учёный Владимир Григорьевич Фёдоров (1874-1966) — конструктор оружия Российской империи и СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, Герой Труда.
В 1906 году В.Г. Фёдоров спроектировал свою первую автоматическую винтовку на базе трёхлинейной винтовки Мосина. В 1911—1913 годах сконструировал автоматические винтовки под штатный патрон калибра 7,62 мм и под 6,5 мм патрон. В 1916 году он переделал автоматические винтовки для ведения непрерывной стрельбы. Это ружьё - пулемёт получило название «автомат Фёдорова». Под его руководством и при непосредственном участии в творческом содружестве с талантливыми оружейниками В.А. Дегтярёвым, Г.С. Шпагиным в 1920-х годах были разработаны несколько образцов ручных, авиационных пулемётов образца 1922 и 1925 годов, ряд танковых пулемётов, лёгкий станковый и зенитный пулемёты, которые прошли путь от КБ до Берлина.
Презентация.
Заключение.
В нашей экскурсии мы познакомились с районом Москвы Сокол, на территории которого расположены военно-исторические мемориалы, памятники военной истории России. Это памятники величия и жертвенности российского народа.
На Соколе жили, работали и учились выдающиеся конструкторы, учёные, знаменитые лётчики, космонавты, маршалы, жизнь каждого из которых – это эпоха в истории страны. Надо помнить и гордиться этим историческим наследием.
«Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.
На них основано от века, по воле Бога самого
Самостоянье человека, залог величия его.»
А.С. Пушкин
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
18 03 2024 11:21:32
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
17 03 2024 14:12:47
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
16 03 2024 0:19:12
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
15 03 2024 11:42:22
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
14 03 2024 19:24:34
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
13 03 2024 13:58:48
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
12 03 2024 11:15:35
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
11 03 2024 17:42:56
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
10 03 2024 4:24:28
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
09 03 2024 12:51:53
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
08 03 2024 23:40:27
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
07 03 2024 3:40:37
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
06 03 2024 14:52:52
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
05 03 2024 15:45:43
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
04 03 2024 2:51:18
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
03 03 2024 9:21:54
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
02 03 2024 4:50:16
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
01 03 2024 5:26:19
Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....
29 02 2024 4:11:53
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
28 02 2024 10:23:55
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
27 02 2024 14:33:44
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
26 02 2024 9:26:38
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
25 02 2024 12:21:17
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
24 02 2024 8:11:47
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
23 02 2024 21:18:16
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
22 02 2024 18:19:10
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
21 02 2024 18:17:23
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
20 02 2024 7:56:41
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
19 02 2024 0:42:14
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
18 02 2024 7:42:35
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
17 02 2024 1:26:24
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
16 02 2024 23:36:39
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
15 02 2024 11:38:32
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
14 02 2024 12:51:39
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
13 02 2024 1:53:16
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
12 02 2024 17:19:54
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
11 02 2024 2:13:54
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...
10 02 2024 11:28:35
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
09 02 2024 17:26:49
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
08 02 2024 23:35:43
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
07 02 2024 0:57:16
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
06 02 2024 6:33:39
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
05 02 2024 19:29:20
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
04 02 2024 9:17:10
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
03 02 2024 1:59:22
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
02 02 2024 12:19:18
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
01 02 2024 13:47:46
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
31 01 2024 7:59:50
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
30 01 2024 21:40:57
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
29 01 2024 4:39:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::