Открытый урок по истории на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»
Текст, предлагаемый для изучения.
«...Стойте твердо в вере и незыблемо, стpaxa же человеческого не бойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших.
Когда же был патриархом злой змей, и начал казнить православие. Повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны, Мы же, со отцы и братиею. Не умолчав, начали обличать еретика.
А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать, устраивает все по-фряжскому, то есть по-немецкому.
Святые образы изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем в Христе Иисусе.
Он же нас мучил много, и разослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много, и в Астpaxaни в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и прокляная, в тюрьме держал, сослал тысяч будет с 20 за Сибирь - волоча вперед и назад 12лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярыня Феодосия Пркопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусрова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчуг и голодуют».
«...После того взяли меня со стрельцами, на патриархове дворе на цепь посадили, три дни не ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся, не знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ког мне не приходил, токмо мыши и таpaканы. И сверчки кричат. И блох довольно... на утро архимaндрит с братиею пришли и журят мне: «Что патриарху не покоришься?» Велели волочь в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и в глаза плюют... Видят они, что я не соединяюся с ними. Приказал государь уговаривать меня, чтобы я молчал, и я потешил его: царь — то есть от Бога учинен, а се добренек до меня... Да так — то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничего не успевает, заворчал, написал царю, чтобы он старое благочестие взыскал и святую церковь от ересей оборонил».
«...О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истину говорю: время покаятися!.. А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча хмельненек от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языками говорить, да что в том прибыль?... Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори природным языком; не уничижай его и в церкви, и на дому, и в пословицах. А ты, миленький, посмотри — тко в пазуху ту у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь? Ведь мы не отнимем у тебя царства, но за веру свою стоим».
Аввакум Петров (1621 - 1682) - глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной церкви, протопоп, писатель. Будучи отправлен в ссылку, написал свое жизнеописание (Житие). За непокорность светским и церковным властям был приговорен вместе с сообщниками к сожжению в Пустозерске.
Ход урока
I. Урок начинается с того, что учитель делает краткий обзор пройденного материала по теме: «Власть и церковь. Церковный раскол». В своем повествовании учитель использует ключевые термины: раскол, старообрядцы (раскольники), поповцы, беспоповцы и др. Если у учителя есть репродукции картин, например «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова, то их тоже следует использовать для большей концентрации внимания учеников на предстоящей работе.
Далее учитель предлагает ученикам прочитать заранее приготовленный текстовой материл (каждый ученик имеет для работы свой собственный лист). На этом листе можно делать пометки, что - то подчеркивать, делать на полях записи и др. Это делается потому, что скорость прочтения учеников различная и каждый обладает индивидуальными особенностями восприятия текстового материала. Учитель предлагает прочитать текст два, а то и три раза.
Когда учитель убедился, что текст прочитан, он задает классу несколько наводящих вопросов:
- Какое событие нашло отражение в этих документах?
- Что стало причиной этих событий?
- Как этот документ хаpaктеризует отношения между властью и обществом?
II. Учитель, убедившись, что ученики готовы к активной мыслительной деятельности, предлагает им заполнить «мешок с вопросами». Это означает, что каждый ученик может сформулировать и задать вопрос в письменной форме. Вопрос, записанный на листочке, который выдается заранее вместе с текстом, складывается в общую кучу - «мешок». Вопрос может быть анонимным, т.к. многие ученики вплоть до выпускного класса остаются застенчивыми и нерешительными.
Вопросы, попавшие в «мешок»:
- Сколько лет Соловецкий монастырь находился в осаде?
- Кто автор этих документов?
- Каково его отношение к описываемым событиям?
- Как звали царя?
- Почему царь не смог предотвратить раскол в Православной церкви?
- В чем была главная опасность сложившейся ситуации?
- Что означают выражения «благочестие взыскал», «от ересей оборонил», «природный язык».
- Почему Аввакум не понял смысл и значение церковной реформы?
- Как относится Аввакум к реформе?
- Как относится Аввакум к Никону и почему?
- К чему призывает Аввакум верующих и можно ли назвать это милосердным?
- Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Обоснуйте свое отношение к ним.
- Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
- Чем были вызваны церковные реформы середины 17 века?
- Какие черты хаpaктера роднят Аввакума и Никона?
- Почему власть так жестоко преследовала раскольников?
- Почему патриарх Никон не сумел получить такое же значительное политическое влияние, как его предшественник патриарх Филарет?
- В чем состояла суть действий Никона?
- Каковы были намерения Никона и к каким последствиям они привели на самом деле?
- Какое положение в государстве занимал патриарх в Византии?
- В чем суть концепции священства по Никону?
- Как воспринял русский народ реформы Никона и почему?
- В чем суть разногласий между светской и церковной властью?
III. Учитель предлагает ученикам совместно разобрать вопросы, разделив их на две группы:
- Вопросы, ответы на которые можно найти в тексте (репродуктивные).
- Вопросы, ответы на которые требуют дополнительных рассуждений и объяснений (продуктивные).
Репродуктивные вопросы:
- Кто автор этих документов?
- Как звали царя, в правление которого происходили описываемые события?
- Как относится Аввакум к реформе?
- Как относится Аввакум к Никону и почему?
- К чему призывает Аввакум верующих, можно ли назвать его призывы милосердными?
- Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Обоснуйте свое отношение к ним.
- Сколько лет Соловецкий монастырь находился в осаде?
- В чем состояла суть действий Никона?
Ученики, отбирая репродуктивные вопросы, сразу отвечают на них. Далее учитель рассказывает о типах продуктивных вопросов, дает схему их построения и образцы каждого типа, объясняет в чем собственно продуктивность этих вопросов. После этого учитель предлагает совместными усилиями оставшиеся в «мешке» вопросы «превратить» в продуктивные.
Продуктивные вопросы:
- Если царь Алексей Михайлович обладал почти неограниченной властью, что нашло отражение в Соборном уложении 1649 г., то почему он не смог предотвратить раскол в Православной церкви?
- Вступая в борьбу за верховенство церковной власти над светской Никон должен был предвидеть, что не все общество одобрит его действия; чем можно объяснить, что он не разглядел главную опасность сложившейся ситуации?
- Что означают выражения «благочестие взыскал», «от ересей оборонил», «природный язык»?
- Аввакум считался образованным человеком своего времени; тогда почему он не понял смысл и значение церковной реформы и не поддержал ее?
- Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
- Чем были вызваны церковные реформы середины 17 века?
- Известно, что Аввакум и Никон являлись идейными противниками и все-таки у них было много общего; какие черты хаpaктера роднят Аввакума и Никона?
- Сохранилось много свидетельств о жестоких расправах с раскольниками; почему власть так непреклонно преследовала их?
- Почему патриарх Никон не сумел получить такое же значительное политическое влияние, как его предшественник патриарх Филарет?
- Как воспринял русский народ реформы Никона и почему?
- Царь и патриарх: в чем суть разногласий между светской и церковной властью?
IV. Ученики, работая с историческими материалами могут столкнуться либо с противоречивыми аспектами исторических событий, либо недостаточно освещенными. Как известно, именно противоречие и неоднозначность, порождают проблемные вопросы.
Проблемный вопрос по рассматриваемой теме возник из двух вопросов репродуктивного типа:
- Вспомните, какое положение в государстве занимал патриарх в Византии?
- В чем суть концепции священства по Никону?
Ученики увидели в этом явное противоречие: как могло получиться, что патриарх русской Православной церкви, выстраивая свою концепцию священства, опирался на опыт католической церкви? В ходе дискуссии родился проблемный вопрос: чем объясняется многовековая одержимость старообрядцев в отказе подчиниться светской и церковной власти?
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
27 05 2023 7:34:20
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
26 05 2023 5:32:50
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
25 05 2023 12:42:19
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
24 05 2023 13:24:56
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
23 05 2023 16:54:50
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
22 05 2023 21:29:31
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
21 05 2023 18:29:25

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
20 05 2023 6:30:28

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
19 05 2023 9:44:47
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
18 05 2023 3:49:22
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
17 05 2023 12:28:47
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
16 05 2023 8:16:40
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
15 05 2023 0:15:27
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
14 05 2023 17:44:17
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
13 05 2023 5:41:31
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
12 05 2023 11:29:29
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
11 05 2023 5:49:12
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
10 05 2023 7:31:11
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
09 05 2023 22:41:30
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
08 05 2023 16:29:16
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
07 05 2023 3:29:38
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
06 05 2023 3:22:10
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
05 05 2023 21:53:57
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
04 05 2023 5:23:28
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
03 05 2023 3:48:59
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
02 05 2023 5:15:16
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
01 05 2023 21:11:32
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
30 04 2023 20:15:37
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
29 04 2023 11:14:59
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
28 04 2023 4:44:18
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
27 04 2023 5:17:16
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
26 04 2023 1:29:18
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
25 04 2023 5:29:43
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
24 04 2023 4:34:29
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
23 04 2023 6:47:37
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
22 04 2023 22:41:26
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
21 04 2023 18:51:45
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
20 04 2023 23:27:59
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
19 04 2023 6:17:10
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
18 04 2023 11:38:39
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
17 04 2023 6:16:53
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
16 04 2023 15:58:44
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
15 04 2023 2:23:51
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
14 04 2023 0:43:47
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
13 04 2023 15:45:46
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
12 04 2023 12:17:45
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
11 04 2023 8:53:54
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
10 04 2023 12:42:59
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
09 04 2023 4:52:15
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
08 04 2023 5:40:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::