Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса


    Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи:

Образовательные:

  • контроль знаний основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

  • создание условия для развития навыков совместной деятельности, творческой самореализации личности.
  • способствование развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • закрепление навыков работы с картой.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, уважения к предкам, как создателям культурных ценностей.

Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а. сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Иларион: «не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.

Первый тур

1.     Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахаря.)
2.     Комната монаха в монастыре. (Келья.)
3.    Первая книга христианского мира (Евангелие.)
4.     Бог грома и молнии у древних славян. (Перун.)
5.    Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)
6.    Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси, (обет.)
7.    Боевой топорик с длиной рукоятью. (Секира.)
8.     Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины.)
9.    Похоронный обряд у древних славян. (Тризна.)
10.   Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега.)
11.   Как назывались в Московском государстве XVI - XVII веков учреждения? (Приказы.) Эти же задания звучат и для другой комaнды.

Второй тур

Ведущий.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Инсценирование монолога Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» со слов: «Еще одно, последнее сказанье...» до слов: «Еще одно последнее сказанье...»

Завершите монолог Пимена.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих понимают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья,
Спасителя смиренно умоляют.

Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повесть.)

В чем своеобразие «Слова о погибели Русской земли»? (Сохранилось только начало произведения; оно представляет собой не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли: «О светло светлая и прекрасно крашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская! Многими красотами прославленна ты...» Именно в этом произведении поставлен знак равенства между двумя понятиями: «земля Русская» и «вера христианская».)

Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»? («Великая ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемые и поучаемые на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания».)

Какие слова произнес Батый, глядя на тело убитого Евпатия Коловрата? («О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».)

Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?
(Сим, Хам, Иафет, сыновья Ноя, разделили после всемирного потопа всю землю на три части. Сыновья Сима восточные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От племени Иафета произошел народ славянский, а по его имени и грамота назвалась «славянской».)

В древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на Деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость...» В чем же заключалась эта хитрость?
(«Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три гoлyбя да по три воробья, и я уйду прочь». Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить ниткой к гoлyбю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили и они полетели в свои гнезда. Сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их».)

Как и когда погиб киевский князь Святослав?
(В 972 году возвращался Святослав, заключив мир с греками, в Русскую землю через порог, где его малую дружину поджидал печенежский князь Куря. И напал на него Куря, и убили Святослава, взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.)

Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря?
(Сказали древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его за князя нашего Мала». Послали 20 мужей в ладье к Ольге. И сказала Ольга: «Любезна мне речь ваша, хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, а понесите нас в ладье». Так гости и сделали. И принесли их на двор к Ольге. И как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.
Другим лучшим мужьям-древлянам Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгла баню, и вошла в нее древляне и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и
сгорели все.
В третий раз приказала Ольга древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа ее. Взяв с собой дружину, отправилась она к могиле своего мужа и оплакала его. А потом приказала совершить тризну. И когда опьянели древляне, велела дружине рубить древлян, и иссекла их пять тысяч.)

 Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?
(Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву и предсказал ему победу.)
После второго тура проводится конкурс чтецов. Один-два участника от каждой комaнды читают отрывки из «Слова о полку Игореве».

Третий тур

Комaндам предлагаются тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика».

Тест для первой комaнды.

1.  Агнец - это:

а) ангел;

б) ягненок;

в) огонь.

2.  Где вам могли встретится буки

а) в лесу;

б) в книге;

в) на картине.

(Буки - название букв б в церковно - славянской азбуке.)

3.  Покажите длань. (Длань - рука, ладонь.)

4. Духовник

а) играет на инструментах;

б) создает духи; в (совершает духовные обряды (Духовник - священник, принимающий исповедь.)

5.  Басурман - это:

а) национальность;

б) воинское звание;

в) вероисповедание.

(Басурман - иноверец, не христианин.)

6.  Клобук носят:

а) на голове;

б) на шее;

в) в кармане.

(Клобук - высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

Тест для второй комaнды.

1. Алкать значит:

а) кричать;

б) жаждать;

в) бежать.

(Алкать - жаждать, сильно хотеть.)

2.  Пращур - это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда;

в) название болезни.

(Пращур - предок, отец прапрадеда, прапpaбабки.)

3. Забрало - это:

а) меч;

б) городская стена, ее верхняя часть, ограда;

в) кольчуга.

(Забрало - городская стена, ее верхняя часть.)

4. Лепота - это:

а) лепные узоры;

б) настой их липы;

в) красота.

(Лепота - красота, приличие.)

5. Покажите свою десницу. (Десница - правая рука.) Что необходимо, чтобы стать толмачом*!

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.

(Толмач - переводчик.)

Игра со зрителями

Пока комaнды решают тесты, со зрителем проводится конкурс «Спешите видеть».

1. Что вы можете рассказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»?
(на репродукции картины Сурикова изображен тот момент, когда Морозову везут в заточение. Это произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме. Теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова, подняв правую руку и ясно изобразив ею старообрядческое двуперстие, крестила себя и часто звонила цепью.)

2. Назовите этот предмет и расскажите о его владельце.
(Шапка Мономаха. Владимир Мономах - внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени...)

3. Как называется эта книга? (Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского?
(Икона «Троица». Лавра Сергия Радонежского носит название Троице-Сергиевой лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием - храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона - Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

4. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидным ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы. Наполнены медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет пиршества? (Братина.)

Четвертый тур

В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры.

1. Почему одна из икон чудотворна Николы стала называться «Заразской»?
(Княгиня Евпpaксия с сыном Иваном Федоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпpaксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила», узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать ее своей наложницей», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».)

2. Что вы узнали о последних днях жизни боярыни Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой из «Повести о боярине Морозовой»?
(Царь Алексей Михайлович приказал уморить обеих сестер голодом в Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года cмepть положила конец страданиям. Тела сестер зарыли внутри стен Боровского острога.)

3. В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? (В «Слове о полку Игореве».)

4. Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а не срубил ей «по плеч буйну голову»?

(Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи:
Я замуж пойду, так у меня и муж будет,
Свекра стану звать батюшкой,
Приживу я себе сына любезного,
Так у меня и сын будет,
Приживу я себе дочку любезную,
Воспою-вскормлю, замуж отдам,
Так у меня и зять будет.
Не видать мне будет единыя головушки,
Мне милого братца родимого,
Да не видать век да повеку).

5. Чем князя Владимира привлекла вера христианская (Красотой богослужения.)

6. Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнем? (Судьба протопопа Аввакума.)

7. Что общего и различного в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине»?

(Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова...». Однако в «Слове...» русские воска потерпели поражение, а в «Задонщине» - одержали победу)

8. В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чем мечтал автор «Слова о полку Игореве». О чем идет речь?

Пятый тур

Вопросы к первой комaнде

1. Кем были открыты первые школы на Руси?
2.  Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет»)?
3. Автор Летописного свода «Повесть временных лет» (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
4. Основатели славянского письма (Кирилл и Мефодий.)
5. Назовите дату празднования славянской письменности (24 мая)
6.  Год принятия христианства на Руси (988 г.)
7.  Имя Сергия Радонежского в мирской жизни (Варфоломей)
8. Волхвы - это... (языческие жрецы)
9.  Первоначальное значение слова «буква» в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)
10. В каком городе древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве)
11. К чему обращается Ярославна в плаче? (К солнцу, ветру, Днепру)
12. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри)
13. В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? (В 1185 г. 23 апреля)
14. Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своем творчестве к «Слову о полку Игореве»? (Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Шкля-ревский...)
15. Композитор, написавший оперу «Князь Игорь» (Бородин)
16. Как звали половца, который помог Игорю бежать из плена?(Овлур)
17.Как в «Слове...» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря - Владимира? (Четыре солнца)

Вопросы ко второй комaнде

1. Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца)
2. Кто из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат)
3. Основатель Киева (Кий)
4. Как погиб Олег Вещий? (от укуса змеи)
5. Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение»)
6. Имя первого князя на Руси (Рюрик)
7. В «Задонщине» девять раз звучит один и тот же призыв. Какой? («За землю русскую и за веру христианскую»)
8. Бог ветра в Древней Руси (Стрибог)
9.  Город, в котором родился Василий Буслаев (Новгород)
10. У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень)
11. Чье золотое слово звучит в «Слове о полку Игореве?»
12. Назовите художников, иллюстрировавших «Слово...» (В.А. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин)
13. Имена первых святых на Руси (Борис и Глеб)
14. Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси)
15. Где был приобретен сборник, включающий «Слово о полку Игореве»? (В Спасском монастыре Ярославля)
16. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу)
17.Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии Древней Руси - монголо-татарском нашествии. (Трилогия В.Яна: «Чиниз-хан», «Батый», «К последнему морю»)

Заключительное слово учителя

Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали.» А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно. Знать историю своей страны - это долг каждого из нас. (Путин В.В.)




План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"


    План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

      План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

18 01 2022 1:17:19

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс


    Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

      Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....

17 01 2022 15:16:14

Урок "Новая расстановка сил в мире"


    Урок "Новая расстановка сил в мире"

      Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...

16 01 2022 17:31:27

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"


    Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

      Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс " Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....

15 01 2022 10:13:12

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

14 01 2022 11:13:49

Олимпийские игры в древности. 5-й класс


    Олимпийские игры в древности. 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....

13 01 2022 19:38:47

Древняя Спарта. 5-й класс


    Древняя Спарта. 5-й класс

      В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....

12 01 2022 3:46:37

Урок истории "Гражданская война"


    Урок истории "Гражданская война"

      На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....

11 01 2022 12:51:57

Совершить невозможное. 10-й класс


    Совершить невозможное. 10-й класс

      Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....

10 01 2022 17:56:34

Древнейший Рим


    Древнейший Рим

      При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....

09 01 2022 20:36:26

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"


    Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

      Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме " Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

08 01 2022 16:38:45

Распад СССР. Становление новой российской государственности


    Распад СССР. Становление новой российской государственности

      На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

07 01 2022 21:45:22

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"


    Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

      Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

06 01 2022 5:38:17

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)


    Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

      Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

05 01 2022 23:17:12

Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."


    Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

      Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

04 01 2022 3:19:49

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

03 01 2022 21:43:16

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд пpaктика. Проект "Память поколений"


    Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд пpaктика. Проект "Память поколений"

      В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....

02 01 2022 7:53:49

СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок


    СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

      Познавательный интерес на уроке формируется методами интерактивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология « Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, « Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....

01 01 2022 3:55:12

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

31 12 2021 19:42:54

"Государственная символика, Урок в 6-м классе


    "Государственная символика, Урок в 6-м классе

      В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...

30 12 2021 22:22:57

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....

29 12 2021 16:17:53

Русская Православная Церковь в борьбе с врагом


    Русская Православная Церковь в борьбе с врагом

      В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса " Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....

27 12 2021 7:14:25

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс

      Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока. ...

26 12 2021 23:15:40

Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"


    Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"

      Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...

25 12 2021 23:31:11

Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

      Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его смерти....

24 12 2021 16:18:52

"…Мудрость бо обретаем…"


    "…Мудрость бо обретаем…"

      Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....

23 12 2021 3:14:47

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)


    "Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

      Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

22 12 2021 6:29:28

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

21 12 2021 20:37:33

История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов


    История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов

      Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....

20 12 2021 9:17:17

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.


    Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

      Конспект урока по истории России для 11-го класса....

19 12 2021 6:46:35

Внеклассное мероприятие по истории России "Да, были люди в наше время…" 8-й класс


    Внеклассное мероприятие по истории России "Да, были люди в наше время…" 8-й класс

      Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....

18 12 2021 4:19:42

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"


    Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

      Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

17 12 2021 21:43:26

Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"


    Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"

      Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...

16 12 2021 5:55:19

Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"


    Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"

      Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...

15 12 2021 17:50:13

Проектная работа "Улицы, на которых мы живем, — их прошлое, настоящее и будущее"


    Проектная работа "Улицы, на которых мы живем, — их прошлое, настоящее и будущее"

      В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....

14 12 2021 18:54:56

Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс


    Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс

      На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают характеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....

13 12 2021 20:15:46

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"


    Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

      Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

12 12 2021 6:40:51

Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"


    Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"

      На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...

11 12 2021 11:53:24

Урок: "Олимпийские игры в древности"


    Урок: "Олимпийские игры в древности"

      Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....

10 12 2021 17:38:20

«Исторический выбор Руси: противостояние Западу и осторожная политика в отношениях с Ордой». 10-й класс


    «Исторический выбор Руси: противостояние Западу и осторожная политика в отношениях с Ордой». 10-й класс

      Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное пространство....

09 12 2021 1:27:38

Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования


    Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования

      Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...

08 12 2021 4:56:36

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

07 12 2021 11:40:13

Люди и события Средневековья


    Люди и события Средневековья

      Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

06 12 2021 2:36:36

СМИ – четвертая власть


    СМИ – четвертая власть

      В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....

05 12 2021 13:16:34

Вероучение в мировых религиях


    Вероучение в мировых религиях

      Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

04 12 2021 16:28:11

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

03 12 2021 14:55:32

Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом


    Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

      Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, О Б Ж; развитию спортивного азарта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....

02 12 2021 20:17:38

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ


    Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

      В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

01 12 2021 15:11:49

Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"


    Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....

30 11 2021 22:57:11

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::