Проектная работа "Район Сокол: дорога славы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"


    Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"

Источник:


Автор:
Ахметшин Ильдар Ахтамович,
ученик 10 класса

1. Введение.

Район «Сокол»  является одним из престижных в Москве. О нём часто пишут в газетах, называют жителей «соколянами». На гербе районе изображена птица сокол.  На геральдическом языке птица сокол  символизирует   готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. Сокол символ мудрости, смекалки и расторопности. Район Сокол имеет почти 700 летнюю богатую и интересную историю.  С историей района Сокол связаны имена исторический деятелей России, выдающихся деятелей искусства и науки.

Мне нравится это гордое название. которое тесным образом связано с возникшим в 1920-х годах поселком Сокол, одним из самых интересных достопримечательностей района. Он  представляет собой совершенно особую, ни на что не похожую часть столицы.  Комплекс зданий посёлка является памятником архитектуры регионального значения.  В посёлке  Сокол жили:  художник  А. М. Герасимов, скульптор  А.П. Файдыш-Крандиевский, актёр и режиссёр Р. Быков, график П. Я. Павлинов, изобретатель автоматического стрелкового оружия,  генерал В. Г. Федоров, друг Льва Толстого и издатель его произведений, Владимир Чертков и многие другие.

Мы можем гордиться людьми, которые  работали, жили и живут в районе Сокол- это династии творческой и научной интеллигенции, которые внесли свой вклад в культуру и науку нашей страны, защитили её в тяжёлые годы Великой  Отечественной войны. Этот уникальный  район Москвы мне очень дорог, ведь это моя малая Родина.  Мне бы хотелось, чтобы как много больше моих сверстников и москвичей  знали об этом уникальном уголке нашей Москвы.

Актуальность работы.

В последнее время в связи с фальсификацией западными странами истории нашей страны усиливается интерес к прошлому нашей Родины, к истории людей, которые внесли свой вклад в победу и  в оборону страны.

Уже два года в Москве 9 мая  по Красной площади проходит  парад «Бесcмepтный полк», Военно-патриотические клубы Москвы ведут поисковые работы на местах сражений, находят останки солдат, погибших за Родину и их родственников.

Свою проектную работу я посвятил военной истории района Сокола, который имеет богатейшую историю, создав  интеpaктивную экскурсию по военно-историческим достопримечательностям района.

Техническое задание

  • Запрос администрации школы на создание экскурсии
  • Поиск, сбор и систематизация информации

Методы:

  • Изучение литературы и источников
  • Анализ
  • Обобщение
  • Интервью
  • Создание модели экскурсии

Методы:

  • Сравнение
  • Обсуждение результатов

Требование к проекту

  • Возраст – от 14 лет
  • Продолжительность пешеходной экскурсии – 90 минут
  • Продолжительность интеpaктивной экскурсии – 30 минут 

Этапы работы

  • Этап 1
    • Сбор информации
    • Изучение автобиографий
    • Обсуждение работы с советом ветеранов
  • Этап 2
    • Создание общего замысла
    • Проpaбатывание объектов
    • Создание модели
  • Этап 3
    • Проектирование экскурсии на основе модели
  • Этап 4
    • Пробное проведение экскурсии
    • Доработка деталей

Новизна работы заключается в создании интеpaктивной и пешеходной экскурсии по району Сокол, систематизации материалов местных музеев и архивов, сведений из Интернета, открытии новых имён и событий.

2. Топонимика улиц района Сокол

На территории района Сокол насчитывается 35 улиц, три из которых названы в честь героев Отечественной войны.

2.1. Площадь Марины Михайловны Расковой, названная  14 января 1943 года  в честь  Героя Советского Союза  лётчицы, погибшей  4 января   1943 года близ  Саратова.

В 1938 году у качестве  штурмана М.Раскова участвовала в установлении двух мировых мирового авиационного рекорда дальности. На самолёте  АНТ-37 «Родина» (комaндир —  В. С. Гризодубова, второй пилот  П. Д. Осипенко) 24–25 сентября 1938 года совершила  беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток протяжённостью 6450 км.

За выполнение этого перелёта 2.11.  1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением  ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена  медаль «Золотая Звезда»  № 106.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со  Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.

В конце октября 1941 года  в  городе Энгельс  на Волге она сформировала авиaгpуппу из трёх женских авиаполков:  586-го истребительного  (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного  (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы».

2.2. Улица Р.Зорге.

Названа в 1964 году в честь выдающегося разведчика, Героя Советского Союза, которого  считают одним из выдающихся разведчиков ХХ столетия.

2.3. Улица И.В. Панфилова

Названа 9 мая  1960 года   в память об  Иване Васильевиче Панфилове  (1893—1941) — военачальнике, Герое Советского Союза. Во время  Великой Отечественной войны  комaндовал  316-й стрелковой дивизией, которая защищала подступы к Москве на Волоколамском направлении. Погиб в бою  16 ноября   1941 года  в районе  разъезда Дубосеково.  

В 2016 году на территории района Сокол было увековечено еще одно имя Героя Советского Союза Юрия Николаевича Зыкова.

Герой Советского Союза Юрий Николаевич Зыков.

1-я остановка

Наша экскурсия начинается у школы ГБОУ №149 имени Героя Советского Союза, заместителя комaндира эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старшего лейтенанта, Зыкова Юрия Николаевича. Сражался на Сталинградском и Белорусскомфронтах, участвовал в боях на Курской дуге и на Белорусском направлении. Совершил 175 боевых вылетов, уничтожил 18 вражеских самолётов на аэродромах, 40 танков, 2 железнодорожных эшелона и 20 цистерн с горючим, подавил 22 зенитно-артиллерийских точки.

9 мая 1965 года в школе был создан музей «За мир и счастье на Земле», первые экспонаты в музей передали родственники Ю.Н. Зыкова, которые жили  на улице  Левитана дом 24.

Материалы, о Ю.Н. Зыковке я  получил от племянницы Ю.Н. Зыкова, Русаковой Е.В. (см.Приложение).

В 1995 году в посёлке Сокол был открыт скромный, но дорогой для каждого соколянина, монумент в память о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вот их имена: Сергeй Вальяжников, Алексей Волковский, Евгений Вольф, Владимир Галанин-Ткаль, Пётр Закалинский, Виктор Запорожец, Юрий Зыков, Василий Моргунов, Эдуард Мюллербег, Сергeй Никитин, Борис Панфилов, Сергeй Панфилов, Анатолий Прусс, Юрий Сахаров, Анатолий Терехов, Ге opгий Фёдоров, Осип Харсам, Владимир Худяков, Леонид Худяков, Никита Шимановский, Илья Шраг. Среди них Юрий Зыков – Герой Советского Союза.

2.4. Дубосековская улица

Своё название улица получила в 1966 году  в память о кровопролитном бое 16 ноября 1941 года  28 бойцов 316-й стрелковой дивизии у разъезда Дубосеково. Панфиловцы встали на пути немецкого, танкового батальона. И остановили его. Подвиг 28-и героев панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву.

На этой улице расположен крупнейший вуз России - Московский Авиационный институт, основанный 20 марта 1930 года. 

2-я остановка - Волоколамское шоссе, д.3

3. Знаменитые выпускники Московского Авиационного института

К 1933 году было построено первое собственное здание института  на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе, где основная территория вуза находится и сегодня.

В 1956—1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолётную и частично вертолётную технику, в аэрокосмический политехнический университет, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и paкетно-космической отрасли.

Выдающимися выпускником МАИ были:

3.1. Туполев Алексей Андреевич (1925 – 2001) – советский авиаконструктор, специалист в области самолетостроения и авиационной техники. Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964), академик АН СССР (1984).  Принимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154.

3.2. Сергeй Капица. Сын великого отца, лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, он был физиком и математиком, ведущим телепередач, главным редактором журнала "В мире науки". Всю свою жизнь Сергeй Петрович популяризировал науку, с 1973 года был бессменным ведущим передачи "Очевидное-невероятное".

3.3. Светлана Савицкая. Первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый, единственная женщина, являющаяся дважды Героем Советского Союза.

3-я остановка развилка Волоколамского и Ленинградского шоссе

4. НПО Алмаз

4.1. Знаменитые учёные и конструкторы, создатели военной техники

Следующее объект нашей экскурсии – это  дом 77, на развилке Волоколамского и Ленинградского щоссе – НПО Алмаз имени академика Расплетина.

Предприятия, собранные в концерн, разpaбатывают, производят и модернизируют зенитно-paкетное и радиолокационное оборудование и его компоненты. Основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона.  С 1956 года на предприятии  работал выдающийся  российский конструктор paкетной техники,  руководитель работ по созданию системы ЗРК " С-400" Триумф.; доктор технических наук, профессор, Леманский Александр Алексеевич.

Александр Алексеевич Леманский жил и учился в нашем районе, поэтому его имя носит щкола №1384.

В разные годы НПО Алмаз возглавляли А.А. Расплетин, С.А. Лавочкин –  конструкторы с мировыми  именами.

4-я остановка

4. «Генеральский дом»

Дом 75 по Ленинградскому проспекту (архитекторы П. Г. Стенюшин, К. С. Алабян) - один из самых знаменитых на Соколе. Долгое время здесь предоставляли жилье семьям высокопоставленных военных. В элитный дом можно было попасть только за заслуги перед собственной страной.

Дом  в народе называют "Генеральским", сейчас он носит гордое звание "Дом воинской славы", т.к. известен он своими знаменитыми жителями. В   доме в советское время проживало 6 маршалов и 362 генерала. В   60-е годы одновременно жили 39 Героев Советского Союза.
С 1950 г. по 1976 г. здесь проживал Катуков Михаил Ефимович (1900–1976) - маршал бронетанковых войск. Дважды Герой Советского Союза. Личность легендарная, прошел путь от солдата до маршала. На фасаде этого дома установлена мемориальная доска маршалу Катукову.

Маршал Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967), - полководец Великой Отечественной войны, Дважды Герой Советского Союза, Министр обороны (с 1957 по 1967 годы).

Генерал армии Алексей Семенович Жадов (1901-1977); Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст., Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, иностранными наградами. На фасаде этого дома установлена мемориальная доска.

Генерал-майор – Александр Васильевич Чапаев – сын легендарного героя Гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева.

Здесь же проживал самый титулованный советский  тренер по хоккею с шайбой – Анатолий Владимирович Тарасов, который не только тренировал знаменитых спортсменов, но и обыкновенных дворовых мальчишек, а позже – и его дочь – выдающийся  тренер по фигурному катанию на коньках – Татьяна Анатольевна Тарасова.

21-го февраля 2008 года на доме была открыта мемориальная доска Анатолию Владимировичу Тарасову - прославленному хоккейному тренеру.

Еще среди плеяды спортсменов, живших в доме, нельзя не упомянуть - Гомельский Александр  Яковлевич -  выдающийся советский баскетбольный тренер.

На углу Новопесчанной улицы и Ленинградского проспекта стоит длинный "сталинский" жилой дом с двойным номером №69-71.

6. Адмиральский дом

В народе этот дом иногда называют адмиральским, так как первоначально дом строился для Минморфлота, В декорации здания использована водная тематика: от морских коньков до якорей и штурвалов. Этот дом – один из самых красивых на Соколе, в котором жили: летчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Юмашев Андрей Борисович; летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Байдуков Ге opгий Филиппович.

Яковлев Александр Сергеевич авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник авиации.

На доме №69 по Ленинградскому проспекту, где многие десятилетия жил и работал известный авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и семи Государственных премий Александр Сергеевич Яковлев, установлена мемориальная доска. Под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.

За метро находится храм Всех Святых, построенный в  1733 году.

7. Военно-исторические мемориалы

5-я остановка - храм Всех Святых

7.1. Памятник истории федерального значения

Храм Всех Святых имеют богатейшую историю, которая отражает многовековое дружественное отношение России к Грузии.

На Всехсвятском погосте при храме генерал Петр Иванович Багратион, похоронил своего отца Ивана Александровича Багратиона и поставил на отцовской могиле скромный памятник.  Надгробие с могилы отца Багратиона, относится к памятникам истории федерального значения.
В славную историю русского оружия  князь П.И. Багратион вписал одну из самых блестящих страниц. За тридцать лет военной службы, принял участие в двадцати походах и ста пятидесяти сражениях, герой Отечественной войны 1812 года.  Его военные  заслуги были отмечены многими как русскими, так и иностранными наградами.

7.2. Мемориал "Примирения народов, воевавших в 2-х Мировых и   Гражданской войнах"

На территории храма находится православный мемориал "Примирения народов, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах".

6-я остановка - Ленинградский парк

7.3.Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны

В Первую мировую войну 1914-1918 годов, близ Всехсвятской церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов.  Великая княгиня Елизавета Федоровна, которой принадлежала идея об устройстве этого кладбища, взяла над ним официальное покровительство, ее поддержала Московская городская управа, приняв соответствующее решение в октябре 1914 года.

Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестер милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях.  Открытие Братского кладбища состоялось 15 февраля 1915 года. На нем присутствовала Елизавета Федоровна. Около кладбища освятили часовню, где было совершено отпевание первых похороненных. Всего же здесь упокоились около 18 тысяч человек. В середине 1920-х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено.

1 августа 2004 года состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, приуроченная к 90-летию начала Первой мировой войны. 30 апреля 2015 года в часовне Спаса Преображения были перезахоронены останки великого князя Николая Николаевича Младшего и его супруги великой княгини Анастасии Николаевны.

Николая Николаевича  Романов. Верховный Главнокомaндующий всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны (1914—1915 г.)

Если немного пройти в сторону посёлка художников, можно попасть на бывшее Арбатецкое кладбище, которое существовало ещё в XIX веке, тогда оно находилось на западной окраине села Всехсвятское.

7-я остановка М.Песчаный пер., 1

Сквер «Арбатец»

Сквер «Арбатец» расположен между улицей Алабяна и Малым Песчаным переулком. Бывшая территория воинского инвалидного кладбища «Арбатец» при Сергиево-Елизаветинском убежище для ветеранов русско-японской войны, основанное в 1907 г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1918 году убежище было закрыто, а в начале двадцатых годов частично уничтожено. Кладбище просуществовало до середины 60-x годов ХХ в. Сохранилось только одноэтажное кирпичное здание кладбищенской часовни, построенной по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1911 году.

В 1990-е годы родственники похороненных и общественные организации стали бороться за восстановление исторической справедливости и уважение к памяти погибших воинов.

Напротив часовни в М.Песчаный пер., 7. находится дом, в котором жил и работал конструктор автоматического оружия, генерал-лейтенант профессор Владимир  Григорьевич Фёдоров.

Русский учёный  Владимир Григорьевич Фёдоров  (1874-1966) —  конструктор оружия Российской империи  и СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы,  Герой Труда.

В 1906 году  В.Г. Фёдоров спроектировал свою первую  автоматическую винтовку  на базе трёхлинейной винтовки Мосина.  В 1911—1913 годах сконструировал автоматические винтовки под штатный патрон калибра 7,62 мм и под 6,5 мм патрон. В 1916 году он переделал автоматические винтовки для ведения непрерывной стрельбы.  Это ружьё - пулемёт получило название «автомат Фёдорова».  Под его руководством и при непосредственном участии в творческом содружестве с талантливыми оружейниками  В.А. Дегтярёвым, Г.С. Шпагиным  в 1920-х годах были разработаны несколько образцов ручных, авиационных пулемётов образца 1922 и 1925 годов, ряд танковых пулемётов, лёгкий станковый и зенитный пулемёты, которые прошли путь от КБ до Берлина.

Презентация.

Заключение.

В нашей экскурсии мы познакомились с районом Москвы Сокол, на территории которого расположены военно-исторические мемориалы, памятники  военной истории России.  Это памятники величия и жертвенности  российского народа.

На Соколе  жили, работали и  учились выдающиеся конструкторы, учёные, знаменитые лётчики, космонавты, маршалы, жизнь каждого из которых – это эпоха в истории  страны. Надо помнить и гордиться этим историческим  наследием. 

«Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.
На них основано от века, по воле Бога самого
Самостоянье человека, залог величия его.»
А.С. Пушкин



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

      Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....

25 10 2021 11:50:47

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"


    Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

      Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

24 10 2021 10:37:47

Иван Грозный: личность и эпоха (урок с использованием инновационных технологий)

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....

23 10 2021 18:57:34

Урок обществознания


    Урок обществознания

      Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....

22 10 2021 5:47:48

На уроках в афинской школе. 5-й класс


    На уроках в афинской школе. 5-й класс

      Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....

21 10 2021 1:53:21

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

20 10 2021 16:58:42

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

19 10 2021 12:50:56

Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов


    Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов

      Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....

18 10 2021 5:51:48

Конкурс знатоков истории Древней Греции


    Конкурс знатоков истории Древней Греции

      Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

17 10 2021 4:47:56

Урок истории в 10-м классе в творческой технологии


    Урок истории в 10-м классе в творческой технологии

      Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....

16 10 2021 22:51:39

Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны


    Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны

      В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....

15 10 2021 2:30:29

Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"


    Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"

      Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....

14 10 2021 10:27:21

Интегрированный урока информатики и обществознания в 10-м классе на тему "Нравственные ориентиры деятельности"


    Интегрированный урока информатики и обществознания в 10-м классе на тему "Нравственные ориентиры деятельности"

      Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...

13 10 2021 9:38:53

Русская живопись 2-й половины XIX века


    Русская живопись 2-й половины XIX века

      Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

12 10 2021 13:57:54

Религия спасения. Буддизм


    Религия спасения. Буддизм

      В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....

11 10 2021 6:56:52

Урок истории по теме "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.". 7-й класс


    Урок истории по теме "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.". 7-й класс

      В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....

10 10 2021 14:38:44

Технология проблемного обучения на уроках истории


    Технология проблемного обучения на уроках истории

      Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

09 10 2021 9:13:47

Положение тружеников в Древнем Египте


    Положение тружеников в Древнем Египте

      Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....

08 10 2021 1:22:24

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

07 10 2021 20:12:28

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс


    Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

      При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

06 10 2021 3:45:27

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)


    Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

      Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

05 10 2021 19:18:16

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

04 10 2021 15:28:20

Урок обществознания "Гарантировано природой и государством"


    Урок обществознания "Гарантировано природой и государством"

      Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....

03 10 2021 8:30:49

"Государственная символика, Урок в 6-м классе


    "Государственная символика, Урок в 6-м классе

      В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...

02 10 2021 14:16:10

Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"


    Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"

      Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....

01 10 2021 10:19:47

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

30 09 2021 13:34:24

Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"


    Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"

      Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...

29 09 2021 12:35:18

Великая Отечественная война


    Великая Отечественная война

      Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....

28 09 2021 8:25:33

Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс


    Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

      Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....

27 09 2021 16:23:13

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

26 09 2021 20:30:13

Борьба Руси с западными завоевателями


    Борьба Руси с западными завоевателями

      Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....

25 09 2021 3:58:40

Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке"


    Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке"

      Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....

24 09 2021 10:55:49

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"


    Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

      В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

23 09 2021 6:44:54

Внеклассное мероприятие по истории в 6-х классах "Московский Кремль"


    Внеклассное мероприятие по истории в 6-х классах "Московский Кремль"

      Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....

22 09 2021 19:20:43

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

21 09 2021 8:30:59

Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс


    Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс

      Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....

20 09 2021 5:34:36

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"


    Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

      Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

19 09 2021 18:21:55

"Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации


    "Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....

18 09 2021 20:27:25

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

17 09 2021 7:35:30

Урок "Начало Северной войны"


    Урок "Начало Северной войны"

      Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...

16 09 2021 11:27:38

Литературная гостиная на тему "Блокадные дни Ленинграда"


    Литературная гостиная на тему "Блокадные дни Ленинграда"

      При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....

15 09 2021 11:39:11

Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»


    Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»

      Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....

14 09 2021 14:12:36

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Египет"


    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Египет"

      Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....

13 09 2021 22:56:24

Социальные нормы и отклоняющееся поведение


    Социальные нормы и отклоняющееся поведение

      Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....

12 09 2021 14:14:54

Конспект урока по обществознанию "Понятие, сущность и организация государства" в 10-м классе


    Конспект урока по обществознанию "Понятие, сущность и организация государства" в 10-м классе

      Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....

11 09 2021 0:31:49

Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс


    Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс

      На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....

10 09 2021 16:31:15

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"


    Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

      Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

09 09 2021 5:37:42

Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"


    Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"

      Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...

08 09 2021 0:28:38

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

07 09 2021 9:37:43

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"


    Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

      Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

06 09 2021 5:51:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::