Открытый урок по истории на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»
Текст, предлагаемый для изучения.
«...Стойте твердо в вере и незыблемо, стpaxa же человеческого не бойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших.
Когда же был патриархом злой змей, и начал казнить православие. Повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны, Мы же, со отцы и братиею. Не умолчав, начали обличать еретика.
А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать, устраивает все по-фряжскому, то есть по-немецкому.
Святые образы изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем в Христе Иисусе.
Он же нас мучил много, и разослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много, и в Астpaxaни в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и прокляная, в тюрьме держал, сослал тысяч будет с 20 за Сибирь - волоча вперед и назад 12лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярыня Феодосия Пркопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусрова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчуг и голодуют».
«...После того взяли меня со стрельцами, на патриархове дворе на цепь посадили, три дни не ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся, не знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ког мне не приходил, токмо мыши и таpaканы. И сверчки кричат. И блох довольно... на утро архимaндрит с братиею пришли и журят мне: «Что патриарху не покоришься?» Велели волочь в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и в глаза плюют... Видят они, что я не соединяюся с ними. Приказал государь уговаривать меня, чтобы я молчал, и я потешил его: царь — то есть от Бога учинен, а се добренек до меня... Да так — то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничего не успевает, заворчал, написал царю, чтобы он старое благочестие взыскал и святую церковь от ересей оборонил».
«...О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истину говорю: время покаятися!.. А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча хмельненек от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языками говорить, да что в том прибыль?... Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори природным языком; не уничижай его и в церкви, и на дому, и в пословицах. А ты, миленький, посмотри — тко в пазуху ту у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь? Ведь мы не отнимем у тебя царства, но за веру свою стоим».
Аввакум Петров (1621 - 1682) - глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной церкви, протопоп, писатель. Будучи отправлен в ссылку, написал свое жизнеописание (Житие). За непокорность светским и церковным властям был приговорен вместе с сообщниками к сожжению в Пустозерске.
Ход урока
I. Урок начинается с того, что учитель делает краткий обзор пройденного материала по теме: «Власть и церковь. Церковный раскол». В своем повествовании учитель использует ключевые термины: раскол, старообрядцы (раскольники), поповцы, беспоповцы и др. Если у учителя есть репродукции картин, например «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова, то их тоже следует использовать для большей концентрации внимания учеников на предстоящей работе.
Далее учитель предлагает ученикам прочитать заранее приготовленный текстовой материл (каждый ученик имеет для работы свой собственный лист). На этом листе можно делать пометки, что - то подчеркивать, делать на полях записи и др. Это делается потому, что скорость прочтения учеников различная и каждый обладает индивидуальными особенностями восприятия текстового материала. Учитель предлагает прочитать текст два, а то и три раза.
Когда учитель убедился, что текст прочитан, он задает классу несколько наводящих вопросов:
- Какое событие нашло отражение в этих документах?
- Что стало причиной этих событий?
- Как этот документ хаpaктеризует отношения между властью и обществом?
II. Учитель, убедившись, что ученики готовы к активной мыслительной деятельности, предлагает им заполнить «мешок с вопросами». Это означает, что каждый ученик может сформулировать и задать вопрос в письменной форме. Вопрос, записанный на листочке, который выдается заранее вместе с текстом, складывается в общую кучу - «мешок». Вопрос может быть анонимным, т.к. многие ученики вплоть до выпускного класса остаются застенчивыми и нерешительными.
Вопросы, попавшие в «мешок»:
- Сколько лет Соловецкий монастырь находился в осаде?
- Кто автор этих документов?
- Каково его отношение к описываемым событиям?
- Как звали царя?
- Почему царь не смог предотвратить раскол в Православной церкви?
- В чем была главная опасность сложившейся ситуации?
- Что означают выражения «благочестие взыскал», «от ересей оборонил», «природный язык».
- Почему Аввакум не понял смысл и значение церковной реформы?
- Как относится Аввакум к реформе?
- Как относится Аввакум к Никону и почему?
- К чему призывает Аввакум верующих и можно ли назвать это милосердным?
- Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Обоснуйте свое отношение к ним.
- Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
- Чем были вызваны церковные реформы середины 17 века?
- Какие черты хаpaктера роднят Аввакума и Никона?
- Почему власть так жестоко преследовала раскольников?
- Почему патриарх Никон не сумел получить такое же значительное политическое влияние, как его предшественник патриарх Филарет?
- В чем состояла суть действий Никона?
- Каковы были намерения Никона и к каким последствиям они привели на самом деле?
- Какое положение в государстве занимал патриарх в Византии?
- В чем суть концепции священства по Никону?
- Как воспринял русский народ реформы Никона и почему?
- В чем суть разногласий между светской и церковной властью?
III. Учитель предлагает ученикам совместно разобрать вопросы, разделив их на две группы:
- Вопросы, ответы на которые можно найти в тексте (репродуктивные).
- Вопросы, ответы на которые требуют дополнительных рассуждений и объяснений (продуктивные).
Репродуктивные вопросы:
- Кто автор этих документов?
- Как звали царя, в правление которого происходили описываемые события?
- Как относится Аввакум к реформе?
- Как относится Аввакум к Никону и почему?
- К чему призывает Аввакум верующих, можно ли назвать его призывы милосердными?
- Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Обоснуйте свое отношение к ним.
- Сколько лет Соловецкий монастырь находился в осаде?
- В чем состояла суть действий Никона?
Ученики, отбирая репродуктивные вопросы, сразу отвечают на них. Далее учитель рассказывает о типах продуктивных вопросов, дает схему их построения и образцы каждого типа, объясняет в чем собственно продуктивность этих вопросов. После этого учитель предлагает совместными усилиями оставшиеся в «мешке» вопросы «превратить» в продуктивные.
Продуктивные вопросы:
- Если царь Алексей Михайлович обладал почти неограниченной властью, что нашло отражение в Соборном уложении 1649 г., то почему он не смог предотвратить раскол в Православной церкви?
- Вступая в борьбу за верховенство церковной власти над светской Никон должен был предвидеть, что не все общество одобрит его действия; чем можно объяснить, что он не разглядел главную опасность сложившейся ситуации?
- Что означают выражения «благочестие взыскал», «от ересей оборонил», «природный язык»?
- Аввакум считался образованным человеком своего времени; тогда почему он не понял смысл и значение церковной реформы и не поддержал ее?
- Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
- Чем были вызваны церковные реформы середины 17 века?
- Известно, что Аввакум и Никон являлись идейными противниками и все-таки у них было много общего; какие черты хаpaктера роднят Аввакума и Никона?
- Сохранилось много свидетельств о жестоких расправах с раскольниками; почему власть так непреклонно преследовала их?
- Почему патриарх Никон не сумел получить такое же значительное политическое влияние, как его предшественник патриарх Филарет?
- Как воспринял русский народ реформы Никона и почему?
- Царь и патриарх: в чем суть разногласий между светской и церковной властью?
IV. Ученики, работая с историческими материалами могут столкнуться либо с противоречивыми аспектами исторических событий, либо недостаточно освещенными. Как известно, именно противоречие и неоднозначность, порождают проблемные вопросы.
Проблемный вопрос по рассматриваемой теме возник из двух вопросов репродуктивного типа:
- Вспомните, какое положение в государстве занимал патриарх в Византии?
- В чем суть концепции священства по Никону?
Ученики увидели в этом явное противоречие: как могло получиться, что патриарх русской Православной церкви, выстраивая свою концепцию священства, опирался на опыт католической церкви? В ходе дискуссии родился проблемный вопрос: чем объясняется многовековая одержимость старообрядцев в отказе подчиниться светской и церковной власти?
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
18 03 2024 10:19:19
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
17 03 2024 12:54:54
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
16 03 2024 21:28:56
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
15 03 2024 23:19:49
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
14 03 2024 17:51:50
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
13 03 2024 17:20:52
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
12 03 2024 15:15:47
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
11 03 2024 8:22:40
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
10 03 2024 0:42:26
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
09 03 2024 16:30:17
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
08 03 2024 17:54:33
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
07 03 2024 21:59:49
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
06 03 2024 11:36:27
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
05 03 2024 19:34:53
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
04 03 2024 3:13:45
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
03 03 2024 16:38:26
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
02 03 2024 0:27:53
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
01 03 2024 8:46:33
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
29 02 2024 1:54:24
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
28 02 2024 7:55:45
Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
27 02 2024 10:51:10
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
26 02 2024 22:45:13
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
25 02 2024 9:16:40
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
24 02 2024 9:24:25
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
23 02 2024 12:14:30
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
22 02 2024 4:20:51
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
21 02 2024 11:53:27
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
20 02 2024 9:22:38
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...
19 02 2024 2:15:22
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
18 02 2024 9:54:16
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
17 02 2024 15:51:15
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
16 02 2024 16:34:40
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
15 02 2024 0:37:54
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
14 02 2024 15:50:44
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
13 02 2024 16:20:11
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
12 02 2024 2:15:21
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
11 02 2024 15:57:20
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
10 02 2024 19:12:35
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
09 02 2024 21:23:11
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
08 02 2024 23:17:28
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
07 02 2024 0:49:22
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
06 02 2024 3:53:37
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
05 02 2024 5:53:22
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
04 02 2024 21:12:19
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
03 02 2024 20:24:51
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
02 02 2024 1:34:37
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
01 02 2024 0:15:39
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
31 01 2024 3:38:16
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
30 01 2024 19:28:16
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
29 01 2024 17:37:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::